56. Лес как объект правового регулирования.
Лес — это совокупность лесной растительности, земли, животного мира, других компонентов окружающей природной среды, имеющая важное экологическое, экономическое и социальное значение.
Леса как составная часть биосферы Земли осуществляют климаторегулирующие, средозащитные, санитарные функции. Они играют большую роль в сохранении водных и земельных ресурсов, служат местом обитания многих видов животных, а также активно преобразовывают химические атмосферные загрязнения, являются резервом чистого воздуха и пополнения атмосферы кислородом.
Выступая источником древесины и другой лесной продукции, необходимой для удовлетворения потребностей народного хозяйства и населения, леса выполняют важные экономические функции. В условиях возрастающей урбанизации, увеличения масштабов хозяйственной деятельности усиливается их оздоровительное, научно-познавательное и эстетическое значение в жизни людей.
Поэтому экологическая политика российского государства предполагает обеспечение всемерной охраны лесов, организацию их рационального использования и воспроизводства. Ее основные направления раскрываются в положениях Федеральной целевой программы «Леса России», утвержденной Правительством РФ в 1997 г.
Отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, а также земель лесного фонда — лесные отношения — регулируются лесным законодательством.
Отношения в области использования древесины, технического и лекарственного сырья, а также иных лесных ресурсов, добытых при пользовании лесами, регулируются гражданским и иным законодательством РФ.
Конституционной основой правового регулирования лесных отношений являются нормы Основного Закона РФ, устанавливающие право собственности на природные ресурсы, экологические права и обязанности граждан РФ, компетенцию государственных органов экологического управления.
Базовым нормативным актом в системе лесного законодательства является Лесной кодекс РФ, принятый 22 января 1997 г. Нормы Лесного кодекса конкретизируются и дополняются в других нормативных актах лесного законодательства (указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, инструкциях министерств и ведомств), которые должны ему соответствовать.
К числу наиболее важных среди них относятся: Положение об аренде участков лесного фонда, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 24 марта 1998 № 345, Правила отпуска древесины на корню в лесах РФ, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 1 июня 1998 № 551, Положение о Федеральной службе лесного хозяйства России, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 10 января 1998 № 173, Положение о предоставлении участков лесного фонда в безвозмездное пользование, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 18 февраля 1998 № 224, Положение о государственной лесной охране РФ, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 27 июля 1998 № 850, Порядок осуществления Федеральной службой лесного хозяйства России и ее территориальными органами государственного контроля за состоянием, использованием, охраной и защитой лесного фонда и воспроизводством лесов, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 1 июня 1998 № 544 и др.
Нормы, регулирующие лесные отношения, содержатся также в актах законодательства об охране окружающей природной среды (Законе РСФСР «Об охране окружающей природной среды» и др.), об использовании и охране отдельных видов природных ресурсов (Земельном, Водном кодексах, Законе РФ «О недрах», федеральных законах «О животном мире», «Об особо охраняемых природных территориях» и др.), в гражданском, уголовном, административном законодательстве.
Государственное управление в сфере использования и охраны лесов осуществляют органы общей компетенции (Правительство РФ, Президент РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ), а также специально уполномоченные органы — Федеральная служба лесного хозяйства России, ее территориальные органы (лесхозы), национальные парки, заповедники и др. Особое место среди них занимают органы государственной лесной охраны.
Понятие и состав лесного фонда РФ
С юридической точки зрения объектом государственного управления и охраны, а также различных прав: собственности, пользования является лесной фонд РФ и его отдельные части.
Лесной фонд РФ образуют леса Российской Федерации вместе с землями лесного фонда, не покрытыми лесной растительностью. (ст. 7 Лесного кодекса РФ).
Под землями лесного фонда понимаются как лесные, так и нелесные земли. Лесные земли — это земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, пустыри, прогалины и т. п.). Нелесные земли — это земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (дороги, просеки, сельскохозяйственные угодья), а также иные земли в границах лесного фонда (болота, неудобья и др.).
В состав лесного фонда не входят леса, расположенные на землях обороны и на землях городских поселений (городские леса).
Лесной кодекс выделяет также понятие древесно-кустарниковой растительности. Она не включается в состав лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд. Древесно-кустарниковая растительность представляет собой деревья и группы деревьев и кустарников, расположенные на:
— землях сельскохозяйственного назначения, в том числе предоставленных для садоводства и личного подсобного хозяйства;
— землях транспорта (на полосах отводов железнодорожных магистралей и автомобильных дорог);
— землях населенных пунктов (поселений), в том числе предоставленных для дачного, жилищного и иного строительства (за исключением городских лесов);
— землях водного фонда (на полосах отвода каналов);
Леса, входящие в состав лесного фонда и не входящие в него, а также древесно-кустарниковая растительность имеют различный правовой режим.
В целях сохранения и рационального использования лесных богатств страны, дифференцированного ведения лесного хозяйства лесной фонд РФ разделяется на три группы, а леса первой группы разграничиваются по категориям защитности (ст. 55-60 Лесного кодекса РФ, Постановление Правительства РФ «О порядке отнесения лесов к группам лесов и категориям защитности лесов первой группы» от 15 сентября 1997 № 1169).
Основаниями такой классификации служат экономическое, экологическое и социальное значение лесов, их местоположение и выполняемые функции.
К лесам первой группы относятся леса, основным назначением которых является выполнение водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных, иных функций, а также леса особо охраняемых природных территорий.
Эти леса разделяются на следующие категории защитности:
— запретные полосы лесов по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов;
— запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промысловых рыб;
— защитные полосы лесов вдоль железнодорожных магистралей, автомобильных дорог федерального, республиканского, областного значения;
— леса на пустынных, степных, и малолесных горных территориях, имеющие важное значение для защиты окружающей природной среды;
— леса зеленых зон поселений и хозяйственных объектов;
— леса зон санитарной охраны источников водоснабжения и курортов;
— особо ценные лесные массивы;
— леса заповедников, национальных и природных парков, памятников природы и другие.
К лесам второй группы относятся леса в регионах с высокой плотностью населения и развитой сетью наземных транспортных путей, леса, выполняющие водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные функции, имеющие ограниченное эксплуатационное значение, а также леса в регионах с недостаточными лесными ресурсами, для сохранения которых требуется ограничение режима лесопользования.
Леса третьей группы — это леса многолесных районов, имеющие преимущественно эксплуатационное значение. При заготовке древесины должно обеспечиваться сохранение экологических функций этих лесов. Леса третьей группы разделяются на освоенные и резервные.
В лесах всех рассмотренных групп могут быть выделены особо защитные участки лесов с ограниченным режимом лесопользования (берего- и почвозащитные участки вдоль берегов водных объектов, склонов оврагов, места распространения редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных, растений и др.).
Источник
Лес как объект правовой охраны.
Правовое понятие леса определено Лесным кодексом РФ – лес представляет собой совокупность лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей природной среды, имеющей важное экологическое, экономическое и социальное значение.
Юридическое понятие «лес», основывающееся на анализе сферы действия лесного законодательства и содержания института права лесопользования, может быть определено как совокупность всех растительных организмов, древесных, кустарниковых, травянистых и других растений (мхов, лишайников и т.п.) *.
Следует уточнить, что речь идет о совокупности названных видов, произрастающих в пределах земель лесного фонда Российской Федерации; в лесах, не входящих в лесной фонд, расположенных на землях обороны; городских лесах; древесно-кустарниковой растительности, расположенной на землях:
• сельскохозяйственного назначения, в том числе землях, предоставленных для садоводства и личного подсобного хозяйства;
• транспорта (на полосах отводов железнодорожных магистралей и автомобильных дорог);
• населенных пунктов (поселений), в том числе предоставленных для дачного, жилищного и иного строительства (за исключением городских лесов);
• водного фонда (на полосах отвода каналов);
Таким образом, лесное законодательство регулирует отношения по использованию и охране лесной и древесно-кустарниковой растительности как на землях лесного фонда, так и на иных землях.
В свою очередь, в состав земель лесного фонда входят два вида земель – лесные и нелесные.
К лесным землям относятся земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, погибшие древостои, редины, пустыри, прогалины, площади, занятые питомниками, несомкнувшимися лесными культурами, и иные).
К нелесным землям относятся земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (земли, занятые просеками, дорогами, сельскохозяйственными угодьями, и другие земли), а также иные земли, расположенные в границах лесного фонда (земли, занятые болотами, каменистыми россыпями, и другие неудобные для использования земли) (ст. 8 ЛК РФ).
Согласно гл. 2 ЛК объектами лесных отношений являются:
— лесной фонд, к которому отнесены все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях населенных пунктов (поселений), а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли), участки лесного фонда;
— леса, не входящие в лесной фонд (расположенные на землях обороны и землях городских поселений), их участки;
— древесно-кустарниковая растительность, расположенная на:
— землях сельскохозяйственного назначения, в том числе землях, предоставленных для садоводства и личного подсобного хозяйства;
— землях транспорта (на полосах отводов железнодорожных магистралей и автомобильных дорог);
— землях населенных пунктов (поселений), в том числе предоставленных для дачного, жилищного и иного строительства (за исключением городских лесов);
— землях водного фонда (на полосах отвода каналов);
Глава 9 ЛК устанавливает, что в соответствии с экономическим, экологическим и социальным значением лесного фонда, его местоположением и выполняемыми им функциями производятся разделение лесного фонда по группам лесов и разграничение лесов первой группы по категориям защитности.
При этом к лесам первой группы относятся леса, основным назначением которых является выполнение водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных, иных функций, а также леса особо охраняемых природных территорий. Эти леса разделяются на следующие категории защитности:
— запретные полосы лесов по берегам рек, озер и иных водных объектов;
— запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промысловых рыб;
— защитные полосы лесов вдоль железнодорожных магистралей, автомобильных дорог федерального и регионального значения;
— леса на пустынных, полупустынных, степных, лесостепных и малолесных горных территориях, имеющие важное значение для защиты окружающей среды;
— леса зеленых зон поселений и хозяйственных объектов;
— леса первого и второго поясов санитарной охраны источников водоснабжения и др.
К лесам второй группы относятся:
— леса в регионах с высокой плотностью населения и развитой сетью наземных транспортных путей;
— леса, выполняющие водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные функции, имеющие ограниченное эксплуатационное значение;
— леса в регионах с недостаточными лесными ресурсами, для сохранения которых требуется ограничение режима лесопользования.
Третью группу составляют леса многолесных регионов, имеющие преимущественно эксплуатационное значение, которые делятся на освоенные и резервные леса.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник