Правовой режим земель лесного фонда
Земли лесного фонда — это земли, покрытые или не покрытые лесной растительностью, основным предназначением которых является ведение лесного хозяйства (ст. 101 Земельного кодекса).
Состав земель лесного фонда представлен землями двух крупных групп:
- Лесные земли. Покрыты (не покрыты) лесом, предназначены для восстановления лесного массива (гари, вырубки, пустыри, редины, погибшие древостои, прогалины, площади, занятые лесными несомкнувшимися культурами, питомниками и др.), предоставлены для лесного хозяйства, рационального воспроизводства и использования земель;
- Нелесные земли. Не покрыты лесом (заняты противопожарными разрывами, просеками, мелиоративными системами, сельскохозяйственными угодьями, лесными дорогами; нарушенные земли; земли, находящиеся под застройкой; другие земли, не используемые для лесоразведения). Нелесные земли расположены в пределах лесного фонда и предназначены для лесного хозяйства.
В лесной фонд входят все лесные массивы, за исключением лесов, находящихся на землях сельских и городских поселений, на землях Министерства обороны, в том числе земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью. Земли государственного лесного фонда принадлежат государственному земельному фонду, в котором представляют часть земельного баланса страны. В Российской Федерации лесной фонд составляет около 69% от всей территории страны.
В лесной фонд не входят группы деревьев, единичные деревья, другая древесно-кустарниковая растительность, встречающаяся:
- на сельскохозяйственных землях;
- на землях оздоровительных учреждений;
- в пределах полос отвода автомобильных и железных дорог, других транспортных линий;
- в границах населенных пунктов (исключение составляют городские леса);
- в границах личных подсобных хозяйств;
- на земельных участках, предназначенных для ведения дачного строительства или коллективного садоводства;
- на территориях строительства жилых домов и их обслуживания.
Для того, чтобы обеспечить нормальный объем лесистости на берегах водоемов, рек, в иных важных случаях в состав земель лесного фонда могут переводиться земли иных категорий (балки, овраги, пески и т.д.), земли запаса, заросшие древесно-кустарниковой растительностью. Перевод в состав земель лесного фонда осуществляется в порядке, установленным лесным и земельным законодательством.
Субъекты правоотношений в сфере лесного фонда и лесного хозяйства
Субъектами правоотношений являются в сфере лесного фонда и лесного хозяйства: государство, субъекты Федерации, муниципальные органы власти, юридические лица и граждане. Правоотношения основаны на нормах конституционного, административного, гражданского и иных отраслей права, несущих публичный характер.
Субъектами права землепользования являются лесохозяйственные, транспортные, промышленные и иные предприятия, национальные парки, заповедники, заказники. Пользователи земель лесного фонда не могут быть собственниками лесов или земель этой категории. Право собственности на данные объекты принадлежит государству.
Законодательные и исполнительные органы власти, осуществляющие регулирование в сфере лесного хозяйства:
- Федеральное агентство лесного хозяйства — осуществляет функции по реализации политики государства, по нормативному регулированию в сфере изучения, воспроизводства, использования лесного фонда. Федеральное агентство осуществляет функции по управлению государственным имуществом и предоставлению государственных услуг в сфере лесного хозяйства.
- Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет контроль и надзор за использованием, состоянием, защитой и охраной лесного фонда, за восстановлением лесов.
Особенности правового режима земель лесного фонда
Отнесение земель к землям лесного фонда, переход таких земель в земли других категорий осуществляются в порядке, предусмотренным лесным и земельным законодательством РФ.
Земли лесного фонда выделяются из земель других категорий в порядке лесоустройства. Границы земель лесного фонда определяют согласно лесному законодательству, земельному законодательству, законодательству о градостроительной деятельности. Границы земель вносятся в государственный кадастр недвижимости.
Не допускается совершение каких-либо сделок (залог, купля-продажа и др.), которые могут привести к отчуждению участков лесного фонда. Сделки с правом пользования участками лесов, не имеющих отношения к лесному фонду и территориям, входящим в лесной фонд, осуществляются в соответствии с лесным и гражданским законодательством РФ.
В лесном кодексе отражен принцип приоритета лесного законодательства в вопросах регулирования административных и имущественных отношений относительно сферы использования, защиты, охраны и воспроизводства лесов. Правовой режим земель лесного фонда во многом зависит от того, к какой категории отнесены леса в соответствии с экологическим, экономическим, социальным значением лесного фонда, выполняемыми функциями и месторасположением.
В лесном фонде выделяют эксплуатационные, защитные и резервные леса, отдельно в этих лесах могут выделяться участки, особо защищенные со стороны государства и ограниченные режимом лесопользования. Порядок ведения лесного хозяйства, использование лесного фонда, изъятия участков этого фонда устанавливаются в зависимости от категории и вида защищенности лесов:
- Эксплуатационные леса — это леса, подлежащие освоению для устойчивого и эффективного получения качественной древесины и иных продуктов переработки лесных ресурсов с гарантией сохранения полезных функций лесов. Причисление лесов к эксплуатационным относится к ведению органов местного самоуправления и государственной власти.
- Защитные леса культивируют в почвозащитных, водоохранных, средообразующих, оздоровительных, санитарных, гигиенических и иных полезных целях.
- Резервные леса — это леса, на землях которых не планируется проводить заготовку древесины в течение 20 лет. Проведение рубок насаждений в этих лесах возможно только после их отнесения к защитным или эксплуатационным лесам.
Отнесение лесов к ценным, выделение особо защищаемых участков лесов, установление их границ осуществляют органы местного самоуправления и государственной власти (ст. 81–84 ЛК).
Источник
Лесной участок: понятие и специфика определения
Понятие лесного участка определяет статья 7 Лесного Кодекса РФ (ЛК РФ). Она гласит, что лесным участком может являться земельный участок, границы которого определяется в соответствии со ст. 67, 69, 92 ЛК РФ.
Законодательство относит термин лесной участок к проведению на нем лесоустройства по статье 67 ЛК РФ, что характеризует специфику лесных участков в сравнении с земельными участками. Статья 67 также содержит общую основу проведения лесоустройства, определяя, что лесоустройство может осуществляться на землях лесного фонда, включая земли безопасности и обороны, особо охраняемой природной территорий, населенного пункта с условием, что там располагается лес. По этой причине лесной участок признается таковым лишь на рассмотренных категориях земель.
Наука содержит позицию, что категория «лесной участок» в полной мере отождествляет понятие «земельный участок». Тем не менее, земельные участки — это индивидуализированная часть земли в качестве природного объекта, то есть конкретные земельные участки. Эти понятия не в полной мере тождественны, так как для лесного участка характерны свои особенности.
Особенности лесных участков
Формально лесной участок — это участок земли, но здесь важна специфика лесного участка. Земельный участок становится лесным участком по причине наличия определенной совокупности древесной и кустарниковой растительности, которая на нем растет. Лесные участки обладают особенными свойствами только благодаря специальным особенностям древесной и кустарниковой растительности. Именно наличие леса позволяет выделять лесные участки в составе земли лесного фонда.
Можно сказать, что категория «лесной участок» напрямую связана с природными свойствами леса. По этой причине важно признание существования особенностей у лесных участков в сравнении с земельными участками.
Часть 2 статья 7 ЗК РФ обозначает земельный участок в качестве объекта земельных отношений. Он состоит из части поверхности земли (включая слой почвы), границы которой в установленном порядке описаны и удостоверены. Другое определение понятия «земельный участок» содержала статья 1 утратившего силу ФЗ № 28 «О государственном земельном кадастре». Она включала в его состав поверхность земли (поверхностный слой почвы), границы которой прошли описание и удостоверение в установленном порядке с помощью уполномоченного государственного органа. Также в его состав включалось все то, что находится под и над поверхностью земли, если другое не предусматривали федеральные законы о недрах, законы об использовании воздушного пространства и прочие ФЗ.
По этому определению в состав земельных участков входили и растущие на нем леса, так как они произрастают над их поверхностью.
Для того чтобы земельные участки могли выступать в качестве полноценных объектов отношений в области права, законодательством был установлен ряд существенных требований. Так, участки земли должны быть индивидуально определены (индивидуализированы), в результате чего каждый из них получает соответствующие характеристики, позволяющие однозначно выделять определенный участок из числа других, проводя его качественную и экономическую оценку.
Индивидуализация используется и для того, чтобы отграничить конкретный земельный участок от других.
Для информации по земельным участкам характерны следующие данные:
- кадастровый номер;
- адрес или местоположение;
- занимаемая площадь;
- категория земли и разрешение на использование земельных участков;
- описание границ участка, его отдельных частей;
- зарегистрированные в устанавливаемом порядке вещные права и ограничения (обременение);
- экономическая составляющая, включая сумму платы за землю;
- качественная составляющая, включая плодородие и состояние земель для отдельных категорий;
- наличие объектов недвижимости, которые прочно связаны с участком земли.
Индивидуализация земельных участков происходит за счет его характеристик, представленных местоположением, площадью и границами.
Статья 12 ФЗ 122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» земельный участок идентифицируется в Едином государственном реестре прав в соответствии со своим кадастровым номером. Он присваивается по Фз 221 «О государственном кадастре недвижимости», органами кадастрового учета. Фактический адрес участка — это его местоположение.
Отличие земельного и лесного участка
Для лесного участка, в сравнении с земельным, характерны особенности. Законодательно категория лесного участка связана с проведением лесоустройства, которое не проводят на тех участках земли, где не растет лес.
Лесоустройство заключается в проектировании лесничества и лесопарков, участков леса, закреплении на местности местоположений леснических границ и др. (пункт 1, 3, 4 часть 1 статья 68 ЛК РФ). В этой ситуации местоположение границ закрепляется на местности посредством лесоустроительного, лесохозяйственного знака и (или) указывается на карте леса (часть 3 статья 68 ЛК РФ).
Еще одно отличие лесных участков от земельных состоит в том, что на первых ведется работа по их проектированию, в результате чего подготавливается проектная документация о границе, площади, местоположении и прочих количественных и качественных характеристиках лесного участка. В процессе проектирования обычного земельного участка в состав документации не включают сведения о качественных и количественных показателях леса. Показатели местоположения, площади и границ лесных участков могут быть определены в соответствии с границами и площадью лесного квартала и (или) лесотаксационного выдела.
Специфика определения лесного участка в сравнении с земельным участком признается Верховным Судом РФ, который устанавливает, что их «правовую природу нельзя считать тождественной.
Лесной участок является самостоятельным природным объектом, который обладает специальным правовым режимом, определенным лесным законодательством, по причине жизненно важного многофункционального значения лесов и их роли для общества в целом». Помимо этого, законодательство о лесе основано на других базовых принципах, в отличие от земельного законодательства (статья 1 ЗК РФ, статья 1 ЛК РФ).
Источник