- Мастер-класс для педагогов «Использование мнемотехники в развития связной речи дошкольников»
- «Использование метода мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми младшего дошкольного возраста» презентация к уроку по развитию речи (младшая, средняя группа) на тему
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для педагогов «Использование мнемотехники в развития связной речи дошкольников»
Познакомить педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации; повысить профессиональную компетенцию педагогов в развитии речи детей дошкольного возраста; содействовать педагогам в поиске новых рациональных средств, форм и методов речевого развития дошкольников; создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса
МДОУ «Детский сад №120 общеразвивающего вида»
Мастер-класс для педагогов
«Использование мнемотехники в развития связной речи дошкольников»
Подготовила: Тарасова Т.М.
Цель: Познакомить педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации; повысить профессиональную компетенцию педагогов в развитии речи детей дошкольного возраста; содействовать педагогам в поиске новых рациональных средств, форм и методов речевого развития дошкольников; создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса.
-раскрыть понятие мнемотехники, выявить актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы;
-предложить рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц для развития речи дошкольников.
Листы бумаги, фломастеры, мнемотаблицы.
-получение педагогами представлений о мнемотехнике;
Внедрение в образовательный процесс методику работы с мнемотаблицами для развития речи дошкольников.
Педагоги, без участия детей.
Сообщение и практическая работа.
— Добрый день, уважаемые коллеги!
Я рада вас приветствовать на своем мастер – классе.
Тема нашего сегодняшнего мастер – класса «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»
Пришли вы на мастер-класс, а сил совсем нет,
Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет)
Проблемы детей решать нужно всегда? (Да)
Помочь откажетесь мне? (Нет)
Последнее спрошу у вас тогда:
Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс.
К. Д. Ушинский говорил «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему словам-он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые я использую в речевой работе с детьми.
Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в системе общего образования, где происходит формирование речи подрастающего поколения. Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием развития ребёнка.
В большинстве случаев девочки и мальчики дошкольного возраста уже должны полноценно оперировать синонимами и самыми разными образами, описывать все происходящие события, применяя яркие, но одновременно и грамматически правильные словоформы. Но, к сожалению, не все дошкольники могут похвастаться такими умениями. Большинство детей сталкиваются с различными речевыми проблемами:
* Неумение составлять длинные, сложноподчиненные предложения – речь ребенка состоит исключительно из простых, лаконичных предложений.
* Ребенок не может самостоятельно сформулировать логически правильное и завершенное предложение.
* Систематическое применение нелитературной лексики.
* Минимальный, бедный словарный запас, который не соответствует возрастной категории ребенка.
*Дошкольник не может самостоятельно формулировать вопросы и отвечать на поставленные вопросы.
*Плохой уровень дикции.
* Дошкольник не может строить правильные логические выводы и утверждения.
Для исправления таких речевых дефектов часто применяется мнемотехника, которая получила широкое распространение среди многих специалистов.
Что представляет собой мнемотехника?
Мнемотехника – в дословном переводе с греческого языка означает «искусство запоминания». Это определенная система приемов и методов, действие которых направленно на максимально эффективное сохранение, воспроизведение и запоминание получаемого материала.
Название данной методики абсолютно не случайно – оно происходит от имени древнегреческой богини памяти, логики и рассудительности по имени Мнемозина. Мнемотехника – это популярная методика, суть которой заключается в максимально ускоренном развитии связной речи, основанная на визуальном восприятии информации с дальнейшим ее воспроизведением при помощи изображений.
Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы — рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на: развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
Развитие связной речи; развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
Начинать работу с мнемотаблицами рекомендуется со средней группы, но в младших группах можно использовать в виде алгоритмов умывания, одевания и т. д.
Для изготовления таблиц не требуются художественные способности, любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.
В среднем дошкольном возрасте в мнемотаблицах применяют яркие разноцветные картинки. Это объясняется тем, что ребенок в таком возрасте запоминает отдельно: море – синее, солнце – желтое. В работе с детьми старшей группы схемы в мнемотаблицах используются в одном цвете. Это позволяет не отвлекаться на яркие цвета и запоминать основной смысл
Мнемотехника строится от простого к сложному: мнемоквадрат, мнемодорожка, мнемотаблица.
Мнемоквадрат— одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение.
Мнемодорожка – ряд картинок (3-5, по которым можно составить небольшой рассказ в 2 — 4 предложения
Мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен текст (рассказ, стихотворение, сказка и т. п.)
Работа по мнемотаблице состоит из следующих этапов:
1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2. Преобразование из абстрактных символов в образы.
3. Пересказ с опорой на символы (образы).
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений
Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание мы придумываем картинку (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого дети по памяти, используя графическое изображение, воспроизводят стихотворение целиком.
Сейчас я предлагаю вам поучаствовать в составлении мнемотаблицы при разучивании стихотворения. Послушайте его:
– Перед вами листы бумаги и карандаши. Предлагаю рисовать вместе со мной. Рисуем схематично.
– «Перед нами елочка». Что мы можем нарисовать к этой строчке? (Ёлочку). Правильно.
Следующая строчка – «Шишечки иголочки». Рисуем …. И т.д.
– Наше стихотворение «нарисовано», мнемотаблица готова. А теперь, глядя на свои мнемотаблицы, прочтите стихотворение без опоры на текст. Вам понравилось? Так можно нарисовать любое стихотворение от простого до сложного, пальчиковые игры, описательные рассказы, рассказать сказку и т.д. Вот еще очень интересное стихотворение. Попробуем его рассказать с опорой на схему.
Составление описательного рассказа
Ещё мнемотаблицы можно использовать при составлении описательных рассказов. Глядя на схему, можно описать всё что угодно. На примере этой схемы я предлагаю вам поиграть. Вы загадываете любой овощ или фрукт и опираясь на схему нам про него рассказываете. А мы попробуем его отгадать. Итак. (Педагоги по мнемотаблице описывают и отгадывают фрукты и овощи).
Источник
«Использование метода мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми младшего дошкольного возраста»
презентация к уроку по развитию речи (младшая, средняя группа) на тему
«Использование метода мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми младшего дошкольного возраста» Тема: Заучивание наизусть рифмованного рассказа «Грибочек» Подготовила воспитатель I категории: Сапожникова И.А.
Цель: познакомить педагогов с мнемотехникой и методами её использования
Жил да был грибочек, Дом его — кусточек.
Была у него ножка, Одна ножка — без сапожка. Была у него шляпка.
Нашли его ребятки, Грибочек сорвали
И бабушке отдали. Бабушка суп сварила И деток накормила.
Тема: «Чтение стихотворения Агнии Барто Гуси – лебеди»
Малыши среди двора Хоровод водили. В гуси-лебеди игра, Серый волк — Василий.
— Гуси-лебеди, домой! Серый волк под горой!
Волк на них и не глядит, Волк на лавочке сидит.
Собрались вокруг него Лебеди и гуси. — Почему ты нас не ешь?— Говорит Маруся.
— Раз ты волк, так ты не трусь! Закричал на волка гусь.— От такого волка Никакого толка!
Волк ответил:— Я не трушу, Нападу на вас сейчас. Я доем сначала грушу, А потом примусь за вас!
Таким образом, с помощью мнемотаблиц удалось достичь следующих результатов: — расширился круг знаний об окружающем мире; — активизировался словарный запас; — появился интерес к заучиванию стихотворений; — дети преодолели робость, застенчивость, научились свободно держаться перед аудиторией.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Использование метода наглядного моделирования в работе с детьми младшего дошкольного возраста»
Наглядное моделирование — воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта создание его заместителя и работа с ним. В дошкольном возрасте .
Консультация «Заучивание стихотворений с детьми младшего дошкольного возраста»
Как правильно заучивать стихотворения,потешки в младшем дошкольном возрасте.
Мастер – класс для родителей « Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми старшего дошкольного возраста»
Практикум по использованию технологии мнемотехники при заучивании стихотворений с ребенком старшего дошкольного возраста (5-6 лет), посещающего группу компенсирующей направленности для детей с ТНР
В практикуме для методического объединения учителей-логопедов раскрыта технология использования мнемотехники при заучивании стихотворений.
Использование методов мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста
«Использование метода мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми».
Цель: Познакомить родителей с технологией «Мнемотехника», обеспечивающей эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
«Методы и приемы по заучиванию стихотворений с детьми младшего дошкольного возраста»
Материал предназначен для воспитателей и педагогов ДОУ. Авторская статья поможет взролым в заучивании стихотворений с малышами.
Источник