Статья 105 ЛК РФ. Правовой режим лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов
1. В лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 17, частью 5.1 статьи 21 настоящего Кодекса, и случаев проведения сплошных рубок в зонах с особыми условиями использования территорий, на которых расположены соответствующие леса, если режим указанных зон предусматривает вырубку деревьев, кустарников, лиан.
2. Выборочные рубки лесных насаждений в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, проводятся в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
3. В лесопарковых зонах запрещаются:
1) использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях;
2) осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства;
3) ведение сельского хозяйства;
4) разработка месторождений полезных ископаемых;
5) размещение объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений.
4. В целях охраны лесопарковых зон допускается возведение ограждений на их территориях.
5. В зеленых зонах запрещаются:
1) виды деятельности, предусмотренные пунктами 1, 2 и 4 части 3 настоящей статьи;
2) ведение сельского хозяйства, за исключением сенокошения и пчеловодства, а также возведение изгородей в целях сенокошения и пчеловодства;
3) размещение объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений, линий связи, линий электропередачи, подземных трубопроводов.
5.1. В городских лесах запрещаются виды деятельности, предусмотренные пунктами 1 — 5 части 3 настоящей статьи.
6. Изменение границ лесопарковых зон, зеленых зон и городских лесов, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается.
7. Функциональные зоны в лесопарковых зонах, площадь и границы лесопарковых зон, зеленых зон определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
8. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Комментарии к ст. 105 ЛК РФ
Комментируемая статья устанавливает правовой режим лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов. К лесам, выполняющим функции природных и иных объектов, относятся:
а) леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;
б) защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов РФ;
д) леса, расположенные в первой, второй и третьей зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
Ограничения режима в указанных лесах включают в себя ограничения:
1) относительно рубок лесных насаждений;
2) относительно отдельных видов использования лесов;
3) относительно строительства.
Сплошные рубки в данных лесах запрещаются, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 17 настоящего Кодекса, и случаев установления правового режима зон с особыми условиями использования территорий, на которых расположены соответствующие леса. В защитных лесах сплошные рубки осуществляются только в случае, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций (ч. 4 ст. 17 ЛК РФ).
Выборочные рубки в данных лесах возможны только в целях вырубки погибших и поврежденных лесных насаждений, т.е. в рамках ухода за лесом (ст. 64 ЛК РФ).
Помимо вышеуказанных ограничений, для всех категорий лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов для такой их разновидности в категории, как зеленые зоны и лесопарки, существуют дополнительные ограничения, предусмотренные в п. 3 настоящей статьи, связанные с использованием лесов для целей охотничьего хозяйства, сельского хозяйства, разработки месторождений полезных ископаемых. Кроме того, ограничения связаны с использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях, как и для лесов, расположенных в водоохранных зонах. А также установлен запрет на строительство капитальных объектов, кроме лесных троп и гидротехнических сооружений.
В соответствии со ст. 86 Земельного кодекса РФ установлено, что зеленые зоны находятся в составе пригородных зон. Зеленые зоны выполняют санитарные, санитарно-гигиенические и рекреационные функции. В границах зеленых зон запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на окружающую среду. Сами же пригородные зоны находятся за пределами черты городских поселений, составляют с городом единую социальную, природную и хозяйственную территорию и не входят в состав земель иных поселений. Границы и правовой режим пригородных зон утверждаются и изменяются законами субъектов РФ. Перевод земель лесного фонда, на которых расположены зеленые зоны и лесопарки, в земли иных категорий запрещается (ст. 33 Закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации»).
Лесопарки — это территориальные единицы управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов. Лесопарки могут располагаться не только на землях лесного фонда, но и на землях обороны и безопасности, поселений, ООПТ, на которых расположены леса (ст. 23 ЛК РФ).
Источник
Основные понятия о лесопарках
Пригородная (или зеленая) зона — это окружающая город территория, формирование которой подчиняется его интересам, выполняющая природоохранные и рекреационные функции. Зеленая зона может включать лесопарки, лесопарковую и лесохозяйственную части, защитные лесонасаждения (лесные полосы вдоль железных и автомобильных дорог, по берегам рек
и каналов, вокруг водоемов, санитарно-защитные зоны промышленных предприятий), леса округов санитарной охраны курортов (курортные леса), загородные парки и другие леса, используемые для отдыха населения
В настоящее время площадь зеленых зон России составляет 12.7 млн. га (табл. 1).
Таблица 1. Площадь лесов зеленых зон поселений и хозяйственных объектов по данным учета лесного фонда на 01.01.1998 г., находящегося в ведении федеральных органов управления лесным хозяйством, тыс. га
Экономический район | Общая площадь лесного фонда | Площадь лесов зеленых зон |
Россия | 1 110567.8 | 12745.2 |
в том числе: | ||
Северо-Западный | 8 720.1 | 1 026.2 |
Центральный | 14463.0 | 2 575.2 |
Уральский | 35 604.3 | 2 506.9 |
Западно-Сибирский | 138 143.6 | 894.2 |
Восточно-Сибирский | 297 696.0 | 1 401.7 |
Дальневосточный | 495 897.9 | 1 429.4 |
В соответствии с ГОСТ 17.5.3.01-78 «Охрана природы Земли. Состав и размер зеленых зон городов» зеленые зоны городов должны быть выделены на землях лесного фонда, расположенных за пределами городской черты.
На территории зеленой зоны выделяют лесопарковую и лесохозяйственную части, которые, в свою очередь, подразделяют на специфичные по назначению зоны и подзоны. Общеизвестна роль зеленых насаждений в защите источников водоснабжения от загрязнения. Лесные насаждения улучшают бактериологические показатели воды, поступающей в водоемы. Деревья и кустарники укрепляют берега рек и склоны оврагов, предотвращают смыв почвы и регулируют сток атмосферных осадков. Многие насаждения пригородных зон имеют большое хозяйственное значение, являясь источником пищевого, технического и другого сырья. Расположенные вдоль автомобильных и железных дорог лесные полосы защищают их от заноса снегом и улучшают условия движения транспорта. Пригородные леса и рощи — лучшее украшение зеленых зон и незаменимое место массового отдыха. Планировка пригородной зоны осуществляется в едином комплексе с планировкой города. Внешняя граница зеленой зоны определяется потребностью данного города в площади зеленых насаждений. Основным принципом выделения зеленой зоны являётся категория населенных пунктов, в зависимости от которой принимают радиус зоны, считая от границы города: для городов с населением более 1 млн. чел. – 60-80 км; от 500 тыс. до 1 млн. – 40 км; от 250 до 500 тыс. — до 20 км. Внутренней границей пригородной зоны является перспективная граница города. Все населенные пункты, расположенные в пределах зеленой зоны, дальнейшему территориальному развитию не подлежат. Не допускается расширение застройки за счет лесопарков.
Пригородные зоны крупных городов делят на 3 пояса:
· первый — ближайший к городу в радиусе примерно до 30 км — имеет защитное значение. В нем располагается часть объектов зеленой зоны (лесопарки, загородные парки, зоны отдыха);
· второй — в радиусе 30-40 км — используется для более длительного отдыха населения, строительства дач, пансионатов, спортивных баз, туризма и т.д.;
· третий (внешний пояс) — далее 40 км — предназначен для строительства санаториев, домов отдыха, пригородных хозяйств.
Система озеленения пригородных зон включает следующие объекты:
· общего пользования (загородные парки, лесопарки, лугопарки, зоны отдыха, туристские, спортивные базы и др.);
· ограниченного пользования (лесные насаждения при домах отдыха и загородных больницах, детских оздоровительных объектах, домах престарелых, интернатах и др.);
· специального назначения (почво — и ветрозащитные, водоохранные, лесомелиоративные насаждения, санитарно-защитные зоны промышленных предприятий, заповедники, заказники, лесные дачи, лесные опытные станции, дендрарии, питомники, кладбища).
Размещение лесопарковых массивов в системе озеленения города может быть равномерным, неравномерным, кольцевым, клиньями, полосами и т. п.:
· равномерное кольцевое расположение лесов зеленой зоны наиболее целесообразно для городов и других населенных пунктов с хорошо развитыми транспортными путями;
· неравномерное размещение зеленых зон наблюдается тогда, когда по условиям развития или расположения населенного пункта равномерное размещение лесов невозможно или нецелесообразно.
Леса в виде отдельных массивов, рощ и полос размещаются около населенных пунктов в безлесных районах, где возникает необходимость в защите от суховеев, пыльных бурь, снежных заносов, дыма и копоти, а также в тех случаях, когда это диктуется особенностями рельефа и другими условиями.
Набор площадей, выделяемых в зеленую зону, осуществляется по планово-картографическим материалам. При этом, в зависимости от размера создаваемой зелёной зоны, в нее включают наиболее ценные лесные массивы или их части. В малолесных районах устанавливают минимальный размер зеленой зоны, который должен быть обеспечен в первую очередь. Особое место в составе зеленых зон занимают лесные насаждения лесопарковых хозяйственных частей.
Территория лесопарка должна быть рационально организована, иметь сеть дорог, прогулочных маршрутов, места отдыха и стоянок. При правильной планировке насаждения не вытаптываются и выполняют свои санитарно-гигиенические и эстетические функции.
В зелёной зоне должны проводиться определённые мероприятия по охране природы:
· сохранение лесных биогеоценозов;
· предотвращение загрязнения водоемов;
· восстановление территорий, нарушенных хозяйственной деятельностью;
· сохранение и выделение охраняемых ландшафтов с памятниками культуры (исторические усадьбы и постройки, архитектурные сооружения, сады и парки).
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник