Глава VII. Полезащитные лесные насаждения
Ведущим звеном системы защитных лесных насаждений являются полезащитные лесные полосы. Наряду с основным назначением полезащитных лесных полос, указанным выше, они выполняют и другие многообразные функции. Это назначение полезащитные лесонасаждения обеспечивают благодаря разностороннему мелиоративному действию их.
Конструкции полезащитных лесных полос
Защитное действие лесных полос и их влияние на различные факторы зависит от их конструкции.
Под конструкцией лесной полосы понимается степень и характер ее проницаемости для ветра.
Различают три основных конструкции лесной полосы: плотную, или непродуваемую; продуваемую внизу и плотную вверху, или, как ее называют кратко, продуваемую; ажурную, или равномерно проницаемую. Та или иная конструкция лесополос обеспечивается соответствующей схемой посадки (схемой размещения и смешения пород в насаждении) и последующим уходом за полосой (в основном рубками ухода и подчисткой стволов). В известной степени конструкция лесополосы зависит и от ее ширины, так как, например, полосы продуваемой или ажурной конструкции трудно сформировать из насаждений большой ширины.
Плотные, или непродуваемые, полосы представляют собой в облиственном состоянии при взгляде на них сбоку (в профиль) непроницаемую для взора стену леса.
Такие полосы большей частью трехъярусные, т. е. состоят из главных и сопутствующих древесных пород и кустарников, количество которых доходит до 50% от общего числа состава полосы. Создаются плотные полосы по древесно-кустарниковому типу посадки. В физическом понимании такие полосы представляют собой ветронепроницаемый или почти непроницаемый экран (рис. 4).
Продуваемые лесополосы по своему строению имеют внизу до высоты 1,5—2 м сплошные крупные просветы, в которых видны только стволы деревьев, вверху в кронах такие полосы сомкнуты. Кустарники в таких полосах отсутствуют — они не высаживались или были вырублены. Создавались такие полосы по древесному типу (из одной только главной древесной породы) или древеснотеневому (из главной и сопутствующих древесных пород) (рис. 5).
Ажурные полосы имеют в облиственном состоянии мелкие просветы, более или менее равномерно разбросанные по всему продольному вертикальному профилю и составляющие 15—35% или несколько более по всей площади этого профиля. Состоят такие полосы из древесных пород с небольшой примесью кустарников или только из одних древесных пород. Создавались они по комбинированному, или смешанному, типу посадки (рис. 6), физической моделью их может служить аэродинамическая решетка (рис. 7). Имеется ряд производных от указанных основных конструкций, например лесные полосы ажурно-продуваемой конструкции (рис. 8).
В инструктивных указаниях по проектированию и выращиванию защитных лесных насаждений на землях сельскохозяйственных предприятий (1973 г.) приводится следующая характеристика конструкций полезащитных лесных полос (табл. 7).
Таким образом, конструкцию лесной полосы, обеспечивающую в значительной степени эффективность ее защитного действия, создают, с одной стороны, оптимальное количество просветов по вертикали и, с другой— размеры просветов и характер их размещения по профилю.
Источник
93. Защитные лесные насаждения вдоль железных и автомобильных дорог: виды, назначение, размещение, ширина и конструктивные особенности.
Защитные полосы лесов вдоль железных и автомобильных дорог предназначены для обеспечения защиты от снежных и песчаных заносов, селей, лавин, оползней, обвалов, ветровой и водной эрозии, для ограждения движущегося транспорта от неблагоприятных аэродинамических воздействий, для снижения уровня шума, выполнения санитарно-гигиенических, оздоровительных и эстетических функций, для предотвращения загрязнения окружающей среды продуктами деятельности транспорта.
Ведение лесного хозяйства на выделенных вдоль железных и автомобильных дорог полосах лесов осуществляют предприятия лесного хозяйства и другие организации, за которыми закреплены эти леса. Ширина защитных полос лесов вдоль железных дорог должна быть не менее 500 м с каждой стороны дороги. Ширина защитных полос лесов вдоль автомобильных дорог должна составлять не менее 250 м с каждой стороны дороги. Допускается уменьшение ширины защитных полос лесов не более чем на 50 м при наличии на местности естественных или искусственных рубежей.
Специально закладываемые лесные полосы вдоль железных дорог размещают на расстоянии не менее 15—20 м от оси крайнего пути. Насаждения могут быть однополоеные и многополосные, конструкция их непродуваемая, иногда ажурная. Ширина одной полосы 10—25 м, число рядов обычно 2—7, ширина межполосных пространств 20—70 м (крайний с внеш. стороны межполосный интервал проектируют более широким для отложения осн. массы снега). Ширина полосы земли (25—150 м), отводимая под лесные полосы вдоль железных дорог, зависит от объёма снега, приносимого на 1 погонный метр пути. При ширине отводимой земли до 25 м создают одну лесную полосу, до 25 м и более — многополосные насаждения.
Л. н. вдоль железных дорог ограждают их от снежных и песчаных заносов, закрепляют крутые склоны, размываемые откосы, снижают скорость сильных ветров, ограждают ж.-д. пути от скота. Снегозадерживающие З. л. н. проектируют в зависимости от вычисленного объёма снега, приносимого к каждой стороне железной дороги, и обычно создают с обеих её сторон. Они состоят из широкой или нескольких узких параллельных полос. Пескоукрепительные З. л. н. вдоль железных дорог закладывают в виде системы полос из деревьев и кустарников в сочетании с посевом трав. Почвоукрепительные З. л. н. имеют вид куртин, полос, участков и т.д., их обычно создают в сочетании с водоотводящими канавами. В местах, продуваемых сильными боковыми и встречными ветрами, создают ветроломные З. л. н., значительно снижающие скорость ветра в зоне движения поездов, их делают по типу снегозадерживающих. Оградительные З. л. н. закладывают из наклонно посаженных ивовых кольев, образующих живой решётчатый забор, не проходимый для скота.
З. л. н. вдоль автомобильных дорог, защищающие дороги от снежных заносов, состоят из одной или двух узких 4—6-рядных полос, удалённых от дороги на 20—80 м (в зависимости от объема переносимого снега).
Вдоль автомобильных дорог лесные полосы создают на расстоянии 15—70 м от бровки полотна дороги, ширина их 4—22 м (число рядов обычно 2—4, на дорогах местного значения однорядные посадки). Используют газоустойчивые породы.
Придорожные л. п. выращивают из наиболее устойчивых для зоны, долговечных, с густой кроной пород, выдерживающих снеголом. В рекомендуемый ассортимент входят ель, лиственница, дуб, клён, липа, гледичия и др. Закладывают полосы саженцами. По сравнению с заграждениями др. видов (заборы, щиты) П. л. п. более надёжны, долговечны и экономичны.
Источник