Значение_плодово_ягодных_растений

Значение плодоводства.

3. Разрежьте плоды яблони, груши, вишни, сливы, абрикоса вдоль посередине. Рассмотрите строение и определите тип этих сочных плодов.
Сделайте схематические рисунки плодов (в разрезе). Объясните названия групп, к которым относятся изучаемые культуры; запишите свои выводы в тетради.

4. Изучите строение плодов ягодных культур, выращиваемых в вашей местности: смородины, крыжовника, винограда, малины, земляники и других; определите, к какому типу относится каждый из них.
Сравните ботанические и хозяйственные названия плодов; объясните название группы плодово-ягодных культур, плоды которых вы рассмотрели. Сделайте в тетради записи и зарисовки (табл. 7).

Таблица 7. Плоды ягодных культур нашей местности

5. Осмотрите насаждения плодово-ягодных растений на школьном участке, в саду местного хозяйства или опытной станции. Установите, к каким группам относятся рассматриваемые культуры по особенностям надземной системы.
Заполните табл. 8.

Таблица 8. Формы плодово-ягодных культур растений наших садов
6. Ознакомьтесь с биологическими особенностями и хозяйственным использованием важнейших плодовых и ягодных пород, выращиваемых в зоне расположения школы; составьте их краткую характеристику (табл. 9).
Таблица 9. Характеристика основных плодово-ягодных пород нашего региона

7. Узнайте, к каким ботаническим семействам относятся основные культуры, выращиваемые в садах и ягодниках вашего региона.
Заполните табл. 10.

Таблица 10. Ботаническая классификация плодово-ягодных культур

8. Объясните, почему непохожие друг на друга по внешнему виду растения яблони, малины и земляники относят к одному и тому же семейству Розанные.
Заполните табл. 11.

Таблица 11. Растения семейства розанных

9. Рассмотрите соцветия и цветки яблони, груши, вишни и сливы в саду учебно-опытного или вашего приусадебного участка (рис. 5).

Рис. 5. Строение цветков вишни (слева) и яблони (справа):
1 – лепесток; 2 – тычинка; 3 – пестик с завязью;
4 – чашелистик; 5 – цветоложе; 6 – цветоножка

Определите тип соцветий и зарисуйте их схемы в тетради. Составьте формулу цветков этих культур и объясните сходство в их строении.

4. Плодово-ягодные растения в русских пословицах, поговорках и загадках

Земляника – культура из группы ягодных пород

Плодовые и ягодные растения, произрастающие в естественных природных условиях, известны в нашей стране с доисторических времен. Однако культурное их разведение началось значительно позже и развивалось весьма медленно.

Земляника – культура из группы ягодных пород

Известно, например, что, начиная с Х в., плодоводством стали заниматься на территории Киевской Руси в монастырях и на княжеских землях. В ХV–ХVI вв. разводили сады в Москве и ее окрестностях. В XIX в. с развитием капитализма в России быстро увеличивалась численность городского населения, что вызвало повышенный спрос на продукты сельского хозяйства, в том числе на плоды и ягоды. Это послужило важной причиной расширения площадей под плодово-ягодные насаждения.

Читайте также:  Варенье_из_мороженой_малины_рецепт

Персик – представитель группы косточковых пород

В 80–90-х гг. XIX столетия на юге Российской империи, главным образом в Крыму, началась закладка промышленных садов; затем постепенно плодоводство продвинулось и в центральные губернии. Площадь под садами в 1913 г. составила 655 тыс. га.

Персик – представитель группы косточковых пород

В отличие от монастырей и помещичьих хозяйств, где издавна разводили плодовые и ягодные культуры, основная масса крестьянства не в состоянии была заниматься плодоводством. Это объяснялось суровыми зимами в большинстве регионов России, малоземельем и другими причинами.

Интересно, что в сборнике этнографа и писателя В.И. Даля (1801–1872) «Пословицы русского народа», завершенном им в 1853 г. и содержащем богатейший материал (более 30 тыс. пословиц, поговорок, метких слов и пр.), мы находим пословицы о плодово-ягодных растениях, разводимых в садах.

Груша – представитель группы семечковых пород

Приведем некоторые из них: «Сладко вишенье, да барско кушанье», «Не наша еда лимоны, есть их иному», «Недорог виноград терский, дорог хлеб деревенский, немного укусишь, а полон рот нажуешь», «Ягоду не видал сорок два года, а хоть бы и век, так нужды нет».

Груша – представитель группы семечковых пород

Значительное число пословиц, поговорок и загадок посвящено дикорастущим плодовым и ягодным растениям, широко распространенным в европейской части страны, на Урале, в Сибири и в других регионах. Дикорастущие плоды, ягоды, орехи с давних времен использовались в свежем или переработанном виде, а в ряде северных и восточных районов служили для населения основным источником витаминного питания.

В старинных загадках, дошедших до наших дней, речь идет о лесной яблоне, рябине, шиповнике, бруснике, лесном орехе (лещине) и других дикорастущих породах.

«Середь лесу дежа (квашня) киснет». (Яблоня.)

«Под ярусом, ярусом висит зипун с красным гарусом». (Рябина.)

«Сидит колюка на вилах, одета во багрянец, кто пойдет, того кольнет». (Шиповник.)

«Бегут, бегут рябчики по липову мосту, увидели море, бросились в воду». (Бруснику катают по решету.)

«Около гладко, в середке сладко, про ту сласть есть у нас снасть». (Орех.)

Читайте также:  Шоковая_заморозка_ягод_технология

1. Подготовьте на основе рекомендованной учителем литературы сообщение на тему «Плодово-ягодные растения в устном народном творчестве».

2. Найдите в сборнике В.Даля «Пословицы русского народа» пословицы, поговорки и загадки о плодовых и ягодных растениях.

Объясните смысл содержащихся в сборнике пословиц, а также укажите, какие особенности растений нашли отражение в загадках. Запишите свои выводы в тетради.

3. Найдите в сборнике В.Даля «Пословицы русского народа» загадки о дикорастущих плодово-ягодных растениях нашей страны. Узнайте о распространении и хозяйственном значении этих пород; расскажите об изученных растениях на занятии.

*Планирование занятий по курсу «Ботаника с основами растениеводства» см.: «Биология», № 3–6/2001.

Источник

Конспект урока по химии «Разнообразие плодово-ягодных растений»

Урок познакомит учащихся с разнообразием плодово-ягодных растений, раскроет значение плодово-ягодных растений в природе и жизни человека.

Описание разработки

Цели и задачи:

познакомить учащихся с разнообразием плодово — ягодных растений;

раскрыть значение плодово — ягодных растений в природе и жизни человека;

развивать умения и навыки определить плодово — ягодные растения по слайдам, натуральным образцам, побегам;

воспитывать бережное отношение к природе и окружающей среде.

1. Организационный момент.

2. Проверка знаний и умений воспитанников (повторение пройденной темы).

Ребята! Тема сегодняшнего урока «Разнообразие плодово — ягодных растений». Но прежде, чем перейти к этой теме, я хотела бы, чтобы мы с вами повторили и закрепили предыдущую изученную тему: «Многообразие цветочно — декоративных растений». И сейчас я вам предлагаю поучаствовать:

  1. Цветочной викторине;
  2. Конкурс «Юный эрудит» (2 человека у доски, поочередно называют цветы, не повторяясь);
  3. Вопрос к классу: Для чего люди выращивают и сажают цветы? (ответы воспитанников: озеленяют свои жилища, улицы, поселки, города, улучшает настроение).

3. Знакомство с новым материалом.

Итак, тема нашего урока «Разнообразие плодово — ягодных растений».

1. Ребята! Мы с вами живем в сельской местности, где благоприятные условия для выращивания многих растений.

Но плодово — ягодные растения делятся на группы, так называемые жизненные формы растений: травянистые, кустарники и древесные.

Плодово — ягодные кустарники – малина, смородина, крыжовник;

Плодово — ягодные растения – вишня, слива, абрикос, яблоня, груша, персик.

Виноград – это вьющаяся лиана, прикрепляется к опоре усиками, древнее культурное растение.

2. Для чего человек сажает у себя в саду, огороде, во дворе плодовые деревья и кустарники? (плоды вкусны и полезны).

Читайте также:  Дерево_в_весеннем_лесу

3. Чем полезны плоды культурных растений?

(содержат витамины А, В, В2, С, полезные для человека. Например:

— витамин С укрепляет иммунитет человека и его более устойчивым к заболеванием. Содержится апельсин, вишня, лимон.

— витамин А – виноград, смородина черная (для зрения);

— витамины В1, В2, В6 – яблоня, груша, гранат – улучшает кроветворение.

4. Что вы можете сказать о майском мёде? Вот такой необычный вопрос? (Сладкий нектар пчелы собирают из цветущих садов плодово — ягодных растений, весной, и превращают его в мед, он очень вкусен и полезен).

5. Как вы думаете, какие домашние животные любят плодово — ягодные растения? (козы, кролики, едят побеги вишни, черешни, плоды яблок).

Физ. минутка.

Я называю вам растения плодово — ягодные и животные, на слова о названии животных вы садитесь, растений – вы встаете.

  1. Задание. Работа с рисунками. Папка ягоды.
  2. Ребята, скажите кроме тех плодово — ягодных растений, которые у нас не растут, а привозятся из более теплых стран. Мы их видим в больших магазинах, таких как «Пятерочка», «Магнит», на рынках. Ваша задача определить по рисункам данные растения.
  3. Следующее задание. Самостоятельная работа (2 — 3 минуты).

Работа по парам. Расшифровать плодово — ягодные растения:

Вам ребята предлагается по побегам плодово — ягодных растений, на которых расположены спящие почки (т. к. зимние растения приготовились и сбросили листву) распознать и назвать плодовые деревья и кустарники.

Вы должны будете с закрытыми глазами, опустив руку в бумажный ящик, с помощью пальчиков исследовать плод и назвать к какому плодово — ягодному растению оно относится.

Итак, мы с вами собрали витаминный стол.

4. Заключительная часть.

Давайте ребята мы с вами подведем итог нашего занятия.

Человек использует в пищу плоды плодово — ягодных растений. Они вкусны и полезны.

Плодово — ягодные растения содержат витамины, необходимые для сохранения здоровья человека.

Плоды и побеги служат пищей для домашних животных (козы, кролики).

Яблони, вишни, груши, персик – прекрасные медоносы.

Плодово — ягодные растения используют в лечебных целях (малина, яблоня, смородина).

Древесину плодово — ягодных растений используют в мебельном производстве и художественных промыслах (вишня). Древесину яблони используют для токарных и столярных изделий, мелких поделок.

Источник

Оцените статью