Знакомство с растениями городского ландшафта

Растения для городского озеленения. Ассортимент деревьев и кустарников

В городах с многочисленным населением, плотной жилой, промышленной и общественной застройкой, густой сетью автомобильных дорог наблюдается прогрессирующее ухудшение состояния окружающей среды: запыленность, высокая концентрация токсичных выбросов промышленных предприятий, уровень шума, превышающий предельно допустимые медицинские нормы.

В решении вопросов улучшения и охраны внешней среды большую роль играют зеленые насаждения городов, промышленных территорий, зон отдыха. Зеленые насаждения играют важную архитектурную и композиционную роль в ландшафте современного города, смягчают суровость архитектуры; снижая скорость ветра, уровень шума, увлажняя и очищая воздух, регулируя температуру воздуха, стерилизуя воздух фитонцидами, создают комфортные условия для труда и отдыха.

Основным материалом для зеленого строительства являются деревья и кустарники. Видовой состав (ассортимент) древесных и кустарниковых растений определяет архитектурные качества насаждений, их санитарно-гигиенические свойства, долговечность и экономическую эффективность применения. По сумме показателей – устойчивости и долговечности вида в данных природных условиях и условиях конкретного объекта озеленения (улицы, парка, промышленной зоны и др.), по декоративным качествам – породы, выращиваемые для озеленения, разделяют на основной, дополнительный и ограниченный ассортимент.

Основной ассортимент составляют виды деревьев и кустарников, которые длительное время произрастают в городских насаждениях и не теряют своих декоративных качеств. Это такие породы как:

лиственные деревья:

хвойные деревья:

  • Ель колючая, канадская, сербская
  • Лиственница европейская, обыкновенная

лиственные кустарники:

Дополнительный ассортимент составляют виды, обладающие высокими декоративными качествами, но менее биологически долговечные или устойчивые в данных экологических условиях. Дополнительный ассортимент гораздо шире основного и включает большинство наиболее декоративных видов; он используется для озеленения парков, скверов или закрытых территорий различных учреждений, т.е. там, где условия для произрастания менее жесткие. К дополнительному ассортименту относятся:

лиственные деревья :

хвойные деревья:

лиственные кустарники:

хвойные кустарники:

лианы:

Ассортимент ограниченного пользования составляют цветущие кустарники и растения с архитектурной формой кроны, а также породы, требующие дополнительного ухода и защиты от неблагоприятных условий, и предназначен он, в основном, для коллекционных посадок:

При установлении перечня растений для конкретного объекта необходимо, чтобы он отвечал целевому назначению и архитектурному решению объекта и учитывать:

1. специфику объекта, экологические факторы и функции насаждений, которые они будут выполнять;
2. биологические особенности и архитектурные качества растений, их отношение к среде, где они будут произрастать.

Рост и развитие растений зависят от состояния почвы, ее плодородия, влажности и солнечного освещения местности.

Особое внимание следует уделять хвойным видам, от которых зависит декоративность объектов в зимнее время. При размещении деревьев и кустарников на объекте необходимо учитывать основные биометрические показатели — высоту растений, ширину, высоту, густоту их крон.

За высоту растения принимается его высота в зрелом возрасте при наилучших условиях места произрастания.

Всего выделяется шесть классов древесных растений по высоте: растения первой величины — более 20 м, второй — 10—20, третьей — 5—10, четвертой — 2,5, пятой — 1—2, шестой — до 1м. Ширина кроны дерева определяется размахом ветвей в метрах: широкая — более 10, средняя — 5—10, узкая — менее 5. Высота кроны учитывается в процентах от общей высоты дерева. Для кустарников важным показателем является ширина их надземной части: широкие — более 2 м, средние — 1—2, узкие — менее 1 м. При проектировании следует учитывать плотность (ажурность) кроны деревьев. Плотность определяется количеством просветов в кроне, выраженным в процентах. Различаются деревья с плотной кроной — менее 10 %, среднеплотной — 20—40 и ажурной — более 40 %.

Следует уделять внимание и быстроте роста деревьев. Деревья делятся на быстрорастущие — средний годовой прирост 50—70 см, умереннорастущие — 20—50 см и медленнорастущие — менее 20 см. Следует также учитывать светолюбие и теневыносливость растений, их требовательность к почвам, засухоустойчивость и морозоустойчивость.

Отношение пород к свету:

1. Светолюбивыми породами являются лиственница сибирская, сосна обыкновенная, ясень обыкновенный, можжевельник казацкий.
2.Теневыносливыми породами являются: тисы, различные виды елей, пихта сибирская, липы.

Читайте также:  Будка от газона размеры

Отношение пород к теплу:

1. Теплолюбивыми видами считаются: гледичия, акация белая, вяз граболистный.
2. Среднетеплолюбивыми породами считаются: дуб черешчатый, клён остролистный, ясень обыкновенный, бархат амурский.
3. Холодоустойчивые породы – тополь бальзамический, берёза, рябина обыкновенная, ели сибирская и европейская, пихта сибирская, сосна обыкновенная и кедровая.

1. Сравнительно дымо- и газоустойчивые – ель колючая, туя западная, лиственница сибирская, клён татарский, сирень венгерская, липа, вяз, тополя.
2. Негазоустойчивые – пихта, ель обыкновенная, сибирская, сосна обыкновенная, веймутова, берёза повислая, ясень обыкновенный.

Саженцы декоративных деревьев и кустарников для городского озеленения средней полосы России — это приоритетное направление деятельности питомника «Фирма «Зеленый город». Мы выращиваем и продаем посадочный материал с закрытой корневой системой, выращенный в Нижегородской области, устойчивый к неблагоприятным городским условиям и неприхотливый к почве.

Источник статьи: http://zgorod-nn.ru/articles/62/

Конспект занятия Тема: «Как создать цветник» по дополнительной образовательной программе «Ландшафтный дизайн»
план-конспект занятия на тему

Цель занятия:

дать представление о цветнике как о наиболее ярком декоративном элементе ландшафтного дизайна;

ознакомить с основными принципами и правилами создания цветников.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_zanyatiya_kak_sozdat_tsvetnik.docx 33.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Станция юных натуралистов»

Тема: «Как создать цветник»

Дополнительная образовательная программа

1-й год обучения (11-13 лет)

педагог дополнительного образования

Гасюк Таисия Александровна

дать представление о цветнике как о наиболее ярком декоративном элементе ландшафтного дизайна;

ознакомить с основными принципами и правилами создания цветников.

  • Сформировать представление о цветочном оформлении участка;
  • Научить основным принципам и правилам создания цветников;
  • Закрепить знания об основных видах цветников;
  • Способствовать формированию представления о ландшафтном дизайне, осознанию технологического процесса выращивания цветочно-декоративных растений.
  • Сформировать чувство формы, цвета, фактуры;
  • Расширить биологические знания об условиях, необходимых для выращивания растений;
  • Развить навыки коллективной и самостоятельной работы;
  • Способствовать формированию и развитию познавательного интереса воспитанников, их творческой активности.
  • Способствовать формированию и развитию эстетических, экологических, трудовых качеств личности.
  • Воспитание чувства бережного отношения к природе.

Тип занятия: Изучение нового материала.

Формы организации учебной деятельности: Демонстрация слайдовой презентации (возможна замена демонстрацией плакатов), объяснение, беседа, устный и письменный контроль, работа с учебным и дидактическим материалом, работа в группах.

  • Музыкальный центр;
  • Проектор;
  • Экран;
  • Мультимедийная презентация;
  • Дидактический материал;
  • Плакаты;
  • Карточки — смайлики (грустный, веселый, равнодушный);
  • Карточки-ромашки;
  • Коллажная основа (лист цветного картона, формат А-3)
  • Цветочные культуры — вырезки из журналов, с прикрепленными к их обратной стороне кусочками двухстороннего скотча;
  • Ножницы;
  • Лопата;
  • Веревка;
  • Песок;
  • Садовая лопатка;
  • Отрезок геотекстиля;
  • Рассада цветочных растений;
  • Лейка с водой;
  • Мульчирующий материал;
  • Грабли.
  • Познавательная;
  • Коммуникативная;
  • Творческая;
  • Репродуктивная.

Перед началом занятия на рабочее место каждого обучающегося раздаются несколько вырезок различных цветочных культур, предназначенных для выполнения в ходе дальнейшей работы задания «Коллажная клумба», лист с заданием «Отгадай название цветка», карточки с черно- белым рисунком цветника, набор из трех смайликов, бумажная ромашка.

  1. Организационный этап – 3 мин .

Приветствие воспитанников. Установление эмоционального контакта с детьми, Озвучивание эпиграфа к занятию, мотивация на продуктивную деятельность. Объявление темы, цели, задач. (Приложение 1.Слайд №1).

«Они прекраснее всего,

Что нам дает природа на земле:

То дар её бесценный,

Для всех искусств цветок –

Образчик неизменный.» Жан Делиль.

Это эпиграф нашего сегодняшнего занятия . Как вы понимаете эти слова?

Цветковые растения получили самое широкое распространение, выращивают их повсюду от дворцовых парков до скромных садов горожан. (Слайд№2)

  1. Основной этап – 30 мин.
  1. Теоретическая часть – 13 мин.

Рассказ об истории распространения цветковых растений.

История цветоводства исчисляется тысячелетиями. Выращивать декоративные растения люди стали очень давно. Первыми растениями, пересаженными человеком в сад, можно считать лотос и розу. В России первое упоминание о декоративных растениях относятся к XVII веку.

Сейчас всё больше внимания уделяется озеленению городов, посёлков.(Слайд №3) Занимаются этим цветочные хозяйства. Где трудятся агрономы-цветоводы, механизаторы, рабочие по обеспечению теплиц электроэнергией, водой. А кто же проектирует все городские цветники, занимается подборкой растений для них? Это, конечно же, дизайнер, ландшафтный дизайнер – человек, занимающийся творческим проектированием.

— Обращение к опыту детей по теме «Основные виды цветников»

Давайте вспомним основные виды цветников (клумба, рабатка, миксбордер, солитер, партер).

— Беседа с детьми о декоративном значении цветников и разнообразии цветочных растений.

Использование цветов в озеленении – это настоящее искусство. Наша задача красиво оформить участок.

Как вы думаете – какое декоративное значение имеют цветники в оформлении участка?

Ассортимент растений нужно подобрать так, чтобы цветение продолжалось до поздней осени. Лучше всего подбирать долго цветущие летники (петунья, бархатцы, флоксы, агератум, левкой, львиный зев). Для украшения участка удобно разбить рабатки, клумбы, построить рокарий. На заасфальтированных участках можно использовать ящики и контейнеры с цветами. Применив собственную фантазию, Вы сможете придать индивидуальность Вашему цветнику, который будет радовать Вас долгое время своей красотой.

Задание для воспитанников «Отгадай название растений» ( Приложение 2). Предполагается работа в группах по два воспитанника.

— Анализ выполнения задания.

— Актуализация знаний воспитанников о строении цветкового растения, функциях, выполняемых основными частями растения и об условиях, необходимых для выращивания растений (эвристическая беседа) .

Давайте вспомним строение цветкового растения, и какие функции выполняют части растения?

Корень – поглощение из почвы воды и минеральных веществ.
Лист – поглощение солнечной энергии и образование органических веществ.
Стебель – проведение воды и питательных веществ.
Цветок, плод, семена – органы семенного размножения.

Какие условия необходимы для выращивания растений? (Слайд №4)
(питательные вещества, вода, тепло, солнечная энергия, свет).

При устройстве цветника нужно постараться учесть все необходимые условия для успешного произрастания наших цветочных культур. Немаловажными также являются предпочтения выбранных нами цветочных культур, такие как теневыносливость, кислотность почвы, морозостойкость (если говорить о многолетниках), засухоустойчивость и т.д.

Физминутка «Как росло растение» — 2 мин.

Можно провести игру «Как росло растение»: педагог предлагает детям представить, что они маленькие семена, попавшие в почву. (дети садятся на корточки, сжимаясь в комочек). Далее педагог рассказывает, как развивается из семени растение:

— Маленькому семени зимой в почве было холодно, оно сжималось, чтоб согреться. (мышечное напряжение, глаза зажмурены)

Весной солнечные лучи согрели землю и семя отогрелось, расправило свои плечи. (расслабление мышц)

Ему так стало интересно, что там, наверху, что оно потихоньку стало расти. У него появились корешки (дети встают на ноги, открывают глаза) и первые листочки (поднимают руки над головой, полусогнуты в локтях).

Солнышко так согрело росток, появившийся из семени, что он решил стать высоким-высоким, чтоб помахать солнцу своими листьями (дети вытягиваются вверх, поднимаются на цыпочки, машут кистями рук).

И вот однажды на ростке расцвёл цветок, он улыбнулся солнышку и другим цветкам (дети улыбаются педагогу и друг другу, поворачиваясь из стороны в сторону).

А потом наступила осень и на месте цветка образовались семена, которые растение сбросило в почву (движения руками, будто стряхивают воду, направлены на снятие накопившегося мышечного напряжения).

Вот так целый год росло растение.

Возвращаясь к теме нашего занятия, стоит отметить, что в идеале любой цветник необходимо сначала спроектировать, создать его эскиз на бумаге и лишь, затем переносить на местность (Слайд №5). В цветниках выделяют, как правило, три части.

Задним фоном служат крупномерные растения, цветущие со второй половины лета до осени, на среднем плане — среднерослые экземпляры, большинство из которых радует цветением в начале-середине лета.

На переднем плане размещают низкорослые многолетники. Луковичные высаживаются в средней части цветника, что дает возможность прикрыть увядающую листву после отцветания.

Необходимо спланировать цветник в динамике — представить смену красок в течение вегетационного периода, с ранней весны до поздней осени.

б) Практическая работа – 15 мин.

— Краткий инструктаж по технике безопасности при работе на учебно- опытном участке.

Правила работы с садовыми инструментами и инвентарем:

При работе с садовым инвентарем необходимо соблюдать элементарные правила техники безопасности, чтобы не нанести ущерба своему здоровью. Многие садовые инструменты (лопаты, мотыги, секаторы, садовые ножницы, сучкорезы) имеют острые режущие кромки, поэтому при пользовании ими рекомендуется соблюдать осторожность.
При работе с садовыми инструментами необходимо обратить внимание на следующие основные моменты:
– перед началом работ нужно проверить исправность инструментов (режущие части должны быть остро заточены, рукоятки – надежно закреплены);
– использовать инструменты можно только по их прямому назначению;
– при обработке почвы и обрезке кустарников следует беречь руки и ноги, чтобы не поранить их острыми краями инструментов;
– нельзя бросать инструменты, лучше передавать их из рук в руки;
– после окончания работы следует убрать инвентарь в отведенное для него место;
Для защиты рук рекомендуется применять перчатки и рукавицы.

Далее предполагается работа на УОУ.

— Отработка практических навыков по устройству клумбы: (Предполагается работа воспитанников с садовыми инструментами по обустройству клумбы под руководством педагога.) Для выполнения каждого этапа можно разделить детей на группы по два — три человека.

Основные этапы обустройства цветника:

  1. Правильный выбор места в соответствии с предпочтениями выбранных для посадки культур.
  2. Разметка контуров (путем обсыпки песком или прорезыванием дерна острой лопатой по всему периметру предполагаемой клумбы).
  3. Прорезка и снятие дерна (на 10-15 см) , тщательное перекапывание . Если почва здесь истощена, лучше заранее обильно ее удобрить и всыпать в клумбу специально приготовленную посадочную смесь.
  4. Отбортовка .
  5. Застилка геотекстиля . Чтобы уберечь себя от чрезмерного роста сорняков, можно воспользоваться маленькой хитростью и дно клумбы застелить геотекстилем. Этот материал будет пропускать воздух и воду к корням растений, но станет преградой на пути сорняков. Рассада за это время спокойно приживется и пустится в рост. Ткань нужна на первых этапах жизни клумбы. Когда цветы начнут разрастаться, геотекстиль придется удалить.
  6. Высадка рассады цветочных растений в клумбу . Заранее обильно политая рассада извлекается из горшочков, распутываются корни (если они спутались). В геотекстиле делают аккуратные крестообразные надрезы в местах высадки каждого кустика, и помещают туда растение. Вокруг корней уплотняют почву, чтобы оттуда удалился воздух. Клумба поверх геотекстиля засыпается ровным слоем мульчирующего материала (органические остатки – хвоя, опилки и т.д., которые со временем образуют гумус).
  7. В конце все еще раз тщательно поливается.

— Беседа с воспитанниками о правилах дальнейшего ухода за клумбой.

Заботиться о цветнике нужно постоянно: поливать, подкармливать. Мульчирование помешает росту сорняков и поможет сохранить влагу в почве. Увядшие цветы периодически убирают из клумбы, а разросшиеся и потерявшие форму кусты делят и сажают заново.

— Напоминаем детям о правилах гигиены (после работы на участке необходимо вымыть руки с мылом).

Далее работа продолжается в кабинете.

— Повторяем основные этапы устройства клумбы. (При этом можно обратиться к плакату, Приложение 3.)

Вопросы: — С чего начинается работа по обустройству цветника?

— Как производится разметка контуров?

— Какую высоту составляет слой снимаемого дерна?

— Как можно улучшить состояние истощенных почв?

— Для чего применяется геотекстиль?

— Задание на закрепление полученных знаний, развития воображения и художественного вкуса «Коллажная клумба».

Для проведения данного задания на доску вывешивается основа для коллажа — лист цветного картона формата не менее А-3 светлых тонов.

Воспитанникам предлагается воспользоваться имеющимися у них вырезками цветочных культур и разместить их в так называемой «общей клумбе» с учетом различного вида особенностей используемых в вырезках растений. В процессе выполнения задания обсуждается правильность подбора и размещения культур воспитанниками.

3. Контрольный этап.
Дети самостоятельно оценивают результаты своей деятельности:

— Что нового узнали?

— Как этому учились?

— С какими трудностями столкнулись?

— Пригодятся ли эти знания в жизни?

4. Итоговый этап — 5 мин.

— Оцени свою работу на сегодняшнем занятии (заполняется воспитанниками – отмечают соответствующей цифрой в сердцевине бумажной ромашки):

  1. – понял, что знаю очень мало;
  2. – остался доволен результатом своей работы;
  3. – часто нуждался в помощи педагога и товарищей;
  4. – иной ответ.

— Оцени психологический комфорт на занятии (дети должны поднять на их выбор любой из трёх смайликов- весёлый, грустный, равнодушный).

5. Информационный этап.

На следующем занятии мы продолжим изучение темы «Цветники».

Создается положительный эмоциональный настрой.

Источник статьи: http://nsportal.ru/npo-spo/bezopasnost-zhiznedeyatelnosti-prirodoobustroistvo-i-zashchita-okruzhayushchey-sredy/lib-150

Читайте также:  Интерьер застекленной веранды дома
Оцените статью