Разработка урока для 5 класса «Значение овощей в питании человека. Технология приготовления блюд из овощей. Приготовление овощного блюда»
Наша задача: изучить п равила приготовления овощных блюд.
План ваших действий:
1. Прочитайте параграф 31 электронного учебника.
3. Изучите текст «Теоретический минимум» и запишите в тетрадь только то, что выделено курсивом .
4. Выполните Практическую работу № 29« Приготовление блюд из овощей» стр. 220 ( пришлите фото приготовленного овощного блюда (на выбор ).
«Теоретический минимум»
Рациональное питание человека невозможно без овощей.
Овощи очень разнообразны по вкусу и внешнему виду. Овощи имеют важное значение в питании человека. Они содержат углеводы, а также белки и минеральные вещества. Овощи – основной источник витаминов .
Роль витаминов и минеральных веществ в жизнедеятельности организма очень велика. При их недостатке возникают болезни. Так, недостаток витамина С ведет к снижению сопротивляемости организма заболеваниям, появляются сонливость, кровоточивость десен, ослабляется внимание. При недостатке витамина А , как и витамина С, снижается сопротивляемость организма заболеваниям и, кроме того, нарушается зрение и замедляется рост. Витамин РР предохраняет организм от заболеваний, при которых поражается центральная нервная система, желудочно-кишечный тракт, кожные и слизистые покровы. Чтобы этого избежать, необходимо включать в питание как можно больше овощей.
При ручной обработке овощей применяют различные инструменты и приспособления (овощерезки, шинковки, терки, выемки, специальные ножи). При обработке овощей следует пользоваться ножами и инструментами из нержавеющей стали, так как витамин С от соприкосновения с железом разрушается.
На предприятиях пищевой промышленности для нарезки овощей используют различные машины: картофелечистки, овощечистки.
После очистки и промывания овощи нарезают. От вида нарезки овощей зависит продолжительность варки блюда, поэтому надо следить, чтобы овощи были нарезаны одинаково.
Нарезать овощи можно различными способами
Некоторые овощи перед приготовлением холодных блюд отваривают. Отваривать овощи нужно в кожице, в ней же нужно охлаждать, затем очищать. Овощи следует очищать и нарезать непосредственно перед варкой или употреблением.
При длительном хранении в воде овощи теряют витамины, так при длительном хранении в воде картофель теряет часть крахмала и витамин С.
При использовании овощей в кулинарии из них готовят самые разнообразные холодные и горячие блюда:
закуски (салаты, винегреты),
первые блюда (овощные супы, щи, борщ, свекольник и др.),
вторые блюда (картофель жареный или отварной, рагу, котлеты).
Овощи также используют для приготовления гарниров к рыбным, мясным блюдам и соков.
Сегодня на уроке нам надо научиться готовить салат из свежих овощей. Что же такое салат, и какие существуют правила приготовления салатов
Салат – это холодное блюдо, состоящее из одного или нескольких видов овощей, а также в сочетании с мясом, рыбой, яйцами и так далее.
Входящие в состав салата продукты могут быть сырыми (редис, огурцы, помидоры, лук,), вареными (свекла, картофель, морковь), маринованными, солеными (квашеная капуста, огурцы) и продуктами, прошедшими сложную и длительную обработку (колбасы, консервы, копченая рыба)
Технология приготовления салатов из свежих овощей следующая:
1. Первичная обработка овощей, входящих в салат.
2. Нарезка овощей. Овощи должны быть нарезаны одинаковой формы.
3. Заправка салата. Перемешивать продукты надо осторожно, чтобы они не мялись.
4. Выложить в салатницу и украсить.
Необходимо запомнить некоторые правила:
Салаты можно заправлять по своему вкусу — майонезом, растительным маслом, сметаной или специально приготовленными заправками.
Так как салаты подают первыми, они должны красиво и аппетитно выглядеть. Для оформления салатов используют зелень петрушки и укропа, листья салата, продукты, входящие в состав салата и имеющие яркую окраску (помидоры, огурцы, редис, морковь).
В кулинарном мастерстве большое значение имеет правильное и красивое оформление блюд. Изделия должны быть оформлены так, чтобы они привлекали внимание человека к поданному блюду, вызывали аппетит, наслаждение и способствовали лучшему усвоению пищи. На производстве оформление и отпуск блюд поручают работникам, имеющим большой практический опыт. Красивое и правильное оформление блюда требует от повара практического опыта, изобретательности.
Существует декоративная резка по овощам и фруктам, которую сейчас широко используют повара самых разных ресторанов – карвинг.
Отгадайте загадки, ответы запишите в тетрадь ?
1. Хоть зеленый, в пупырышках –
Крокодилу я не брат.
Меня всякая хозяйка
Любит положить в салат
На зиму в стеклянной банке
Засолить. Я — молодец!
Знаешь, кто я? Ну, конечно,
Я – хрустящий ……
2. Хоть похож на огурец,
Тыквам я родней остался,
Но бледнее мой бочок.
Ты, наверно, догадался
3. Мы с лисой похожи цветом,
Но не ест меня плутовка!
Я расту на грядке летом,
И зовут меня ………
4. Вам привет от нас с морковкой!
Она худа, а я — кругла.
Мы всюду вместе: в винегрете,
Рагу, борще… Ведь я……
5. Нет, свекла мне не сестрица
И не дальняя родня
Негры ближе мне (по цвету)
Та – девица из темницы,
Я – свободный мальчуган.
Славит солнце, славит лето
Загорелый баклажан
6. Меня варят, меня жарят,
Я – в салате ив окрошке,
Я и в супе, и отдельно…
Ну, куда вы без ……?!
7.Я полезен в каждом доме,
Пусть я горек и до слез
Довожу порой хозяек,
Но ведь плачут – не всерьез.
Хоть и репкой дразнят люди,
Я лечу от 100 недуг!
Со вторым и первым блюдом
Кушайте зеленый …
8. Лук – мой друг. Но я покруче
Как к микробам я жесток!
Белозубый я и жгучий,
Догадались? Я …
9. Я красив и ал, как яблоко-
Между нами вечный спор.
Любят все меня: я вкусный,
Сочный овощ — ….
10. Семь одежд надену к осени,
Чтобы не было в кадушке пусто
И соли, и свежей ешь меня…
Догадались? Я -…..
11. Мой белый хвостик под землей
Но ешь меня без риска
Видишь, красненький бочок?
Это я — …
12. Я зеленый и ползучий,
Ус кудрявый – чем я плох?
Хоть куда стручок мой вкусный:
В кашу, в суп. Ведь я — …
Запишите классификацию овощей
Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических требований
· Продукты резать ножом только на разделочной доске.
· Нож передавать, держа его за лезвие.
· Во время работы нельзя ходить по кухне с инструментами в руках.
· По окончании работы убрать рабочее место
Определение доброкачественности овощей по внешнему виду.
· Проверить качество продукта, рассортировать (овощи не должны быть гнилыми, вялыми, не должен ощущаться запах гнили). Нужно отобрать только свежие овощи, удалить загнившие или испорченные.
· Промыть под струей холодной воды
· Очистить овощи ножом или овощечисткой.
· Очищенные овощи необходимо промыть второй раз
Источник
Урок технологии «Роль овощей в питании человека»
методическая разработка по технологии (5 класс) на тему
Растительная пища занимает ведущее место в питании большой части человечества, а для некоторых народов она является основной. Имеется много достоверных наблюдений, показывающих, что там, где в питании преобладают различные овощи и фрукты, люди меньше болеют и меньше живут. Т, кто нарушает режим питания, употребляя мало овощей и фруктов, выглядят старше своих лет, предрасположены к заболеваниям, у них снижается работоспособность, появляется вялость, раздражительность, плохое настроение.
В меню каждого человека хоть раз в день должны включаться сырые овощи и фрукты. Они обеспечивают человека жизненно важными витаминами, минеральными веществами и микроэлементами, а также создают условия для вывода из организма воды и жиров, нейтрализации вредных веществ.
Учитель спрашивает: “Какие овощи Вы выращиваете или покупаете на рынке?”. Учащиеся перечисляют: “Картофель, редис, зелень, помидоры, огурцы и т.д.”.
Учитель обобщает ответы учащихся.
Овощи можно разделить на группы (работа с учебником):
- Корнеплоды;
- Клубнеплоды;
- Капуста;
- Тыквенные;
- Бобовые;
- Листовые;
- Пасленовые;
- Луковичные.
Учитель спрашивает: “Какие блюда можно приготовить из овощей?”. Учащиеся перечисляют: “Салат, овощи можно жарить, тушить, консервировать и т.д.”.
Овощи широко используют для приготовления холодных закусок – салатов. По основному продукту салаты бывают:
Полезнее всего салат есть перед началом приема пищи для повышения аппетита. Но прежде, чем приготовить салат, овощи необходимо подготовить.
Первичная обработка овощей включает следующие действия:
- Овощи перебрать (подпорченные и вялые овощи не использовать);
- Промыть под проточной водой и обдать кипяченой водой;
- Обсушить на полотенце;
- Нарезать.
При приготовлении нашего блюда мы должны освоить приемы нарезки овощей. Одинаково нарезанные по величине и форме овощи придают блюдам красивый вид, а украшают салаты только теми продуктами, которые в него входят.
Также мы должны запомнить правила, как можно меньше потерять витамины при приготовлении салатов из сырых овощей:
- Не держать овощи долго в воде;
- Резать и чистить овощи нельзя ножом из нержавеющей стали, а также нельзя готовить и хранить салат в аллюминевой и другой металлической посуде;
- Не нарезать сырые овощи очень мелко;
- Готовить салат, заправлять и солить непосредственно перед подачей на стол;
- Хранить салаты в холодильнике: незаправленные – не более 12 часов, заправленные – не более 6 часов.
Прежде чем приступить к приготовлению салата, учитель напоминает учащимся:
- Санитарно-гигиенические требования;
- Проводит текущий инструктаж;
- Делит учащихся на группы.
Учащиеся выбирают блюда для проекта, готовят посуду и рабочее место для нарезки овощей. По ходу работы учитель показывает приемы нарезки, чтоб не получить травмы. Нарезанные овощи кладут в эмалированную миску, перемешивают и заправляют. Заправленный салат укладывают горкой в салатник, оформляют подготовленными овощами и зеленью. С боку кладут столовую ложку. Сервируем стол.
Презентация блюд: учащиеся дают названия блюдам, рассказывают, из чего они приготовлены, и чем полезны.
Практическая работа завершается дегустацией, уборкой рабочих мест.
5. Закрепление изученного материала.
- В чем заключается первичная обработка овощей?
- Какие продукты есть без ограничения?
- Почему при нарезке овощей нельзя использовать ножи из нержавеющей стали?
- Почему овощи нельзя долго держать в воде?
- Подведение итога урока, необходимые замечания;
- Оценка практической работы и устных ответов учащихся.
Источник