Конспект на тему :«Зона лесов». 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
— познакомить с особенностями природы; со значением природы данной зоны для человека, ее использованием.
Предметные : уметь находить и показывать зону лесов на географической карте России; знать общие и отличительные признаки зоны (климат, растительный и животный мир), называть и уметь различать типичные для данной природной зоны растения и животных.
Личностные: иметь представление о навыке самостоятельной работы;
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: учебник окружающий мир. 4 класс. 1ч. Федотова О.Н., ПНШ, презентация, карточки, рабочая тетрадь окружающий мир. 4 класс. 1ч. Федотова О.Н., ПНШ
I. Этап самоопределения к деятельности
Здравствуйте! Меня зовут Кристина Алексеевна. Я проведу у вас урок окружающего мира.
II. Актуализация знаний и мотивация
— С какой темой вы познакомились на прошлом уроке?
— Какие растения прорастают в тундре? А какими зверьми богат животный мир тундры?
III. Постановка учебной задачи
— Что вы представили, когда слушали эти звуки? (Лес)
— С чем ассоциируется лес для каждого из Вас?
— Какие чувства и эмоции наполняют Вас при этом?
Представьте себе, что Вы прямо сейчас попали в лес… Какие ощущения испытываете?
-Как вы думаете, какая тема нашего урока? (Зона лесов)
— Какие цели поставим? ( познакомиться с особенностями природы; со значением природы данной зоны для человека, ее использованием)
П.: самостоятельное выделять и формулирование познавательной цели.
IV. Открытие нового знания
— Откройте страницу 60 в учебнике, давайте найдём с вами тайгу и смешанные широколиственные леса
Лесная зона находится южнее зоны тундры, на карте она обозначена зеленым цветом. Зона лесов расположена в умеренном поясе, значит, ярко выражены все четыре времени года, холодная зима и теплое лето. Зона лесов большей частью расположена на Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинах, а также на Среднесибирском плоскогорье. Эта природная зона – самая большая. В этой природной зоне 2 части: самая большая – тайга, она закрашена темно-зеленым цветом, ещё есть смешанные леса – тоже зеленый цвет, но светлее
-А теперь погружаемся в исследование…
-Представьте, вы настоящие учёные, Вы можете зафиксировать начальные и конечные данные исследований. Тема урока «Зона лесов».
— Сегодня в нашей Академии будут работать 3 лаборатории: «Экологи», «Ботаники», «Зоологи».
-У вас на партах лежат: карточки-помогайки, географическая карта (учебник с.60-61), текст в учебнике (с.84-91), рабочая тетрадь (с.27).
1. Найдите на карте природную зону лесов.
2.Что вы можете рассказать о лесной зоне, глядя на карту?
— Найдите ответы на данные вопросы и заполните ИНТЕЛЛЕКТ- КАРТУ.
П.: ставить и формулировать проблемы
П.: анализировать объектов с целью выделения признаков.
П.: строить логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений.
V. Первичное закрепление во внешней речи
Карточка-помогайка 1-ой группы экологов:
Где находится зона лесов относительно зоны тундры? (Географическая карта на столе и в учебнике с.60-61)
- 1)Зона лесов находится
- 2)Какая у зоны лесов земная поверхность?
- 3)К какому тепловому поясу относится?
- 4)Какая земная поверхность?
- 5)Какая она в сравнении с другими природными зонами?
- 6)Части лесной зоны
Карточка-помогайка 2-ой группы — ботаников:
- Что называется тайгой? Текст в учебнике (с.86-87)
- Природные условия тайги.
- Какие растения растут в тайге?
- Расположение смешанных и широколиственных лесов.Географ. карта.
- Природные условия в этих лесах. Текст в учебнике (с.86-87)
- Какие растения растут в этих лесах?
Карточка-помогайка 3-ой группы:
- Птицы тайги, что их объединяет.Текст в учебнике (с.90-91),
- Животные тайги, что их объединяет.
- Животный мир смешанного и широколиственного леса (краткие рассказы о животных и птицах)
Тайга – это хвойный лес, он занимает большую часть лесной зоны (слайд картины тайги, непроходимой тайги) Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу, — это хвойные деревья. У хвойных деревьев листья – это хвоинки, и они всегда зеленые. Это высокие деревья с мощными корнями. В тайге растут: ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна (слайд)
Ель – всем знакомая новогодняя елка. У ели хвоинки короткие, грубоватые, расположены по одиночке и густо покрывают ветки. Шишки имеют продолговатую форму. Ели – долгожительницы. В еловом лесу темно и влажно.
Сосна – хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвоинки сосны длинные, сидят парами. Шишки сосны имеют округлую форму. Сосновые леса светлые и сухие. (слайд)
Пихта отличается от ели тем, что её хвоинки плоские, а шишки торчат вверх и даже зрелые не падают на землю, а просто с них опадают чешуйки.
Лиственница – единственное из хвойных деревьев, которое на зиму сбрасывает иголки.
Кедровую сосну в народе называют сибирским кедром. Ее хвоинки собраны в пучки по пять штук, а семена – кедровые орешки.
Рассказ третей группы ботаников:
К югу на смену тайге приходит смешанный лес . В нем наряду с хвойными деревьями растут березы, осины, ольха. Зима в таком лесу мягче. У лиственных деревьев некрупные листья, которые они сбрасывают на зиму.
Березу можно узнать по коре, она белая, такой коры нет ни у одного дерева, размножающегося семенами.
Осина имеет округлые листья, и они дрожат при каждом дуновении ветра, кора у осины зеленоватая, весной можно увидеть длинные пушистые сережки.
Ольха имеет небольшие темные шишечки на ветках, ствол черного или серого цвета. У черной ольхи листья с выемкой на вершине, у серой ольхи листья имеют острый кончик.
Ближе к югу зоны становится теплее, и смешанные леса сменяются широколиственными, в которых растут дуб, липа, клен, ясень, вяз. Это теплолюбивые деревья, поэтому они имеют крупные листья, на зиму сбрасывают листву, размножаются семенами.
Дуб можно узнать по могучему стволу и резным листьям, плодами дуба являются желуди.
Липа имеет листья в форме сердечка. Летом при цветении липа распространяет чудесный аромат. Плоды липы – темные орешки, сидящие по несколько штук под одним крылышком.
Вяз можно узнать по листьям и плодам: листья в основании «кособокие», одна половинка больше другой, плоды – крылатые орешки округлой формы.
У клена большие резные листья, плоды – крылатки.
-Хорошо, давайте выслушаем группу зоологов и узнаем, кто же живет в зоне лесов.
Рассказ четвертой группы- зоологов:
Разнообразен животный мир лесной зоны: здесь можно встретить крупных и мелких животных, насекомых. В тайге живут: кедровка, бурундук, летяга, соболь, благородный олень, лось, медведь, волки, лисы, рысь, зайцы, белки, глухарь, полевки. Для животных нет границ, они живут по всей зоне. Одни животные на зиму ложатся в спячку, другие делают на зиму запасы.
Кедровка – таежная птица, на зиму делает запасы из кедровых орехов.
Белка–летяга – родственница белки, но меньше её. Она умеет не только прыгать, но и летать: у неё есть кожные перепонки между передними и задними лапками.
Бурый медведь – всеядный зверь, очень подвижный, может быстро бегать, прыгать, влезать на деревья, плавать.
Лось – лесной исполин. В различные сезоны года лоси потребляют разное количество пищи. В зимний период они объединяются в группы.
Рысь – хищник, имеет пятнистый окрас. По бокам головы развиты баки, а на ушках – кисточки. Рысь, затаившись, поджидает жертву и тихо подкрадывается к ней.
Заяц-беляк на зиму меняет окрас, становится белым, только кончики ушей – черные, шерсть становится густой. Это осторожное животное.
— Итак, исследования в лабораториях завершены. Слово предоставляется ведущим учёным от каждой лаборатории.
Источник
«Зона лесов»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Учащиеся научатся находить и показывать зону лесов на карте; характеризовать природные условия, растительный и животный мир; приводить примеры взаимосвязи между живой и неживой природой, различать тайгу, смешанные и широколиственные леса; приводить примеры экологических связей в лесных сообществах; формулировать правила экологической этики в лесу.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по окружающему миру, 4 класс
Тема: «Зона лесов» учитель:Юданова А.Ю
Цели: сформировать представление о лесной зоне; познакомить с географическим положением зоны лесов, с её частями: тайгой, смешанным и широколиственным лесом; познакомить с растительным и животным миром, деятельностью человека, взаимосвязи между живой и неживой природой; развивать познавательную активность. Умение работать с картой, дополнительной литературой.
Планируемые результаты: учащиеся научатся находить и показывать зону лесов на карте; характеризовать природные условия, растительный и животный мир; приводить примеры взаимосвязи между живой и неживой природой, различать тайгу, смешанные и широколиственные леса; приводить примеры экологических связей в лесных сообществах; формулировать правила экологической этики в лесу.
Оборудование: карта «Природные зоны России», аудиозапись песни «Лесной марш»(сл. П.А.Синявского, муз. Ю.М.Чичкова), слайды, фотографии с изображением природных объектов в лесу, раздаточный материал, презентация игры «Счастливый случай».
— Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?
— (На доске карта природных зон) С какими природными зонами мы уже знакомы?
— (Учащиеся разделены на четыре группы) Представители групп получают карточку. Необходимо определить природную зону и вписать в таблицу всё что вы о ней знаете. Атак же подготовить два вопроса для другой группы по своей природной зоне.
(Учитель включает аудиозапись песни «Лесной марш».)
— О какой природной зоне идёт речь?
— Это природная зона лесов (показ на карте). В ней три части; самая большая часть – тайга, она закрашена тёмно- зелёным цветом; ещё есть смешанные леса – тоже зелёный цвет, но светлее; и ещё одна часть — широколиственные леса, зелёный цвет ещё светлее.
Лесные зоны расположены южнее тундры и занимают больше половины территории России.
— Зона лесов большей частью расположена на Восточно- Европейской и Западно- Сибирской равнинах, а также на Среднесибирском плоскогорье. Леса находятся в умеренном поясе, значит, здесь холодная зима и тёплое лето. В лесной зоне выпадает довольно много осадков. Поэтому для роста и развития растений достаточно не только тепла, но и влаги. Почвы в лесной полосе гораздо богаче питательными веществами, чем в тундре. В северной части лесной зоны растут деревья, которые менее требовательны к теплу.
Учащиеся выбирают категорию и количество баллов . При ответе на вопрос могут воспользоваться литературой на столах.
Отвечает группа – первая поднявшая «ладошку».
В течении игры представитель команды заполняет таблицу.
Источник