Группы, категории защитности лесов ― понятие, особенности правового регулирования.
– леса первой группы – леса, основным назначением которых является выполнение водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических оздоровительных и прочих функций, а также леса особо охраняемых природных территорий. Леса данной группы разделяются, в свою очередь, на категории защитности;
– леса второй группы – леса, расположенные в регионах высокой плотности населения с развитой сетью наземных транспортных путей, имеющие ограниченное эксплутационное значение; леса в регионах с недостаточными лесными ресурсами, для сохранения которых требуется ограничение режима лесопользования;
– леса третьей группы – леса многолесных регионов, имеющие преимущественно эксплутационное значение (освоенные и резервные леса).
Категории защитности лесов I группы — классификация лесов для разделения по хозяйственному и социально-экономическому значению в соответствии с их местоположением и степенью проявления полезных функций. Различают следующие категории защитности лесов:
— леса, выполняющие водоохранные и защитные функции;
— особо ценные лесные массивы и природные памятники;
— байрачные, городские, притундровые, субальпийские и противоэрозионные леса;
— ленточные боры, степные колки и лесопарки;
— леса национальных природных парков и заповедников;
— леса зеленых и орехово-промысловых зон; и т.п.
Категории защитности лесов I группы
Классификация лесов для разделения по хозяйственному и социально-экономическому значению в соответствии с их местоположением и степенью проявления полезных функций. Выделяют следующие категории защитности:
леса, выполняющие преимущественно водоохранные функции;
защитные полосы лесов по берегам рек, озер и других водных объектов;
запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промысловых рыб;
леса, выполняющие преимущественно защитные функции;
защитные полосы лесов вдоль железных дорог, автомобильных дорог общегосударственного, республиканского и областного значения;
особо ценные лесные массивы;
государственные защитные лесные полосы;
леса, выполняющие преимущественно санитарно-гигиенические и оздоровительные функции;
леса зеленых зон вокруг городов, других населенных пунктов и промышленных предприятий;
лесопарковые части зеленых зон;
лесохозяйственные части зеленых зон;
леса зон санитарной охраны источников водоснабжения;
леса округов санитарной охраны курортов;
леса специального целевого назначения;
леса национальных природных парков;
заповедные лесные участки;
леса, имеющие научное или историческое значение;
леса орехово-промысловых зон;
Особенностью правового регулирования отношений по поводу лесов является то, что лесное законодательство устанавливает требования по охране и защите лесов. Леса подлежат охране от пожаров, незаконных рубок (порубок), нарушений установленного порядка лесопользования и других действий, причиняющих вред лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам. Одновременно регулируется защита лесов от вредителей и болезней леса.
Характеризуя правовой режим лесов, важно отметить особенности использования лесных ресурсов. Один из основных видов использования – заготовка древесины. Лесной кодекс РФ регулирует ее применительно к двум видам – рубкам главного пользования и рубкам промежуточного пользования.
В отношении рубок главного пользования ЛК РФ (ст. 113) устанавливает требование, согласно которому заготовка древесины может осуществляться в перестойных и спелых древостоях. Что касается рубок промежуточного пользования, то они связаны с рубками ухода за лесом, выборочными санитарными рубками, рубками реконструкции и иными рубками малоценных древостоев, а также древесно-кустарниковой растительности, теряющей защитные, водоохранные и другие функции, и прочими рубками (сплошными санитарными рубками, расчисткой лесных площадей для строительства гидроузлов, трубопроводов, дорог, а также при прокладке просек, создании противопожарных разрывов, рубками для иных целей).
Принципиальным при регулировании рубок является вопрос о способах их проведения. Они зависят от группы, к которой отнесен тот или иной лес. Так, в лесах третьей группы, т.е. наиболее эксплуатируемых, рубки главного пользования должны проводиться способами, обеспечивающими своевременное восстановление этих лесов, эффективное и рациональное использование лесных ресурсов. На практике в таких лесах широко, до 90% общей площади вырубок, проводятся сплошные рубки, наиболее удобные для лесозаготовителей, но наносящие непоправимый экологический вред*.
Источник
«Создавать заповедные зоны после того, как леса пройдены сплошными рубками, будет поздно»
На сегодняшний день нерестоохранные полосы лесов (НОПЛ) могут находиться исключительно в границах рыбохозяйственных заповедных зон (РХЗЗ). Однако на территории России пока нет установленных РХЗЗ, что может привести к переводу большей части площадей НОПЛ в категорию эксплуатационных лесов, то есть, по сути, к вырубке леса на важных для сохранения ценных видов рыб участках. О потенциальной экологической угрозе такой ситуации и путях решения этой проблемы корреспонденту «Ведомости. Экология» Марине Кочетовой рассказала директор программы «Регулирование охраны окружающей среды и природопользования» Всемирного фонда дикой природы Татьяна Шувалова.
— Какими законодательными актами на данный момент регулируется определение границ НОПЛ? Какова история этого регулирования?
— Прежде чем перейти непосредственно к вопросу об определении границ НОПЛ, полагаю важным коротко остановится на том, что же такое НОПЛ. По сути, это участки нетронутого леса, произрастающего по берегам рек и озер, где обитают ценные промысловые рыбы. Значение таких лесов для сохранения запасов ценных видов рыб обусловлено их способностью создавать и поддерживать здоровую среду обитания, а именно — формировать оптимальный температурный, световой и водный режимы, служить естественным фильтром, улучшающим химический и бактериологический состав талых и дождевых вод, поступающих в водные объекты, а также тормозить береговые эрозионные процессы и смягчать последствия антропогенного воздействия на водотоки и прилегающие территории.
Необходимость охраны прибрежных лесов была признана на государственном уровне еще в XVIII веке, но в разные исторические периоды обеспечивалась государством неравномерно и на эпизодической основе. Не вдаваясь в подробности, отмечу только, что периоды ослабления защиты прибрежных лесов от вырубки нанесли существенный вред малым и большим рекам, оставив лишь воспоминания о некоторых ценных видах некогда обитавших там рыб.
— Но XVIII век – все-таки довольно давняя история. Что сейчас?
— Системная работа по выделению прибрежных полос лесов, защищающих места нереста ценных рыб началась в 30-е годы прошлого века. Она велась совместно органами управления лесными, водными и рыбными ресурсами. Правовая основа для определения внешних границ защитных полос лесов и режима их охраны базировалась на целом ряде нормативных правовых актов Союза ССР, принятых в 50-70-х годах. Ширина защитных полос, выделенных в соответствии с этими документами, варьировалась от 250 м до 3 км. В законодательство Российской Федерации запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промысловых рыб, вошли под названием нерестоохранных полос лесов. Однако в качестве правовой основы для их выделения и закрепления на местности до недавнего времени выступали все те же акты советского периода. Такая разумная преемственность позволила не просто сохранить, но даже немного приумножить площади ценных лесов. По последним данным, площадь НОПЛ в стране составляет около 56,8 млн га, или 20,4% от площади всех защитных лесов в России.
— Почему сегодня мы говорим о потенциальной угрозе этим лесам?
— Чтобы достичь баланса между экономическими интересами в области лесного хозяйства и обеспечением экологической устойчивости взаимосвязанных водных и лесных экосистем, было предложено отойти от устаревших нормативов и относить к НОПЛ только те леса, которые находятся в границах РХЗЗ. В 2018 году в Лесной кодекс внесли поправки, законодательно закрепившие такой подход. Волна возмущения экспертов в области лесного и рыбного хозяйства, экспертов экологов, представителей науки и природоохранных НКО обрушилась на министерства, ведомства и российский парламент. Из-за отсутствия на территории России установленных РХЗЗ введение указанной нормы на практике означало вывод многих гектаров лесов из категории ценных и передачу их под коммерческие рубки. Усилиями общественности норма не продержалась в законе долго и была исключена в самом конце 2021 года. Казалось, леса спасены, а реки и впредь смогут обеспечивать нас рыбой.
Но, к сожалению, это была временная победа, так как после исключения критериев отнесения лесов к НОПЛ из закона, вопрос автоматически перешел на подзаконный уровень. В результате сегодня мы имеем приказ Минприроды «Об утверждении Лесоустроительной инструкции», который полностью возвращает нас в ситуацию 2018 года. Единственным критерием, которым должны руководствоваться лесоустроители при отнесении лесов к НОПЛ, в соответствии с новым документом является нахождение таких лесов в границах РХЗЗ.
— Что это меняет с принципиальной точки зрения?
— Такой подход в других условиях мог бы быть вполне жизнеспособным, так как он обеспечивает необходимую сбалансированность функций органов власти в сферах лесного и рыбного хозяйства и позволяет избежать дублирования полномочий и конфликта интересов. В предложенной логике каждый занимается своим делом: органы власти в области рыболовства определяют границы и режим территорий, которые нужны им для сохранения среды обитания ценных видов водных биологический ресурсов, а органы управления в области лесного хозяйства лишь фиксируют этот режим на уровне лесоустроительной документации.
Однако применение этого подхода прямо сейчас, когда еще нет готовой нормативной базы для создания РХЗЗ и опыта их практического создания, может привести к тому, что защитные леса вдоль нерестовых рек могут уничтожаться быстрее, чем будут вводиться новые формы их охраны. А создавать заповедные зоны уже после того, как леса пройдены сплошными рубками, будет поздно — ущерб нерестилищам уже будет нанесен.
— По какой причине в России пока нет установленных РХЗЗ?
— Главными являются причины правового характера: после принятия закона «О рыболовстве» много лет было потрачено на разработку подзаконных актов, устанавливающих порядок создания РХЗЗ. Когда, наконец, в 2018 году формирование нормативной базы для создания РХЗЗ было завершено, оказалось, что вошедшие в эти акты положения, абсолютно теоретические и не могут быть использованы на практике. Пока думали, как их изменить и поправить, были приняты поправки в закон «О рыболовстве», которые сегодня требуют полного обновления всех ранее принятых документов. Таким образом, процесс разработки нормативной базы вышел на новый круг. Мы с надеждой ждем, что к концу 2023 года ситуация поменяется, все нормативные документы будут приняты, и РХЗЗ начнут создаваться.
— В чем вы видите решение данной проблемы, какие действия предпринимает Всемирный фонд природы?
— Мы считаем, что наибольшую проблему сегодня составляет отсутствие времени на переход с одной системы отнесения лесов к НОПЛ на другую. Поэтому мы подготовили предложения по внесению изменений в ряд подзаконных актов Минприроды России и Минсельхоза России. Если эти рекомендации будут приняты, то это с одной стороны обеспечит время на переходные мероприятия, а с другой — даст возможность применения упрощенной процедуры создания РХЗЗ на территориях НОПЛ. Предложения озвучиваются нами на различных площадках и, в целом, мы получаем положительный отклик на них. Нельзя столь поспешно, на основе сугубо формального подхода пересматривать статус территорий, отнесенных к ценным лесам, ведь такие решения способны нанести непоправимый ущерб как экологической, так и продовольственной безопасности нашей страны.
Источник