Подгрупповое логопедическое занятие «Путешествие в весенний лес» для детей старшего дошкольного возраста (для детей 5–7 лет)
Оборудование. Музыкальный центр, CD с записью пьесы П.И.Чайковского «Апрель», CD с записью пения птиц в весеннем лесу, мольберт, интерактивная доска, картина «Весенний лес», предметные картинки с изображением диких животных.
Предварительная работа.
- Прогулка в парк, наблюдение за весенними изменениями в природе.
- Разучивание упражнения «Лучики солнца»
Ход занятия
Организационный момент
Под музыку дети входят в музыкальный зал. В зале звучит запись пьесы П.И.Чайковского «Апрель» из альбома «Времена года». Дети здороваются с гостями и встают рядом со стульчиками. Логопед читает детям стихотворение:
Кругом вода журчит, сверкает,
Крик петухов звучит порой,
А ветер мягкий и сырой,
Глаза тихонько закрывает.
(И.Бунин)
Логопед: Когда это бывает?
Дети: Весной.
Логопед: Правильно, молодцы!
Логопед: Ребята вы хотите отправиться в интересное путешествие?
Логопед: Как вы думаете на чём можно путешествовать?
Дети: Перечисляют виды транспорта.(поземный, железнодорожный, воздушный, водный, автомобильный)
Логопед: Отгадайте, на каком транспорте мы с вами поедем. (Педагог загадывает загадку)
Что за чудо — длинный дом!
Пассажиров много в нём.
Носит обувь из резины
И питается бензином.
Дети: Автобус.
Логопед: Правильно. Автобус — самый популярный вид общественного транспорта.
Нас ждет автобус
Гудит, зовёт с собой
Мы на прогулку поедим
Кто хочет — все за мной!
Дети садятся в автобус, построенный из стульчиков. Чтобы завести мотор автобуса, педагог предлагает детям руки согнуть в локтях, кисти рук сжимать в кулаки и вращать перед грудью, одновременно подуть на кончик языка так, чтобы он завибрировал. Дети заводят мотор и слышат как он рычит-р-р-р-р-р
Логопед: И так поехали!
Логопед: Чтобы не было скучно в дороге, давайте вспомним приметы весны:
1-й ребёнок. Увеличился день.
2-й ребёнок. Подул теплый ветер.
3-й ребёнок. Пригревает солнышко.
4-й ребёнок. Снег потемнел, набух и стал таять.
5-й ребёнок. Появились проталины.
6-й ребёнок. На реках тает и трескается лёд.
Логопед: Вы хорошо знаете и правильно называете приметы весны.
Логопед: Мы ехали, ехали, наконец приехали. Давайте выйдем из автобуса и отправимся в весенний лес, посмотреть, как лесные жители встречают весну.
(Под музыку дети передвигаются по залу)
Логопед: Дети, это весенний лес. (читает стихотворение)
Здравствуй, лес весенний
Полный сказок и чудес
Что в глуши твоей таится?
Что за зверь, что за птица?
Всё открой, не утаи
Ты видишь, мы свои.
Логопед: Дети, посмотрите, как тут красиво! Как тут свежо! Как здесь здорово! Воздух пропитан таким ароматом. Давайте насладимся лесной свежестью.
Дыхательная гимнастика «Душистый цветок» (Развитие дыхания, формирование направленной воздушной струи).
Логопед: Дети, представьте, что вы нюхаете душистый цветок. Медленно вдохнуть через нос, полный выдох через рот. На выдохе произносить: хорошо-о-о-о. (не более 3-х раз).
Логопед: Что вы ощутили на лице, на руках.
1-й ребёнок. Теплые солнечные лучи.
2-й ребёнок. Легкий тёплый ветерок.
Логопед: Что мы слышим в весеннем лесу?
Дети: Мы слышим пение птиц.
Логопед: Как поют птицы?
Дети: Все птицы поют по-своему красиво.
Логопед: Что делают птицы весной?
1-й ребёнок. Они строят, вьют, лепят гнёзда.
2-й ребёнок. Выводят птенцов, кормят их.
3-й ребёнок. Ловят мошек для птенцов.
Логопед: Правильно, молодцы!
Логопед: Кто-то радостно стучит по дереву. Как вы думаете, кто это?
Дети: Дятел.
Логопед: Верно. Посмотрите, какой он красивый! Как он стучит?
Дети: Тук-тук-тук.
Динамическая пауза. Упражнение «Лучики солнца»
Яркие лучики светят с небес. (дети медленно приседают)
Смотрит на них весенний лес. (встают поднимаются на носочки, тянутся вверх)
Ветер качает первые цветы (покачиваются поднятыми руками вверх из стороны в сторону)
Нежно волнами движутся они. (медленно бегут по кругу взявшись за руки)
Логопед: А что происходит с теми животными, которые ещё с поздней осени впали в спячку?
Дети: Просыпаются от зимней спячки.
Логопед: Что они делают?
1-й ребёнок. Бегают, ищут корм.
2-й ребёнок. Линяют: меняют шубу.
Логопед: Какие животные меняют шубу?
Дети: Лиса, песец, белка, заяц.
Логопед: Почему они линяют?
1-й ребёнок. Хищники для того, чтобы сливаться с окружающей средой.
2-й ребёнок. Для успешной охоты.
3-й ребёнок. Травоядные животные, чтобы укрываться от хищников.
Логопед: Молодцы, вы очень много знаете о животных леса. Я вами горжусь!
Логопед: Мы вышли на большую поляну. Сколько здесь цветов!
Если хотите узнать, как они называются, вы должны разгадать зашифрованное слово. Проводится игра «Преобразуй слово». Педагог предлагает преобразовать слово в указанном порядке, так как подсказывают цифры. Что получилось?
Дети: Подснежник.
Логопед: Верно. Почему именно этот цветок назвали подснежником?
1-й ребёнок. Растёт из-под снега.
2-й ребёнок. Не боится мороза.
Логопед: Рвать подснежники можно или нет?
Логопед: Почему?
1-й ребёнок. Это редкие цветы.
2-й ребёнок. Они занесены в Красную книгу.
Логопед: Какие же вы молодцы!
Логопед: Смотрите -зайчик. О! Какой он красивый. Что делает заяц?
1-й ребёнок. Сидит под кустом.
2-й ребёнок. Поворачивает длинные уши во все стороны.
3-й ребёнок. Испуганно смотрит по сторонам.
Логопед: А какая красивая шубка у него! Скажите, сколько раз в год заяц меняет шубу.
Дети: Два раза. Летом и зимой.
Логопед: Верно.
Логопед: Дети, давайте мы потихоньку выйдем из весеннего леса, чтобы не испугать зайца.
Логопед: Нам пора уже возвращаться в детский сад. А вернёмся из леса не на автобусе. Отгадайте на чём? (Педагог загадывает загадку)
На заре в широком поле,
Любим погулять на воле-
Грациозна и красива,
С пышной серебристой гривой,
Что за зверь там, вот загадка,
Ну конечно же ……
Дети: Лошадка.
Логопед: Натянули вожжи (руки впереди).
Дети: Проходят под весёлую музыку по залу, высоко поднимая колени и цокая язычком. Упражнение «Лошадка».
(По окончании музыки логопед подзывает детей к себе и спрашивает)
Логопед: Вам понравилось наше путешествие?
Логопед: Где мы были сегодня?
Дети: В весеннем лесу.
Логопед: Что вам больше всего понравилось и запомнилось?
Дети: Пение птиц. Они очень голосисто поют.
Логопед: Вы очень хорошо занимались. Я вами горжусь!
Источник
Путешествие в весенний лес
Образовательные области: Познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, речевое развитие.
- Организовать образовательную деятельность детей, направленную на усвоение знаний о перелётной птице (грач).
- Создать условия для развития у детей умения отвечать на вопросы полным ответом; соблюдения правил техники безопасности при нарезании полосок.
- Способствовать пробуждению интереса у детей создавать коллективную работу
1. Знакомство детей с перелётной птицей (грач).
2. Понимание признаков весны и взаимосвязи смены времён года с перелётом птиц.
3. Практические действия детей по выработке них умений нарезать полоски и наклеивать их на коллективную работу и создавать предметный образ.
4. Контроль результатов самостоятельной деятельности детей.
5. Рефлексивную оценку результатов образовательной деятельности детей на занятии.
Оборудование: музыкальное сопровождение (звуки весны), игрушка медвежонок, картинки весеннего леса, грача, следов грача, обручи, нарисованные деревья на листе А1 для коллективной аппликации, ножницы, клей, кисточки, тряпочки, цветная бумага (коричневая), подносы.
1. Мотивационный этап
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Вы любите загадки? (Да). Послушайте тогда мою загадку.
День прибывает, когда это бывает? (Весной).
Воспитатель: Как вы догадались, что это весной? (ответы детей). А какое сейчас время года? (Весна).
Воспитатель: Весной всё оживает вокруг. И я приглашаю вас в путешествие. Встаньте, закройте глазки, повернитесь вокруг себя и скажите вместе «1,2,3,4,5 –вместе мы идём гулять» (звучит фонограмма «звуки весны»).
2. Ориентировочный этап
Воспитатель: Вот мы и очутились в весеннем лесу. Давайте поздороваемся с лесом. Здравствуй, весенний лес. Вы чувствуете, как здесь легко дышится? Какой воздух в лесу? (лёгкий, чистый, свежий, лесной).
Воспитатель берет в руки «медвежонка – игрушку», начинает шевелиться, приговаривая: «Ой, что случилось? Я весь промок?»
Воспитатель: Ребята, да это мишутка. Он родился зимой в берлоге. Всю зиму он проспал возле мамы. Проснулся и не поймёт, почему он промок. Чем же мы можем ему помочь? Чем будем заниматься на занятии? (будем помогать медвежонку)
3. Исполнительский этап
3.1. Беседа, направленная на знакомство детей с перелётной птицей (грач)
Воспитатель: Давайте поздороваемся с медвежонком и расскажем ему о весне.
«Здравствуй, Мишутка! Наступила весна! (ответы детей). Снег тает, вот ты и промок».
Медвежонок: Да? Уже наступила весна? А я и не знал. Ой, ребята, а чьи следы около моей берлоги? Это, наверное, ваши следы?
Воспитатель: Подойдите к берлоге и посмотрите внимательно, разве это мы оставили следы на снегу? (предположение детей). Оказывается это следы птиц. А какая птица оставила эти следы, вы узнаете, отгадав загадку (загадка о граче).
После того, как дети отгадали загадку, медвежонок говорит: «Я такую птицу ещё не видел, и ничего о ней не знаю».
Воспитатель показывает иллюстрацию грача и предлагает детям ответить на следующие вопросы:
— Дети, грач большая птица или маленькая?
— Что есть у грача (голова, туловище, хвост). Рассказ детей о внешнем виде грача (1-2 ребёнка).
— Чем покрыто тело грача? (перьями).
— Какого они цвета? (чёрные, блестящие)».
— Что может делать грач? (дети показывают)
3.2 Беседа, направленная на понимание признаков весны и взаимосвязи смены времён года с перелётом птиц.
Воспитатель: Ребята, грач — это перелетная птица, которая первая возвращается из теплых краев. Как вы думаете, почему птицы возвращаются к нам из теплых стран? Что происходит весной в природе? (стало пригревать солнце, тает снег).
Воспитатель: Снег растаял, а под сухими старыми листьями и травой, под корой деревьев всю зиму спали насекомые, теперь они проснулись. А кто питается насекомыми? (птицы).
Воспитатель: Насекомыми питаются перелетные птицы. Вот ты, медвежонок, и узнал, что эти следы оставила первая перелётная птица – грач.
Имитационная игра «Грачи» (с обручем « найди своё гнездо»)
Медвежонок (радостно): «Ребята, вы так интересно рассказали о граче, что мне захотелось поймать его и поиграть с ним».
Воспитатель: Постой, постой, медвежонок! Сейчас тебе ребята скажут, можно ли ловить птиц? Вика, скажи, можно ли ловить птиц? (нельзя). Кто скажет, почему нельзя ловить птиц? (потому что, птицы живые).
Воспитатель: Да, правильно, птицы летают, выводят птенцов, их нельзя обижать, а нужно, наоборот, помогать им и защищать их. Давайте лучше подарим ему картинку с грачом.
Медвежонок: «Спасибо, ребята. Я много интересного сегодня узнал. А теперь пойду своих друзей будить, расскажу, что грачи весну принесли. До свидания» (уходит).
Воспитатель: Ребята, а нам пора возвращаться в детский сад, наше путешествие подошло к концу. Встаньте, закройте глазки, повернитесь вокруг себя и скажите вместе «1,2,3,4,5 – вместе мы возвращаемся опять»(звучит фонограмма).
3.3 Практические действия детей по созданию коллективной работы
Воспитатель: Вот мы и вернулись в детский сад. Вместе с нами вернулись грачи. Поможем нашим грачам свить гнёзда. Что для этого нужно сделать? (нам надо полоски цветной бумаги (коричневой, чёрной) наклеить на дерево). Как мы справимся быстрее по одному или вместе? (вместе). Давайте вспомним правила работы с ножницами и клеем. (Дети перечисляют). А теперь приступайте к работе.
Воспитатель: Вот у вас и получились гнезда как настоящие. Теперь грачам есть, где выводить своих птенцов. Понравилось вам вместе работать?
3.4 Подведение итогов
Воспитатель: Давайте вспомним, где мы сегодня были? (в весеннем лесу). С кем мы встретились? (с медвежонком). О ком мы рассказали медвежонку? (о граче). Какая это птица?(перелётная).
4. Рефлексивный этап
Воспитатель: Что вам больше всего понравилось или запомнилось? Смогли мы ему помочь? Как?
5. Перспективный этап
Воспитатель: Кому мы можем рассказать о проснувшемся медвежонке, о граче? (маме, папе, бабушке, друзьям…)
Воспитатель: Вам понравилось всем вместе строить гнезда для грачей? (да) Ещё будем делать совместные аппликации? Давайте запланируем день когда, мы соберёмся для совместной работы.
1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: Мозаика синтез, 2014. — 368 с.
2. Соломенникова О.А.Ознакомление с природой в детском саду. Средняя группа / О. А. Соломенникова. — Москва: Мозаика-синтез, 2015. — 92, [2] с.: табл.; 24 см.
Источник