Объединение детских садов и школ. История вопроса
Объединение детских садов и школ было затеяно правительством Москвы в прошлом, 2012 году. Тогда, согласно данным, размещенным на портале столичного Департамента образования, было подано более 2 тысяч заявок от образовательных учреждений на создание 639 комплексов. Свыше 500 заявок было отклонено.
В нынешнем, 2013 году, курс на интеграцию дошкольной и общеобразовательной программы продолжается.
Что из себя представляет образовательный комплекс? Каких-либо четких правил, регламентирующих количество учреждений, входящих в него, нет. Существует разве что деление по районам. Образовательные учреждения должны находиться в одном микрорайоне, неподалеку друг от друга. В результате количество воспитанников, обучающихся в комплексе, может доходить до 2 и более тысяч человек.
Отсутствие жестких требований, которые бы законодательно поддерживали объединение детских садов и школ, легко объяснимо – многие до сих пор не понимают суть великой затеи, начинавшейся с эксперимента и продолжившейся в качестве повального создания комплексов. Более того, о слиянии нет ни слова в программе «Столичное образование», выделяющей приоритетные направления развития в системе образования г. Москвы вплоть до 2016 года.
Какие проблемы решает объединение детских садов и школ?
Во-первых, это экономия бюджетных средств за счет сокращения кадров.
Во-вторых, это возможность слабые учреждения, расположенные, как правило, в спальных районах и в которые шел постоянный недобор, подтянуть по качеству образовательных услуг за счет более сильного «соседа» в комплексе.
В третьих, «создается единый педагогический коллектив, у родителей пропадает проблема, как им из детсада перебраться в школу». (из интервью главы департамента образования Москвы Исаака Калины газете «Мир новостей», август 2013 года)
В четвертых, это дополнительная экономия места в детском саду и школе. Для примера, «в одной школе есть кабинет физики и кабинет химии. А в большой школе можно сделать целый естественнонаучный профиль. Сейчас же школу в городе построить невозможно, земли свободной нет. У нас были школы, где училось 250-300 детей. И это при системе, когда деньги идут за ребенком. Кроме того, у большой школы больше возможностей привлекать лучших учителей» (из интервью замглавы департамента образования Москвы Вениамина Каганова газете «Мир новостей, ноябрь 2012 года).
Как все начиналось…
В апреле 2011 года Департаментом образования был запущен «Пилотный проект модернизации столичного образования», в котором приняли участие 125 школ. Главная цель, как мы писали ранее – сделать последних если не первыми, то хотя бы достойными. Осенью того же года к проекту подключились еще несколько сотен школ.
Школы-пионеры первыми испытали на себе премудрости новой системы финансирования, по которой благосостояние учреждения напрямую стало зависеть от количества учеников (120 тысяч рублей на одного воспитанника в год), а выплата зарплат начала осуществляться по НСОТ, где место «лужковских надбавок» заняли стимулирующие выплаты.
На момент 1 сентября 2011 года не смогли укомплектовать первыми классами не менее 10% образовательных учреждений, тогда же было решено их присоединить к более успешным «коллегам».
Все выглядит довольно логично на фоне желания родителей отдать детей в престижные детсады и школы и дать детям качественное образование. Напрашивается единственный вопрос: почему при реализации пилотного проекта и его завершения, объединение детских садов и школ стало обязательным во всем городе? И хотя в департаменте подчеркивают, что инициатива всегда исходит от самих образовательных учреждений, на деле получается не совсем так. Детские сады и школы вынуждены объединяться, чтобы не остаться слабыми игроками на рынке образовательных услуг. Правда, есть исключения, как химический лицей №1303 или школа-интернат «Интеллектуал», в которые дети едут учиться со всех концов Москвы.
При этом, возникают нередко конфликтные ситуации, когда единство образовательной программы не соблюдается. Так, английскую спецшколу могут объединить с китайской и еще парой обычных районных, или же к обычным школам и детским садам присоединяют коррекционные учреждения. При утрате статуса коррекционное учреждения соответственно увольняют профильных специалистов, таких как дефектологов, психологов, логопедов и родители вынуждены обращаться за услугами в поликлинику или медико-социальные центры.
При этом, как утверждают в департаменте образования, цель — «поднимать уровень всех школ в Москве». Результаты масштабного эксперимента мы увидим еще нескоро, когда дети отправятся в ВУЗ.
Автор – Даниленко Мария.
Источник
Объединение школ и детских садов — основные плюсы и минусы
В последние годы идёт активный процесс реорганизации в образовании. По словам властей, это способствует экономии бюджета, а также позволяет поддерживать преемственность обучения и воспитания детей. Большинство работников не знают, чего ожидать от объединения разных образовательных учреждений.
Реорганизация: что это?
Реорганизация образования предполагает сокращение количества образовательных учреждений за счет их объединения. Таким образом, могут быть объединены разные образовательные организации: школы, детские сады, а также школы с детскими садами. Наибольшее количество вопросов вызывает объединение дошкольных и школьных учреждений.
При таком объединении образуется так называемый «Образовательный комплекс». Директором его становится школьный директор. Заведующая детским садом «сокращается» или уходит на место заместителя. Кроме того, происходит сокращение повторяющихся должностей: методиста, бухгалтера, некоторых педагогов.
Одна из главных целей создания образовательных комплексов – увеличение бюджетного финансирования на одну образовательную организацию. Ещё одна цель – обеспечение более эффективного обучения за счет сотрудничества учреждений, специализирующихся на детях разных возрастов.
Положительные стороны образовательного комплекса
Несмотря на скептическое отношения к реорганизации учителей и населения, объединение школ и детских садов имеет ряд своих преимуществ.
- Увеличение количества финансовых средств, выделяемых на учреждение: чем больше обучающихся, тем больше предоставляется денег. За счет этого может повышаться качество образовательной среды: игрушки, литература, оснащение кабинетов и групп и прочее.
- Преемственность образования дошкольника и школьника. В подготовительных группах и в школе можно установить единые требования к ребятам, а также в течение года постепенно знакомить их со школьной жизнью, показывать небольшие её «кусочки», чтоб заинтересовать и мотивировать будущих первоклассников. Кроме того, можно создать преемственную образовательную программу для сада и школы, благодаря чему детям будет легче адаптироваться к первому году школьного обучения.
- Первоклассникам не придётся проходить период адаптации к новому коллективу: они имеют возможность отправиться в школу в составе своей группы.
- Взаимодействие между педагогами также положительно скажется на процессе образования: они смогут в режиме заседаний обсуждать планы, методы, формы, средства обучения, а также делится индивидуальным опытом работы с теми или иными воспитанниками и обучающимися.
- Более тесное взаимодействие с родителями: они смогут получать более чёткую и понятную информацию о переходе ребенка с одной ступени образования на другую.
- Дополнение необходимыми специалистами: например, детский сад не мог позволить себе сенсорную комнату, а при соединении со школой, и детсадовские дети могут ее посещать.
- Объединение ресурсов: например, школьная библиотека становится доступной для дошкольников, а бассейн, принадлежавший детскому саду – для начальной школы, которая раньше его не имела.
- Школьники могут получать интересный опыт общения с малышами: организовывать для них праздники, в чём-то помогать, чему-то учить. Это благоприятно будет сказываться на воспитании детей всех возрастов.
- Педагоги начальных классов имеют возможность заранее наладить отношения со своими будущими первоклассниками, посещая их занятия, проводя интересные игры и участвуя в их праздниках.
Образовательный комплекс: отрицательные моменты
Несмотря на достаточно большое количество «плюсов», реорганизация в образовании имеет и массу отрицательных сторон. Так ли всё замечательно на самом деле, как хотят преподнести власти и «верхушка» системы образования? Каковы же недостатки этого явления?
- Масштабное сокращение персонала: достаточно большое количество людей теряет работу, которую в настоящее время нелегко найти. Образовательная организация может лишиться и ценных кадров, значимость которых трудно переоценить.
- Руководство школы не в достаточной мере разбираются в дошкольном возрасте и в важности именно игры, а не обучения дошкольников. На этой почве могут возникнуть конфликты между руководством и подразделением детского сада, так как работники последнего понимают важность и необходимость игровой деятельности, и им придется отстаивать свою точку зрения. Если им это не удастся, то дети уже в саду рискуют потерять всякий интерес к обучению.
- При нахождении сада и школы в разных зданиях, с преемственностью и подготовкой к школе не всё так гладко: педагоги школы и сада не так часто могут встречаться, как того требует ситуация, дети-дошкольники редко могут реально посещать школу для подготовительной адаптации, взаимодействие педагогов также организовать непросто.
- Руководитель такого масштабного комплекса может упустить из внимания важные моменты, так как не всегда может быть в контакте со всеми подчинёнными.
- Зачастую несправедливо распределяется финансирование: школе достаётся больше средств, в том числе, на зарплаты, даже несмотря на количественное превосходство дошкольных работников.
- В связи со слишком ранним погружением в школьную жизнь, будущие первоклассники могут потерять интерес и мотивацию к обучению.
- Если в образовательном комплексе есть специальные коррекционные группы и классы, то от них, скорее всего, в скором времени избавятся: численность их меньше, а затрат на них – больше, чем в общеобразовательных группах и классах.
Объединение детских садов и школ – достаточно «молодая» практика в нашем государстве. С одной стороны, она может привести к повышению качества образования и тесному взаимодействию структур, а может – к разрушению уже имеющихся возможностей, предоставляемых образовательными организациями, а также сокращению работников и ущемлению прав тех, кто немного слабее.
Источник