Задания_про_ягоды_для_дошкольников

Беседа про ягоды для детей 5-8 лет
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Дорогие ребята! Сегодня мы отправимся в путешествие по лесам и садам и поговорим об удивительных лакомствах — ягодах.

Что такое ягоды? Кто знает?

Ягода — небольшой сочный плод кустарников, мелких кустарничков и травянистых растений, растущих в лесах и садах.

Верно! Брусника, голубика, земляника, калина, клюква, крыжовник, малина, смородина, черника — это ягоды. В зависимости от места произрастания их называют лесными или садовыми.

К лесным ягодам относятся те, которые растут в лесах, на лесных опушках и болотных кочках. К ним относятся брусника, голубика, калина, клюква, черника.

Садовые ягоды — те, которые созревают на кустарниках и кустиках в саду. Например, клубника, крыжовник, малина, смородина.

Некоторые ягоды встречаются и в лесу, и в саду. Постарайтесь припомнить их.

Правильно! Малина бывает и садовой и дикой. Садовая малина крупнее, слаще, а дикая хотя и помельче, но зато витаминов в ней больше.

Смородина и земляника тоже бывают садовыми и лесными.

Когда в садах и лесах созревают ягоды, у ягодников много забот! «В ягодный год — дел невпроворот!» — говорится в народе.

Ягоды нужно собрать, перебрать, промыть и тут же сварить варенье, джем или компот, приготовить мусс, желе или сок.

Залесными ягодами ягодники отправляются с корзинками, туесками*, лукошками и ведрами в лес.

Самой первой наливается соком, становится душистой и сладкой «царица ягод» земляника.

«Первую ягодку кладут в рот, а вторую в кузовок», — примечают люди. На вырубках, возле еловых и сосновых пней, на солнечных косогорах, опушках, полянах зажигаются алые огоньки земляники. Манит, зовет земляника ребятишек в лес!

Прогулка в лес

Пахнет мхами, пахнет хвоей,

Чуть позже поспевает малина, следом за ней — черника. «Когда черника созревает — озимых хлеб к жатве готов», — примечали крестьяне в старину.

Зреет черника под песни комариные. В самом деле, когда поспевает эта ягода — лето в зените. Дни долгие, теплые, солнечные, омытые сверкающими звонкими ливнями. Комарам и мошкам — приволье! «Много мошек — готовь для ягод лукошко», — гласит народная примета.

4 августа называют днем Марии Ягодницы. В это время в лесах собирают чернику и голубику.

В августе созревает и брусника на травяных кочках высохших болот. Когда алым соком нальется эта кисло-сладкая целебная ягода — то и овес в поле созрел. Это тоже народная примета.

В конце августа — начале сентября поспевают в лесах гроздья калины, а на болотах краснеют клюквенные россыпи.

Лакомства из ягод очень любят дети, ведь недаром говорится: «У кого детки, у того и ягодки». В лесных ягодах содержится много полезных веществ: и витамины, и фруктовый сахар.

Читайте также:  Чем_собирать_бруснику_приспособления

Любят лакомиться лесными ягодами звери: и косолапый мишка, и красавец-лось, и бурундук — полосатая спинка, и лесная мышь. Птицы — снегири, свиристели и прочие — клюют в осенних лесах ягоды рябины и калины. От инея калина становится не только ярче, но и слаще!

Перед отлетом в теплые края за синие моря длинноногие журавли бродят между болотными кочками, лакомятся клюквой. Не хотят родное болото покидать, пока клюквы-ягоды не попробуют. Потому и зовется она «журавлиной ягодой».

Чтобы собрать хороший урожай ароматных и сочных ягод, садоводу приходится немало потрудиться.

Еще зимой приходится начинать заботиться о будущем урожае. В сильные морозы, если снега выпало немного, его нужно подгребать к кустарникам, чтобы защитить их корни от вымерзания. После обильного снегопада, снег нужно стряхивать с ветвей, особенно если он тяжелый и влажный.

Ранней весной в саду развешивают домики для птиц — скворечники и дуплянки, ведь садоводы знают, что пернатые друзья, уничтожая вредных гусениц, мошек и жуков, помогают им собрать хороший урожай ягод.

Каких еще помощников садовода вы знаете?

Верно! Это ежи, любители слизней и гусениц, жабы, лягушки и маленькие ловкие жуки-жужелицы, поедающие толстых зеленых гусениц-огневок, которые портят ягоды крыжовника и смородины.

Для ежей садоводы даже ставят под кустами блюдечко с молоком.

Приходи-ка, ежик, в сад

Для жужелиц насыпают немного древесных опилок, смешанных с землей. Там они строят норку и выводят малышей, а потом всей дружной семьей поедают вредных жуков и их личинок.

Для лягушек и жаб жарким и засушливым летом выкапывают в земле неглубокую яму и ставят в нее корытце с водой. Ведь жабы и лягушки очень любят влагу! Жабы охотятся ночью, а лягушки — и ночью и днем, уничтожая гусениц, слизней, многоножек, личинок вредных бабочек и жуков.

Квакушка — помощница садовода

Некоторые растения тоже помогают садоводу собрать хороший урожай. В ягодниках между плодовыми кустарниками садоводы разбивают клумбы и грядки, на которых пышно цветут нарядные золотисто-оранжевые и пурпурные бархатцы, душистый табак, крупные садовые ромашки или яркие ноготки.

Эти цветы выделяют фитонциды — особые защитные вещества, убивающие микробов. Сильный, терпкий аромат ноготков очень не любят садовые вредители и улетают из сада подобру-поздорову.

Весной и летом опытные садоводы опрыскивают ягодники настоем растений, запах которых отгоняет вредных насекомых: бабочек-огневок и стеклянниц, листоверток, тлей, паутинных клещей и плодожорок. Эти вредители грызут корни кустарников, поедают их листья, портят цветы и ягоды.

Настои горькой полыни, пижмы, тысячелистника, календулы, чеснока и луковой шелухи — прекрасное средство, помогающее сберечь урожай ягод.

Осенью, когда ягоды собраны, у садовода появляются новые заботы. Нужно обрезать засохшие ветки и сжечь их вместе с опавшей листвой. Землю в саду перекапывают крупными пластами, не разбивая их граблями или тяпкой, чтобы почва промерзла и погибли зарывшиеся в нее на зимовку вредные насекомые.

Ответьте на вопросы

• Какие плоды называют ягодами?

• Какие ягоды созревают в саду?

• Какие ягоды люди собирают в лесу? На болоте?

Читайте также:  Пирог_летний_с_брусникой

• Какие ягоды можно встретить и в саду и в лесу?

• Какая ягода самой первой созревает в лесу?

• Какие народные приметы связаны с созревающими лесными ягодами?

• Какие полезные вещества есть в ягодах?

• Какие звери и птицы любят лакомиться ягодами?

• Почему клюкву называют журавлиной ягодой?

• Как надо ухаживать за ягодными кустарниками в саду?

• Какие помощники есть у садоводов?

Источник

Домашнее задание «Ягоды»
материал (старшая, подготовительная группа) на тему

Лексический материал: малина, клубника, вишня, ежевика, калина, брусника, красная, белая и черная смородина, клюква, крыжовник. Рябина, облепиха, арбуз, ягоды.

— рассмотреть с ребенком ягоды (натуральные или картинки);

— объяснить, что все это можно назвать одним словом «ягоды»;

— обратить внимание на следующие признаки ягод: цвет, форму, размер, вкус;

— по возможности рассказать и показать ребенку, где и как растут ягоды, что из них готовят (варенье, джем, компот, сок и т.д.);

Пальчики обеих рук «здороваются», начиная с больших

Обе руки «идут» указательными и средними пальцами по столу.

Загибают пальчики, начиная с большого.

Развитие зрительной и слуховой памяти

(по картинкам, от 3-4, на слух)

Смородина, черника, голубика;

(Родитель называет ягоды, а ребенок должен разложить картинки в той же последовательности)

Образование относительных прилагательных

Компот из клубники — клубничный,

Варенье из смородины — смородиновое,

Джем из брусники — брусничный.

Калина, клюква, смородина, банан.

Мухомор, рябина, малина, крыжовник.

Брусника, ягоды, черника, ежевика.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Домашнее задание «Овощи-фрукты-ягоды»

Рекомендации для родителей по закреплению лексического материала по теме «Овощи-фрукты-ягоды».

Домашнее задание для закрепления лексико- грамматических категорий » Ягоды.»

Дифференциация садовых и дикорастущих ягод.

Домашнее задание по лексической теме «Лес.Грибы и лесные ягоды».

Домашнее задание по лексической теме «Лес.Грибы и лесные ягоды».

Домашнее задание по теме: «Лес. Грибы. Ягоды»

В данной работе представленны задания для родителей по развитию лексико-грамматических представлений по теме: «Лес. Грибы. Ягоды.» для детей 5-6 лет с ТНР.

Домашнее задание по лексической теме: «Лес. Грибы. Ягоды.»

Домашнее задание по лексической теме «Лес. Грибы. Ягоды».Отгадай загадки:Вот стоит кто- то важныйНа беленькой ножкеОн в шапочке краснойНа шапке горошки (гриб мухомор) Что за бусинка в.

Домашнее задание по теме «Грибы. Ягоды»

Рекомендации для родителей.

Домашнее задание по лексической теме «Ягода»

Домашнее задание по лексической теме.

Источник

Речевые дидактические игры по лексической теме «Ягоды»
картотека по логопедии (старшая группа)

Цель : образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Ход. Взрослый называет какую-нибудь ягоду и бросает мяч каждому ребенку по очереди. Он называет её ласково и возвращает мяч взрослому ( малина – …малинка, клубника -…клубничка, рябина -…рябинка, клюква -…клюковка, смородина – …смородинка, ежевика –…. ежевичка, брусника – …брусничка, земляника – …земляничка, черника – ….черничка, куст -….кустик, корень — …корешок, лист -…листочек, ягода -…ягодка).

«Подбери слово-действие» или «Закончи предложение»

Цель: активизировать глагольный словарь

Оборудование: сюжетная картинка лесной поляны с ягодами, фишки.

Ход. Педагог предлагает закончить предложение и за каждый правильный ответ выдаёт по фишке. Выигрывает тот, кто больше всех назвал действий.

Читайте также:  Какими_свойствами_обладает_малиновое_варенье

На ветке ягоды — …. (поспели, висят, растут. )

С ветки ягоды — … (сорвали, упали, собрали…)

Дети в лесу ягоды — (искали, нашли, увидели, собирали…)

На солнце ягоды — (поспели, покраснели, созрели, налились…)

Цель: образовывать прилагательные от существительных

Оборудование: картинки с изображением ягод и цветных банок (красная, желтая, оранжевая, фиолетовый)

Ход. Педагог предлагает сварить ягодное варенье, разложив ягоды по соответствующим банкам и назвать какое варенье получилось.

Варенье из малины -….. малиновое, земляники -….земляничное, клубники – ….клубничное, брусники — ….брусничное, черники -…черничное, смородины -….смородиновое, рябины -…рябиновое, клюквы -…клюквенное, вишни — ….вишнёвое, ежевики -…ежевичное.

«В лесу ( в саду) много ягод»

Цель: образовывать множественное число имен существительных в родительном падеже

Оборудование: корзинка с муляжами ягод

Ход. Педагог раскладывает на столе ягоды и предлагает детям по очереди собрать их в корзинку и закончить фразу:

Я набрал в лесу много малины; ….много черники; …много брусники; …много голубики; …много клюквы; ..много морошки.

Я собрал в саду много клубники; много крыжовника; …много смородины; …много ежевики.

Цель: активизировать словарь по теме, посредством прилагательных.

Ход. Дети сидят по кругу и передают по очереди друг другу ягоду и каждый называет по одному признаку. Например: Малина (какая?) – вкусная, сладкая, спелая, ароматная, душистая, крупная, мелкая, лесная, садовая, полезная…

Цель: образовывать родственные слова

Оборудование: сюжетная картинка лесной поляны с ягодами и сада, фишки.

Ход. Педагог предлагает придумать новые слова по образцу: малина – малиновый, малиновка, малинка, малинки. За каждый правильно придуманное слово выдаёт по фишке. Выигрывает тот, кто больше всех назвал слов.

Ягода – ягодка, ягоды, ягодки, ягодник, ягодный и т.д..

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕчевые дидактические игры на лексическую тему «Семья»

ЦЕЛЬ: развитие связной речи, совершенствование грамматического строя речи, уточнение и расширение словаря по теме «Семья», развитие творческого воображения.Практическое образов.

Речевые дидактические игры по лексической теме «Осень»

Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию.

Речевые дидактические игры по лексической теме «Овощи»

Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию.

Речевые дидактические игры по лексической теме «Фрукты»

Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию.

Речевые дидактические игры по лексической теме «Весна»

Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию.

Речевые дидактические игры по лексической теме «Грибы»

Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию.

Речевые дидактические игры по лексической теме «Деревья»

Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию.

Источник

Оцените статью