Урок 14. Жизнь леса, луга и пресных вод
Лес – множество деревьев, растущих на большом пространстве с сомкнутыми кронами.
Водоём – место скопления или хранения воды (озеро, пруд, водохранилище).
Основная и дополнительная литература по теме урока:
1.Окружающий мир 4 кл.учеб. Пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2017. С.164 -178
2.Окружающий мир. Тетрадь учебных достижений. 4 кл.:учеб.пособие для общеобразоват. организаций / А. А. Плешаков, З. Д. Назарова. — М.: Просвещение, 2017. С.37-39
Теоретический материал для самостоятельного изучения
1. Лес – сложное единство живой и неживой природы, сообщество живых организмов, в которой главной жизненной формой являются деревья.
2. Вся совокупность растений, образующих лес располагается в лесу ступенями, или, как их называют в науке, ярусами.
Некоторые леса имеют четыре, пять и даже больше ярусов.
Первый ярус — это главный древесный полог. Его высота доходит до тридцати и даже более метров.
Четвертый — травяной покров.
3. У животных в лесу есть свои этажи. Птички, зверьки не живут, вперемешку, как люди в небоскрёбах! У животных каждая порода живет непременно на своем этаже. Например,мышки живут в корнях -в самом низу; соловьи, вьют свои гнёздышки прямо на земле и т.д..
4. Луга – обширные территории с травянистой растительностью, которые располагаются по низменным берегам рек и озёр.
5. Пресные водоёмы – незаменимый источник пресной воды для питья и других целей водоснабжения.. Речка, озеро, пруд или ручеёк способны необыкновенно украсить собой любой природный уголок. Созерцание воды, водные виды спорта, игры в воде – источник хорошего настроения, здоровья и удовольствия от единения с природой
6. Человек! Ты царь природы!
О тебе веду я речь.
Помоги траве родиться,
Белкам – жить, а речкам – течь.
Ты на свете самый главный,
Значит должен всех беречь!
7. Природные сообщества – единство живой и неживой природы, которое
складывается в определённых условиях окружающей среды. К ним относятся леса, луга и водоёмы.
8. Главным составляющим элементом леса являются деревья Леса нашей
Родины разнообразны. Их делят на лиственные, хвойные и смешанные.
9. Растительность леса многообразна. Мы с Вами узнали, что лес имеет свои этажи – ярусы: Первый ярус – деревья;Второй ярус — кустарники; Третий ярус – травянистые растения.
10. Несмотря на тишину, которая царит в лесу, он полон жизни. Лес населён великим множеством животных, птиц, насекомых.
11. В разных лесах почвы не одинаковы. Например, в смешанных лесах и тайге – подзолистые почвы, в лиственных лесах распространены серые лесные.
12. Как и лес, луг тоже является природным сообществом со своим растительным и животным миром.
13. Луг – открытая местность и может показаться, что здесь никто не живет. Но если прислушаться…Мы услышим звуки насекомых: жужжание пчёл, писк комаров, трели птиц.
14. Очень разнообразен растительный мир лугов. Здесь можно увидеть лечебные, цветущие, кормовые растения.
15. Жители луга: зверьки, насекомые, птицы
16. На территории нашей страны расположено озеро Байкал – самое глубокое озеро планеты; в нём сосредоточено 80 % пресной воды России
17. Растительный и животный мир водоёмов очень богат и многообразен.На берегах водоёмов растут разнообразные растения. В толще воды плавают мельчайшие водоросли. Растения являются пищей и домом животных.
18. Животные в водоёме есть везде: на поверхности и в толще воды, у дна и на водных растениях. На поверхности бегают клопы-водомерки. В толще воды плавают разные виды рыб: карась, щука, окунь. На дне обитают раки.
19. К сожалению, люди обычно негативно влияют на сообщества пресных водоемов. Загрязнение водоёмов сточными водами и отходами ведёт к гибели чувствительных видов растений и животных.
20. Для того чтобы помочь обитателям водоёмов нужно в конце зимы, когда запасы кислорода в воде исчерпаны, делать лунки во льду. Это поможет избежать заморов рыбы. Нельзя рвать цветы водных растений, ловить рыбу запрещенными методами, сбрасывать в воду отходы, мыть автотранспорт. В целях сохранения пресных водоемов, некоторые из них объявлены заповедными территориями.
21. Жизнь леса, луга и водоёмов зависит от каждого из нас. Мы не должны забывать, что мы в гостях у природы и обязаны выполнять определённые правила. Одни из самых важных и простых правил: Не оставляйте мусор! Не разводите костёр! Не загрязняйте воду!
Разбор типового тренировочного задания
Сортировка элементов по категориям
Текст вопроса: Выберите природные водоёмы
Разбор типового контрольного задания
Впишите в текст пропущенные слова.
Луг – _________ единство _________ и _________ природы. __________ организмы ___________ образуют природное ____________.
Луг – сложное единство живой и неживой природы. Живые организмы луга образуют природное сообщество
Источник
Жизнь леса. Лес — природное сообщество.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Открытый урок по окружюющему миру 4 класс с презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 99.5 КБ |
презентация к уроку | 2.87 МБ |
Предварительный просмотр:
Жизнь леса. Лес – природное сообщество.
- Сформулировать представления учащихся о лесе, как природном сообществе.
- Познакомить с многообразием лесных жителей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов.
- Развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания, умение рассуждать, выражать свои мысли.
- Плакат «Смешанный лес».
- Записи голосов птиц и звуки леса.
- Атласы – определители.
- Иллюстрации растений и животных леса.
- Компьютерная презентация в PowerPoint
— Хочу вас пригласить сегодня в лес.
Если вы будете внимательны, дети,
Тайны чудные откроете эти.
-Тема нашего урока: «Жизнь леса. Лес – природное сообщество». Продолжаем изучение большого раздела: «Родной край – часть большой страны».
Сегодня мы познакомимся с многообразием лесных жителей. Узнаем, что такое «лесные ярусы», кто в них обитает. Также вспомним значение леса в природе и жизни человека.
— Лес не только для нашей забавы.
В нём – деревья, ягоды, травы.
Птицы, звери и прочие твари.
Лес они сообществом зовут.
— Ребята, почему люди называют землю «кормилицей»?
— Откройте тетради с домашним заданием на с.54 №4 и ответьте на вопрос: «Как защитить почву на полях?»
- необходимо сажать полезащитные лесные полосы;
- зимой проводить снегозадержание;
- умеренно поливать и употреблять удобрения;
- правильно пахать;
- Работа над новым материалом.
— Мы ходим по земле, но редко задумываемся над тем, какую великую роль она играет в жизни каждого человека. Без почвы бы вся суша лишилась бы растений, животных грибов.
— Ребята, давайте мысленно совершим путешествие в лес, вспомним значение леса в природе и жизни человека:
- дом для растений, животных, грибов;
- защитник воздуха, водоёмов и почв;
- место для отдыха человека;
- источник древесины;
- источник ягод и грибов
— Какие растения можно встретить в лесу? Откройте тетради на с.56 №5 и с помощью атласа – определителя ( с.62-68) самостоятельно подпишите эти растения леса.
С/р – на это задание 6 минут, те кто раньше закончит работу найдите в атласе- определителе небольшие сведения об этих растениях и познакомьтесь с ними.
- вороний глаз (ядовитое растение);
- звездчатка;
- грушанка;
- кислица;
- Иван –да-марья;
- Хохлатка;
— Ребята, подумайте, чем лес является для живых организмов?
— Давайте выделим этажи леса. Каждый этаж имеет своё название, описание и своих обитателей
- травы (растения с мягкими зелёными стеблями);
- кустарники (многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твёрдых стеблей);
- деревья (многолетние растения с твёрдым стеблем);
- приведите примеры деревьев, кустарников, трав ;
- давайте посмотрим, какие деревья можно встретить в нашем классе (конечно, же в виде рисунков)
- рябина;
- берёза;
- ель;
- каштан;
- липа;
- сосна;
— Учёные называют этажи леса – ярусами и располагают их в порядке уменьшения.
- сделаем вывод деревьями – называются растения с многолетним твёрдым стеблем, кустарники – это растения у которых от общего корня отходит несколько твёрдых стеблей, травы – это растения с мягкими зелёными стеблями;
Используя рисунки на экране и знания, приобретённые ранее, разместите растения леса по ярусам. Найдите в тетради с.55 №2 (с/р)
— На экране появляются иллюстрации с изображением растений леса: берёза, шиповник, ландыш, фиалка, земляника, дуб, ежевика, сосна, печёночница. (Ребята записывают растения по ярусам самостоятельно, затем проверка на экране и оценивание своей работы)
Источник