- Сухопутный транспорт лесозаготовительных предприятий
- Краткая характеристика лесозаготовительного предприятия ЗАО «Ухталес». Организация строительства лесовозных дорог. Проектирование плана трассы. Расчет рейсовой нагрузки, сменной производительности и потребности в подвижном составе. Выбор схемы автопоезда.
- Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
- Сухопутный транспорт леса
- Виды транспорта древесины
Сухопутный транспорт лесозаготовительных предприятий
Краткая характеристика лесозаготовительного предприятия ЗАО «Ухталес». Организация строительства лесовозных дорог. Проектирование плана трассы. Расчет рейсовой нагрузки, сменной производительности и потребности в подвижном составе. Выбор схемы автопоезда.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
1. Проектирование элементов дорожной сети
1.1 Краткая характеристика предприятия
1.2 Размещение новых путей в лесосырьевой базе и расчет измерителей лесотранспорта
1.3 Обоснование и выбор норм проектирования плана и продольного профиля веток и усов
1.4 Проектирование плана трассы
1.5 Проектирование продольного профиля
1.6 Проектирование земляного полотна
1.7 Проектирование дорожной одежды
2. Организация строительства лесовозных дорог
2.1 Определение объемов работ по строительству ветки
2.2 Расчет трудозатрат и материально-технических ресурсов
2.3 Разработка технологической карты на строительство ветки
2.4Определение объемов работ по строительству усов
2.5 Расчет трудозатрат и материально-технических ресурсов
2.6 Разработка технологической карты на строительство усов
3. Содержание и ремонт дорог
3.1 Определение объемов работ по содержанию и ремонту дорог
3.2 Расчет трудовых и материально-технических ресурсов на содержание и ремонт дорог
4. Организация вывозки леса
4.1 Расчет рейсовой нагрузки и выбор схемы автопоезда
4.2 Расчет скоростей движения
4.3 Расчет сменной производительности и потребности в подвижном составе
4.4 График движения автопоездов
4.6 Составление штатного расписания лесотранспортного цеха
Транспорт или вывозка леса из лесосек к магистральным путям общего государственного пользования является важной и часто определяющей составной частью лесозаготовительного производства.
Лесопромышленное производство включает три технологические фазы: лесосечные работы, транспорт древесины или вывозку её из лесосек и первичную переработку на нижних складах или биржах сырья. Транспортная фаза является наиболее капиталоёмкой.
Транспортом называют совокупность путевых, технических и организационных средств, предназначенных для перевозки грузов и людей. В процессе перевозок, также входящем в понятие транспорт, материальные объекты не создаются и, как правило, не перерабатываются, однако транспорт относят к материальной сфере производства.
Сухопутный транспорт леса имеет ряд разновидностей. В зависимости от вида путей, по которым осуществляется перемещение грузов, транспорт делят на рельсовый, безрельсовый, канатный, трубопроводный.
Сухопутный транспорт лесозаготовительных предприятий является обобщающим комплексным понятием, включающим следующие его элементы: дорожную сеть со вспомогательными сооружениями, подвижной состав (тяговый и прицепной), дорожную технику, связь.
Заготовленную на лесосеках древесину вывозят по лесовозным дорогам (магистралям, веткам, усам). Дороги для лесозаготовительных предприятий проектируют Государственный проектный институт (Гипролестранс) и его филиалы, а также проектно-конструкторское бюро лесопромышленных объёдинений. По разработанным ими проектам лесовозные дороги строят специализированные строительные организации, оснащенные дорожно-строительной техникой общедорожного назначения (кусторезами, рыхлителями, корчевателями, бульдозерами, скреперами, автогрейдерами, экскаваторами, катками и т. д.), а также специализированными лесными дорожными машинами и агрегатами.
Для вывозки древесины по автомобильным дорогам используют автомобили МАЗ-509А, КрАЗ-255 и другие с прицепным составом (полуприцепами, прицепами-роспусками, седельными полуприцепами, прицепами.). Производительность лесотранспортных средств в значительной мере зависит от оперативности погрузки и разгрузки.
Эффективность вывозки древесины в существенной степени предопределяется наличием, качественным составом и состоянием сети лесовозных дорог. Поэтому наряду с созданием и совершенствованием подвижного состава необходимо уделять строительству лесовозных дорог и созданию дорожно-строительной техники.
Лесотранспортные средства имеют непосредственное технологическое взаимодействие с погрузочно-разгрузочной техникой на лесосеках и нижних складах. Поэтому при решении организационных вопросов транспорт леса следует рассматривать совместно с погрузочно-разгрузочными операциями, как единую систему.
1. Проектирование элементов дорожной сети
1.1 Краткая характеристика предприятия
ЗАО «Ухталес» — действующее лесозаготовительное предприятие, образованное 22 февраля 1999 года.
Управление ЗАО «Ухталес» находится в г. Ухта. В структуре «Ухталес» два лесопункта, расположенных в базовых поселках Усть-Ухта и Керки, две проектные автодороги круглогодового действия для транспорта леса. Усть-Ухтинский лесопункт расположен в Сосногорском районе на 1570 км железной дороги «Москва-Воркута».
Характеристика лесосырьевой базы
Площадь лесного фонда (эксплуатационная)
Источник
Сухопутный транспорт леса
Транспорт является составной частью лесозаготовительного процесса. Освоение лесных массивов связано со строительством и содержанием разветвленной сети лесовозных дорог.
Основным видом сухопутного транспорта является автомобильный. Им вывозится около 86 % заготавливаемого леса, по узкоколейным железным дорогам — 13%, остальная часть падает на прямую вывозку тракторами. Удельный вес автомобильных перевозок в лесной промышленности постоянно возрастает. В отрасль поступают мощные лесовозные автомобили МАЗ-509А, КрАЗ-255Л, проходят испытания автопоезда на базе автомобилей МАЗ-5434, КрАЗ-260ЛС. В связи с этим возрастают требования к качеству строительства автомобильных лесовозных дорог, увеличению объемов строительства дорог круглогодового действия.
Совершенствование сети автомобильных лесовозных дорог идет за счет сокращения грунтовых дорог, увеличения объемов строительства гравийных и щебеночных покрытий с укреплением их при больших грузооборотах вяжущими материалами, строительства дорог с твердым покрытием (асфальто- и цементобетонным). В районах, бедных каменными материалами, необходимо расширить строительство дорог с колейным покрытием из железобетонных плит. Районы лесозаготовок страны расположены в I и II дорожно-климатических зонах, характеризуемых устойчивыми низкими температурами в течение длительного периода, что создает благоприятные условия освоения лесных массивов зимними дорогами, обеспечивающими значительное снижение дорожно-транспортных расходов. Перспективными покрытиями временных автомобильных дорог являются инвентарные сборно-разборные покрытия из деревянных щитов ЛВ-11 и нагельных.
Лесовозные дороги в зависимости от срока их действия делятся на постоянные (со сроком действия свыше 5 лет) и временные (время действия до 5 лет). К постоянным дорогам относят грузосборочные дороги, обслуживающие несколько лесозаготовительных предприятий, магистральные дороги, соединяющие лесной массив с нижним лесным складом, и ветки», примыкающие к магистралям и обеспечивающие освоение крупной части лесного массива.
К временным дорогам относят действующие до 5 лет ветки, лесовозные усы, карьерные дороги, дороги для обслуживания подсочки леса и др. Усы примыкают к магистралям или веткам и служат для вывозки леса с одной или нескольких лесосек. Магистральные и грузосборочные дороги действуют в течение всего срока работы предприятия или до полного-освоения отдельного лесного массива. Ветки действуют в течение нескольких лет, усы, как правило, до одного года. Усы являются наиболее разветвленной частью транспортной сети. Если принять полную длину лесовозных дорог за 100%, то на долю усов приходится около 80 % протяженности, на ветки 12…15 %, на магистральные дороги — 5…8%.
По времени действия различают лесовозные дороги круглогодовые и сезонные — зимние и летние. На основании анализа грунтовых условий лесной массив разбивается на зоны летнего и зимнего действия. При этом к зоне летнего освоения относят участки с плотными грунтами, а к зоне зимнего — лесосеки на переувлажненных и заболоченных участках, характеризующихся слабой несущей способностью грунтов, а также участки лесного массива с разбросанными, слабоконцентрированными запасами, для освоения которых необходима большая протяженность дорог. В связи с этим строят дороги летнего (круглогодового) и зимнего действия.
Конструкция дорожной одежды, которая состоит из двух слоев — основания и покрытия, зависит от типа транспортных средств и интенсивности движения. В зависимости от вида покрытия лесовозные дороги различают: грунтовые, гравийные, щебеночные, грунтощебеночные, колейные, железобетонные, лежневые, снежные и ледяные. В лесной промышленности наряду с автомобильными лесовозными дорогами для вывозки леса используют узкоколейные железные дороги (УЖД) с шириной колеи 750 мм. Прицепной состав УЖД подразделяется на грузовые и пассажирские вагоны. Грузовые вагоны в зависимости от назначения и вида груза делятся на несколько типов: платформы, полувагоны, крытые вагоны, цистерны и специальные вагоны-сцепы.
Источник
Виды транспорта древесины
Различают транспорт общего пользования и промышленный.
Транспорт общего пользования занимается организацией перевозки пассажиров и грузов общего пользования. Входит в состав специализированных транспортных предприятий.
Промышленный транспорт непосредственно участвует в производственном процессе, входит в состав промышленных предприятий.
Промышленный транспорт леса делится на сухопутный, водный, воздушный и трубопроводный.
Сухопутным транспортом леса называется перемещение заготовленной древесины (деревьев, хлыстов, сортиментов) наземными способами от погрузочного пункта или верхнего склада до мест складирования или обработки.
Сухопутный транспорт леса может быть рельсовый, безрельсовый и канатно-подвесной.
К рельсовому транспорту относятся железные дороги широкой и узкой колеи (рисунок 15.1).
Рисунок 15.1 – Транспортировка древесины по железной дороге
По безрельсовым дорогам древесина перемещается в основном автомобильным транспортом (рисунок 15.2).
Рисунок 15.2 – Перевозка древесины автомобильным транспортом
Канатно-подвесные дороги – это стационарные транспортные сооружения, у которых путем служат неподвижные несущие канаты (тросы), закрепленные на ряде постоянных опор. По этим тросам при помощи тягового каната перемещаются тележки, несущие лесоматериалы (рисунок 15.3).
Рисунок 15.3 – Канатно-подвесная дорога
Водный транспорт леса – вид транспорта, который доставляет заготовленную древесину по водным путям в пункт потребления, переработки или перевалки.
Это более дешевый вид транспорта по сравнению с сухопутным, но в Беларуси применяется редко. Водный транспорт леса подразделяется на лесосплав (без судов) и перевозку леса в судах. В свою очередь лесосплав подразделяется на следующие виды:
Молевой лесосплав – первоначальный лесосплав не связанных между собой бревен, перемещающихся за счет течения воды (рисунок 15.4). Распространен на несудоходных реках и на верховьях судоходных рек.
Рисунок 15.4 – Молевой сплав древесины
Кошельный лесосплав – первоначальный лесосплав в кошелях. Кошель – это не связанные между собой бревна или сплоточные единицы на плаву обнесенные плавучим ограждением. Кошели перемещают лесосплавными катерами и буксирными судами (рисунок 15.5). Применяют при небольших течениях воды.
Рисунок 15.5 – Кошельный сплав древесины
Лесосплав в сплоточных единицах – первоначальный лесосплав бревен, связанных в отдельные пучки, называемые сплоточными единицами. Перемещаются за счет течения воды. Применяют на несудоходных реках и в верховьях судоходных рек в полноводный период.
Плотовой лесосплав – транспортирование леса по водным путям в плотах. Транспортировка плотов бывает двух видов: самосплав плотов под управлением рабочих – на горных реках, и с применением буксирной тяги (рисунок 15.6). Применяют на средних и крупных судоходных или временно судоходных реках.
Рисунок 15.6 – Плотовой сплав древесины
Судовые перевозки – транспортировка различных лесоматериалов (в обработанном виде, в виде полуфабрикатов или круглого леса) в самоходных судах (лесовозах) или в несамоходных баржах, буксируемых катерами или теплоходами (рисунок 15.7). Судовые перевозки леса осуществляются по морям, озерам и по рекам вверх по течению.
Рисунок 15.7 – Перевозка древесины судами
Воздушный транспорт леса – вид транспорта, который с помощью воздухоплавательных средств (вертолетов, аэростатов, дирижаблей) (рисунок 15.8) обеспечивает доставку заготовленного леса по воздуху из района заготовки в пункт потребления или перевалки.
Рисунок 15.8 – Воздушные средства для перевозки древесины
Трубопроводный транспорт леса производит транспортировку измельченной в щепу древесины в трубах в виде пульпы (до 20 % щепы, а остальное вода) и в капсулах. Может использоваться на территории деревообрабатывающих предприятий.
Наибольшее применение получил сухопутный и особенно автомобильный транспорт древесины. В Республике Беларусь более 95 % заготовленной древесины вывозится автомобилями.
Источник