Значение_овощей_5_класс

Разработка урока для 5 класса «Значение овощей в питании человека. Технология приготовления блюд из овощей. Приготовление овощного блюда»

Наша задача: изучить п равила приготовления овощных блюд.

План ваших действий:

1. Прочитайте параграф 31 электронного учебника.

3. Изучите текст «Теоретический минимум» и запишите в тетрадь только то, что выделено курсивом .

4. Выполните Практическую работу № 29« Приготовление блюд из овощей» стр. 220 ( пришлите фото приготовленного овощного блюда (на выбор ).

«Теоретический минимум»

Рациональное питание человека невозможно без овощей.

Овощи очень разнообразны по вкусу и внешнему виду. Овощи имеют важное значение в питании человека. Они содержат углеводы, а также белки и минеральные вещества. Овощи – основной источник витаминов .

Роль витаминов и минеральных веществ в жизнедеятельности организма очень велика. При их недостатке возникают болезни. Так, недостаток витамина С ведет к снижению сопротивляемости организма заболеваниям, появляются сонливость, кровоточивость десен, ослабляется внимание. При недостатке витамина А , как и витамина С, снижается сопротивляемость организма заболеваниям и, кроме того, нарушается зрение и замедляется рост. Витамин РР предохраняет организм от заболеваний, при которых поражается центральная нервная система, желудочно-кишечный тракт, кожные и слизистые покровы. Чтобы этого избежать, необходимо включать в питание как можно больше овощей.

При ручной обработке овощей применяют различные инструменты и приспособления (овощерезки, шинковки, терки, выемки, специальные ножи). При обработке овощей следует пользоваться ножами и инструментами из нержавеющей стали, так как витамин С от соприкосновения с железом разрушается.

На предприятиях пищевой промышленности для нарезки овощей используют различные машины: картофелечистки, овощечистки.

После очистки и промывания овощи нарезают. От вида нарезки овощей зависит продолжительность варки блюда, поэтому надо следить, чтобы овощи были нарезаны одинаково.

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/05d3/0004862a-b1face09/img3.jpg

Нарезать овощи можно различными способами

Некоторые овощи перед приготовлением холодных блюд отваривают. Отваривать овощи нужно в кожице, в ней же нужно охлаждать, затем очищать. Овощи следует очищать и нарезать непосредственно перед варкой или употреблением.

При длительном хранении в воде овощи теряют витамины, так при длительном хранении в воде картофель теряет часть крахмала и витамин С.

При использовании овощей в кулинарии из них готовят самые разнообразные холодные и горячие блюда:

закуски (салаты, винегреты),

первые блюда (овощные супы, щи, борщ, свекольник и др.),

вторые блюда (картофель жареный или отварной, рагу, котлеты).

Овощи также используют для приготовления гарниров к рыбным, мясным блюдам и соков.

Сегодня на уроке нам надо научиться готовить салат из свежих овощей. Что же такое салат, и какие существуют правила приготовления салатов

Читайте также:  Самые_простые_овощные_супы_рецепты

Салат – это холодное блюдо, состоящее из одного или нескольких видов овощей, а также в сочетании с мясом, рыбой, яйцами и так далее.

Входящие в состав салата продукты могут быть сырыми (редис, огурцы, помидоры, лук,), вареными (свекла, картофель, морковь), маринованными, солеными (квашеная капуста, огурцы) и продуктами, прошедшими сложную и длительную обработку (колбасы, консервы, копченая рыба)

Технология приготовления салатов из свежих овощей следующая:

1. Первичная обработка овощей, входящих в салат.

2. Нарезка овощей. Овощи должны быть нарезаны одинаковой формы.

3. Заправка салата. Перемешивать продукты надо осторожно, чтобы они не мялись.

4. Выложить в салатницу и украсить.

https://myslide.ru/documents_7/5f212aba38da6179e26362026510e490/img9.jpg

Необходимо запомнить некоторые правила:

Салаты можно заправлять по своему вкусу — майонезом, растительным маслом, сметаной или специально приготовленными заправками.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/04da/0018d081-f05c6d8f/img14.jpg

Так как салаты подают первыми, они должны красиво и аппетитно выглядеть. Для оформления салатов используют зелень петрушки и укропа, листья салата, продукты, входящие в состав салата и имеющие яркую окраску (помидоры, огурцы, редис, морковь).

В кулинарном мастерстве большое значение имеет правильное и красивое оформление блюд. Изделия должны быть оформлены так, чтобы они привлекали внимание человека к поданному блюду, вызывали аппетит, наслаждение и способствовали лучшему усвоению пищи. На производстве оформление и отпуск блюд поручают работникам, имеющим большой практический опыт. Красивое и правильное оформление блюда требует от повара практического опыта, изобретательности.

Существует декоративная резка по овощам и фруктам, которую сейчас широко используют повара самых разных ресторанов – карвинг.
https://tvcenter.ru/wp-content/uploads/2021/03/karving_17_30162226.jpg http://almode.ru/uploads/posts/2021-12/1640629157_38-almode-ru-p-ovoshchnaya-narezka-39.jpg https://i2.wp.com/pochti-zhena.ru/wp-content/uploads/2017/03/11.png

Отгадайте загадки, ответы запишите в тетрадь ?

1. Хоть зеленый, в пупырышках –
Крокодилу я не брат.
Меня всякая хозяйка
Любит положить в салат
На зиму в стеклянной банке
Засолить. Я — молодец!
Знаешь, кто я? Ну, конечно,
Я – хрустящий ……

2. Хоть похож на огурец,
Тыквам я родней остался,
Но бледнее мой бочок.
Ты, наверно, догадался

3. Мы с лисой похожи цветом,
Но не ест меня плутовка!
Я расту на грядке летом,
И зовут меня ………

4. Вам привет от нас с морковкой!
Она худа, а я — кругла.
Мы всюду вместе: в винегрете,
Рагу, борще… Ведь я……

5. Нет, свекла мне не сестрица
И не дальняя родня
Негры ближе мне (по цвету)
Та – девица из темницы,
Я – свободный мальчуган.
Славит солнце, славит лето
Загорелый баклажан

6. Меня варят, меня жарят,
Я – в салате ив окрошке,
Я и в супе, и отдельно…
Ну, куда вы без ……?!

Читайте также:  Овощи_морским_свинкам_зимой

7.Я полезен в каждом доме,
Пусть я горек и до слез
Довожу порой хозяек,
Но ведь плачут – не всерьез.
Хоть и репкой дразнят люди,
Я лечу от 100 недуг!
Со вторым и первым блюдом
Кушайте зеленый …

8. Лук – мой друг. Но я покруче
Как к микробам я жесток!
Белозубый я и жгучий,
Догадались? Я …

9. Я красив и ал, как яблоко-
Между нами вечный спор.
Любят все меня: я вкусный,
Сочный овощ — ….

10. Семь одежд надену к осени,
Чтобы не было в кадушке пусто
И соли, и свежей ешь меня…
Догадались? Я -…..

11. Мой белый хвостик под землей
Но ешь меня без риска
Видишь, красненький бочок?
Это я — …

12. Я зеленый и ползучий,
Ус кудрявый – чем я плох?
Хоть куда стручок мой вкусный:
В кашу, в суп. Ведь я — …

Запишите классификацию овощей

https://marisolca.ru/wp-content/uploads/9/2/d/92d230b266f81e9211fd11d4489bfb04.jpeg

Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических требований

· Продукты резать ножом только на разделочной доске.

· Нож передавать, держа его за лезвие.

· Во время работы нельзя ходить по кухне с инструментами в руках.

· По окончании работы убрать рабочее место

Определение доброкачественности овощей по внешнему виду.

· Проверить качество продукта, рассортировать (овощи не должны быть гнилыми, вялыми, не должен ощущаться запах гнили). Нужно отобрать только свежие овощи, удалить загнившие или испорченные.

· Промыть под струей холодной воды

· Очистить овощи ножом или овощечисткой.

· Очищенные овощи необходимо промыть второй раз

Источник

Урок технологии «Роль овощей в питании человека»
методическая разработка по технологии (5 класс) на тему

Растительная пища занимает ведущее место в питании большой части человечества, а для некоторых народов она является основной. Имеется много достоверных наблюдений, показывающих, что там, где в питании преобладают различные овощи и фрукты, люди меньше болеют и меньше живут. Т, кто нарушает режим питания, употребляя мало овощей и фруктов, выглядят старше своих лет, предрасположены к заболеваниям, у них снижается работоспособность, появляется вялость, раздражительность, плохое настроение.

В меню каждого человека хоть раз в день должны включаться сырые овощи и фрукты. Они обеспечивают человека жизненно важными витаминами, минеральными веществами и микроэлементами, а также создают условия для вывода из организма воды и жиров, нейтрализации вредных веществ.

Читайте также:  Семена_старых_сортов_овощей

Учитель спрашивает: “Какие овощи Вы выращиваете или покупаете на рынке?”. Учащиеся перечисляют: “Картофель, редис, зелень, помидоры, огурцы и т.д.”.

Учитель обобщает ответы учащихся.

Овощи можно разделить на группы (работа с учебником):

  • Корнеплоды;
  • Клубнеплоды;
  • Капуста;
  • Тыквенные;
  • Бобовые;
  • Листовые;
  • Пасленовые;
  • Луковичные.

Учитель спрашивает: “Какие блюда можно приготовить из овощей?”. Учащиеся перечисляют: “Салат, овощи можно жарить, тушить, консервировать и т.д.”.

Овощи широко используют для приготовления холодных закусок – салатов. По основному продукту салаты бывают:

Полезнее всего салат есть перед началом приема пищи для повышения аппетита. Но прежде, чем приготовить салат, овощи необходимо подготовить.

Первичная обработка овощей включает следующие действия:

  • Овощи перебрать (подпорченные и вялые овощи не использовать);
  • Промыть под проточной водой и обдать кипяченой водой;
  • Обсушить на полотенце;
  • Нарезать.

При приготовлении нашего блюда мы должны освоить приемы нарезки овощей. Одинаково нарезанные по величине и форме овощи придают блюдам красивый вид, а украшают салаты только теми продуктами, которые в него входят.

Также мы должны запомнить правила, как можно меньше потерять витамины при приготовлении салатов из сырых овощей:

  • Не держать овощи долго в воде;
  • Резать и чистить овощи нельзя ножом из нержавеющей стали, а также нельзя готовить и хранить салат в аллюминевой и другой металлической посуде;
  • Не нарезать сырые овощи очень мелко;
  • Готовить салат, заправлять и солить непосредственно перед подачей на стол;
  • Хранить салаты в холодильнике: незаправленные – не более 12 часов, заправленные – не более 6 часов.

Прежде чем приступить к приготовлению салата, учитель напоминает учащимся:

  • Санитарно-гигиенические требования;
  • Проводит текущий инструктаж;
  • Делит учащихся на группы.

Учащиеся выбирают блюда для проекта, готовят посуду и рабочее место для нарезки овощей. По ходу работы учитель показывает приемы нарезки, чтоб не получить травмы. Нарезанные овощи кладут в эмалированную миску, перемешивают и заправляют. Заправленный салат укладывают горкой в салатник, оформляют подготовленными овощами и зеленью. С боку кладут столовую ложку. Сервируем стол.

Презентация блюд: учащиеся дают названия блюдам, рассказывают, из чего они приготовлены, и чем полезны.

Практическая работа завершается дегустацией, уборкой рабочих мест.

5. Закрепление изученного материала.

  • В чем заключается первичная обработка овощей?
  • Какие продукты есть без ограничения?
  • Почему при нарезке овощей нельзя использовать ножи из нержавеющей стали?
  • Почему овощи нельзя долго держать в воде?
  • Подведение итога урока, необходимые замечания;
  • Оценка практической работы и устных ответов учащихся.

Источник

Оцените статью