Заключение комиссии логопедического сада

Заключение ПМПК и его последствия

Ребенок посещает речевую группу в саду комбинированного типа. Попали туда после 1-й психолого-медико-педагогической комиссии, где в заключении было написано — рекомендована адаптированная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи. Через год — повторное ПМПК, где рекомендовано адаптированная программа для детей с задержкой психического развития и детей с тяжелыми нарушениями речи. После этого заключения комиссии в саду, который посещает ребенок, сообщили, что мы вас исключим, как только закончится учебный год, за несоответствие учебному плану, так как индивидуально прописать учебный план именно для вас нет возможности, поскольку группа именно речевая (логопедическая), а не комбинированная. В саду есть дефектолог и логопед. В управлении образования сказали договариваться с заведующей о написании индивидуального учебного плана, но она отказывается, ссылаясь на заключение ПМПК. Но ведь заключение имеет рекомендативный характер? Есть ли закон, защищающий права ребенка, чтобы он продолжил обучение в данном саду?

На основании п. 7 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) одним из принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования является обеспечение свободы выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, а также предоставление права выбора форм получения образования.

В силу п. 1 ч. 3 ст. 44 Закона об образовании родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, а также организации, осуществляющие образовательную деятельность.

На основании ч. 2 и 4 ст. 63 Закона об образовании общее образование, в том числе начальное, может быть получено как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне их. Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме. Вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, образование и обучение предусмотрено в семейной форме и в форме самообразования. Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной основной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося с учетом мнения ребенка. При этом в целях получения образования и обучения допускается сочетание различных форм получения образования и обучения (ст. 17 Закона об образовании).

В связи с изложенным самостоятельный выбор формы получения общего образования является законным правом обучающегося и его родителей (законных представителей).

Обучение по индивидуальному учебному плану осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации (п. 5 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Миобрнауки России от 30.08.2013 N 1015).

Читайте также:  Волк своими руками сад

Что касается юридической силы заключения психолого-медико-педагогической комиссии, то согласно п. 23 Положения о психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденного приказом Минобрнауки России от 20.09.2013 № 1082, заключение комиссии носит для родителей (законных представителей) детей рекомендательный характер. В то же время представленное родителями (законными представителями) детей заключение комиссии является основанием для создания образовательными организациями рекомендованных в заключении условий для обучения и воспитания детей.

Таким образом, исходя из рассматриваемой ситуации можно сделать вывод о том, что каких-либо препятствий для получения дошкольного образования по индивидуальному плану не имеется, а для реализации права на выбор формы получения образования родителям (законным представителям) обучающегося необходимо обратиться с заявлением в соответствующую образовательную организацию с целью оформления и закрепления локальным актом избранной ими формы получения образования в отношении конкретного обучающегося.

С целью защиты права на выбор формы получения образования в рассматриваемой ситуации возможно обращение в органы управления образованием соответствующей территории (муниципального образования), к руководителю образовательной организации, а также в органы прокуратуры или в суд.

Источник

Как попасть в логопедический сад: пошаговая инструкция по зачислению

Ваш юридический помощник

Образование

Число детей с речевыми нарушениями, которым нужна помощь логопеда, ежегодно растет. По статистике до 60% детей приходят в первый класс с теми или иными нарушениями речи, а еще совсем недавно их было в 2-3 меньше — 25-30%.

О причинах такого положения регулярно спорят эксперты, но большинство специалистов отмечают – чем раньше начать коррекцию, тем больше шансов решить проблему к школе.

Попасть в логопедическую группу или специализированный детский сад – непросто, так как желающих много, но вполне реально. Рассказываем, какие этапы нужно пройти, чтобы попасть в логопедический детский сад.

Кто может попасть в логопедический детский сад и на каких условиях

Зачисление детей в детские сады происходит в соответствии с приказом Минпросвещения от 15 мая 2020 г. №236 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования». Но если ребенку нужна специализированная программа в детском саду и логопедическая поддержка, то процедура зачисления будет сложнее, чем в стандартном случае.

Для кого организованы логогруппы. В логопедические детские сады берут не по желанию, а при наличии показаний:

  • ОНР (общее недоразвитие речи);
  • ЗРР (задержка речевого развития);
  • фонетико-фонетические нарушения;
  • заикание.

Часто логопедические проблемы сопровождаются неврологическими (ЗПРР и пр.).

В каком возрасте. Обычно логопедические проблемы диагностируют в возрасте 4-5 лет. Дети могут изначально посещать обычный детский сад с 2-3 лет, а затем перевестись — в логопедический.

Преимущества посещения логопедического детского сада. Посещение ребенком логопедического детского сада имеет ряд преимуществ:

  1. Максимальная численность воспитанников не превышает 15 человек, что гарантирует индивидуальный подход к каждому ребенку.
  2. Дети из логопедических садов уходят в школу более подготовленными. В логосадах не только учат правильному произношению, но и работают над расширением словарного запаса, занимаются развитием фонематического восприятия, обучают связанности речи и азам грамотности.
  3. В некоторых регионах посещение логопедических групп – бесплатное для родителей (например, в Санкт-Петербурге). К тому же с детьми в логосаду работает комплекс специалистов – логопеды, дефектологи, психологи. Если заниматься с ними за свой счет, нагрузка на семейный бюджет получается существенная.
Читайте также:  Дачные идеи для дачи и сада

Как понять, что ребенок нуждается в логосаде. Заключение о том, что ребенок нуждается в логопедической группе, может выдать только психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). Родители не смогут записать ребенка в логогруппу муниципального сада только потому, что им кажется, что ребенок нечетко разговаривает или они считают, что здесь им гарантируют более высокий уровень подготовки. К такому выводу могут прийти только специалисты после очного обследования ребенка.

Кто может быть инициатором перехода в логопедический сад. Инициатива о переводе ребенка в логопедический детский сад может исходить как от родителей, так и от воспитателей ребенка в детском саду, логопеда или невролога из поликлиники. Работники детского сада и врачи могут только порекомендовать пройти ПМПК с учетом отмечаемых ими речевых нарушений, но окончательное решение остается за родителями.

Родители также могут самостоятельно обратиться в комиссию, если полагают, что их ребенок нуждается в специализированном обучении.

Порядок получения места в логопедическом саду

Для получения места в детском саду или группе логопедической направленности нужно пройти следующие этапы:

Этап 1. Сбор документов

Подготовить документы для прохождения психолого-медико-педагогической комиссии (ТПМПК), включая:

  • свидетельство о рождении;
  • характеристику ребенка из детского сада, который он посещает — необязательно, если ребенок еще не посещает ДОУ, документ не нужен;
  • карту комплексного обследования ребенка с печатью поликлиники (документ может иметь другое название – например, выписка из истории развития, медицинское заключение, обходной лист);
  • справка об инвалидности (если есть).

Точный перечень документом можно узнать в территориальной комиссии по месту жительства, он может варьироваться по регионам.

Этап 2. Прохождение комплексного медицинского обследования

На подготовительном этапе ребенка должны осмотреть и внести результаты обследования в карту (расширенную выписку) следующие специалисты:

  • педиатр;
  • хирург;
  • невролог;
  • ортопед;
  • лор (сурдолог – по назначению);
  • психиатр (для детей старше 3 лет);
  • офтальмолог.

Пройти врачей можно в поликлинике по месту прикрепления или в частном медицинском центре (за исключением психиатра – его проходят только в государственных клиниках).

Педиатр может внести результаты обследования тех специалистов, которых ребенок посещал в текущем году. Это позволяет сократить время на прохождение осмотра.

Запись невролога должна свидетельствовать, что у ребенка есть проблемы с речевым развитием и содержать конкретный диагноз по МКБ. Например, дизартрия, алалия, логоневроз и пр.

Читайте также:  Дача сад дом усадьба

Этап 3. Запись ребенка на территориальную ПМПК.

Записаться может только родитель или законный представитель ребенка при условии предъявления полного комплекта документов. Обычно запись происходит при личной явке, но в некоторых регионах доступна электронная запись на ПМПК.

Этап 4. Прохождение комиссии ПМПК

В назначенный день родители приходят с ребенком на комиссию. При себе нужно иметь паспорт, полис ОМС и свидетельство о рождении. Также родители стандартно заполняют:

  • заявление о проведении обследования в ПМПК;
  • заявление на прохождение комиссии;
  • согласие на обработку персональных данных.

Иногда ребенка просят принести с собой результаты его самостоятельного творчества (поделки, рисунки и пр.).

Обычно комиссия состоит из следующих специалистов:

  • логопеда (иногда – дефектолога);
  • педиатра;
  • детского психолога;
  • психоневролога или психиатра.

Основной задачей комиссии является определение речевых нарушений, рекомендация оптимальной образовательной программы и ее продолжительности. Процесс обследования ребенка стандартно занимает 15-30 минут.

В рамках прохождения комиссии родители могут:

  • присутствовать на обследовании и обсуждении результатов;
  • высказывать свою позицию по рекомендациям организации обучения и воспитания детей;
  • получать консультации специалистов по вопросам обследований, имеющихся правах ребенка и родителя;
  • обжаловать результаты обследования, с которыми они не согласны.

По результатам родителям выдадут копию заключения ПМПК под личную подпись. В нем будет сказано, на сколько лет выдано заключение – обычно это 1-2 года, сделаны выводы, нужна ли ребенку логопедическая группа, коррекционные занятия с логопедом, наблюдение невролога и пр.

Этап 5. Подача заявления на зачисление в логопедическую группу

Заявление на зачисление или перевод в логосад можно передать через портал госуслуги или МФЦ. В Москве встать в очередь в детский сад можно на официальном сайте мэра Москвы, в Санкт-Петербурге – на региональном портале госуслуг.

В заявлении можно указать до 3 детских садов, первый из списка будет считаться приоритетным. К нему нужно приложить подтверждающие документы (при подаче через госуслуги их нужно сфотографировать или отсканировать):

  • паспорт родителя;
  • свидетельство о рождении;
  • копию заключения ТПМПК;
  • свидетельство о регистрации по месту жительства;
  • документ, подтверждающий льготу (если есть).

После получения заявления ребенка поставят в очередь на зачисление в детский сад. В лучшем случае ребенку дадут детский сад в том же учебном году. Но если мест недостаточно, придется ждать год или даже несколько лет.

Этап 6. Получить направление в детский сад и подписать договор

Когда подойдет очередь ребенка, ему предоставят место в логопедической группе. Сообщение об этом придет на электронную почту или родителям позвонят из детского сада и пригласят для подписания договора.

Когда все этапы пройдены, ребенок может начать посещение логопедического детского сада.

Источник

Оцените статью