Викторина «Лес — наше богатство»
Цель: Формирование бережного и целостного отношения к природе.
1. Обогащать эколого-краеведческие знания, понимания значения окружающей природоведческой действительности.
2. Расширять знания о животном и растительном мире леса.
1. Развивать познавательный интерес, любознательность, стремление поделиться приобретёнными знаниями.
2. Способствовать проявлению познавательной активности с помощью привлечения учащихся к обсуждению вопросов, заинтересовать в получении дополнительной информации.
3. Развивать самостоятельность в умении работать с информацией, высказывать собственное мнение,
4. Развивать логическое мышление школьников, их аналитических способностей: умения сравнивать, сопоставлять, делать выводы; развитие монологической речи.
1. Способствовать воспитанию экологической культуры школьников.
2. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
3. Формировать умения работать в группе, умение коротко и ясно излагать информацию.
Форма проведения: «Своя – игра».
Углубить знания детей о лесе и его обитателях, воспитывать бережное отношение и любовь к ним; закрепить умение детей вести себя в природе; развивать речь, внимание, умение анализировать содержание вопросов и загадок и давать полный содержательный ответ на них.
Методы: подводящий диалог, метод дидактической игры, дискуссия, наглядные методы (плакаты, репродукции картин с изображением леса, мультимедийная презентация, иллюстрации, карточки со стоимостью вопроса), традиционные словесные методы: беседа, монолог.
Формы работы : работа в группе.
Оборудование. Карточки с вопросами по темам для учителя: «Деревья», «Ягоды», «Кустарники», «Птицы», «Грибы», «Звери», « Зелёная аптека»; карточки со стоимостью вопросов: 10, 20, 30, 40, 50; интерактивная доска, «волшебный» мешочек с картинками зверей, ягод, грибов, растений; компьютер; песочные часы; лукошки.
I . Введение в тему.
Учитель. Добрый день, дорогие друзья! Сегодня наш классный час посвящен… Впрочем, вы сейчас сами определите его тему.
Так, о чем мы сегодня будем говорить? (Ответы детей). Правильно, о лесе. Сегодня все люди нашей Родины празднуют День леса. Тема нашего мероприятия «Лес – наше богатство». 21 марта во всем мире отмечается Международный день леса.
Лес – это наше богатство!
Лес – это дом для зверей и птиц!
Лес – украшение планеты, здоровье, радость и отдых людей!
Лес – кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы…
II . Объявление темы, целей.
Учитель: И сейчас хотелось бы проверить, насколько хорошо вы знаете природу. Учащиеся из «волшебного» мешочка берут картинку с изображением зверей, ягод, грибов, растений, которая определяет их место в команде.
Наше мероприятие проводится в форме «Своя – игра».
Прослушайте основные правила, которые необходимо соблюдать в игре:
1. Каждой команде предстоит отвечать на вопросы из различных областей знаний.
2. Необходимо выбрать одно задание, с учетом его трудности, которая выражается в его стоимости: 10, 20, 30, 40, 50 баллов.
3. На обсуждение ответа – 20 секунд. Ответ сообщает тот член команды, которого называет капитан.
4. Если ответ верный, карточка с суммой баллов переходит в копилку команды. Если ответ не верный, то право ответа на вопрос предоставляется другой команде по их желанию. Карточки с баллами складываются в лукошки, которые есть у каждой команды на игровом столе.
5. По сумме баллов будут определены команды-победители и призёры. Желаю всем успехов!
Игровое поле (на доске).
Дидактический материал для учителя (карточки с вопросами).
Вопрос на 10 баллов – Как называется дубовые леса? (Дубравы)
Вопрос на 20 баллов — Из какого дерева делают пианино? (Из ели)
Вопрос на 30 баллов— Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? (Клен)
Вопрос на 40 баллов – Из какого дерева делают спички? (Из осины)
Вопрос на 50 баллов — Листья этого дерева никогда не меняют своего цвета и опадают осенью зелеными. (Листья ольхи) (Приложение 1.)
Вопрос на 10 баллов — Маленькая душистая ягодка. Растёт на обочинах лесных дорог, на вырубках и полянах. Родом эта ягода из Америки. Красная, мясистая и сочная мякоть ягоды, усыпанная мелкими твёрдыми семенами. Она имеет много полезных веществ и витаминов, нужных человеку. Её употребляют в свежем, сушёном и переработанном виде. О какой ягоде идет речь? (Земляника)
Вопрос на 20 баллов — Под листом на каждой ветке, сидят маленькие детки. Тот, кто деток соберёт, руки вымажет и рот. (Черника)
Вопрос на 30 баллов — Какая ягода заменит лимон? (Клюква)
Вопрос на 40 баллов — Какую ягоду называют северным гранатом? (Костяника)
Вопрос на 50 баллов — Какие ягоды можно собирать весной, когда сойдет снег? (Клюкву, бруснику)
Вопрос на 10 баллов – Этот кустарник называют, «медвежья ягода». Плоды обладают кровоостанавливающим действием и повышают аппетит. (Малина)
Вопрос на 20 баллов — В народе этот кустарник называют «дикой розой». Встречается на опушках леса, в зарослях кустарников и на солнечных косогорах. Плоды мясистые, ягоды жёлтые, красной или чёрно-бурой окраски, содержащие в себе целебные свойства. (Шиповник)
Вопрос на 30 баллов — Это очень ядовитый кустарник. Ядовиты все его части.Никогда нельзя брать в рот его аппетитные красные ягоды. Назовите этот кустарник. (Волчье лыко)
Вопрос на 40 баллов – С какого кустарника листочек? ( Орешник) (Приложение 2.)
Вопрос на 50 баллов — Весной она украшена кружевом белых цветков, а осенью, как огоньки, блестят ярко-красные гроздья её сочных плодов. (Калина)
Вопрос на 10 баллов — Птенцы, какой птицы не знают своей матери? (Кукушки)
Вопрос на 20 баллов — Об этой ночной птице ходит много небылиц, считают ее вестником беды. Птица эта истребитель грызунов. (Сова)
Вопрос на 30 баллов – У какой птицы самый длинный язык? (У дятла)
Вопрос на 40 баллов – Какая птица выводит птенцов в любое время года, даже среди снега? (Клест)
Вопрос на 50 баллов – Какая птица имеет самый длинный хвост? (Сорока)
Вопрос на 10 баллов — 2. Какой гриб считается одним из лучших по вкусовым качествам и часто именуется «царём грибов»? ( Белый гриб)
Вопрос на 20 баллов — Какие съедобные грибы появляются первыми? (Сморчки, строчки)
Вопрос на 30 баллов — Грибница какого гриба разрушает дерево? (Грибница опёнка)
Вопрос на 40 баллов — Когда грибы лучше собирать? (На рассвете гриб самый крепкий, душистый, ядрёный)
Вопрос на 50 баллов – Назовите самый дорогой гриб. (Приложение 3.)
Вопрос на 10 баллов — У кого на сучке кладовая? (У белки)
Вопрос на 20 баллов – Какое животное называют «сохатым»? (Лося. Сохатый – от слова «соха», на которую похожи рога старого лося. )
Вопрос на 30 баллов – Почему муравьи закрывают ходы в муравейнике? ( К дождю)
Вопрос на 40 баллов – Животных 1 выводка называют : “настовики”, т.к. они появляются, когда на снегу есть наст; летнего выводка — “колосовики” или “травники”; осеннего — “листопаднички”. О каком животном идет речь? (Зайчата)
Вопрос на 50 баллов – Какому зверю принадлежат эти ушки? ( Рыси)(Приложение 4.)
Тема «Зелёная аптека»
Вопрос на 10 баллов – Это растение используют для лечения мелких ран, ушибов, ссадин. (Подорожник)
Вопрос на 20 баллов – Какое растение может заменить вату? (Мох сфагнум)
Вопрос на 30 баллов – Какое растение может остановить кровотечение? ( Тысячелистник)
Вопрос на 40 баллов — Это лекарственное растение носит название «глаза птицы» и употребляется человеком для лечения в качестве глазных капель. ( Вороний глаз)
Вопрос на 50 баллов – Это лекарственное растение носит название «мяун- трава», и из него изготовляют сердечные капли. (Валериана) (Приложение 5.)
Вопрос на 10 баллов – Как называется книга, в которую занесены исчезающие виды организмов, или тех, кто нуждаются в специальных мерах защиты? (Красная книга)
Вопрос на 20 баллов — Какое значение имеют растения для животных? ( Дом, пища, укрытие)
Вопрос на 30 баллов — Неприкосновенный участок земли или водного пространства, находящийся под особой охраной, где сохраняются и оберегаются редкие виды животных, растений, минералов, культурно-исторические памятники. О чем идет речь? ( О заповедниках)
Вопрос на 40 баллов — Какое стихийное бедствие наиболее опасно для леса?( Пожар)
Вопрос на 50 баллов — Какая охота разрешается в лесу в любое время года? (Фотоохота)
Подведение итогов. Каждая команда подсчитывает набранные баллы. Учитель определяет и награждает команду — победитель и команды-призеры.
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток.
1. Гончарова Е.И. Савченко Е. В., Жиренко О.Е. Школьный летний лагерь- М.: ВАКО, 2004.
2. Нуждина Т.Д. Энциклопедия для малышей ЧУДО – ВСЮДУ мир животных и растений.
Электронные источники.
Источник
Окружающий мир. Викторина на тему: Жизнь леса
Материал подходит для закрепления полученных знаний за первое полугодие 2го класса. Развивает логическое мышление, состоит из нестандартных вопросов.
Просмотр содержимого документа
«Окружающий мир. Викторина на тему: Жизнь леса»
ВИКТОРИНА по окружающему миру по теме: «Жизнь леса»
Куда зайцу легче бежать: в гору или с горы?
В гору, потому что задние лапы у него длиннее передних.
Куда зайцу легче бежать: в гору или с горы?
Нет, зимой деревья спят, их кровь – сок замерзает и не движется.
Растут ли деревья зимой?
Почему ежата в животе у своей мамы не колют её иголками?
Потому, что иголки вылезают у ежат через 2 часа после рождения.
Почему ежата в животе у своей мамы не колют её иголками?
Кто учит птиц вить гнезда?
Никто. Это врожденное умение – инстинкт.
Кто учит птиц вить гнезда?
Какой зверь считается хозяином леса?
Что птицам страшнее зимой: голод или холод?
Голод. Сытой птице мороз не страшен.
Какой гриб самый ядовитый, его не едят даже червяки?
Про какое животное можно сказать: «из кожи вон лезет»?
Про змею. Линяя, она выползает из старой шкурки.
Где рождается кукушонок?
В чужом гнезде, куда своё яйцо подбрасывает кукушка-мать.
В лесу нет ничего страшнее:
В лесу надо смотреть под ноги, чтобы:
Эта птица зимует в наших лесах:
б) тот, кто быстрей всех ползает;
г) насекомое-многоножка.
Источник