ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ПО ЛАНДШАФТНОЙ ЭКОЛОГИИ
Тема 1. Ландшафт.
Цель: научится определять виды ландшафтов, границы ландшафта, компоненты ландшафта.
Оборудование: теодолит, планшет, лист бумаги, карандаш, ластик, ЖПС, термометр, барометр, психрометр, ботаническая папка, Экологический атлас Луганской области.
Вопросы для подготовки:
2. Понятие « ландшафт».
3. Типы ландшафтов.
4. Элементы ландшафта.
5. Понятие «урочище».
6. Понятие «фация».
7. Понятие «ландшафтная экология».
Ход занятия
1. На местности определить тип ландшафта.
2. Выделить в ландшафте фацию и нанести ее границы на карту.
3. Выявить в фации ландшафтообразующие компоненты. Заполнить таблицу.
Название ландшафтообразующего компонента | Чем представлены компоненты |
Геологическое строение | |
Рельеф | |
Климат | |
Почвы | |
Внутренние воды | |
Растения | |
Животные |
В графе геологическое строение назвать основные горные породы, выходящие на дневную поверхность.
В графе рельеф указать микро- и наноформы (последние указать, если присутствуют), крутизну склонов.
В графе климат указать тип климата, ср.t января, ср. t июля, годовое количество осадков, коэффициент увлажнения, преобладающие ветра, воздушные массы (данные взять с Экологического атласа Луганской области); указать параметры погоды на дату изучения ландшафта (температуру, направление ветра, осадки, облачность, относительную влажность воздуха).
В графе почвы указать тип почвы, структуру, механический состав, влажность, температуру, рН.
В графе растения указать названия растений, отношение их к экологическим группам, плотность растительного покрова.
В графе животные назвать представителей, присутствующие в момент исследования.
Основные понятия:
Ландшафт – природный географический комплекс, в котором все основные компоненты: рельеф, климат, воды, почвы, растительный и животный мир – находятся в сложном взаимодействии и взаимообусловленности, образуя единую неразрывную систему.
Естественный ландшафт –ландшафт, который лишь косвенно испытывает антропогенное воздействие.
Антропогенно-естественный ландшафт – вид ландшафта, в котором произошло изменение биоты под воздействием человека без изменения местоположения и структуры ландшафта.
Антропогенный ландшафт –создан в результате полного уничтожения не только естественной биоты, но и абиогенных геокомпонентов.
Урочище —система взаимосвязанных фаций, формирующихся в пределах одной мезаформы рельефа.
Фация –природно-территориальный комплекс, на протяжении которого сохраняются одинаковыми: литология поверхностных пород, характер рельефа и увлажнения, микроклимат, почвенные разности и биоценоз. Фация обычно занимает микроформу рельефа.
Ландшафтная экология – наука,изучающая экологическое состояние ландшафта независимо от его размеров.
Тема 2. Геотопологическое исследование окружающей среды.
Цель: научится выделять в ландшафте субъекты антропогенного воздействия и объекты воздействия окружающей среды.
Оборудование: планшет, лист бумаги, карандаш, ластик, ЖПС.
Вопросы для подготовки:
1.Основные методы экологических исследований ландшафта.
2.Принципы целостности, упрощения, формализации в ландшафтной экологии.
3.Субъекты антропогенного воздействия и объекты воздействия окружающей среды.
4.Понятие о местоположении.
5.Местоположение как критерий элементарного ландшафта.
6.Виды экспозиций и потоков вещества и энергии.
7.Изображение на картах ландшафтно-геоэкологических структур
Ход занятия
1.Определить основные субъекты антропогенного воздействия и объекты воздействия окружающей среды.
2. Определить местоположение основных субъектов антропогенного воздействия и объекты воздействия окружающей среды.
3. При помощи условных знаков нанести на карту основные субъекты антропогенного воздействия и объекты воздействия окружающей среды.
Основные понятия:
Принцип целостностив ландшафтной экологии позволяет всесторонне оценить реакцию каждого компонента ландшафта и геокомплекса в целом на антропогенное воздействие.
Принцип упрощения в ландшафтной экологии позволяет перейти от объекта изучения к его модели.
Принцип формализации в ландшафтной экологии позволяет точно фиксировать на карте ландшафтов все его компоненты.
Субъект антропогенного воздействия (САВ) – многочисленные образования, представляющие собой в совокупности все то, что создано и функционирует в соответствии с разумом и волей человека.
Объект антропогенного воздействия (ОАВ) – окружающая среда.
Практическая работа №3
Тема « Природные ландшафты Украины»
Цель: познакомится с разнообразием природных ландшафтов Украины и выявить степень их изменения в результате антропогенного воздействия.
Оборудование: Атлас Украины.
Вопросы для подготовки
1. Классификация ландшафтов.
2. Понятие «природный ландшафт».
3. Понятие «антропогенный ландшафт».
4. Восточноевропейские широколиственные ландшафты.
5. Суббореальные лесостепные (семигумидные) ландшафты.
6. Суббореальные степные (семиаридные ) ландшафты.
Ход занятия
1. По карте « Ландшафты» (48) выявить основные типы и подтипы ландшафтов Украины.
2. По карте «Природоиспользование» (51) выявить основные направления использования природных ландшафтов.
3. По карте «Радиационное загрязнение» (53) выявить степень радиационного загрязнения ландшафтов.
4. По карте « Загрязнение атмосферного воздуха» (53) выявить степень загрязнения атмосферного воздуха ландшафтов.
5. По карте «Загрязнение поверхностных вод» (54) выявить степень загрязнения поверхностных вод ландшафтов.
6. По карте «Загрязнение почв пестицидами» (54) выявить степень загрязнения почв ландшафтов пестицидами.
7. По карте «Загрязнение почв минеральными удобрениями» (55) выявить степень загрязнения почв ландшафтов минеральными удобрениями.
Название типа, подтипа ландшафта | Основные направления природо-пользования | Радиацио- нное заг- рязнение | Загрязне- ние атмо- сферы | Загрязне- ние почв пестици- дами | Загрязне- ние почв минераль- ными удоб- рениями | Загрязнение поверхност- ных вод |
1. | ||||||
2. |
Основные понятия:
Природный ландшафт –территория, не подверглась изменению в результате хозяйственной и иной деятельности и характеризуется сочетанием определенных типов местности, почв, растительности, сформированных в единых климатических условиях.
Антропогенный ландшафт –ландшафт, возникший в результате деятельности человека, путем изменения его природных компонентов и взаимосвязей между ними.
Сельскохозяйственный ландшафт – ландшафт,возникающий в процессе использования земель, растительный и почвенный покров которых претерпевает существенные изменения и в большей или меньшей степени находящийся под контролем человека.выявить механизм и пути миграции биогенных химических элементов и загрязняющих веществ в ландшафте.
Практическая работа №4
Тема «Экология агроландшафта»
Цель работы: сформировать навыки определения экологического состояния предложенного агроландшафта.
Оборудование: колбы, пробирки, лопата, вата, фильтровальная бумага, чашки Петри, термометр, психрометр, барометр.
Вопросы для самоподготовки.
1.История развития агроландшафтов.
2. Компоненты агроландшафтов.
4. Экологические последствия создания агроландшафтов.
Ход работы
1.Измерить температуру воздуха.
2. Измерить относительную влажность воздуха.
3. Измерить давление атмосферы.
4. Определить облачность.
5. Определить температуру почвы.
6. Определить влажность почвы.
7. Определить структуру почвы.
8. Определить механический состав почвы.
9. Определить рН почвы.
10. Определить содержание гумуса.
11. Определить тип почвы.
12. Выявить наличие в почве химических удобрений и ядохимикатов.
13. В агроландшафте выявить основные элементы биоценоза:
*сорняки, сопровождающие высаженные культуры;
*микроорганизмы ризосфер культурных растений и сорняков;
14. Дать описание стадии развития представителей биоценоза:
* указать фазу вегетации растений в момент исследования ландшафта;
*фазу развития беспозвоночных животных в момент исследования ландшафта.
Основные понятия.
Агроландшафт – ландшафт,возникающий в процессе использования земель, растительный и почвенный покров которых претерпевает существенные изменения и в большей или меньшей степени находящийся под контролем человека.
Химические мелиоранты изменяют структуру почвы. Гербициды используются для угнетения развития сорняков. Инсектициды используются для уничтожения насекомых. Нематоциды используются для уничтожения червей нематод. Фунгициды -антигрибковые вещества.
Дефолианты используются для удаления листьев.
Практическая работа №5
Тема «Экология промышленных ландшафтов»
Цель: выяснить экологическое состояние одного промышленного ландшафта.
Оборудование: пробирки, колбы, горелка, штатив, химические реактивы, индикаторная бумага, ТХ-Анализатор, вата.
Вопросы для самоподготовки:
1. Понятие «промышленный ландшафт».
2. Классификация промышленного ландшафта.
3. Экологические последствия создания промышленного ландшафта.
Ход работы
1. Определить местоположение промышленного ландшафта.
2. Определить тип промышленного ландшафта.
3. Выявить экологические последствия создания промышленного ландшафта:
— влияние на рельеф местности (сравнить с топографической картой);
-взять пробы почв, для определения в них присутствия тяжелых металлов;
— отобрать пробы воздуха на анализ;
— определить в пробах воздуха содержание СО2; SО2; NН3; О2; Н2, пыли.
4.По морфологическим признакам определить влияние предприятия на растительность.
Основные понятия.
Карьеры – выработанные в процессе открытых разработок месторождений полезных ископаемых пространства, характеризующиеся определенной площадью, глубиной, обводненностью, а также другими горномеханическими, геологическими и гидрологическими особенностями.
Отвал — положительная формы рельефа, которая состоит из неиспользованных покровных пород.
Террикон — положительная форма рельефа антропогенного происхождения, разновидность отвала. Террикон сложен пустой горной породой, выданной на гора при добыче каменного угля шахтным способом
Каменоломный бедленд – акультурный тип местности, возникающий на месте старых каменоломен.
Техногенный карст – подземные пустоты в карбонатных породах, образующиеся в пределах депрессионной зоны водозаборов, вблизи накопителей кислых стоков (хвостохранилищ), гидроотвалов.
Источник статьи: http://infopedia.su/3x30d8.html
Задание 2. Изучите агроландшафт (пшеничное поле), расположенный возле техникума. Опишите антропогенные изменения данного ландшафта, заполнив таблицу.
Тип агроландшафта | ………….. |
Вид антропогенного воздействия человека | Изменения, происходящие в природном ландшафте |
1) …………. | …………. |
2) …………. | …………. |
3) …………. и т.д. | …………. |
Задание 3. Сделайте вывод об изменениях первичного ландшафта при воздействии на него человека.
Сделайте вывод.
Практическое занятие 2
Тема: Описание жилища человека как искусственной экосистемы
Цель: Выяснить, является ли квартира экосистемой; что ее отличает от природной экосистемы; что входит в понятие «экологически чистое» жилище.
Мы часто и совершенно справедливо говорим о неблагополучии окружающей природной среды и считаем, что опасность исходит, прежде всего, от загрязненных воздуха, почвы, воды. Однако горожане значительную часть своего времени проводят в помещениях: квартирах, служебных помещениях и т.д.
Актуальным представляется исследование жилого помещения не только как укрытия от внешней среды, но как мощного фактора, воздействующего на человека и определяющего состояние его здоровья.
Основу экосистемы квартиры составляют три трофические группы живых организмов: продуценты, консументы и редуценты.
Продуцентами в жилище являются комнатные растения и растения аквариума, примерами которых могут послужить: Хлорофитумхохлатый (Chlorophytumcomosum), Драцена деремская (Dracaenaderemensis), Плектрантус кустарниковый (Plectranthusfruticosus), Алоэ вера (Aloevera), Хамедорея (Chamaedorea).
Продуценты оказывают большое влияние на здоровье человека. Например, Хлорофитум не только хорошо очищает комнатный воздух, но и ассимилирует вредные газы с феноменальной скоростью и очищает воздух лучше, чем некоторые технические устройства, а Драцена самый мощный зеленый фильтр, который может поглощать такие вещества, как ксилол, бензолформальдегид, трихорэлитен и обезвреживать их.
Все домашние питомцы – консументы. Кошки, собаки, морские свинки, пауки, змеи, влияют на экосистему жилища. Например, шерсть кошек может вызывать аллергическую реакцию, а сами они могут являться источником болезней, например токсоплазмоза.
Редуцентами в жилище являются сапрофитные клещи. Эти клещи питаются отмершими частичками кожи, волос и пуха, отшелушившимися частичками ногтей.
Все вышеперечисленные факторы являлись биотическими. В числе абиотических можно назвать: воздух, продукты неполного сгорания газа, вещества, выделяемые мебелью, книгами и одеждой, продукты табакокурения, бытовая химия и средства гигиены, соблюдение санитарных норм проживания, электромагнитное загрязнение и др.
Вывод: необходимо более внимательного относиться к экологии собственного жилища, так как на человека в нем оказывает влияние целый комплекс факторов Нужно следить за тем, чтобы жилище оставалось экологически нейтральным и безопасным для здоровья: следить за его чистотой, правильно ухаживать за своими домашними питомцами, минимизировать вредное влияние электроприборов и т.д.Квартира — не только укрытие от неблагоприятных условий окружающего мира, но и мощный фактор, воздействующий на человека и в значительной степени определяющий состояние его здоровья. На качество среды в жилище влияют:
— продукты неполного сгорания газа;
— вещества, возникающие в процессе приготовления пиши;
— вещества, выделяемые мебелью, книгами, одеждой и т. п.;
— бытовая химия и средства гигиены;
— соблюдение санитарных норм проживания (количество людей и домашних животных);
— электромагнитное загрязнение и др.
Концентрация загрязняющих веществ в квартирах в 2-5 раз выше, чем на улице города. Квартира как экосистема является гетеротрофной системой, похожей на город, но миниатюрный. Она существует за счет поступления энергии и ресурсов, так как главные ее обитатели – люди и животные, гетеротрофы.
Автотрофы в квартире – это комнатные растения (цветы в горшках, петрушка в ящиках на подоконнике или на лоджии, водные растения и микроорганизмы в аквариумах и т.п.). Растения в квартире улучшают эстетическую и гигиеническую картину: улучшают настроение, увлажняют атмосферу и выделяют в нее полезные вещества – фитонциды, убивающие микробов. Живут в домах и лекарственные растения – алоэ, каланхоэ, лук и подобные им. Лучший очиститель воздуха в квартире – хлорофитум, а борец с микробами – герань.
1. Дайте экологическую характеристику своего места жительства (название населенного пункта, местонахождение, характеристика почвы, наличие вблизи автомобильных дорог, предприятий, зеленой зоны, характеристика двора, тип здания, наличие водоемов, характер водоснабжения.
2.Схематично изобразить квартиру и внести в нее следующие параметры:
а.) виды энергии, поступающие в квартиру извне;
б.) какие продуценты, консументы и редуценты участвуют в образовании экосистемы квартиры, привести примеры и указать роль представителей каждой группы, какие связи между ними существуют;
в.) определить виды отходов в своей квартире.
3. Составить схему «Источники загрязнения среды в жилище», указать на ней загрязняющие вещества, установить, как эти вещества воздействуют на человека, как снизить их влияние в квартире.
1.Что такое «канцерогены», и какие канцерогены могут быть в квартире?
2. Какие факторы влияют на здоровье человека и как снизить их негативное воздействие?
3.Какое влияние на организм человека оказываю гепатогенные зоны?
Форма отчета для практической работы № 2
1.Номер практической работы
2.Наименование практической работы
4.Характеристика своего места жительства, изобразить схему квартиры, схему источников загрязнения среды в жилище
Список использованных источников
1.Гальперин М.В. Общая экология: Учебник. Гриф МО РФ. Инфра-М, Форум, 2015.
2.Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Экология (базовый уровень). 10— 11 классы. — М., 2014.
Источник статьи: http://studopedia.ru/24_12790_zadanie—izuchite-agrolandshaft-pshenichnoe-pole-raspolozhenniy-vozle-tehnikuma-opishite-antropogennie-izmeneniya-dannogo-landshafta-zapolniv-tablitsu.html