Ярусы_этажи_леса_растения

Этажи леса

Характерным признаком, по которому лес отличается от других экосистем, является то, что на его территории растет много деревьев и кустарников. Это сказывается на других растениях, а также на животных — обитателях леса. Лес можно сравнить с многоэтажным домом, где каждый из «этажей» образуют определенные растения и населяют животные. На каждом «этаже», имеющем название ярус, разное освещение, а поэтому различны и его обитатели.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 40

Дзержинского района г. Волгограда

Характерным признаком, по которому лес отличается от других экосистем, является то, что на его территории растет много деревьев и кустарников. Это сказывается на других растениях, а также на животных — обитателях леса. Лес можно сравнить с многоэтажным домом, где каждый из «этажей» образуют определенные растения и населяют животные. На каждом «этаже», имеющем название ярус, разное освещение, а поэтому различны и его обитатели.

Верхний ярус леса образуют самые высокие деревья. Это преимущественно дуб, сосна, ель, граб, клен, липа, ясень, береза, осина. «Этажом» ниже растут кустарники — лещина, боярышник, черемуха, бузина, терн, шиповник, волчеягодник и другие.

Кроны деревьев верхних ярусов леса и ветви кустарников заслоняют травянистые растения от солнечного света. Поэтому их в лесу обычно немного. Густую траву можно увидеть только на открытых полянах. Травянистые растения образуют отдельный ярус леса.

Лесные травянистые растения имеют преимущественно широкие листья (ландыш, лютик (рис. 1), барвинок, плющ, лесная земляника, орляк, кислица и другие). Это помогает им поглощать как можно больше солнечной энергии в условиях постоянного затенения. Ранневесенние растения — подснежники, пролеска, хохлатка, ветреница лютиковая — успевают прорасти и отцвести раньше, чем на деревьях распустится листва. Самый низкий ярус леса состоит из мхов и лишайников (рис. 2).

http://worldofschool.ru/public/page_images/654/57.jpg

Рис. 2. Ярусы леса: 1 — деревья; 2 — кустарники; 3 — травянистые растения; 4 — мхи и лишайники

В лесу обитают дикий кабан, медведь, лось, олень, волк, лиса, белка, куница, косуля, заяц, еж, мышь лесная, гадюка, различные птицы и насекомые, дождевые черви и другие животные. Как видите, животный мир леса богат (рис. 3) Поэтому и цепи питания здесь достаточно разнообразны.

Наше государство заботится о сохранении и приумножении лесов и других природных экосистем. Для этого создают заповедники. Заповедный — значит «охраняемый законом». На территории заповедника не разрешается охотиться на птиц и зверей, строить дома, рубить деревья, распахивать земли, прокладывать большие дороги и пр. Больше всего заповедных лесов в Украинских Карпатах и Крымских горах.

Читайте также:  Печеные_пирожки_картошкой_грибами

Рис. 3. Обитатели леса: 1 — олень; 2 — лиса; 3 — горлица; 4 — муравьи; 5 — волк; 6 — заяц .

Источник

«Экскурсия: «Лес, ярусы леса»
учебно-методический материал по экологии

Дети размещаются на заранее выбранной учителем лесной дорожке таким образом, чтобы учитель был в центре, и ученикам не приходилось стоять на траве.

Еще до начала экскурсии с ребятами необходимо было провести беседу о правилах поведения на природе, а сейчас нужно их повторить.

  • Как нужно вести себя на природе?
  • Где вы можете ходить?
  • Что можете делать?
  • Чего нельзя делать на природе?
  • Ребята, где мы с вами находимся?
  • Вам здесь нравится?
  • Гуляя по лесу, я часто вспоминаю различные стихотворения. Может быть с вами тоже это происходит?
  • Сейчас ребята (назвать четырех заранее подготовленных учеников) прочитают вам отрывки из стихотворений русских поэтов, а вы внимательно их послушайте и сравните.

(Дети читают наизусть четверостишия.)

— Понравились вам отрывки из стихотворений?

— Что общего у всех этих четверостиший? (Они все о лесе.)

  • А как выглядит лес в этих стихотворениях? Какие различия вы нашли? (В них описан лес в разные времена года.)
  • О каком времени года говорится в первом отрывке? Докажите. (Аналогично разбираются остальные четверостишия.)
  • А какое время года сейчас?
  • Какой сейчас месяц, год и число?
  • Какая погода стоит на дворе?
  • Как выглядит лес осенью?
  • Какие бывают леса? (Хвойные, лиственные и смешанные.)
  • Чем они отличаются друг от друга?
  • Рассмотрите внимательно растения, окружающие вас, и определите, в каком лесу вы находитесь.
  • На какие группы можно разделить растения этого леса? Найдите несколько вариантов ответа. (1. Хвойные и лиственные. 2. Деревья, кустарники, травы и мхи. 3. Может встретиться ответ: высокие, средние и низкие растения.)
  • Не мешают ли расти друг другу растения леса? ( Нет, потомучто они растут ярусами – этажами: выше всех деревья, ниже – кустарник, еще ниже – травы, грибы, а в самом низу – мхи.)
  • Ярусы леса принято считать сверху вниз. Назовите, пожалуйста, растения первого яруса – этажа, второго, третьего и четвертого.
  • А теперь назовите номера этажей – ярусов на которых растут кустарники, мхи, деревья, травы.
Читайте также:  Законодательство_об_охране_лесов_от_пожаров

(Можно повторить такие упражнения несколько раз для закрепления в виде игры в парах, группах или фронтально.)

  • Как вы думаете, случайно ли размещение растений в лесу этажами и почему? (Борьба за свет и тепло…)
  • Как вы думаете, растут ли этажами под землей корни растений? Если да, то как? (Самые глубокие корни у деревьев и т. д.)
  • * К какому ярусу вы отнесли бы молодые и еще пока низкие деревца? (Молодая поросль деревьев относится к первому ярусу, несмотря на их рост.)
  1. Практическая работа.
  • Только ли растения живут в лесу?
  • Сейчас мы попытаемся выяснить, для каких еще живых существ лес является родным домом.
  • Для этого мы разделимся на группы, каждая из которых получит конверт с заданием. За 15 минут группы должны обследовать территорию (указать границы) и предоставить классу отчет о своих исследованиях согласно данному заданию. Для работы вам нужны блокноты, карандаши и инструменты, которые можно получить у учителя.

(Дается некоторое время, чтобы дети могли разбиться на заранее сформированные группы. Группам раздаются конверты с заданиями. Дети начинают выполнять практическую работу с помощью инструкции, а учитель контролирует этот процесс и оказывает помощь.)

6. Отчет по практической работе.

По сигналу педагога группы собираются вместе и предоставляют результаты своей работы. После выступления группы ее участникам могут быть заданы вопросы, некоторые сведения могут вызвать спор, который стоит решить на месте, если для этого не будет препятствий.

  1. Подведение итогов экскурсии.
  • Понравилась ли вам экскурсия?
  • Какие открытия вы сделали сегодня?
  • Как размещаются растения и животные в лесу?
  • * Почему в лесу нужно ходить по тропинкам, а не где вам захочется?
  • Как нужно относиться к растениям, животным и почему?
  • Зачем нужен лес?

Мы знаем, что лес—это многоэтажный дом. И все этажи этого дома заняты птицами. Есть птицы, которые живут в подвальных этажах. Обычно их дом находится по берегам лесных рек. Они делают свои гнёзда в земле на обрывистом берегу реки. Так живут ласточки-береговушки.

На нижних этажах живёт соловей, козодой. Мы уже знаем, что соловей делает своё гнездо под кустом и прячет его. А козодой кладёт яйца прямо на земле и потом сидит на них, прикрывая их собой от врагов. Рябчик делает своё гнездо в виде глубокой ямки, а лесной конёк —под кустом или маленькой ёлочкой. На нижних этажах также живут славки.

Читайте также:  Зеленый_лес_полон_чудес

А вот свиристели—жители средних этажей. Они делают свои гнёзда в старых заболоченных лесах. В средних этажах делает своё большое гнездо кедровка. А коршун —житель только высоких этажей. Ястреба можно назвать жителем чердачного этажа. Своё гнездо он делает на самом высоком дереве. Мы говорили сейчас об открыто гнездящихся птицах. Но и дуплогнёздники живут на разных этажах леса.

Ниже всех из дуплогнёздников живёт синичка-гаичка. Она делает своё гнездо недалеко от земли. Её «старшая сестра»—лазоревка—тоже живёт в нижних этажах, но может жить и в средних. А самая старшая—большая синица—предпочитает средние и высокие этажи.

Горихвостка делает своё гнездо в дуплах, которые находятся в самом низу среднего этажа, а мухоловка—на средних этажах и иногда на высоких. Пищуха живёт на средних этажах, а гнездо поползня можно увидеть и в средних этажах, и в нижних.

Почти все лесные птицы живут на определённых этажах. Конечно, в одном лесу всех лесных птиц никогда не увидишь. Одни птицы живут только в хвойных лесах, например корольки, клесты, чижи. Другие—в смешанных или лиственных. А есть среди птиц и такие, гнёзда которых ты никогда не увидишь в лесах средней полосы. Здесь нет гнёзд свиристелей и чечёток. Эти птицы прилетают к нам только зимой, а весной они улетают на север и там делают свой гнёзда. Но в любом месте, в любом лесу птицы живут на определённом «этаже».

В лесах нашего округа можно встретить птиц: тетерева, глухаря, поползеня, дятла, клеста, ястреб-перепелятник, ястреб-тетеревятник, канюк, коршун черный неясыть серую, ушастая сова, сипуха, синица большая, трясогузка, сойка; зверей: белку, зайца, бурундука, лемминг, мышь, гадюка, крота и лесную мышь; насекомых: мух, муравьев, бабочек, пауков; растения: грибы, мох кукушкин лен и сфагнум, первоцвет, мать-и-мачеху, копытень, шиповник, бруснику, чернику, ель обыкновенную, сосну, пихту, сосну сибирскую(кедр), дуб, березу, осину, ясень, лесную малину.

При подготовке к экскурсии была использована литература:

  1. Дмитриев Ю. Д. Необыкновенное путешествие в обыкновенный Лес. — М.: Русский язык, 1991.
  2. Петров В. В. Растительный мир нащей Родины. – М.: Просвещение, 1981.
  3. Сухарев Ю. Ф. Природоведение //Учебно-методическое пособие к учебникам природоведения во вторых и третьих классах общеобразовательных школ (Разработки рабочих уроков). – Самарская область, г. Чапаевск, 1996.

Источник

Оцените статью