Открытый урок окружающего мира «Природные зоны. Леса России»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
Организационный момент, сообщение темы и целей урока.
Я рада этой новой встрече,
Мне с вами интересно, друзья!
В путешествиях можно многое узнать
И друзьям об этом потом рассказать.
Новая природная зона приглашает нас –
И опять в экспедицию отправляется класс.
А чтобы тему урока узнать,
Загадку нам надо сейчас отгадать.
(Слайд 3.Учитель читает загадку.)
(Дети отгадывают загадку. Слайд 2,3).
– Молодцы! Тема, которую будет изучать наша экспедиция, – “Леса России” (записать на доске).
– А что мы будем изучать? (Какие в лесу живут звери и птицы, какие там растут растения.)
– В загадке сказано, что лес – это дом. И места всем хватает в нём. Сегодня мы узнаем, кто в нём живёт и что в нём растёт.(слайд4) Но об этом немного позже. Мы не можем отправиться в новую экспедицию, не закрепив знания, которыми обогатились в предыдущем путешествии.(слайд5)
2. Проверка знаний и умений.
– По какой природной зоне мы путешествовали на прошлом уроке? (Зона тундры.)(слайд6)
– Помогите мне, пожалуйста, отыскать эту природную зону на карте. (Работа с картой.)
– Что интересного вы узнали о природных условиях зоны тундры?
– Зона тундры расположена южнее арктических пустынь. (+)
– Природные условия тундры суровы: длинная холодная зима и короткое прохладное лето. (+)
– В тундре зимой только полярная ночь, а летом – только полярный день. (-)
– В тундре, как и в зоне арктических пустынь, нет коренного населения. (-)
– Главное занятие коренного населения тундры – земледелие. (-)
– Растения тундры низкорослые со стелющимися корнями и мелкими листьями. (+)
– Лишайник ягель растёт быстро, постоянно обновляя оленьи пастбища. (-)
– Дикие северные олени обычно живут стадами. (+)
– В тундре добывают нефть и природный газ. (+)
– Тундровый заповедник расположен на Кольском полуострове. (-)
в) Тест на листочках (слайд7)
А) ярко выражены все четыре времени года, одинаковые по продолжительности;
Б) длинная суровая зима и жаркое лето;
В) длинная суровая зима и короткое прохладное лето;
3. Главное занятие коренного населения тундры — …
А) высокие с мощными корнями и широкими листьями;
Б) низкорослые со стелющимися корнями и мелкими листьями.
5. К тундровым растениям относятся ….
А) верблюжья колючка, саксаул, кактус;
В) карликовая ива, мох – ягель, черника;
7. Укажи верную цепь питания:
А) растения – лемминги – полярные совы;
Б) комары, мошки – полярные куропатки – песцы
В) растения – кречеты – волки;
8. Тундровый заповедник расположен …
В) на Кольском полуострове;
(Слайд 8-9) Работа с картой природных зон.
– Рассматривая условные обозначения на карте, мы видели, что зона лесов обозначена зелёным цветом. Найдите и покажите на карте природную зону лесов. Что вы можете рассказать о лесной зоне, глядя на карту?
(Дети делают самостоятельные выводы, работая с картой, что лесная зона находится южнее зоны тундры, на карте она обозначена зелёным цветом. Эта природная зона – самая большая. В этой природной зоне три части: самая большая часть – тайга, она закрашена тёмно-зелёным цветом, ещё есть смешанные леса – тоже зелёный цвет, но светлее, и ещё одна часть – широколиственные леса, зелёный цвет ещё светлее.)
– Наша экспедиция готова отправиться на изучение природной зоны лесов. Добрый вам путь! Вы, наверное, заметили, что между зоной тундры и зоной лесов есть промежуток, закрашенный более тёмным цветом. Что это? (Это лесотундра.)
– А какую она роль играет? (Это плавный переход к другой природной зоне.)
– На прошлом уроке мы с вами уже заметили, что к югу тундры природные условия становятся мягче, и появляются карликовые деревья, а лесотундра лежит прямо у линии Северного полярного круга. Мы говорили о том, что одним растениям надо больше тепла, света и влаги, а другим – меньше.
– Как вы думаете, какие деревья будут расти в тайге? Что растёт в смешанных и широколиственных лесах? Кто живёт в лесной зоне?
(Работа в группах.) Какой литературой будете пользоваться? Что приготовили для работы? (слайд 10)
Первая группа рассказывает о растительном мире тайги. Информацию для выступлений дети брали в учебнике (стр.103), атлас-определитель “От земли до неба”, энциклопедия “Я познаю мир. Растения”, детская энциклопедия “Мир леса”, демонстрационный материал “Деревья”, гербарий.
План выступления первой группы:
Что называют тайгой? (слайд11)
Что общего у всех растений тайги?
Какие растения растут в тайге? Краткие сведения об этих растениях с использованием демонстрационного материала. ( слайды 12,13,14,15,16, ГЕРБАРИЙ)
Вторая группа рассказывает о растительном мире смешанных и широколиственных лесов. Информация взята из тех же источников.
План выступления второй группы:
Какие леса называют смешанными?
Какие леса называют широколиственными?
Какие растения растут в этих лесах? Краткие сведения об этих растениях с использованием демонстрационного материала (слайды 18,19,20,21, ГЕРБАРИЙ)
Растения, занесённые в Красную книгу.
4. Физкультминутка. (слайд22)
– Спасибо вам, ребята за проделанную работу. Прежде, чем мы заслушаем учеников из третьей группы, проведём разминку.
Отдохнёт спина у всех. (Потягивания – руки в стороны и вверх.)
Как лягушки, проскакать. (Приседания – 5 обычных и 3 раза подпрыгнуть в приседе.)
Отдохнёт спина у всех. (Потягивания – руки в стороны и вверх.)
Третья группа расскажет о животном мире лесной зоны. Информацию дети находили в учебнике, в атласе-определителе, в энциклопедии “Я познаю мир. Животные”, детская энциклопедия “Мир леса”, демонстрационный материал “Дикие животные России”.
План выступления третьей группы:
Кто живёт в лесу? (Слайд 23,24,25.26,27,28.29.30.31.32.)
Краткие сведения о представителях животного мира лесной зоны с использованием демонстрационного материала.
Животные, которые занесены в Красную книгу.
6. Работа в рабочей тетради .
Задание № 1 с. 31. Запишите названия лесных растений, которые вы смогли определить. (Проверка.)
Задание № 2 с. 31. Используя текст учебника, заполните таблицу. (Работа в парах.)
Задание № 3 с.31. Узнайте хвойные деревья по рисункам веточек и шишкам. Пронумеруйте рисунки. (Взаимопроверка по учебнику или атласу-определителю.)
а)(Учитель читает стихотворение С. Никулина “Русский лес”).
– Ребята, от каждого из нас зависит, будет ли жить на Земле такое разнообразие растений и животных, потому что каждый из нас является частью одного общего дома, одной семьи, имя которой ПРИРОДА.
б) – Используя учебник, запишите на доске цепи питания, характерные для леса.
(Два ученика работают у доски.Проверка.)
– Наша экспедиция сегодня завершает свою работу, но изучение зоны лесов вы продолжите на следующем уроке.
Вам предстоит узнать какую огромную роль играет лес в жизни человека, и какие проблемы леса возникают по вине человека.
8. Подведение итогов урока.
– Какие леса входят в зону лесов?(слайд33)
Дети делают вывод о необходимости бережного отношения к лесу, к природе в целом.
Домашнее задание. С. 98–105 читать, ответить на вопросы. В рабочей тетради с. 32–34.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок. Окружающий мир 4 класс «путешествие по природным зонам России»
Материалы к уроку окружающего мира: конспект. презентация, материалы, зоологическое лото.
Урок по окружающему миру _Зоны лесов_ 4 класс
Урок разработан с применением Коуч -техник.
Окружающий мир. «Зона лесов (тайга, смешанные и широколиственные леса)». 4 класс УМК «Гармония»
На уроке продолжается знакомство с природными зонами России, даётся представление о различиях тайги, смешанных и широколиственных лесов.
Методическая разработка урока Окружающий мир.Тема: «Леса России»
Технологическая карта к открытому уроку окружающего мира «Природные зоны России. Пустыня» 4 класс
Технологическая карта разработана для учащихся 4 класса с ЗПР.
План-конспект открытого урока окружающего мира «Государственные символы России», 3 класс
Урок окружающего мира по теме «Государственные символы России». 3-й классДанный урок посвящен “Государственным символам России”, приурочен к одному из главных г.
Открытый урок окружающего мира в 4 классе. «Природные зоны России»
Данный урок разработан в соответствии ФГОС. УМК «Школа России».
Источник
Зона лесов России
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Познакомить с географическим положением зоны лесов, климатическими условиями, растительным и животным миром и деятельностью человека.
Развивать познавательный интерес учащихся, критическое мышление посредством чтения и письма, навыков самоконтроля; развивать умение анализировать, формулировать выводы.
Прививать бережное отношение к природе
Планируемые результаты (УУД):
Личностные: (Л) — способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; — развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости.
Регулятивные (Р) — уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, сохранять цель и учебные задачи;
— уметь высказывать свое мнение на основе работы с материалом;- формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Познавательные (П) — ориентироваться в своей системе знаний;- находить ответы на вопросы, на основе опыта и информации, полученную на уроке;
— развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения.
Коммуникативные (К) — уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других;
— формирование умения взаимодействовать в паре, группе.
Предметные:(П): познакомиться с географ. полож. , с климат. усл. зоны; раст. и живот. миром и деят-тью чел-ка.
Ресурсы: Учебник Окружающий мир 4 класс Ивченкова Г.Г., Потапова И.В.. Карта природных зон, презентация «Зона лесов», карточки с вопросами, карточки с утверждениями
Тип урока: КУ – комбинированный урок
Технология, методы обучения: решение учебной задачи, фронтальная, групповая, парная, с применением обучающих структур и мыслительных приёмов сингапурского метода
Задания для учащихся, дидактические материалы
1. Мотивация к учебной деятельности
— проверка готовности обучающихся, их настроя на работу
Источник