Сценарий игры – викторины по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста на тему «Здравствуй, лес, здравствуй, матушка природа».
-формировать экологические знания , нравственно – ценностные отношения к природе.
-уточнить представление детей о значении леса в жизни людей, вспомнить животных и птиц, живущих в лесу, расширить представление детей о правилах поведения в лесу, воспитывать бережное отношение к природе.
Задачи:
Образовательные: расширять представления о лесе и его обитателях.
Развивающие: развивать познавательный интерес, любознательность, обогащать словарный запас детей, развивать физические способности детей.
Воспитательные: воспитывать любовь к природе, понимание необходимости сохранения его целостности, умение вести себя в лесу, умение соревноваться , поддерживать друг друга.
Предварительная работа:
Экскурсия по территории детского сада , просмотр иллюстраций с изображением различных видов деревьев, просмотр альбомов «Дикие животные», «Птицы», «Насекомые», конкурс рисунков о «Дикие животные Смоленской области», чтение произведений русских писателей и поэтов о природе.
Материалы и оборудование : картины природы, животных и птиц, живущих в лесу, обручи, деревья из картона и листья из цветной бумаги для игр, медали для награждения детей.
круги зеленого и красного цвета, шапочки с изображением птиц . костюм лисы, волка, зайца., кормушки.
Участники: Царица леса, Лесовичок.
Под музыкальное сопровождение в зал входит Царица Леса и здоровается с детьми.
— Здравствуйте, ребята, я – Царица Леса и пришла к вам сегодня в гости . Лес – это самое замечательное богатство нашей страны, наш зеленый друг.
Царица Леса: Ребята, кто мне может сказать, что такое лес?
Дети : Лес — это место, где растет много разных деревьев, живет много животных, насекомых, птиц. А хотите отправиться в путешествие по лесу?
Царица Леса: займите места в паровозике. Поехали. (под музыку едут).
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре?
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится:
Что за зверь, какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты ведь знаешь — мы свои! (С. Погореловский)
Царица Леса : прежде чем выйти вспомним правила поведения в лесу.
Царица Леса : что это? Кто шумит?
Лесовичок: Добрый день, ребята! Вы меня узнали? Я — Лесовичок, хозяин леса. Я рад, что вы пожаловали на лесную полянку. знаете ли вы, что лес — это ваш большой и настоящий друг? Лес — живой. И как всему живому, ему необходимо солнце, которое дарит тепло и свет, вода и почва для роста растений и жизни животных, чистый воздух, а еще покой и тишина. Люди часто не задумываются о том, как легко могут нанести вред лесу и его обитателям. А как вы себя ведете в лесу?
Царица Леса : Лесовичок, Мы как раз хотели вспомнить правила поведения в лесу.
Дидактическая игра: «Экологический светофор»
(Лесовичок перечисляет, что можно делать в лесу, а чего нельзя. Дети в соответствии с этим поднимают зеленый или красный кружок. И говорят : можно-нельзя.
*Ломать деревья и ветки, обрывать листья? (Нельзя)
*Сажать деревья в лесу? (Можно)
*Ходить и топтать на полянках траву? (Нельзя)
*Ходить по тропинкам? (Можно)
*Рвать большие букеты цветов? (Нельзя)
*Оставлять в лесу мусор? (Нельзя)
*Разжигать костер в лесу? (Нельзя)
*Беречь лес от пожара? (Можно)
*Разорять птичьи гнезда и муравейеики (Нельзя)
Лесовичок: Правильно. И запомните еще несколько правил:
Отправляясь в лес гулять,
Попрошу не забывать
Правила лесные,
Незатейливые, простые.
Деревья, ветки не ломай,
Мусора в лесу не оставляй,
Зря костров не разводи,
Очень громко не кричи.
Бабочек ты не лови,
Не для этого они.
Ты в лесу лишь гость,
Главные там дуб и лось.
Берегите зеленый лес
И он откроет много тайн и чудес!
Царица Леса : А вот и первое чудо ! как много в лесу растет деревьев! Зачем нужны деревья ? — ответы детей.
Лесовичок : правильно ребята.
А теперь давайте поиграем в игру, которая называется «Наряди дерево» .
Описание игры: на ковре лежат силуэты деревьев, вырезанных из цветного картона, вокруг них вперемешку разбросаны бумажные листья деревьев разных пород (береза, клен, дуб), на каждом дереве в качестве образца приклеено по одному листочку.
Перед вами три дерева, на которых осталось по одному листочку. Ваша задача: собрать листочки и правильно нарядить деревья. Для этого необходимо разделиться на три команды. Каждая команда наряжает свое дерево.
Под музыкальное сопровождение дети играют в игру «Наряди дерево».
Царица Леса: Вот наши деревья и оделись в листву. А сейчас я проверю, справились ли вы с заданием?
Царица леса и Лесовичок проверяют
Царица Леса : Как называется дерево, которое наряжала первая команда?
Царица Леса : Как называется дерево, которое наряжала вторая команда?
Царица Леса : Как называется дерево, которое наряжала третья команда?
Царица Леса : Правильно, ребята, с заданием вы справились. Все деревья оделись в свою листву и стали очень нарядными. Садитесь на свои места.
Ребята, вы, конечно, знаете, что леса являются еще и домом для очень многих животных и птиц и когда люди вырубают леса без необходимости и устраивают пожары, то от этого страдают наши братья меньшие — лесные птицы и звери.
Лесовичок : Ребята , а вы знаете какие животные живут в наших лесах?
Дети : В наших лесах живут белки, лисы, волки, медведи, зайцы, ежи, олени, лоси, бобры.
Царица Леса: Вот как много животных вы назвали.
Лесовичок :А теперь я вам загадаю загадки про животных, и посмотрю, сумеете ли вы их отгадать.
1.Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе орешки я грызу. (Белка)
2.Когда я голодный меня не встречай,
Щелкну зубами, съем невзначай. (Волк)
3.Летом по лесу гуляет,
Зимой в берлоге отдыхает. (Медведь)
4.Лежала между ёлками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала. (Ёж)
Живу в лесу и на лугу, я порчу в огороде грядки,
И удираю без оглядки. (Заяц).
5. Рыжая плутовка,
Хитрая да ловкая,
В сарай попала,
Кур пересчитала. (Лиса)
Лесовичок: А вот и жительница леса — Лисонька. (Выходит ребенок в костюме лисы)
Лисонька, ты не серчай,
Вместе с нами поиграй.
Подвижная игра: «Хитрая лиса»
Играющие стоят в кругу. В стороне, вне круга, обозначается дом лисы. По сигналу воспитателя дети закрывают глаза, а педагог обходит их с внешней стороны круга и дотрагивается до одного из играющих, который становится водящим — хитрой лисой. Затем дети открывают глаза, хором три раза спрашивают: «Хитрая лиса, где ты?» После третьего вопроса хитрая лиса выбегает на середину круга, поднимает руки вверх и говорит»Я здесь!» Все играющие разбегаются, а лиса их ловит.
Царица Леса : Вот какие молодцы как здорово поиграли.
Лесовичок: А теперь моя загадка будет о наших пернатых друзьях. Кого мы называем пернатыми?
Дети: Птиц.
(На мольберте дети выбирают из нескольких соответствующую картинку)
— Каких птиц вы знаете? (Ответы детей).
— Какие птицы зимуют в наших краях? (Ворона, воробей, сорока, дятел и т. д.)
— Какая птица подбрасывает своих птенцов в чужие гнезда? (Кукушка)
— Какая птица весь день стучит по дереву? (Дятел)
— Какая птица селится на крышах домов и, по преданию, приносит счастье в дом? (Аист)
— У какой птицы очень длинная шея и ноги? (Журавль)
— Какая птица охотится ночью? (Сова)
Подвижная игра «Совушка»
Обозначается «гнездо совы». В гнезде помещается водящий совушка. Остальные дети изображают птиц, бабочек, жуков — разлетаются по поляне.
На слова воспитателя: «Ночь наступает, все засыпает» — дети замирают в тех позах, в которых их застала ночь. Совушка в это время тихо вылетает на охоту — ходит, медленно размахивая руками, и забирает мотыльков и жучков, которые пошевелились. Отводит их в своё гнездо. Совушка ловит до тех пор, пока воспитатель не скажет: «День». Тогда она возвращается к гнезду, а мотыльки и жучки снова начинают летать. Совушка выходит на охоту два-три раза. Потом выбирают нового ведущего, и игра начинается сначала.
А теперь давайте с вами поиграем в игру «Займи свой домик» .
Описание игры: на ковре разложено несколько обручей, которые выполняют роль птичьего домика. Вы будете птичками. В то время, пока будет играть музыка, вы будете летать, как птички, а как только музыка стихнет, вы должны занять свой домик. Кто останется без домика – выбывает из игры и садится на место.
Под музыкальное сопровождение дети играют в игру «Займи свой домик».
(Надеть шапочки птиц детям )
Царица леса: молодцы ребята .
Лесовичок : Ой. Ребята. Скоро зима , погибнут птицы и звери от голода.
Царица леса : Что мы можем сделать?
Правильно. Кормушки и корм помогут птицам выжить!
Выносим кормушки , Лесовичок берет кормушки и уносит .( вешаем на площадке)
Царица Леса . – Дорогие ребята, мне очень понравилось у вас в гостях. Теперь я уверена, вы будете настоящими защитниками леса.!
настоящими друзьями леса, будете беречь его и любить.
1.ребенок:
Красота родной природы —
Это реки и леса
И озера, и болота,
И блестящая роса,
Даже малая улитка,
Даже маленький сверчок —
Все напомнят о природе,
Даже скрученный сучок.
2.ребенок:
Красота родной природы —
Это небо и земля,
И реки водовороты,
И цветущие поля..
Царица леса:
Не разрушайте этот дом,
Девчонки и мальчишки
Иначе эти чудеса
Останутся лишь в книжках.
И на память о нашей встрече я хочу вас наградить специальными медалями «Молодец»
Источник