Южный фасад с львиной террасой Воронцовского дворца
Центральным образом южного фасада Воронцовского дворца служит торжественный портал. Здесь в декоративном оформлении применены сходные элементы архитектуры Англии и мусульманского зодчества XVI века. Восточный характер подчеркнут двойной аркой голубой полуциркульной ниши, украшенной лепным орнаментом и майоликовыми балкончиками. На фризе надпись на арабском языке, шесть раз повторяющая изречение испанской Альгамбры — Мухаммеда I — «И нет всемогущего, кроме аллаха!». По ассоциациям, навеваемым надписью и другими элементами декора, эту часть дворца с 1844 года стали называть Альгамброй.
Описание
Южный фасад Воронцовского дворца, обращенный к морю, имеет нарядный и праздничный вид. Он совсем иной и по архитектурному, и по цветовому решению; в его оформлении отчетливо выражены элементы восточной архитектуры. При проектировании дворца был учтен исторически сложившийся облик городов и селений Крыма, долгое время находившегося под турецко-татарским владычеством и сохранившего в начале XIX в. восточный колорит.
Глубокая ниша южного фасада напоминает вход в мусульманскую мечеть. Она обрамлена двойной узорчатой подковообразной аркой и покрыта белым лепным орнаментом. По фризу ниши проходит надпись на арабском языке, шесть раз повторяющая изречение: «И нет победителя, кроме аллаха». Одноцветную окраску портала разнообразят легкие балкончики с майоликовыми решетками.
Многогранные стройные колонки, ограничивающие нишу, заканчиваются высокими башенками с маленькими куполами, напоминающими минареты. Восточные черты присущи и другим элементам декора. Открытые террасы, окружающие корпус, характерны для южных построек. Поражают искусно выполненные лепные рельефы, каменные украшения ажурной балюстрады на крыше.
Архитектором удачно найдены пропорции и формы архитектурных деталей, благодаря чему южный фасад дворца с восточными элементами органически «вписался» в архитектурный комплекс, выдержанный в стиле английской архитектуры XVI в. Сочетание, казалось бы, несовместимых архитектурных стилей выполнено настолько умело, с таким художественным вкусом и мастерством, что весь дворцовый ансамбль приобрел неповторимое своеобразие.
Искусное использование местного строительного материала, талант камнерезов и других мастеров из народа, сооружавших дворец, гармоническое слияние его с окружающим ландшафтом, связь с русской культурой первой половины XIX в. (несмотря на нерусские, казалось бы, архитектурные формы) — все это позволяет отнести Алупкинский дворец к наиболее интересным памятникам архитектуры 30–40-х годов прошлого века.
Львиная терраса
Перед южным фасадом устроена «Львиная терраса», от которой спускается монументальная лестница с тремя парами львов в натуральную величину из белого мрамора. На нижних уступах лестницы устроились спящие львы. Он спит и, кажется, не подозревает о появлении чужака. Голова лежит на лапах, грива свесилась. Пролетом выше расположились львы, пробуждающиеся ото сна: приподнимаются на передние лапы, раскрывают пасти. Такая поза говорит о том, что никто не пройдет незамеченным мимо каменной стражи. Наверху террасы вход во дворец охраняет пара бодрствующих львов. Их головы с ощеренной пастью повернуты в сторону лестницы, одна из передних лап с выпущенными когтями опирается на утопленное в постамент ядро — символ непобедимости и мощи.
Фигуры львов выполнены из белого мрамора в мастерской итальянского скульптора Боннани. На фигуре спящего льва, стоит подпись самого Боннани. Бодрствующие львы над верхними ступенями повторяют львов Антонио Кановы с гробницы папы Климента XII в Риме.
Источник статьи: http://jalita.com/big_yalta/alupka/ab_castle.shtml
Загадочный Воронцовский дворец в Алупке
Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник, также известный как Воронцовский дворец, был построен в период 1828-1848 гг. по проекту английского архитектора Эдварда Блора как крымская резиденция графа Михаила Семеновича Воронцова. При его создании использовался местный ландшафт, а главная черта дворца — это смесь нескольких диаметрально противоположных архитектурных стилей.
Вход на территорию дворца больше напоминает замок европейского средневековья.
Дворец выстроен из особо твердого камня долерита, природные запасы которого находились на месте будущего сооружения. Это застывшая магма, который раньше назывался диабаз. Для долерита характерны высокая твёрдость 6-7 единиц по шкале Мооса . Это значит, что данный материал настолько тверд, что используется для мощения дорог, а поддается обработке только алмазом.
Еще удивительнее это звучит, когда узнаешь, что строили дворец оброчные крепостные из Владимирской и Московской губерний, работая вручную самыми примитивными инструментами.
Этот узкий коридор между двух похожих на крепостные стены называется Шуваловский проезд. Графы Шуваловы приходились родственниками Воронцовых. И где-то здесь располагались апартаменты Софьи — дочери Михаила Семеновича.
Через проезд попадаем во внутренний двор. Здесь применена фактурная обработка стен «рваным» камнем. Музейные экспозиции мы не осматривали, ограничившись наружным осмотром.
Северный фасад дворца. Тут уже видны черты не средневековой крепости, а загородного английского дворца 16 века, для которого типичны большие оконные проемы и высокие дымовые трубы.
Западная же часть дворца выполнена в неоготическом стиле.
При Воронцовском дворце находится парк, заложенный около 200 лет назад, который насчитывает более 200 видов деревьев и кустарников из различных стран мира. Для его создания был специально приглашен известный немецкий садовод-архитектор Карл Кебах.
На особо интересных и редких экземплярах установлены таблички с названием, родиной и примерным возрастом. Например, это платан восточный с западного средиземноморья возрастом 190 лет.
Парковый ансамбль состоит из верхнего и нижнего парков. Верхний парк представляет собой массивы природного диабаза, его еще называют «алупкинский хаос». Через все эти камни и растения гармонично проложены тропинки.
Через парк подходим к восточному фасаду.
Далее по дорожке, которая украшена мраморными вазами, двигаемся в сторону южного фасада. Вход на его территорию стоит отдельной оплаты, это единственное, за что мы заплатили на этой прогулке.
На южной террасе к фасаду ведет широченная лестница из того же диорита, по бокам которой стоят скульптуры львов, выполненные в мастерской итальянского скульптора Бонанни. Сам южный фасад выполнен в арабском стиле и с восточной пышностью. Это самое красивое место дворца.
Подковообразная арка, двухъярусный свод, резьба по гипсу в нише, где переплетаются рисунок тюдоровского цветка и мотив лотоса. На фреске ниши шестикратно повторенная надпись с изречением из Корана: «И нет бога, кроме Аллаха».
Дворец расположен прямо у подножия горы Ай-Петри, на неё мы также поднимемся, но немного позже.
А какой вид открывается на море от южного фасада.
Местность в районе Алупки богата водой, что позволило создать в Воронцовском парке более десятка разнообразных фонтанов. Большинство из них спроектировано В. Гунтом.
Нижний парк тоже разнообразен и начинается пологим рельефом. Он окаймляет Воронцовский дворец и оформлен в классическом парковом стиле.
А справа находится большой розарий.
Воронцовский дворец после революции был национализирован, оставшееся имущество дополнено коллекциями из других южнобережных дворцов, и в 1921 году здесь был открыт историко-бытовой музей.
В годы Отечественной войны Крым был оккупирован немецкими фашистами. При отступлении немцы хотели взорвать дворец, но взрыв осуществить не удалось, этому помешали музейные работники.
В феврале 1945 года, в период Крымской конференции, Алупкинский дворец был предоставлен английской делегации во главе с У. Черчиллем, который даже хотел купить его.
С 1945 по 1955 здесь была госдача, именуемая в документах «спец.объект №3».
Как музей дворец был вновь открыт для посетителей уже в 1956 году.
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/bepowerback/zagadochnyi-voroncovskii-dvorec-v-alupke-5beadd1cec756c00aaef06d8
Южная терраса воронцовский дворец
Придворцовая южная часть Воронцовского парка выдержана в стиле регулярных парков Италии с естественным каскадным спуском к морю разделенным на несколько сменяющихся террас. Южная, или первая, терраса считается самой красивой и живописной.
Вход в Воронцовский дворец охраняют вековые пирамидальные тисы ягодные, контрастирующие на фоне прекрасных роз и ярких глициний оплетающих балконы и стены дворца.
У входа на южные террасы рядом с библиотекой высажено большое количество роз, а над ними огромные цветы вьющейся текомы.
Расположенный напротив зимнего сада фонтан из цветов образован из удивительного растения буссенгальция. Рядом пышные кусты индийской сирении растут под окнами столового корпуса.
Подпорные стены южных террас сложены из того же камня что и дворец – диорита.
Украшают их мраморные вазы.
Справа и лева от центрального прохода к Альгамбре, посреди цветущих клумб, стоят два каскадных фонтана из белого мрамора.
Вода этих фонтанов, стекает в две чаши, и переливающимися каскадами падает в водоем внизу. Вокруг фонтанов в теплое время всегда цветут цветы, окаймленный подстриженным сантолином и буксусом, между которыми поставлены беломраморные скамьи.
С южных терраса во дворец идет широкая лестница сложенная из диорита, по бокам которой стоят знаменитые скульптуры львов выполненные в мастерской итальянского скульптора Бонанни. Львы стали самой узнаваемой визитной карточкой дворца.
Самый нижний из них — «спящий лев» в оковах крепкого сна. За спящим расположена пара «пробуждающихся» от сна львов, а у самого входа во стоят «бодрствующие» львы охраняющие дворец и его хозяев.
На фоне повсеместно окружающей зелени очень хорошо выделяются не только львы, но и мраморные фонтаны, множество ваз и скамеек из того же материала.
Южный фасад дворца, «львиная» терраса и придворный парк с панорамами в бескрайнее море, цветущими клумбами, вековыми деревьями, мраморными фонтанами и вазами производят грандиозное впечатление. Это самое красивое место во всем парке. Этим видом не раз восхищались выдающиеся деятели культуры. Известные артисты, в том числе Шаляпин и Рахманинов давали здесь концерты. Выпускники Алупкинских школ проводят здесь торжественные церемонии вручения аттестатов об окончании школы. Некоторым влюбленным парам даже посчастливилось здесь расписаться.
С главной террасы у розария можно спуститься к библиотечному корпусу.
Нижняя площадка библиотечного корпуса, к которой ведет лестница с перголой, увитой розами, представляет собой трельяж, переплетенный виноградными лозами. Направо, в глубине трельяжа, опорную стену украшает мраморный фонтан с двумя амурами, изображенными на фоне фантастического пейзажа.
Нижняя площадка библиотечного корпуса изолирована от остального парка, поэтому следует снова подняться по лесенке ко второму этажу корпуса и от него по аллее, идущей полукругом вдоль опорной стены с беломраморными вазами, подойти к «львиной террасе».
Отсюда хорошо видна величественная гора Ай-Петри с короной из зубцов, южный фасад дворца, терраса, а внизу — зеленые массивы нижнего парка и безбрежные просторы моря.
Источник статьи: http://alypka.info/yuzhnye-terrasy
Южные террасы Воронцовского дворца в Алупке
Прогуляться по Южным террасам Воронцовского дворца мне посчастливилось в сентябре прошлого года. Спустился по канатке с Ай-Петри в Мисхор и пешочком, не торопясь добрался до алупкинского парка и дворца. На террасы отдельный платный вход, который легко найти, обходя дворец со стороны моря.
Фото 1. Знаменитые львы Воронцовского дворца.
Фото 2. Скульптура льва у Воронцовского дворца.
Архитектор Эдвард Блор, проектируя дворец, поддался влиянию модных в его время рыцарских романов и волшебных арабских сказок.
Фото 3. Фонтан из «Тысячи и одной ночи».
Пальмы подчёркивают арабский колорит.
Фото 4. И пальма оттуда, из «Тысячи и одной . «.
Фото 5. У пальмы «шерстяной» ствол и жёлтые гроздья соцветий.
Фото 6. Классический вид с террас на море с прогулочным катером.
Источник статьи: http://www.iloveua.org/article/126
Воронцовский дворец. Крым.
Воронцовский дворец одно из самых популярных мест среди туристов. Мы его популярность прочувствовали на себе =) . Летом ,в любое время дня,народу о-о-очень много! По-другому и не может быть .
Дворец находится в Алупке,в 15 км. от Ялты. Воронцовский дворец,это не только сам замок, но и прекраснейший парк ,который его окружает.
Дворец принадлежал графу Воронцову,генерал-губернатору Новороссийского края,и должен был служить ему летней резиденцией. Замок строился 20 лет. Изначально замок планировался в английском стиле,но затем проект изменился. У дворца очень красивая южная терраса,украшенная фонтанами и вазами. А на лестнице ,ведущей к морю, установлены скульптуры львов. Сам дворец состоит из 5 корпусов,в которых 150. комнат.
Воронцовы жили здесь вплоть до Октябрьской революции.
После смерти графа дворец перешел к его сыну, а затем к дальним родственникам.В 1921 году дворец стал музеем, но в годы ВОВ был разграблен. С 1990 года здесь Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник.
Виды Воронцовского дворца мелькают в фильмах «Алые паруса», » Десять негритят»,»Небесные ласточки» (Ия Ненидзе потрясающая в этом фильме) ,»Женитьба Фигаро» ,и многих других.
Я советую Вам спуститься к морю со стороны южной террасы. Вдоль лестницы установлены скульптуры львов. Во время Ялтинской конференции во дворце останавливался Уинстон Черчиль вместе с английской делегацией.
Прогулка по парку, это особое удовольствие. Если у Вас есть возможность,то я бы посоветовала взять экскурсовода. Мы гуляли по парку сами по себе , но иногда ,когда пересекались с экскурсионными группами невольно подслушивали =)
Например стоя перед ливанским кедром, именно от экскурсовода мы услышали занимательную информацию. Дело все в том, что в России не было и нет своего кедра. В эпоху парусного флота корабли строили из кедра, т.к это была лучшая древесина для кораблестроения. Кедр являлся стратегическим сырьем,и страна обладающая кедровыми лесами ,имела весьма ощутимый источник пополнения бюджета. Петру 1 не давало покоя,что велика его держава,только кедров в ней нет — одни ели да березы . И пришла ему в голову гениальная идея. Царь приказал своим ученым сибирскую сосну официально назвать «сибирским кедром». Вот так одним росчерком пера вся Сибирь стала питомником некого уникального «сибирского кедра» который. Правильно . которые стали продавать за границу по цене ливанского кедра! Конечно,про этот подлог сейчас уже известно всем,и из Международной классификации растений «сибирские кедры» изчезли,но этот обман так прижился,что мы до сих пор покупаем в магазине «кедровые орешки » =).
Для меня уникальность парка заключается в том, что при его рукотворности, он выглядит очень естественно, очень органично вписавшись в сложный рельеф. В этом и заключается гений его создателя — Карла Кебаха.
В парке собрана огромная коллекция растений ,в основном Средиземноморья и Кавказа. Здесь и тисы, и кипарисы, платаны, и лавр, дубы, и чинары, пробковый дуб. Некоторые деревья за свою долгую жизнь достигли гигантских размеров.
Не торопитесь гуляя по парку. Задержитесь возле лавра, Вы почувствуете ,что рядом с ним воздух наполнен эфирными маслами. Нюансы украшают восприятие.
В парке есть совершенно уникальные растения, например Араукария Чилийская. Ее особенность в том,что поднимаясь вверх ,она сбрасывает нижние ветви, оставляя внизу голый ствол. Под тенью огромной сосны можно отдохнуть на скамье,напротив ягодника,с помощью которого раньше травили неугодных людей. Стоило дать пригубить из бокала,изготовленного из древесины ягодника,и все =), был человек — нет человека.
В парке цветут магнолии. Это потрясающе . Парк невероятно уютен и красив.
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/id/5e4650f45bdc2e1b307d082e/voroncovskii-dvorec-krym-5e65192630f32962a25dda6b