Учим буквы. Буква «О»
Доброго времени суток, дорогие мои читатели!
Сегодня в рубрике учим буквы новая буква, буква «О». На что похожа буква? Я уверена, что ваш ребенок не задумываясь, ответит: «На колесо». По этому поводу написан стишок, его вы найдете ниже.
И вновь хочу познакомить вас со сказкой, в которой встречается много слов со звуком «О», используйте ее в занятиях со своим малышом.
Сказка Г. Юдина «Ослиный огород»
(предложите малышу запомнить как можно больше слов со звуком [о].)
Решил осел огород завести. Посадил огурцы, сел и ждет, когда они вырастут. А ему говорят:
– Огород-то поливать надо!
Взял осел ведро и давай бегом воду из колодца носить.
Носил, носил, устал, сел отдохнуть. А рядом кот на солнышке грелся.
– Чего ты мучаешься? – говорит. – Посади свой огород в овраге, там всегда мокро! Поливать не надо.
Обрадовался осел, повыдергал всю огуречную рассаду и посадил ее в овраге. А ночью пошел дождь, вся вода в овраг стекла и смыла весь огород.
Утром пришел осел.
– Так я и знал! Воры все съели. Надо охранять.
Опять посадил огурцы. Сделал вокруг ограду и сел охранять. Только сел, откуда ни возьмись овцы с козами лезут.
– Вон из моего огорода! – заорал осел и давай гонять их по грядкам.
Пока гонял, все огурцы потоптал.
– И зачем они мне нужны, эти огурцы? – рассердился осел. – Все равно я их не ем… Одни хлопоты да огорчения с ними.
И полез из оврага на чужом поле овес воровать.
Ну и конечно же я приготовила для вас практический материал, который поможет вам при знакомстве вашего малыша с буквой «О»
Буква «О»
Веселые стихи
В этой букве нет угла,Оттого она кругла.До того она кругла,Покатиться бы могла. | «Ой! – воскликнул Окунёк,–Я попался на крючок».Сом сердито проворчал:«Из-за шалости попал». |
Осинку окрасила осень.Осинка мне нравится очень.Она позолотой блистает,Одно только жаль – облетает. |
В старом дереве дупло
Ну совсем как буква О.
Посмотри на колесо –
И увидишь букву О.
О – как обруч, захочу –
По дороге покачу.
Обруч на арене вспыхнет.
Тигр в огонь отважно прыгнет.
Буква О всегда стояла
Спать легла – бока помяла
И теперь овальная.
Г. Ванюхина
О знакомо нам давно.
О как в дереве дупло.
Буква О, буква О –
Круг, баранка, колесо.
Очень ты, облако,
Схоже с овечками.
1. Зевнул наборщик на работе
И вместо И поставил О.
Поймете вы, когда прочтете,
Что получилось из того.
В ведре не сурик, а… (сурок).В углу не веник, а… (венок).Маляр повесил кисть на гвоздь,Глядит, пред ним не кисть, а… (кость). |
Плаща зеленого пола
Он слова вымолвить не… (мог).
2. В конце предложения ставится… (точка).
С буквой Д растет у мамы… (дочка).
С К я на болоте… (кочка).
Б в начале слова… (бочка).
О на А заменим – … (качка).
Слева Т – и слово… (тачка).
Вместо А кто У возьмет,
В небе… (тучка) поплывет.
Маленькую тучку я возьму за… (ручку).
Скороговорки
1. В поле пулет Фрося просо,
Сорняки выносит Фрося.
2. Осип орёт, Архип не отстаёт.
Кто кого переорёт.
Осип охрип. Архип осип.
Пословицы и поговорки
1. Работай до поту, так и поешь в охоту.
2. В зимний холод всякий молод.
3. Один в поле не воин.
Игры
Игра «Кто внимательный?».
Назовите одинаковый звук в словах: дом, ноты, зонт, пальто, осы, ноги.
Игра «Кто больше?».
1. Придумайте слова, а которых звук [о] расположен в начале (отдых, овод, орех), в конце (кольцо, молоко, сито).
2. Придумайте слова, оканчивающиеся на «орт» (порт, борт, торт, аэропорт).
Игра «Доскажи словечко».
Летом в огороде – свежие, зеленые,А зимою в бочке – желтые, соленые.Отгадайте, молодцы,Как зовут нас. (Огурцы).* * * |
Осел лениво в гору брел,
А над ним парил… (орел).
Шубу теплую в колечках
Носит тихая… (овечка).
Апельсины и бананы
Очень любят… (обезьяны).
Пасется весь день.
Кто же это. (Олень).
Игра «Слоговой аукцион».
Закончите слова: ок… (-но, -унь, -тава); о… (-са, -сел, -на, -ля, -шибка, -рех); об… (-лако, -вал, -ычай).
Игра «Закончите предложения».
1. Было очень жарко, и мама открыла все… (окна).
2. Бабушка варила варенье, и в открытое окно влетели злые… (осы).
3. Я очень люблю кедровые… (орехи).
4. Ничто не предвещало дождя, по небу плыло воздушное… (облако).
Игра «Буква потерялась».
Найдите потерявшуюся букву.
Игра «Занимательные модели».
Придумайте как можно больше слов по моделям:
1. – о – (Пол, кол, гол, лом, зол, сом.)
2. о – – (Ока, она, оса.)
3. – о – – (Вода, рота, сова, сода.)
Игра «Любопытный».
– Какое время года ты любишь? (Осень.)
– Какие вывески, начинающиеся с буквы «О», ты встречал в городе? («Обувь», «Оптика».)
– Какие города знаешь? (Осло, Обнинск.)
– Чем оканчивается лето? (Буквой «О».)
Ирга: «Покорение вершин»
Игра «Прививка».
Слова очень неохотно поддаются «прививкам» другими буквами, но все-таки попробуйте привить словам букву «О». Что из этого получится? Вот слова: кокс, прок, лень.
О т в е т : кокос, порок, олень.
Игра «Найди слово в слове».
Осадок – оса, док, коса, дом, сад, сок, ода.
Игра «Слов больше, чем букв».
О т к л. Попробуйте из этих букв образовать как можно больше слов, причем каждое из них должно содержать букву «О» (иногда несколько).
О т в е т : околоток, около, око, кол, лот, ток, кот, лото, лоток, окот, кок.
Вспомните десять птиц, в названиях которых по две буквы «О», а в одном – даже три «О».
– о – о – – о – о – – – – –
– о – о – – – о – о – – – – –
– о – о – – – о – о – – – – – –
– о – о – – – – – – о – о – – –
– о – о – – – – – – о – о – о –
О т в е т : сокол, сорока, ворона, соловей, воробей, коростель, поползень, коноплянка, мухоловка, жаворонок.
Игра «Шесть ос».
1. ос – – а.
На этой «осе» в октябре позолота.
2. Ос – – а.
А эта растет на лугу у болота.
3. – ос – – – а – –.
Эта «оса» на Луну улетает.
4. – ос – – – – а.
Эта на солнце худеет и тает.
5. – ос – а.
С этою спит в колыбели малыш.
6. – о – с – – – – а.
Эта по классу крадется, как мышь.
О т в е т: осина, осока, космонавт, сосулька, соска, подсказка.
Кроссворды
1. Одинаковые окончания.
Заполните квадраты. Окон-чание у всех слов одинаковое (нужно дописать всего две буквы, первая из которых «о»).
Во втором кроссворде также надо дописать две буквы (одинаковые для всех шести слов), первая из них также «о».
О т в е т : 1) угол, гол, стол, пол, укол.
2) дом, атом, ком, сом, гном, том.
2. Перекрестки.
3. Лесенки.
4. Догадайтесь, что за слово.
5. Головоломка.
В каждом из квадратов 9 клеток. Перемещая по одной букве (внутри квадратов), превратите эту головоломку в волшебную фигуру, в которой буквы слева направо и сверху вниз образуют одни и те же слова. В каждом квадрате второе слово начинается на «О». В первом слове в каждом квадрате вторая буква «О».
О т в е т : 1) сом, очи, мир; 2) том, оса, маг;
3) нос, Ока, сад; 4) год, око, дом
6. Хвостоглав.
Сначала столбик рассмотри,
Потом ответь на мой вопрос:
В каких словах стоят внутри
Рот, ухо, лоб, усы и нос?
О т в е т : ворота, мухомор, колобок, гусыня, юность
Источник статьи: http://tanyakiseleva.ru/uchim-bukvy-bukva-o/
Сказки Г.Юдина
картотека по логопедии на тему
Сказки Г.Юдина можно использовать на занятиях по обучению грамоте в ДОУ для выделения заданного звука из текста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazki_g.yudina.docx | 19.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Запомни как можно больше слов со звуком [р, р], которые встретятся в сказке Г. Юдина «Рыжий город».
Одного мальчика дразнили рыжим. Мальчик этот очень переживал и решил уйти из дома все равно куда. Лег пораньше спать и видит сон, как будто он уже ушел из дома и идет куда глаза глядят. Смотрит — ворота стоят, а на них написано: «Добро пожаловать в Рыжий город!»
Вошел он и ахнул. В этом удивительном городе все было рыжим-прерыжим.
Рыжие ручьи текли по рыжим травам и впадали в рыжие реки. А над реками рыжие радуги повисли. Рыжие рыбаки ловили в этих реках рыжих рыб и раков. По радио передавали рыжий вальс. И все рыжие — прерыжие люди радостно улыбались. Тут к нему подбежала рыжая — прерыжая девочка.
Ты почему такой грустный?
Меня все рыжим дразнят.
— Какой глупенький, — засмеялась девочка, — а ну-ка, посмотри на солнышко, какого оно цвета?
— И мы — рыжего! Значит, все мы — маленькие солнышки. Радоваться надо! И тут Мальчик проснулся. Выбежал он во двор, а мальчишки тут как тут:
«Рыжий, рыжий, конопатый!» А он только рассмеялся и хитро подмигнул рыжему
солнышку.
Чтение сказки Г. Юдина «Генерал Гена». (Запомните слова со звуком
[г, г’], которые встретятся вам в сказке.
Гусенок Гена мечтал стать генералом. Однажды, оставшись дома один, он открыл гардероб, надел папин галстук и галоши, на голову громадную шляпу из газеты, а под крыло вместо сабли сунул громадный гвоздь. Глянул в зеркало — настоящий генерал получился!
Вышел Гена гордой походкой во двор, а там галчата в городки играют.
— Эй, галчата! Смотрите, какой генерал к вам пришел!
А галчата как загалдят:
— Это ты-то генерал? А где твоя сабля?
— А вот же, под крылом, — говорит Гена.
— А мы думали, что это у тебя градусник! Никакой ты не генерал, а просто гусь в газетной шляпе.
— Эх вы, глупенькие, — грустно сказал Гена. — Нет у вас фантазии.
Чтение сказки Г. Юдина «Доброе дело». Запомните слова со звуком [д, д’], которые встретятся в сказке.
Нечем заняться медведю, вот он и бродит целыми днями по Лесу, скучает и зевает так, что деревья дрожат.
— И — эх! Мне бы дело какое-нибудь! Мне бы чего-нибудь полезное сделать!
Несколько дней назад он здоровенной дубинкой наделал дырок в земле. «Может, в этих дырках кто-нибудь гнездо себе сделает», — размышлял медведь.
Но никто не собирался там жить.
Тогда медведь натаскал травы и напихал ее в дупло, где жил дятел. «Теперь дятлу в дупле мягко будет». Но дятел только обругал его, потому что в дупло нельзя было влезть. Сидит медведь под дубом, скучает, а мимо него деревенский Димка топает.
— Ты чего такой грустный, дедушка медведь?
— Да делать мне нечего, вот и грустный, — бурчит медведь.
— А ты можешь дудочку сделать?
— Дудочку? А чего ее делать-то?! — оживился медведь и — раз-два! — сделал Димке дудочку.
— Вот это да! — обрадовался Дима. — А моей сестренке Даше сделаешь?
— Да я для всех деревенских ребятишек сейчас наделаю, — заторопился медведь.- Наконец-то для меня доброе дело нашлось!
Чтение сказки Г. Юдина «Телезритель Тимка». Запомните слова со звуком [т, т’], которые встретятся вам в сказке.
Папа тигр купил телевизор, и тигренка Тимку словно подменили.
— Тимка! — кричат ему утром тигрята. — Пойдем играть.
— Отстаньте, — бурчит Тимка, — тут такое показывают!
По телевизору в это время показывали, как правильно варить тыкву. Потом Тимка смотрел, как полезно есть творог , как вредно — тараканов. Потом тетеньки приглашали всех желающих работать в трамвайно-троллейбусное депо.
Потом трактор тащил толстые трубы и укладывал их в траншею. Потом у Тимки так разболелась голова, что пришлось пить таблетки.
Лежит Тимка на тахте с термометром, но телевизор не выключает. Вечером, когда стали показывать про телят (Тимка уже плохо соображал, что), в телевизоре вдруг что-то как затрещит, как взорвется!
И стало совсем темно. Тимка слетел с тахты и к телефону:
— Алле, алле! Командная пожарн. Взорвался телевизор! Что делать?
— Выкинуть, — мрачно сказал вошедший папа Тигр, — а тебя выпороть.
Чтение сказки Г. Юдина «Как варить компот». Запомните слова со звуком [к, к’], которые встретятся вам в сказке.
КАК ВАРИТЬ КОМПОТ
На одном дворе жили кот, коза, курица, корова и кролик. Однажды во двор вышел кот и закричал:
— Слушайте все! Я прочитал в старой книге, как сварить компот!
— Ну и как же его варить?
— Принесите каждый все самое вкусное, остальное — за мной. Вся компания отправилась искать все самое-самое вкусное, а кот тем временем разжег костер и повесил над ним котел с водой. Первой пришла коза и принесла капустную кочерыжку. Потом пришла курица и принесла пять зернышек кукурузы. Корова принесла арбузные корки, кролик — клевер, а сам кот достал из кармана кусок колбасы. Когда вода закипела, кот кинул кочерыжку, корки , кукурузу, клевер и колбасу в котел и закрыл крышкой.
Через некоторое время он позвонил в колокольчик.
— Готово! Кушайте на здоровье. Попробовали друзья, плюются:
— Компот называется! Сам ешь!
Почему же так невкусно получилось? — мрачно размышлял кот.
Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2014/10/27/skazki-gyudina