Жизнь_леса_ярусы_леса

Урок 14. Жизнь леса, луга и пресных вод

Лес – множество деревьев, растущих на большом пространстве с сомкнутыми кронами.

Водоём – место скопления или хранения воды (озеро, пруд, водохранилище).

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1.Окружающий мир 4 кл.учеб. Пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2017. С.164 -178

2.Окружающий мир. Тетрадь учебных достижений. 4 кл.:учеб.пособие для общеобразоват. организаций / А. А. Плешаков, З. Д. Назарова. — М.: Просвещение, 2017. С.37-39

Теоретический материал для самостоятельного изучения

1. Лес – сложное единство живой и неживой природы, сообщество живых организмов, в которой главной жизненной формой являются деревья.

2. Вся совокупность растений, образующих лес располагается в лесу ступенями, или, как их называют в науке, ярусами.

Некоторые леса имеют четыре, пять и даже больше ярусов.

Первый ярус — это главный древесный полог. Его высота доходит до тридцати и даже более метров.

Четвертый — травяной покров.

3. У животных в лесу есть свои этажи. Птички, зверьки не живут, вперемешку, как люди в небоскрёбах! У животных каждая порода живет непременно на своем этаже. Например,мышки живут в корнях -в самом низу; соловьи, вьют свои гнёздышки прямо на земле и т.д..

4. Луга – обширные территории с травянистой растительностью, которые располагаются по низменным берегам рек и озёр.

5. Пресные водоёмы – незаменимый источник пресной воды для питья и других целей водоснабжения.. Речка, озеро, пруд или ручеёк способны необыкновенно украсить собой любой природный уголок. Созерцание воды, водные виды спорта, игры в воде – источник хорошего настроения, здоровья и удовольствия от единения с природой

6. Человек! Ты царь природы!
О тебе веду я речь.
Помоги траве родиться,
Белкам – жить, а речкам – течь.
Ты на свете самый главный,
Значит должен всех беречь!

7. Природные сообщества – единство живой и неживой природы, которое

Читайте также:  Подгруздок_чернеющий_съедобный_гриб

складывается в определённых условиях окружающей среды. К ним относятся леса, луга и водоёмы.

8. Главным составляющим элементом леса являются деревья Леса нашей

Родины разнообразны. Их делят на лиственные, хвойные и смешанные.

9. Растительность леса многообразна. Мы с Вами узнали, что лес имеет свои этажи – ярусы: Первый ярус – деревья;Второй ярус — кустарники; Третий ярус – травянистые растения.

10. Несмотря на тишину, которая царит в лесу, он полон жизни. Лес населён великим множеством животных, птиц, насекомых.

11. В разных лесах почвы не одинаковы. Например, в смешанных лесах и тайге – подзолистые почвы, в лиственных лесах распространены серые лесные.

12. Как и лес, луг тоже является природным сообществом со своим растительным и животным миром.

13. Луг – открытая местность и может показаться, что здесь никто не живет. Но если прислушаться…Мы услышим звуки насекомых: жужжание пчёл, писк комаров, трели птиц.

14. Очень разнообразен растительный мир лугов. Здесь можно увидеть лечебные, цветущие, кормовые растения.

15. Жители луга: зверьки, насекомые, птицы

16. На территории нашей страны расположено озеро Байкал – самое глубокое озеро планеты; в нём сосредоточено 80 % пресной воды России

17. Растительный и животный мир водоёмов очень богат и многообразен.На берегах водоёмов растут разнообразные растения. В толще воды плавают мельчайшие водоросли. Растения являются пищей и домом животных.

18. Животные в водоёме есть везде: на поверхности и в толще воды, у дна и на водных растениях. На поверхности бегают клопы-водомерки. В толще воды плавают разные виды рыб: карась, щука, окунь. На дне обитают раки.

19. К сожалению, люди обычно негативно влияют на сообщества пресных водоемов. Загрязнение водоёмов сточными водами и отходами ведёт к гибели чувствительных видов растений и животных.

20. Для того чтобы помочь обитателям водоёмов нужно в конце зимы, когда запасы кислорода в воде исчерпаны, делать лунки во льду. Это поможет избежать заморов рыбы. Нельзя рвать цветы водных растений, ловить рыбу запрещенными методами, сбрасывать в воду отходы, мыть автотранспорт. В целях сохранения пресных водоемов, некоторые из них объявлены заповедными территориями.

Читайте также:  Сатанинский_гриб_полезные_свойства

21. Жизнь леса, луга и водоёмов зависит от каждого из нас. Мы не должны забывать, что мы в гостях у природы и обязаны выполнять определённые правила. Одни из самых важных и простых правил: Не оставляйте мусор! Не разводите костёр! Не загрязняйте воду!

Разбор типового тренировочного задания

Сортировка элементов по категориям

Текст вопроса: Выберите природные водоёмы

Разбор типового контрольного задания

Впишите в текст пропущенные слова.

Луг – _________ единство _________ и _________ природы. __________ организмы ___________ образуют природное ____________.

Луг – сложное единство живой и неживой природы. Живые организмы луга образуют природное сообщество

Источник

Жизнь леса. Лес — природное сообщество.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Открытый урок по окружюющему миру 4 класс с презентацией.

Скачать:

Вложение Размер
Microsoft Office document iconконспект урока 99.5 КБ
Файлпрезентация к уроку 2.87 МБ

Предварительный просмотр:

Жизнь леса. Лес – природное сообщество.

  1. Сформулировать представления учащихся о лесе, как природном сообществе.
  2. Познакомить с многообразием лесных жителей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов.
  3. Развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания, умение рассуждать, выражать свои мысли.
  1. Плакат «Смешанный лес».
  2. Записи голосов птиц и звуки леса.
  3. Атласы – определители.
  4. Иллюстрации растений и животных леса.
  5. Компьютерная презентация в PowerPoint

— Хочу вас пригласить сегодня в лес.

Если вы будете внимательны, дети,

Тайны чудные откроете эти.

-Тема нашего урока: «Жизнь леса. Лес – природное сообщество». Продолжаем изучение большого раздела: «Родной край – часть большой страны».

Сегодня мы познакомимся с многообразием лесных жителей. Узнаем, что такое «лесные ярусы», кто в них обитает. Также вспомним значение леса в природе и жизни человека.

— Лес не только для нашей забавы.

В нём – деревья, ягоды, травы.

Птицы, звери и прочие твари.

Лес они сообществом зовут.

— Ребята, почему люди называют землю «кормилицей»?

— Откройте тетради с домашним заданием на с.54 №4 и ответьте на вопрос: «Как защитить почву на полях?»

  • необходимо сажать полезащитные лесные полосы;
  • зимой проводить снегозадержание;
  • умеренно поливать и употреблять удобрения;
  • правильно пахать;
  1. Работа над новым материалом.
Читайте также:  Веселушка_гриб_от_рака

— Мы ходим по земле, но редко задумываемся над тем, какую великую роль она играет в жизни каждого человека. Без почвы бы вся суша лишилась бы растений, животных грибов.

— Ребята, давайте мысленно совершим путешествие в лес, вспомним значение леса в природе и жизни человека:

  • дом для растений, животных, грибов;
  • защитник воздуха, водоёмов и почв;
  • место для отдыха человека;
  • источник древесины;
  • источник ягод и грибов

— Какие растения можно встретить в лесу? Откройте тетради на с.56 №5 и с помощью атласа – определителя ( с.62-68) самостоятельно подпишите эти растения леса.

С/р – на это задание 6 минут, те кто раньше закончит работу найдите в атласе- определителе небольшие сведения об этих растениях и познакомьтесь с ними.

  • вороний глаз (ядовитое растение);
  • звездчатка;
  • грушанка;
  • кислица;
  • Иван –да-марья;
  • Хохлатка;

— Ребята, подумайте, чем лес является для живых организмов?

— Давайте выделим этажи леса. Каждый этаж имеет своё название, описание и своих обитателей

  • травы (растения с мягкими зелёными стеблями);
  • кустарники (многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твёрдых стеблей);
  • деревья (многолетние растения с твёрдым стеблем);
  • приведите примеры деревьев, кустарников, трав ;
  • давайте посмотрим, какие деревья можно встретить в нашем классе (конечно, же в виде рисунков)
  • рябина;
  • берёза;
  • ель;
  • каштан;
  • липа;
  • сосна;

— Учёные называют этажи леса – ярусами и располагают их в порядке уменьшения.

  • сделаем вывод деревьями – называются растения с многолетним твёрдым стеблем, кустарники – это растения у которых от общего корня отходит несколько твёрдых стеблей, травы – это растения с мягкими зелёными стеблями;

Используя рисунки на экране и знания, приобретённые ранее, разместите растения леса по ярусам. Найдите в тетради с.55 №2 (с/р)

— На экране появляются иллюстрации с изображением растений леса: берёза, шиповник, ландыш, фиалка, земляника, дуб, ежевика, сосна, печёночница. (Ребята записывают растения по ярусам самостоятельно, затем проверка на экране и оценивание своей работы)

Источник

Оцените статью