Заполните таблицу «Растения семейства Розовоцветные»
название растения формула цветка тип плода
шиповник *Ч5Л5Т..П.. многоорешек
вишня
яблоня
малина
1)моногибридное
Кареглазый мужчина вступил в брак с голубоглазой женщиной. Определите, какой цвет глаз будет у их детей, если известно, что они гомозиготны? Ген кареглазости доминирует над голубоглазостью
А — карие глаза
а — голубые глаза
мать аа х отец АА
гаметы а А
Дети Аа — все потомство 100% кареглазое
2) дигибридное
Полидактилия (шестипалость) и близорукость передаются как доминантные признаки. Какова вероятность рождения детей без аномалий в семье, если оба родителя страдают обоими недостатками и при этом являются гетерозиготами по обоим признакам?
https://pp.userapi.com/c840735/v840735061/4aeef/LXwC8BjMQH4.jpg
Ответ: а — 1, б — 2, в — 2, г — 1, д — 2, е — 1
Ответ а относится к 1, поскольку хищники имеют хорошо развитые клыки, резцы и коренные зубы.
Ответ б относится к 2, потому что все парнокопытные имеют четырехкамерный желудок для полноценного усвоения растительной пищи
Ответ в относится к 2, так как все парнокопытные питаются растительностью, то есть — растительноядные.
Ответ г относится к 1, поскольку хищники питаются пищей растительного происхождения.
Ответ д относится к 2, поскольку у парнокопытных имеются копыта. Это можно понять даже по названию.
Ответ е относится к 1, поскольку убивая других животных, хищники регулируют численность их популяций.
Источник статьи: http://otvet.ws/questions/9283043-zapolnite-tablicu-rasteniya-semeistva-rozovocvetnye-nazvanie.html
Bio-Lessons
Образовательный сайт по биологии
Семейство Розоцветные
Семейство Розоцветные (Розовые) включают в себя более 3 тысяч видов.
Жизненные формы: деревья (черемуха, рябина, груша, яблоня, абрикос, вишня, персик и др.); кустарники (шиповник, роза, малина, ежевика и др.); многолетние травы (гравилат, лапчатка, манжетка, земляника и др.).
Стебель: прямостоячий, стелющийся. Ежевика, малина, шиповник, боярышник, роза имеют шипы.
Листья: У плодовых (яблоня, груша и др.) — простые. У клубники и земляники — тройчатые. У шиповника, малины, рябины, караганы — перистосложные; у лапчатки ползучей и др. — пальчатосложные.
Цветки: обоеполые и однополые с двойным околоцветником (рис.1).
Рис.1 Строение и диаграмма цветка розоцветных.
Формула цветка: Ч(5)Л5ТП
. Чашечка состоит из 5 чашелистиков, венчик — из 5 лепестков. Встречаются цветки и с четырьмя чашелистиками и лепестками (лапчатка прямостоячая) (рис.2).
Рис.2 Строение цветка лапчатки прямостоячей.
Тычинок в цветке много, они расположены в несколько кругов, различаются по длине. В цветках некоторых розоцветных только один пестик (вишня, слива, персик) или много (малина, земляника). Опыляются насекомыми, а семена распространяются птицами, животными и водой.
Плоды: яблоко (яблоня, груша, рябина); орешки и многоорешки (гравилат, лапчатка, шиповник); костянка (вишня, слива, черемуха); многокостянка (малина, ежевика)(рис.3).
Рис.3 Плоды розоцветных: 1-яблоко; 2-костянка; 3-многокостянка.
У земляники и клубники цветоложе разрастается в красное мясистое тело, утыканное мелкими сухими плодиками-орешками. Получается особый плод — земляничина (рис.4).
Рис.4 Земляничина (Многоорешек) с сухими плодиками-орешками.
У шиповника плоды — сухие, мелкие, беловатые орешки, а цветоложе образует сочный, красный ложный плод (рис.5).
Рис.5 Сухой плод шиповника.
Широко известны декоративные виды розоцветных, такие как роза, служащие для получения цветов на срезку для букетов, высадки в садах, парках, скверах, на улицах и площадях, для внутреннего украшения помещений.
Роза выведена из дикого шиповника. У цветка шиповника количество тычинок может доходить до 100. В результате селекции тычинки были преобразованы в лепестки. Так появились сорта современной махровой розы. В настоящее время созданы около 25 тыс. сортов роз. Из лепестков роз получают розовое масло, которое имеет приятный запах и является ценным компонентом парфюмерной продукции.
Биологический русско-английский глоссарий
Источник статьи: http://bio-lessons.ru/semejstvo-rozocvetnye/
Урок биологии по теме «Семейство Розоцветные»
Разделы: Биология
Цели:
- выявить признаки семейства Розоцветные, многообразие видов, основные культурные растения семейства и значение розоцветные в жизни человека;
- развитие интеллектуальных умений учащихся: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать; развитие гибкости, нестереотипности, оригинальности мышления.
- формирование ценностных ориентаций; привитие научных, гуманных взглядов на природу, правил экологической этики; воспитание гармоничных отношений учащихся с природой;
Формы организации познавательной деятельности ученика на уроке: работа в творческих группах, анализ схем, работа с учебным текстом, игровые ситуации.
Тип урока: комбинированный.
Педагогические технологии, используемые на уроке: личностно-ориентированного обучения, развивающего обучения.
Методические приемы, приводящие к активному усвоению знаний: создание ситуации успеха, эвристическая беседа, игровые ситуации, диалогические методы, .
Образовательная программа: Н.И. Сонин “Многообразие живых организмов”, 7 класс.
Прогнозируемый результат:
- ученик должен уметь
- назвать общие признаки растений семейства розоцветные, класса двудольные растения;
- привести примеры наиболее распространенных видов и сортов растений;
- характеризовать строение вегетативных и генеративных органов;
- обосновать влияние деятельности человека на многообразие видов розоцветных растений, последствия этой деятельности;
- распознать растения семейства розоцветные;
- сравнить различные представители данного семейства.
Дифференцированные задания на уроке:
- 1 группа – сочинить сказку на тему “Семейство розоцветные”,
- 2 группа – инсценировать сказку,
- 3 группа – рассказ о представителях семейства, дифференцированное домашнее задание.
Средства обучения: компьютер, таблицы.
Принципы организации познавательной деятельности на уроке:
- самодеятельность учащихся
- самоорганизация учащихся
- развитие личности
- формирование коллективизма
- принцип ролевого участия
- принцип психологического обеспечения
Этапы урока:
- организационный момент;
- этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению новых знаний;
- усвоение новых знаний;
- закрепление новых знаний;
- информация учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению новых знаний
На прошлых уроках мы с вами начали изучать представителей отдела Покрытосеменных.
Давайте повторим изученный материал.
Трое учащихся решают тесты на компьютере, остальные отвечают на вопросы составленные по типу телевизионной программы «Своя игра»
Далее повторяем систематическое положение отдела Покрытосеменные.
3. Усвоение новых знаний
Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним семейством, относящимся к классу Двудольных.
Необходимо сформулировать тему нашего сегодняшнего урока. Чтобы выполнить это задание, вы должны отгадать — о каких растениях говорится в загадках?
Зачитываю загадки, ребята отгадывают, проверяем на слайдах (Слайд 2-4, приложение 1)
Царицей цветов я зовусь,
На вид я прекрасна, нежна.
Но тронешь меня невзначай,
Почувствуешь, как я сильна.
(Роза)
Сижу на дереве,
Кругла, как шар,
Красна, как кровь,
Сладка, как мед.
(Вишня)
Растет в траве Аленка
В красной рубашонке.
Кто ни пройдет –
Всяк поклон отдает
(Земляника)
Подумайте, к какому семейству относятся эти растения? Правильно, к семейству розоцветные (Тема записывается на доске и в тетради. (Слайд 5, приложение 1))
Цель нашего урока — выявить признаки растений семейства розоцветные. Какие задачи мы должны поставить перед собой, чтобы добиться этой цели? Учащиеся самостоятельно формулируют задачи.
Характеризовать каждое семейство мы будем по плану:
- План — характеристика семейства представлен на инструктивном листе.
- Количество видов
- Представители
- Жизненные формы
- Строение вегетативных органов
- Строение генеративных органов
- Значение
Семейство розоцветные включает более 100 родов, около 3000 видов растений. Встречаются от субтропиков до Арктики, но большинство в умеренном и субтропическом поясе северного полушария. В основном они принимают участие в образовании 2 яруса и подлеска в лесах и кустарниковых зарослях. т.к. среди них мало естественных древесных форм. Представители этого семейства необыкновенно ценны для человека Плодоводство главным образом основано на представителях этого семейства. Многие представители отличаются необычайной декоративностью, их можно назвать основой для выведения сортов культурных декоративных деревьев и кустарников.
— Сейчас мы с вами попадем в сказочную страну, где растения могут с нами говорить.
Ребята разыгрывают сказку, во время которой открываем слайды 7-18.
Учитель: Алиса брела по странному парку зазеркалья. Вокруг было много растений. По каким то признакам напоминающим друг друга . Наконец она увидела розы.
— Как жаль, что цветы не умеют разговаривать — сказала Алиса.
— Разговаривать мы умеем и даже громче тебя, просто мы считаем, что не удобно начинать разговор первыми-ответила белая роза.
-Ой, помогите мне разобраться, какие растения растут вокруг –попросила Алиса.
-Это все представители семейства розоцветных
- вот: это — травянистые: земляника, гравилат, лапчатка
- это полукустарники: малина., ежевика
- это кустарники: калина, шиповник, вишня
- а это деревья: яблоня, груша, абрикос, слива
-Почему же они все розоцветные?-продолжала Алиса.
-Потому, что они имеют признаки одного семейства.
-У них корневая система стержневого типа — стебель прямостоячий или ползучий.
-Лист простой(цельный) или сложный(тройчатый или непарноперистый)
— Листорасположение — очередное или супротивное, часто с прилистниками.
— Но самое главное это цветок – обоеполый с двойным околоцветником, чашелистиков 5 (причем они разной формы, поэтому цветок ассиметричный), лепестков 5, но может быть и много, тычинок тоже5 или много, пестик 1,5 или много.
Опыляют их насекомые
- цветы могут быть одиночные или собраны в соцветия-кисть, щиток.
- а еще у них самые разные плоды: многоорешек, ягода, семянка, костянка или яблоко.
— Ой, спасибо вам розы, я так много интересного узнала.
Учитель: Алиса побежала по парку дальше,а розы замолчали.т.к.у них теперь не было собеседника.
Во время того, как показывается сказка, учащиеся в своих Инструктивных картах дают характеристику семейства.
Вы прослушали сказку, давайте проверим, как вы справились с заданием.
4. Закрепление новых знаний
Эвристическая беседа по материалу:
- Сколько видов входит в состав данного семейства.
- почему растения этого семейства образуют в лесу в основном 2 ярус?
- какие жизненные формы встречаются у представителей данного семейства?
- какие особенности есть в строении вегетативных органов?
- корня
- стебля
- листа( +листорасположение + жилкование)
- особенности генеративных органов
- цветок
- плод
- Растения этого семейства играют огромное значение в жизни человека. Давайте ознакомимся с некоторыми из них (Учащихся демонстрируют ранее подготовленные презентации – пищевые, лекарственные, дикорастущие Розоцветные (приложение 1))
По ходу презентации учащиеся выполняют задание в Инструктивной карте (приложение 2).
Подведение итогов урока, выставление оценок
5. Домашнее задание
Записи в тетради и Инструктивной карте.
Рефлексия по итогам урока
Нарисовать вазу, вырезать из самоклеящейся бумаги белые и красные розы-поставить розу в вазу (белая-понравилось, красная-нет)
Источник статьи: http://urok.1sept.ru/articles/620787
Разработка лабораторной работы на тему «Растения семейства Розоцветные»
Подойдёт и взрослым и детям
Лабораторная работа № 23 «Строение цветка и плода растений семейство Розоцветные»
Оборудование: гербарий, лупы
1. Рассмотрите цветок.
Какой околоцветник: простой или двойной?
Подсчитайте число чашелистиков.
Рассмотрите чашелистики, срастаются ли они между собой?
Как называется чашечка такого цветка?
Подсчитайте число лепестков. Рассмотрите венчик. Срастаются ли между собой лепестки? Как называется венчик такого цветка?
Подсчитайте число тычинок. Все ли тычинки одинаковы по размерам?
2. Рассмотрите строение плода, как называется такой плод
3. Выпишите номера признаков, которыми обладают представители Семейства Розоцветные.
1. Плод – ягода или яблоко
2. Соцветие — щиток
3. Чашечка цветка состоит из 5 свободных чашелистиков.
4. Венчик цветка состоит из 5 свободных лепестков.
6. Венчик цветка состоит из 4 свободных лепестков.
7. Соцветие – головка.
8. Цветок имеет много пестиков и много тычинок,
9. Плод – стручочек или стручок.
10. Цветок имеет 1 пестик и 10 тычинок.
4. Выпишите номера растений, относящихся к семейству розоцветные.
6. лапчатка ползучая
2. Земляника лесная
3. гравилат речной
8. Вишня обыкновенная
4. Горох посевной
9. Сурепка обыкновенная
5. шиповник коричный
5. Составьте таблицу “Растения семейства розоцветные” Земляника лесная,
лапчатка прямостоячая, манжетка обыкновенная, малина обыкновенная, шиповник коричный, яблоня лесная, яблоня маньчжурская, шиповник коричный
6. Перепишите предложения, вставив пропущенные слова.
У растений семейства розоцветных цветок имеет . околоцветник, чашечка состоит из . свободных чашелистиков, венчик состоит из . лепестков, тычинок . , пестик . Плод ………………… или …………….
7. Составьте таблицу, записав известные Вам растения семейства розоцветные:
Шиповник коричный, Яблоня домашняя, Малина обыкновенная,
Груша обыкновенная, Земляника лесная , Боярышник кроваво-красный
Слива домашняя, Вишня обыкновенная, Лавровишня лекарственная.
Задания лабораторной работы разработаны с учетом развития естественно-научной функциональной грамотности, с одним ответом только первое задание, второе с множественным выбором , третье на знание растений семейства Розоцветные, четвертое задание на знание классификации растений, пятое на знание формулы цветка, шестое на практическое использование растений.
Номер материала: ДБ-813714
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник статьи: http://infourok.ru/razrabotka-laboratornoy-raboti-na-temu-rasteniya-semeystva-rozocvetnie-2235653.html