Заброшенный сад картина поленова

Картина «Бабушкин сад» Василия Поленова — лирический пейзаж настроения

«Бабушкин сад» — картина известного русского живописца Василия Дмитриевича Поленова (Vasílij Dmítrievich Polénov), написанная в 1878 году. Автор изобразил типичную московскую усадьбу XIX века, утопающую в пышной зелени разросшегося сада. В традициях того времени она построена из дерева, оштукатурена под каменную кладку и украшена портиком, который обрамлен колоннами и увенчан фронтоном. Дом обветшал — лепнина местами облетела, от ступеней лестницы отвалились куски камня, да и стены уже давно нужно покрасить. Особняк похож на свою старую хозяйку. Вот она в старомодном темном одеянии и в кружевном чепчике бредет по тропинке навстречу зрителю, опираясь на руку юной внучки, одетой в модное платье. Произведение навевает приятную грусть, заставляет думать о естественном обновлении природы, смене поколений, разрушении старых зданий и изменении привычного уклада жизни.

  • Название картины: «Бабушкин сад».
  • Автор: Василий Дмитриевич Поленов (1844-1927).
  • Год написания: 1878 год.
  • Размер: 54,7 х 65 см
  • Стиль:Реализм.
  • Жанр:Пейзаж. Бытовая сцена.
  • Техника:Масляная живопись.
  • Материал: Холст.
  • Местонахождение: Государственная Третьяковская Галерея, Москва.

Василий Дмитриевич Поленов — знаменитый русский художник-передвижник второй половины XIX века, мастер исторического, пейзажного и бытового жанров. Картина «Бабушкин сад» написана в период творческого становления живописца. В 1877-1878 годах он делал первые шаги в освоении нового направления, который любил называть «пейзажным бытовым жанром». Поленов искусно соединял в одном произведении естественную красоту природы и рукотворное великолепие архитектуры, а затем гармонично вписывал в пейзажную композицию человека.

Художник замкнул сюжет картины в узких рамках затененного сада и использовал приглушенную палитру, чтобы подчеркнуть необратимый процесс увядания природы, архитектуры и человека. Темная зелень, блекло-песчаная желтизна дорожки, серовато-коричневые стены дома, и даже в солнечных лучах, падающих на старушку, нет радости и света.

На картине изображен все тот же двор на углу Дурновского и Трубниковского переулков, что и на «Московском дворике», только в этот раз автор изменил ракурс и повернулся лицом к дому Баумгартена, где снимал комнату в 1877-1878 годах. Василий Поленов с максимальной точностью воспроизвел на холсте настоящее «дворянское гнездо», вполне убедительно создав образы обитательниц этой усадьбы и передав атмосферу, царившую в таких поместьях. Это едва уловимая ностальгия по прошлому, тоска по минувшей славе, созерцание заката дворянской культуры.

Читайте также:  Ботанический сад на чемале

Картина «Бабушкин сад» Василия Поленова была представлена на выставке передвижников в 1879 году и вызвала шквал положительных комментариев. Известный российский меценат Сергей Третьяков выкупил у автора холст для своей коллекции, а в 1892 году передал произведение в дар Третьяковской картинной галерее, где оно хранится до сих пор.

Источник

Неизвестная история картины

Мало кто знает, но картина «Бабушкин сад» связана крепкими узами с другой знаменитой картиной Василия Поленова «Московский дворик».

Василий Поленов. Бабушкин сад

Однажды художник приехал в Москву, чтобы собрать материал для своей очередной картины. До этого он много лет провел в Европе, где учился у местных мастеров.

«Я ходил искать квартиру. Увидал записку, зашел посмотреть, и прямо из окна мне представился этот вид. Я тут же сел и написал его». Раз-два и готово! А тут как раз выставка передвижников подоспела. «К сожалению, я не имел времени сделать более значительной вещи, а мне хотелось выступить на передвижной выставке с чем-нибудь порядочным. Надеюсь в будущем заработать потерянное для искусства время. Картинка моя изображает дворик в Москве в начале лета». В итоге его порядочную картинку полюбили все, а Третьяков купил.

Сам Василий Дмитриевич, считая себя историческим живописцем, не очень ценил картину. Но в среде передвижников она была новаторской, как вдох-выдох. Передвижники все к чему-то призывали. А «Московский дворик» никуда не звал, ничему не учил. Это отдохновение от суеты.

Василий Поленов. Московский дворик

Изображенный на полотне храм сохранился до сих пор, а вот ни дома, где снимал жилье художник, ни особняка уже нет. Зато они остались еще на одной картине Поленова — «Бабушкин сад». На ней изображен тот же усадебный дом, но с другого ракурса.

Читайте также:  Баку сад 9 января

По этим картинам можно представить себе, какой была Москва в 1870-х. В XVIII — XIX веках главной градостроительной единицей города были не улицы и площади, а дом и двор. Особняки, занимая порой целые кварталы, были окружены садами и дворовыми постройками.

Хотя картина и называется «Бабушкин сад», от настоящего ухоженного сада уже почти ничего не осталось. На самом деле справа и слева от дорожки начинались настоящие заросли, но Поленов деликатно оставил их за пределами композиции.

То, что мы видим на его картине — топографически точно изображенное место, территория московской дворянской усадьбы. Это дом Баумгартена, по соседству с которым и жил художник.

В моде был классицизм, поэтому фасады непременно украшались колоннами и портиками. Деревянные стены штукатурили «под камень», обильно дополняя лепниной. Именно такой дом мы и видим на заднем плане картины. Он порядком обветшал, украшение в виде венка на фронтоне дома частично обвалилось. От былого величия и великолепия осталась лишь тень.

То же самое можно сказать и о хозяйке усадьбы — пожилой женщине в старомодном чепце и темном (видимо, траурном) платье. Она с трудом передвигается, опираясь на трость и руку своей спутницы. Былая красота осталась в прошлом, ее жизнь идет к закату, вместе с ней замирают и дом, и сад.

Художник играет на контрасте, показывая мрачноватую элегию угасающей жизни дворянского гнезда в «Бабушкином саду» и солнечный, шумный уголок, наполненный жизнью в «Московском дворике».

Источник

Бабушкин сад Василия Поленова

В. Д. Поленов — один из зачинателей «пейзажей настроения» в русской живописи. В конце 1870-х годов он создает такие схожие по настрою полотна, как «Бабушкин сад», «Московский дворик» (1878, ГТГ) и «Заросший пруд» (1879, ГТГ).
Они были показаны на выставке передвижников, где один из критиков «Московских ведомостей» точно подметил их новаторские особенности:
«Такие картины рассчитаны на то, чтобы дать вам прежде всего „настроение“ и составляют в живописи приблизительно то же самое, что в поэзии составляет элегия».
Живописный пафос «Бабушкиного сада» близок лирике А. Фета и романам И. С. Тургенева, посвященным уходящему исконному быту дворянства.

Читайте также:  Борьба с короедом в саду

«Бабушкин сад» писался в Москве, на картине изображен тот же усадебный дом на углу Трубниковского и Дурновского переулков, что и в «Московском дворике», созданном в том же году.
Перед нами уголок патриархальной Москвы, где тихо дремлет, грезя о невозвратном, обветшалый барский дом с колоннами. Это одно из обедневших дворянских гнезд, рассыпанных тогда по всей России.

Почувствовать, что время накладывает свою неизгладимую печать не только на человека, но и на особняк, нам ненавязчиво помогают детали: облупившаяся штукатурка на колоннах, поврежденная лепнина на фронтоне, неровности ступеней. Но несмотря на все это, благородная простота его архитектурных форм еще не потеряла своей привлекательности. Удивительно гармонирующая с человеком красота этой архитектуры помогает утвердить красоту бытия и одновременно подчеркивает быстротечность жизни.
Картина «Бабушкин сад» относится к пейзажно-бытовому жанру. Две жанровые фигурки художник ввел в пейзаж. Белокурую девушку в розовом — внучку — Поленов писал со своей любимой сестры-близнеца. А образ согбенной старушки в старомодном чепце в чем-то сливается с дорогим художнику обликом бабушки Василия Дмитриевича (по материнской линии)В.Н.Воейковой.

Эта картина — лирическое размышление художника о слиянии человека с природой. Именно так воспринимаются люди на фоне пейзажа. Сад — символ не только исторической памяти, но и вечного обновления жизни. Как бы вторя смене поколений, вновь и вновь расцветает природа. Пышно разросшаяся зелень сада занимает большую часть картины, ибо в этой зелени проявляется неистребимая сила жизни. Поэтому Поленов главным образом и показывает именно молодую поросль, свежую и сочную, оставляя за пределами изображения стволы старых, изуродованных временем деревьев.

Уметь видеть — это тоже большое искусство. Однако, кроме умения видеть, необходима способность чувствовать, а главное — размышлять.
Столь незамысловатая на первый взгляд картина Василия Поленова «Бабушкин сад» очень глубокая по содержанию. Она заставляет задуматься о многом:о жизни и её быстротечности,о разрушении и созидании,о смене эпох,о памяти сердца,о единстве человека и природы.

Источник

Оцените статью