Добрые стихи моего детства
Шаловливые ручонки, нет покоя мне от вас,
Так и жди, что натворите вы каких-нибудь проказ.
Вот картинку изорвали, спичку серную зажгли,
А вчера ключи куда-то от комода унесли.
Куклу новую купила и сказала: береги,
А гляжу, она уж мигом очутилась без ноги.
Так на резвые ручонки деток жаловалась мать,
А сама их то и дело принималась целовать.
Знает мама, что не вечно этим пальчикам шалить,
Что придет пора, и станут вместе труд они делить.
—————————————————
«Птичка! Нам жаль твоих песенок звонких!
Не улетай от нас прочь. Подожди!»—
«Милые крошки! Из вашей сторонки
Гонят меня холода и дожди.
Вон на деревьях, на крыше беседки
Сколько меня поджидает подруг!
Завтра вы спать ещё будете, детки,
А уж мы все понесёмся на юг.
Нет там ни стужи теперь, ни дождей,
Ветер листы не срывает с ветвей,
Солнышко в тучи не прячется там. »—
«Скоро ли, птичка, вернёшься ты к нам?»
«Я с запасом новых песен
К вам вернусь, когда с полей
Снег сойдёт, когда в овраге
Зажурчит, блестя, ручей—
И начнёт под вешним’ солнцем
Вся природа оживать.
Я вернусь, когда, малютки,
Вы уж будете читать!»
—————————————
Л. Н. Модзалевский
ПРИГЛАШЕНИЕ В ШКОЛУ
Дети! В школу собирайтесь,
Петушок пропел давно!
Попроворней одевайтесь —
Смотрит солнышко в окно!
Человек, и зверь, и пташка —
Все берутся за дела:
С ношей тащится букашка,
За медком летит пчела.
Ясно поле, весел луг,
Лес проснулся и шумит,
Дятел носом тук да тук!
Звонко иволга кричит.
Рыбаки уж тянут сети,
На лугу коса звенит.
Помолясь, за книгу, дети!
Бог лениться не велит!
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною.
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
И сердце сильно так в груди
Стучит, как будто ждет чего-то,
Как будто счастье впереди
И унесла зима заботы!
Все лица весело глядят.
«Весна!»- читаешь в каждом взоре;
И тот, как празднику, ей рад,
Чья жизнь — лишь тяжкий труд и горе.
Но резвых деток звонкий смех
И беззаботных птичек пенье
Мне говорят — кто больше всех
Природы любит обновленье!
—————————
Домик над рекою,
В окнах огонёк,
Светлой полосою
На воду он лёг.
В доме не дождутся
С ловли рыбака:
Обещал вернуться
Через два денька.
Но прошёл и третий,
А его всё нет,
Ждут напрасно дети,
Ждёт и старый дед.
Всех нетерпеливей
Ждёт его жена,
Ночи молчаливей
И, как холст, бледна.
Вот за ужин сели,
Ей не до еды.
«Как бы в самом деле
Не было беды».
Вдоль реки несётся
Лодочка, на ней
Песня раздаётся
Всё слышней, слышней!
Звуки той знакомой
Песни услыхав,
Дети вон из дому
Бросились стремглав.
Весело вскочила
Из-за прялки мать,
И у деда сила
Вдруг нашлась бежать.
Песню заглушает
Звонкий крик ребят;
Тщетно унимает
Старый дед внучат.
Вот и воротился
Весел и здоров!
В россказни пустился
Тотчас про улов.
В морды он и в сети
Наловил всего;
С любопытством дети
Слушают его.
Смотрит дед на щуку:
«Больно велика!»
Мать сынишке в руку
Сует окунька.
Девочка присела
Около сетей
И взяла несмело
Парочку ершей.
Прыгают, смеются
Детки, если вдруг
Рыбки встрепенутся,
Выскользнут из рук.
Долго раздавался
Смех их над рекой;
Ими любовался
Месяц золотой.
Ласково мерцали
Звёзды с вышины;
Детям обещали
Радостные сны.
Под окном чулок старушка
Вяжет в комнатке уютной
И в очки свой большие
Смотрит в угол поминутно.
А в углу кудрявый мальчик
Молча к стенке прислонился;
На лице его забота,
Взгляд на что-то устремился.
— Что сидишь всё дома, внучек?
Шёл бы в сад, копал бы грядки
Или крикнул бы сестрёнку,
Поиграл бы с ней в лошадки.
Кабы силы да здоровье,
И сама бы с вами, детки,
Побрела я на лужайку;
Дни такие стали редки.
Уж трава желтеет в поле,
Листья падают сухие;
Скоро птички-щебетуньи
Улетят в края чужие!
Присмирел ты что-то, Ваня,
Всё стоишь, сложивши ручки;
Посмотри, как светит солнце:
Ни одной на нёбе тучки!
Что за тишь! Не клонит ветер
Ни былинки, ни цветочка.
Не дождёшься ты такого
Благодатного денёчка!
Подошёл к старушке внучек
И головкою курчавой
К ней припал; глаза большие
На неё глядят лукаво.
— Знать, гостинцу захотелось?
Винных ягод, винограда?
Ну поди возьми в комоде,
— Нет, гостинца мне не надо!
— Уж чего-нибудь да хочешь.
Или, может, напроказил?
Может, сам, когда спала я,
Ты в комод без спросу лазил.
— Нет, бабуся, не шалил я;
А вчера, меня целуя,
Ты сказала: «Будешь умник—
Всё тогда тебе куплю я. »
— Ишь ведь память-то, какая!
Что ж купить тебе? лошадку?
Оловянную посуду
Или грабли да лопатку?
— Нет! Уж ты мне покупала
И лошадку,и посуду.
Сумку мне купи, бабуся,
В школу с ней ходить я буду.
— Ай да Ваня! Хочет в школу,
За букварь да за указку.
— Где тебе! Садись — ка лучше,
Расскажу тебе я сказку.
— Уж и так мне много сказок
Ты, бабуся, говорила;
Если знаешь, расскажи мне
Лучше то, что вправду было.
Шёл вчера я мимо школы.
Сколько там детей, родная!
Как рассказывал учитель,
Долго слушал у окна я.
Слушал я — какие земли
Есть за дальними морями.
Города, леса какие
С злыми, страшными зверями.
Он рассказывал: где жарко,
Где всегда стоят морозы;
Отчего дожди туманы,
Отчего бывают грозы.
Рисовали тоже дети;
Много я глядел тетрадок,
Кто глаза, кто нос выводит,
А кто домик да лошадок.
А как кончилось ученье,
Стали хором петь. В окошко
И меня втащил учитель.
Говорит: «Пой с нами, крошка!
Да проси, чтоб присылали
В школу к нам тебя родные;
Все вы скажете спасибо
Ей, — как будете большие. »
Приуныли детки; молча
На окне они сидят.
Обещала накануне
Отпустить их мама в сад.
Разбудить себя просили
Няню все они чем свет:
Тачку, грабли и лопаты
Подарил им старый дед.
И с внучатами хотел он
Грядки сам прийти копать.
Деток счастливых насилу
Уложила няня спать.
И всю ночь малюткам снились
Солнце, зелень и цветы
И копающего грядки
Деда добрые черты.
Что же детки приуныли,
Не слыхать их голосов.
Отчего печально в окна
Все глядят они без слов?
Оттого, что небо тучи
Обложили все кругом;
Скрылось солнышко, деревья
Грустно мокнут под дождем;
Оттого, что смолкли птички
И от бури в свой приют-
В чащу темную забившись,
Не щебечут, не поют.
Вот и старый дед явился —
И к любимцу своему
Дети бросились, желая
Горе высказать ему:
«Ну как дождик вплоть до ночи
Будет, дедушка, идти!
Ну как целый день придется
Просидеть нам взаперти!»
«Что вы! Мигом перестанет! —
Утешает старичок. —
А пока садитесь, детки,
Вот сюда ко мне в кружок
Да послушайте, какую
Расскажу я сказку вам».
И обрадовались детки
И уселись по местам.
Долго сказывал он сказки
Про лису, про колобок,
Да про квакушку-лягушку,
Да про мышкин теремок.
Жадно слушали малютки,
О ненастье позабыв;
Лишь одну он сказку кончит,
Все кричат наперерыв:
«Расскажи другую!» Деду
Становилось тяжело,
До тогда ему на смену,
К счастью, солнышко пришло!
И негаданно-нежданно
Яркий блеск его лучей
Озарил седины деда,
Кудри мягкие детей.
Дед вскочил и, настежь окна
Растворив, вскричал: «Ну вот,
Говорил я вам, что мигом
Тучки ветер разнесет!
Посмотрите-ка, как славно
Вспрыснул дождичек листву
И алмазами усыпал
Посвежевшую траву!
Птички звонко распевают,
Рады солнечным лучам,
И цветы свои головки
Поднимают к небесам!
Ну, теперь лопатки, тачку
Забирайте, да и в сад!»
Нет пределов восхищенью,
Крику, хохоту ребят!
Вот уж скачут, словно птички,
На сыром песке аллей!
И летят в лицо им брызги
С яркой зелени ветвей!
Вот уж песенка их в чаще
Беззаботная слышна.
Как и птичкам, детям нужны
Только солнце да весна!
«Дай-то бог, чтоб в вашей жизни,-
Тихо молвил старичок,-
Долгой радостью сменялись
Дни недолгие тревог!»
Источник статьи: http://proza.ru/2017/09/20/1461
Алексей Плещеев — Дети и птичка: Стих
«Птичка! Нам жаль твоих песенок звонких!
Не улетай от нас прочь… Подожди!»—
«Милые крошки! Из вашей сторонки
Гонят меня холода и дожди.
Вон на деревьях, на крыше беседки
Сколько меня поджидает подруг!
Завтра вы спать ещё будете, детки,
А уж мы все понесёмся на юг.
Нет там ни стужи теперь, ни дождей,
Ветер листы не срывает с ветвей,
Солнышко в тучи не прячется там…»—
«Скоро ли, птичка, вернёшься ты к нам?»
«Я с запасом новых песен
К вам вернусь, когда с полей
Снег сойдёт, когда в овраге
Зажурчит, блестя, ручей—
И начнёт под вешним’ солнцем
Вся природа оживать…
Я вернусь, когда, малютки,
Вы уж будете читать!»
Анализ стихотворения «Дети и птичка» Плещеева
Большинство стихотворений для детей Алексей Николаевич Плещеев сочинил в зрелые годы, однако и в более раннее время поэт иногда писал для самых маленьких своих читателей.
Стихотворение написано в 1858 году. Его автору в эту пору исполнилось 33 года, на предшествующий этому период пришлась увлеченность поэта революционными идеями. Он даже был арестован и сослан за свои убеждения. В те же годы пришлось ему тянуть солдатскую лямку. Впрочем, проявленная храбрость позволила ему получить повышение в чине и перейти на службу гражданскую. Поэт женился, дождался возвращения прав на потомственное дворянство и вернулся в Петербург, впрочем, пока только в отпуск. Он смог напечатать свежий авторский сборник стихов. Считается, что именно в это время и было создано стихотворение. В жанровом отношении это пейзажная лирика, рифмовка перекрестная, 5 строф. Рифмы открытые и закрытые. Лирических героев довольно много. Это, прежде всего, маленькие ребятишки, еще не умеющие читать, и сама говорящая с ними птичка. Стихотворение построено на диалоге и носит дидактический, воспитательный характер. Начинается оно с обращения. Дети не понимают, зачем птице отправляться на юг, они просят ее помедлить. В своем ответе она дает им начатки знаний об окружающем мире: гонят меня холода и дожди. Следом она сообщает, что улетит не одна, а с подругами, стаей, и держать путь они собираются точно на юг. В 3 четверостишии осень противопоставляется жаркому югу: нет там ни стужи, ни ветра, ни дождей. Детям нравится ее объяснение, они готовы отпустить певунью, но напоследок интересуются: скоро вернешься? Птичка терпеливо перечисляет приметы, по которым можно узнать о ее возвращении: снег сойдет, зажурчит ручей. В конце она наставительно добавляет: когда вы уж будете читать! Множество слов с ласкательно-уменьшительным суффиксом: птичка, крошки, песенок, детки, солнышко, малютки, сторонки. Эпитеты: песенок звонких (это еще и инверсия), милые, блестя. Олицетворения: солнышко не прячется, ветер не срывает, гонят холода. Лексика нейтральная, разговорная, однако в ней чувствуется типичный строй детских стихотворений XIX века. Интонация радостная, почти щебечущая, в ней нашлось место и восклицаниям, и вопросам.
Произведение «Дети и птичка» А. Плещеева – лирика, соединенная с базовым корпусом знаний о живой природе и ее законах, иллюстрирующая смену времен года.
Источник статьи: http://rustih.ru/aleksej-pleshheev-deti-i-ptichka/
Школьное чтиво
Произведения школьной литературы в простой и доступной форме
17.11.2019
Плещеев А. «Дети и птичка»
Читайте анализ других стихотворений Алексея Плещеева:
«Весна»
Главные герои стихотворения «Дети и птичка» и их характеристика
- Дети. Добрые, любознательные, любят природу.
- Птичка. Умная, отзывчивая, боится стужи и любит тепло.
План пересказа стихотворения «Дети и птичка»
- Не улетай, птичка
- Холода и дожди
- Подруги на крыше
- Завтрашний отлет
- Теплый юг
- Когда ты вернешься?
- Бегущие ручьи
- Дети умеют читать
Главная мысль стихотворения «Дети и птичка»
Каждую осень птицы должны улетать на юг, но каждую весну они обязательно возвращаются.
Чему учит стихотворение «Дети и птичка»
Стихотворение учит любить природу, наслаждаться птичьими песнями. Учит принимать вещи такими, как они есть, не пытаться изменить то, что изменить нельзя. Учит узнавать новое о сезонных изменениях в природе.
Отзыв на стихотворение «Дети и птичка»
Мне понравилось это красивое и немного грустное стихотворение о детях и улетающей птичке. Дети кажутся расстроенными, они не хотят чтобы их любимица улетала. Но птичка говорит, что улетает не по своей воле, и обязательно вернется весной. И дети понимают, что зима не время для певчих птиц, и соглашаются подождать.
Анализ стихотворения «Дети и птичка»
Стихотворение «Дети и птичка» было написано Алексеем Плещеевым в 1858 году.
Это лирическое стихотворение о детях, которые не хотят расставаться с птичкой. Стихотворение построено в форме диалога, с пространными монологами птички. Птичка в стихотворении выступает главной рассказчицей, объясняющей детям почему должна улететь, и когда вернется.
Начало стихотворение пронизано грустью от ощущения неизбежности разлуки, но его конец более оптимистичен, и даже вызывает улыбку.
Стихотворение состоит из пяти четверостиший.
Размер стихотворения — дактиль, рифмовка перекрестная.
Средства художественной выразительности в стихотворении «Дети и птичка»
Эпитеты: песенок звонких, милые крошки, вешним солнцем.
Метафоры: понесемся на юг, с запасом песен.
Олицетворения: гонят холода и дожди, ветер не срывает, солнышко не прячется, снег сойдет, зажурчит ручей, природа оживать.
Пословицы к стихотворению «Дети и птичка»
От осени к лету назад поворота нету.
У каждой пташки свои замашки.
Все приходит вовремя для того, кто умеет ждать.
Поживешь — увидишь, подождешь — услышишь.
Жди привета, как соловей лета.
Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения «Дети и птичка»
Дети говорят, что им жаль песенок птички и просят ее не улетать. Но птичка отвечает, что прочь ее гонят холода и дожди.
Она указывает на крышу беседки, где ее ждут подруги, и говорит, что завтра они улетят на юг, пока дети еще будут спать.
Птичка рассказывает о теплом юге, где нет стужи, где листья не срывает ветер, и где всегда светит солнце. А дети спрашивают птичку, когда она вернется.
Птичка обещает вернуться с новыми песнями, когда сойдет снег с полей и побегут ручьи.
Тогда природа начнет оживать, а дети к тому времени научатся читать.
Читать стихотворение «Дети и птичка»
«Птичка! Нам жаль твоих песенок звонких!
Не улетай от нас прочь… Подожди!»—
«Милые крошки! Из вашей сторонки
Гонят меня холода и дожди.
Вон на деревьях, на крыше беседки
Сколько меня поджидает подруг!
Завтра вы спать ещё будете, детки,
А уж мы все понесёмся на юг.
Нет там ни стужи теперь, ни дождей,
Ветер листы не срывает с ветвей,
Солнышко в тучи не прячется там…»—
«Скоро ли, птичка, вернёшься ты к нам?»
«Я с запасом новых песен
К вам вернусь, когда с полей
Снег сойдёт, когда в овраге
Зажурчит, блестя, ручей—
И начнёт под вешним’ солнцем
Вся природа оживать…
Я вернусь, когда, малютки,
Вы уж будете читать!»
Источник статьи: http://coolchtivo.blogspot.com/2019/11/blog-post17.html