Значение плодоводства.
3. Разрежьте плоды яблони, груши, вишни, сливы, абрикоса вдоль посередине. Рассмотрите строение и определите тип этих сочных плодов.
Сделайте схематические рисунки плодов (в разрезе). Объясните названия групп, к которым относятся изучаемые культуры; запишите свои выводы в тетради.
4. Изучите строение плодов ягодных культур, выращиваемых в вашей местности: смородины, крыжовника, винограда, малины, земляники и других; определите, к какому типу относится каждый из них.
Сравните ботанические и хозяйственные названия плодов; объясните название группы плодово-ягодных культур, плоды которых вы рассмотрели. Сделайте в тетради записи и зарисовки (табл. 7).
Таблица 7. Плоды ягодных культур нашей местности
5. Осмотрите насаждения плодово-ягодных растений на школьном участке, в саду местного хозяйства или опытной станции. Установите, к каким группам относятся рассматриваемые культуры по особенностям надземной системы.
Заполните табл. 8.
Таблица 8. Формы плодово-ягодных культур растений наших садов
6. Ознакомьтесь с биологическими особенностями и хозяйственным использованием важнейших плодовых и ягодных пород, выращиваемых в зоне расположения школы; составьте их краткую характеристику (табл. 9).
Таблица 9. Характеристика основных плодово-ягодных пород нашего региона
7. Узнайте, к каким ботаническим семействам относятся основные культуры, выращиваемые в садах и ягодниках вашего региона.
Заполните табл. 10.
Таблица 10. Ботаническая классификация плодово-ягодных культур
8. Объясните, почему непохожие друг на друга по внешнему виду растения яблони, малины и земляники относят к одному и тому же семейству Розанные.
Заполните табл. 11.
Таблица 11. Растения семейства розанных
9. Рассмотрите соцветия и цветки яблони, груши, вишни и сливы в саду учебно-опытного или вашего приусадебного участка (рис. 5).
Рис. 5. Строение цветков вишни (слева) и яблони (справа):
1 – лепесток; 2 – тычинка; 3 – пестик с завязью;
4 – чашелистик; 5 – цветоложе; 6 – цветоножка
Определите тип соцветий и зарисуйте их схемы в тетради. Составьте формулу цветков этих культур и объясните сходство в их строении.
4. Плодово-ягодные растения в русских пословицах, поговорках и загадках
Плодовые и ягодные растения, произрастающие в естественных природных условиях, известны в нашей стране с доисторических времен. Однако культурное их разведение началось значительно позже и развивалось весьма медленно.
Земляника – культура из группы ягодных пород
Известно, например, что, начиная с Х в., плодоводством стали заниматься на территории Киевской Руси в монастырях и на княжеских землях. В ХV–ХVI вв. разводили сады в Москве и ее окрестностях. В XIX в. с развитием капитализма в России быстро увеличивалась численность городского населения, что вызвало повышенный спрос на продукты сельского хозяйства, в том числе на плоды и ягоды. Это послужило важной причиной расширения площадей под плодово-ягодные насаждения.
В 80–90-х гг. XIX столетия на юге Российской империи, главным образом в Крыму, началась закладка промышленных садов; затем постепенно плодоводство продвинулось и в центральные губернии. Площадь под садами в 1913 г. составила 655 тыс. га.
Персик – представитель группы косточковых пород
В отличие от монастырей и помещичьих хозяйств, где издавна разводили плодовые и ягодные культуры, основная масса крестьянства не в состоянии была заниматься плодоводством. Это объяснялось суровыми зимами в большинстве регионов России, малоземельем и другими причинами.
Интересно, что в сборнике этнографа и писателя В.И. Даля (1801–1872) «Пословицы русского народа», завершенном им в 1853 г. и содержащем богатейший материал (более 30 тыс. пословиц, поговорок, метких слов и пр.), мы находим пословицы о плодово-ягодных растениях, разводимых в садах.
Приведем некоторые из них: «Сладко вишенье, да барско кушанье», «Не наша еда лимоны, есть их иному», «Недорог виноград терский, дорог хлеб деревенский, немного укусишь, а полон рот нажуешь», «Ягоду не видал сорок два года, а хоть бы и век, так нужды нет».
Груша – представитель группы семечковых пород
Значительное число пословиц, поговорок и загадок посвящено дикорастущим плодовым и ягодным растениям, широко распространенным в европейской части страны, на Урале, в Сибири и в других регионах. Дикорастущие плоды, ягоды, орехи с давних времен использовались в свежем или переработанном виде, а в ряде северных и восточных районов служили для населения основным источником витаминного питания.
В старинных загадках, дошедших до наших дней, речь идет о лесной яблоне, рябине, шиповнике, бруснике, лесном орехе (лещине) и других дикорастущих породах.
«Середь лесу дежа (квашня) киснет». (Яблоня.)
«Под ярусом, ярусом висит зипун с красным гарусом». (Рябина.)
«Сидит колюка на вилах, одета во багрянец, кто пойдет, того кольнет». (Шиповник.)
«Бегут, бегут рябчики по липову мосту, увидели море, бросились в воду». (Бруснику катают по решету.)
«Около гладко, в середке сладко, про ту сласть есть у нас снасть». (Орех.)
1. Подготовьте на основе рекомендованной учителем литературы сообщение на тему «Плодово-ягодные растения в устном народном творчестве».
2. Найдите в сборнике В.Даля «Пословицы русского народа» пословицы, поговорки и загадки о плодовых и ягодных растениях.
Объясните смысл содержащихся в сборнике пословиц, а также укажите, какие особенности растений нашли отражение в загадках. Запишите свои выводы в тетради.
3. Найдите в сборнике В.Даля «Пословицы русского народа» загадки о дикорастущих плодово-ягодных растениях нашей страны. Узнайте о распространении и хозяйственном значении этих пород; расскажите об изученных растениях на занятии.
*Планирование занятий по курсу «Ботаника с основами растениеводства» см.: «Биология», № 3–6/2001.
Источник
Конспект урока по химии «Разнообразие плодово-ягодных растений»
Урок познакомит учащихся с разнообразием плодово-ягодных растений, раскроет значение плодово-ягодных растений в природе и жизни человека.
Описание разработки
Цели и задачи:
познакомить учащихся с разнообразием плодово — ягодных растений;
раскрыть значение плодово — ягодных растений в природе и жизни человека;
развивать умения и навыки определить плодово — ягодные растения по слайдам, натуральным образцам, побегам;
воспитывать бережное отношение к природе и окружающей среде.
1. Организационный момент.
2. Проверка знаний и умений воспитанников (повторение пройденной темы).
Ребята! Тема сегодняшнего урока «Разнообразие плодово — ягодных растений». Но прежде, чем перейти к этой теме, я хотела бы, чтобы мы с вами повторили и закрепили предыдущую изученную тему: «Многообразие цветочно — декоративных растений». И сейчас я вам предлагаю поучаствовать:
- Цветочной викторине;
- Конкурс «Юный эрудит» (2 человека у доски, поочередно называют цветы, не повторяясь);
- Вопрос к классу: Для чего люди выращивают и сажают цветы? (ответы воспитанников: озеленяют свои жилища, улицы, поселки, города, улучшает настроение).
3. Знакомство с новым материалом.
Итак, тема нашего урока «Разнообразие плодово — ягодных растений».
1. Ребята! Мы с вами живем в сельской местности, где благоприятные условия для выращивания многих растений.
Но плодово — ягодные растения делятся на группы, так называемые жизненные формы растений: травянистые, кустарники и древесные.
Плодово — ягодные кустарники – малина, смородина, крыжовник;
Плодово — ягодные растения – вишня, слива, абрикос, яблоня, груша, персик.
Виноград – это вьющаяся лиана, прикрепляется к опоре усиками, древнее культурное растение.
2. Для чего человек сажает у себя в саду, огороде, во дворе плодовые деревья и кустарники? (плоды вкусны и полезны).
3. Чем полезны плоды культурных растений?
(содержат витамины А, В, В2, С, полезные для человека. Например:
— витамин С укрепляет иммунитет человека и его более устойчивым к заболеванием. Содержится апельсин, вишня, лимон.
— витамин А – виноград, смородина черная (для зрения);
— витамины В1, В2, В6 – яблоня, груша, гранат – улучшает кроветворение.
4. Что вы можете сказать о майском мёде? Вот такой необычный вопрос? (Сладкий нектар пчелы собирают из цветущих садов плодово — ягодных растений, весной, и превращают его в мед, он очень вкусен и полезен).
5. Как вы думаете, какие домашние животные любят плодово — ягодные растения? (козы, кролики, едят побеги вишни, черешни, плоды яблок).
Физ. минутка.
Я называю вам растения плодово — ягодные и животные, на слова о названии животных вы садитесь, растений – вы встаете.
- Задание. Работа с рисунками. Папка ягоды.
- Ребята, скажите кроме тех плодово — ягодных растений, которые у нас не растут, а привозятся из более теплых стран. Мы их видим в больших магазинах, таких как «Пятерочка», «Магнит», на рынках. Ваша задача определить по рисункам данные растения.
- Следующее задание. Самостоятельная работа (2 — 3 минуты).
Работа по парам. Расшифровать плодово — ягодные растения:
Вам ребята предлагается по побегам плодово — ягодных растений, на которых расположены спящие почки (т. к. зимние растения приготовились и сбросили листву) распознать и назвать плодовые деревья и кустарники.
Вы должны будете с закрытыми глазами, опустив руку в бумажный ящик, с помощью пальчиков исследовать плод и назвать к какому плодово — ягодному растению оно относится.
Итак, мы с вами собрали витаминный стол.
4. Заключительная часть.
Давайте ребята мы с вами подведем итог нашего занятия.
Человек использует в пищу плоды плодово — ягодных растений. Они вкусны и полезны.
Плодово — ягодные растения содержат витамины, необходимые для сохранения здоровья человека.
Плоды и побеги служат пищей для домашних животных (козы, кролики).
Яблони, вишни, груши, персик – прекрасные медоносы.
Плодово — ягодные растения используют в лечебных целях (малина, яблоня, смородина).
Древесину плодово — ягодных растений используют в мебельном производстве и художественных промыслах (вишня). Древесину яблони используют для токарных и столярных изделий, мелких поделок.
Источник