4.2. Силы и технические средства для тушения лесных пожаров
Силами, призванными обеспечивать своевременное обнаружение и тушение лесных пожаров, являются:
— служба государственной лесной охраны (лесники, мастера и др.), за которыми закреплены для непосредственной охраны участки леса; временные пожарные сторожа, нанимаемые лесхозами на пожароопасный сезон, в помощь лесной охране и другие работники лесхозов, находящиеся на работах в лесу;
— пожарно-химические станции со специально подготовленными командами, оснащенные лесопожарной техникой и средствами транспорта;
— резервные пожарные команды, специально организованные из рабочих и служащих лесхозов с закрепленными за ними техникой, средствами транспорта и пожарным инвентарем;
— лесопожарные формирования, создаваемые из привлекаемых сил и средств, в соответствии с оперативными планами борьбы с лесными пожарами, утверждаемыми органами местного самоуправления;
— пожарные дружины (добровольные пожарные дружины), создаваемые на пожароопасный сезон в подразделениях, осуществляющих лесные пользования или производящих работы в лесу, а также в поселках, расположенных в лесу;
— авиаотделения баз авиационной охраны лесов с имеющимся в их составе парашютными, десантно-пожарными командами (группами).
В случаях, когда быстрая ликвидация возникших лесных пожаров указанными выше силами не может быть обеспечена и создается угроза распространения пожаров на больших площадях, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в необходимых случаях создаются специальные комиссии, которые, кроме населения, работников, пожарной техники и транспортных средств местных предприятий, организаций и учреждений привлекают также невоенизированные формирования Гражданской обороны и воинские подразделения.
На работников государственной лесной охраны возлагается также руководство силами и средствами, привлеченными для тушения лесных пожаров.
Резервными силами для тушения лесных пожаров в лесхозах являются все работники лесхозов, организованные в пожарные дружины.
Резервные команды (или их отдельные бригады) привлекаются на тушение лесных пожаров по распоряжению лесничего или руководителя лесхоза в помощь командам пожарно-химических станций, а в районах применения авиационных сил и средств пожаротушения — в помощь подразделениям авиационной службы. В случае необходимости резервные команды или бригады могут привлекаться и для самостоятельного тушения пожаров, если пожары возникли вблизи мест их работы или если команды пожарно-химических станций и подразделений авиапожарной службы заняты на тушении других пожаров.
Предприятия, организации, учреждения и другие юридические лица, проводящие работы или имеющие в лесах рабочие поселки, дороги, склады, сооружения и иные объекты, обязаны до наступления пожароопасного сезона в лесах создать в своем составе лесопожарные формирования из числа рабочих и служащих и провести их подготовку по тактике тушения лесных пожаров.
Предприятия, организации, учреждения и другие юридические лица, которым не утверждены нормы обеспечения пожарным оборудованием и средствами тушения лесных пожаров, создают в местах своих работ и в местах расположения объектов в лесах простейшие средства пожаротушения (емкости с водой, лесные огнетушители, топоры, лопаты и т. д.). Создаются пункты сосредоточения пожарной техники и оборудования, предназначенные для хранения оборудования и инвентаря, используемого при тушении пожаров населением и привлеченными лицами.
Лесхозы совместно с предприятиями, организациями, учреждениями и другими юридическими лицами обязаны установить порядок информации о лесных пожарах и взаимной работе по борьбе с ними, а также обеспечить контроль за своевременной организацией и подготовкой лесопожарных формирований, их обеспеченностью пожарным оборудованием и средствами для тушения лесных пожаров.
Из числа привлекаемых сил и средств на периоды высокой пожарной опасности в лесах предусматривается создание лесопожарных формирований повышенной готовности с целью их немедленного выезда на тушение лесного пожара.
Для тушения лесных пожаров, возникающих в непосредственной близости от сельских и городских объектов, по решению местных органов самоуправления могут привлекаться подразделения ведомственной пожарной охраны и добровольные пожарные дружины (команды), организуемые в соответствии с Федеральным 3аконом о пожарной безопасности.
Для обеспечения ликвидации лесных пожаров в лесохозяйственных предприятиях создаются пожарно-химические станции (ПХС), оснащаемые пожарной техникой, транспортом и средствами связи.
Пожарно-химические станции могут быть двух типов. ПХС-1 придаются в основном легкие средства пожаротушения и транспорт. Перед ними стоит задача обеспечить быструю ликвидацию возникающих на обслуживаемой территории лесных пожаров, а также тушение совместно со станцией второго типа распространившихся пожаров.
ПХС-2 имеет наряду с легкими средствами пожаротушения и транспортом более мощную технику, применяемую для борьбы с лесными пожарами. На эти станции, ‘наряду с обеспечением быстрой ликвидации лесных пожаров, возлагается также тушение крупных пожаров на территории всего лесхоза. Численность работников и оснащение ПХС приведены в таблицах 4.1, 4.2.
Источник
4. Организация и тактика тушения лесных пожаров
Вопросы организации борьбы с крупными пожарами очень актуальны и недооценка их часто приводит к тяжелым последствиям. На тушение крупных пожаров привлекаются тысячи людей и десятки технических средств, без четкой организации их деятельности невозможно достичь желаемых результатов.
Анализ тушения крупных пожаров показал, что это проблема не столько техническая, сколько организационная. При тушении таких пожаров возникает потребность за несколько часов создать организацию, способную руководить и контролировать деятельность большого числа тушильщиков в условиях, когда на тушение пожара привлекают людей, которые никогда не работали вместе и не имеют навыка работы в лесу, и тем более на тушении пожара. B процессе тушения изменяется объем работ, условия тушения и в зависимости от реальной обстановки сокращаются или наращиваются силы и средства пожаротушения. Только на очень крупных пожарах структура организации тушения может стабилизироваться на продолжительный период.
В 2003 году МПР России приступило к созданию на Дальнем Востоке первого в России регионального координационного центра по предупреждению и тушению лесных пожаров. Координационный центр создан на основе Дальневосточной базы авиационной охраны лесов. В его состав входят представители территориальных органов МПР России, представители аппарата полпреда Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе, органов исполнительной власти субъектов РФ, входящих в состав ДВФО, а также территориальных органов других федеральных ведомств. На первом этапе центр должен координировать деятельность существующих наземных и авиационных сил МПР России. В функции центра входят оперативный сбор и обработка информации по лесным пожарам, учет лесопожарных ресурсов на территории региона, прогнозирование лесопожарной ситуации, организация неотложных мер по профилактике и предупреждению лесных пожаров. На втором этапе будет создана мобильная группа пожаротушения, координационный центр сосредоточит значительные технические ресурсы, станет разработчиком законопроектов в сфере охраны окружающей среды от пожаров.
В дальнейшем планируется создать аналогичные центры в Сибирском (Новосибирск), Уральском (Екатеринбург) и Центральном (Москва) федеральных округах.
Органы управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации осуществляют контроль за выполнением договорных обязательств авиабазами, а лесхозы — авиаотделениями в части:
— своевременного начала и окончания работ по авиационной охране лесов в соответствии с фактическими метеорологическими условиями текущего года;
— соответствия режима работы авиапожарных сил и средств установленному «Рекомендациями по противопожарной профилактике в лесах и регламентации работы лесопожарных служб» в зависимости от классов пожарной опасности в лесу по условиям погоды;
— своевременности и точности определения мест возникновения пожаров, сообщения о них лесхозам в районах наземной охраны лесов, полноты и качества сообщенных сведений;
— своевременности и полноты принимавшихся мер по обнаружению и ликвидации пожаров с использованием авиационных сил и средств в районах авиационной охраны;
— численности авиапожарных сил и средств, установленных договором, и норм оснащения авиаотделений, установленных Инструкцией по авиационной охране лесов.
До начала пожароопасного сезона органы управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации и лесхозы на местах ежегодно, не позднее февраля, вносят на утверждение соответствующих органов власти оперативные планы борьбы с лесными пожарами.
В соответствии со статьёй 100 лесного кодекса Российской Федерации в целях предотвращения лесных пожаров и борьбы с ними органы государственной власти субъеков Российской Федерации:
- организуют ежегодно разработку и выполнение планов мероприятий по профилактике лесных пожаров, противопожарному обустройству лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов;
- обеспечивают готовность организаций, на которые возложены охрана и защита лесов, а так же лесопользователей к пожароопасному сезону;
- утверждают ежегодно, до начала пожароопасного сезона, оперативные планы борьбы с лесными пожарами;
- устанавливают порядок привлечения населения, работников коммерческих и некоммерческих организаций, а также противопожарной техники, транспортных и других средств указанных организаций для тушения лесных пожаров, обеспечивают привлекаемых к этой работе граждан средствами передвижения, питанием и медицинской помощью;
- предусматривают на периоды высокой пожарной опасности в лесах создание лесопожарных формирований из числа привлеченных к тушению лесных пожаров граждан и обеспечивают готовность этих формирований к немедленным выездам в случаях возникновения лесных пожаров;
Источник