Жизнь_леса_лес_природное_сообщество_4_класс

Конспект урок: «Лес – природное сообщество. Жизнь леса» по окружающему миру 4 класс

Тема урока: «Лес – природное сообщество. Жизнь леса».

сформировать представления учащихся о лесе, как природном сообществе.

— познакомить с многообразием лесных обитателей, ярусами леса, ролью грибов; дать понятия «природное сообщество», «ярусность леса», показать взаимосвязь между всеми компонентами природного сообщества; — развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания, умение рассуждать, выражать свои мысли;

— воспитывать бережное отношение к природе.

I. Организационный момент

— Здравствуйте, дети. Меня зовут – Светлана Михайловна.

Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. На сегодняшнем уроке нам будет сопутствовать удача, так как каждый из вас пожелал друг другу в игре хорошего настроения.

II. Проверка домашнего задания

— Сейчас мы проверим, как вы усвоили предыдущую тему.

Тест по теме: «Земля — кормилица»

— У вас на столах лежат сигнальные карточки. Ваша задача состоит в том, чтобы показать квадрат того цвета, который указывает на правильный ответ данного вопроса.

1) Характерными почвами нашего края являются.

а) черноземы; б) подзолистые почвы;

в) тундровые почвы; г) серые лесные почвы.

2) Черноземные почвы преобладают . . .

а) в тундре; б) в лесной зоне;

в) в степях; г) в пустынях.

3) Из перегноя под воздействием микроорганизмов образуются.

а) углекислый газ, известняк, воздух, вода;

б) вода, воздух, песок, глина, гумус, соли;

в) поваренная соль, песок, глина, вода, воздух.

5) Один сантиметр почвы в природе образуется за.

в) 250-300 лет; г) 1-2 года.

Вы все справились с проверкой домашнего задания. Молодцы.

— Скажите, а можно ли построить дом без фундамента? (Нет)

— А как вы считаете, является ли почва фундаментом для дома?

— На этом уроке мы попробуем построить необычный дом, в котором почва будут фундаментом.

III. Вводная беседа

Город этот не простой, он дремучий и густой. (Слайд №1 «Лес»)

— Что же такое лес? (Дети отвечают.)

— Я хочу, чтобы вы познакомились с отрывком из рассказа Юрия Дмитриева о лесе. (Читает сильный ученик)

«Один художник решил нарисовать лес.

— Что такое лес? – размышлял он. – Конечно, деревья!

Нарисовал берёзы, ели, сосны и осины, дубы и липы. Да какими похожими на настоящие они получились – вот-вот ветки закачаются. А в углу, как и положено, нарисовал старичка-лесовичка. Повесил картину, а через некоторое время увидел на ней сухие стволы.

Читайте также:  Смешанные_леса_его_обитатели

— Это не лес! – послышался голос старичка-лесовичка из угла картины. – Без цветов, без трав – не лес!

Нарисовал художник траву и цветы, но лес опять засох.

— А насекомых нарисовал? – опять послышался голос лесовичка. Нарисовал художник насекомых, но они облепили все деревья.

— Нужны птицы, а ещё – кусты и ягоды, — не унимался старичок-лесовичок.

Дорисовал и их художник, но лес всё равно чахнет.

Согласился художник и ещё дорисовал много разных зверей. Было темно, и художник решил зажечь свет, но вдруг послышались треск сучьев и чьё-то фырканье.

— Вот это лес! – сказал старичок-лесовичок и исчез. А может и не исчез, а притаился за кустом или деревом. Ведь прячутся же в нём тысячи жителей. И все вместе они и есть лес».

— Лес целый мир. В нём обитают множество растений и животных, жизнь которых тесно взаимосвязана. Многое мы видим, но ещё больше скрыто от наших глаз.

— Лес называют природным сообществом.

IV. Сообщение темы и цели

— Как вы это понимаете? Что такое сообщество? (Дети отвечают)

У некоторых из вас на столах лежат словари Ожегова. Откройте словарь по закладке. Найдите это слово в словаре.

Что же такое сообщество? ()

— На какое слово оно похоже?

— Как образовано слово «сообщество»?

— С помощью приставки со-.

— Сегодня на уроке мы постараемся более полно ответить на вопрос: «Что же такое природное сообщество».

— Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока? ( Слайд № 2 «Жизнь леса. Лес – природное сообщество»)

V . Знакомство с новым материалом

Лес – дом для растений и животных, как для нас – наши квартиры. И этот дом, как и наши дома, тоже многоэтажный.

— Распределите растения по группам (работа на доске — картинки деревьев, кустарников, травянистых растений, мхов).

— Почему растения вы разделили именно так, по каким признакам, на что ориентировались? (высота, количество стволов, стебли). (Дети выходят поочерёдно)

— Учёные делят так же, как вы, по тем же признакам – по высоте, по наличию стволов и стеблей.

— Что же это вам напоминает? (Лесенку, горку)

1 ярус – это многолетние растения с крупным твёрдым стеблем. (Деревья)

2 ярус – это многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твёрдых стеблей. (Кустарники)

Читайте также:  Жульен_рецепт_приготовления_грибной

3 ярус – это растения с мягкими зелёными стеблями. (Травы)

— Как вы думаете, что влияет на распределение растительности в лесу? (Свет, от него зависит ярусность).

— Мы выделили 3 главных яруса, но существуют ещё мхи и лишайники, подлесок, кустарнички. (Слайд №3 «Мхи и лишайники, подлесок и кустарнички»)

-Леса бывают разные и называются они в зависимости от того, какие деревья там преобладают. Например: лиственные, хвойные, смешанные.

( Слайд №4 «Лиственные леса. Берёзовый лес». Слайд №5 «Хвойные леса. Еловый лес. Сосновый лес». «Смешанные леса»)

— Какой ярус следует за деревьями и находится ниже? (Кустарники)

— Названия представителей этого яруса зашифровано в таблице на листочках, которые лежат у вас на партах. Используя ключи, записанные на доске составьте их названия.

2.Работу мы будем выполнять по группам.

Источник

Жизнь леса. Лес – природное сообщество».
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Рабочая программа предмета «Окружающий мир» для 1-4 классов разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования МКОУ Сокурская СОШ №19.

Раздел №3 «Родной край-часть большой страны». Тема изучается в 1 полугодии, 28 урок по календарно-тематическому планированию,2 часа в неделю, в общем объёме 68 часов, при 34 неделях учебного года.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Тема: Жизнь леса. Лес – природное сообщество».

Цель: сформировать представление учащихся о лесе как природном сообществе

-умение извлекать информацию из учебника, видеоролика.

-устанавливать причинно-следственные связи между живой и неживой природой в лесу;

-использовать знаково-символические средства при создании мини-плаката «Модель леса»

-осуществлять совместную деятельность в рабочих группах с учетом конкретных познавательных задач;

-владеть диалогической формой речи;

-формулировать учебные задачи,

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

-оценивать качество и уровень усвоения материала;

-проявлять бережное отношение к природе и ее богатствам.

Оборудование: МЭНЭДЖ МЭТ, № столов, учебники, презентация «Жизнь леса», карточки с заданиями, «коробка знаний», картинки растений и животных леса, клей, бумага формата А3. ножницы (на группы).

I.Организационный момент (1 мин.)

Всё у нас получится! (слайд №2)

Учащиеся определяют свои роли согласно МЕНЕДЖ МЭТ

— Поприветствуйте друг друга: партнеры по плечу, похлопать по плечу и сказать: -Как я рад, что мы с тобой сегодня рядом;

партнеры по лицу — ударьтесь кулачками и улыбнитесь друг другу; скажите: -Я желаю тебе успехов сегодня на уроке!

Читайте также:  Салат_грибной_крабовыми_палочками

-Поприветствуем наших гостей!

Вспомним необходимый сигнал для привлечения внимания ХАЙ ФАЙ, если мы его услышим, нужно поднять ладонь и посмотреть на учителя, при этом остановить все свои дела.

II. Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности (5 мин) Вспомним об особенностях почв. ( Первые номера раздают карточки №1)

1 ) Выполните задание на карточке № 1, здесь 4 предложения, каждый заполняет один пропуск и передает по часовой стрелке следующему участнику группы. (подпишите свои карточки)

(использование структуры 1) СИМАЛТИНИУС РАУНД ТЕЙБЛ )

2) Проверка работы (на слайде №3)

Почвой называют верхний плодородный слой земли. Самыми плодородными являются черноземные почвы. За плодородие почвы отвечает перегной Почвы нуждаются . в охране. (положите свои карточки в «Коробку знаний»)

III. Сообщение темы и целей урока. (3 мин)

Прижмите вашу спинку к спинке стула, ладони положите на колени и закройте глаза. Попробуйте отгадать о чём пойдёт речь на уроке? (учитель включает файл звуки леса).

— Где, ребята, вы побывали за этот короткий промежуток времени?

— А что вам указывало на то, что вы должны оказаться именно в этом месте? (Учащиеся: — Щебет птиц.)

-Как вы думаете о чем будем говорить на сегодняшнем уроке?

(-Верно о лесе. Но не просто о лесе, а мы узнаем, что лес — это природное сообщество.)

3. А теперь попробуйте сформулировать тему урока?

— Тема урока: «Жизнь леса. Лес – природное сообщество». ( слайде №4-5)

-Все ли слова понятны вам в теме урока? -А выражения?

-Все ли из вас могут объяснить. — Что такое сообщество? -Что такое природное сообщество? -Хотите узнать?

4. Итак, какие цели мы поставим себе на урок?

-Выяснить, что означает выражение ПРИРОДНОЕ СООБЩЕСТВО?

-Доказать, что лес — это природное сообщество? (слайде №6)

5.Актуализация опорных знаний.

— Как вы понимаете слово «СООБЩЕСТВО»?

(Учащиеся: — Сообща что–то, вместе)

— А что такое природное сообщество?

— Вот как Ожегов толкует в своём словаре это слово.

Найдём понятие в словарях, которые у вас на партах.

( Вторые номера находят и читают понятия из словаря.)

(СООБЩЕСТВО — Группа растительных или животных организмов, живущих вместе) (слайде №7) (1 мин.)

— Безусловно, о лесе вы уже много чего слышали, знаете, часто бываете и, наверное, без труда сможете согласиться или опровергнуть утверждения о нем. Предлагаю заполнить такую таблицу.

(использование структуры 3) ЭЙ АР ГАЙД –

Источник

Оцените статью