Ягодные культуры
К ягодным растениям относят большую группу многолетних кустарников, полукустарников и травянистых растений, образующих сочные плоды. В российских садах среди ягодных культур самыми распространенными являются земляника садовая, смородина, крыжовник, малина, ежевика и жимолость. Все чаще можно встретить на дачных участках голубику и клюкву, актинидию и лимонник. Шиповник часто используется в городском озеленении, а калину можно встретить не только в садах, но и на лесной опушке или просеке, да и в палисадниках деревенских домов и в городских посадках она не редка.
С тем, что ягоды – самое вкусное чудо лета, не поспоришь. И лучшим доказательством правоты этого утверждения является то, что именно ягодным культурам находится место в любом саду, а во многих, как правило, не самых больших, именно ягодные кусты преобладают, ведь ягоды – это вкус самого лета!
В условиях нашего не столь продолжительного и не всегда теплого лета явным достоинствам ягодных культур является то, что их урожай обычно созревает значительно раньше, чем у косточковых и семечковых культур. К тому же урожайность ягодников при заботливом уходе и грамотной агротехнике весьма высока. Немалым преимуществом ягодников является и то, что при их размножении вегетативным путем получить первый урожай можно уже на 2-3-й год после посадки.
Ягодные кустарники обладают и декоративными свойствами, что позволяет их с большим успехом использовать в ландшафтном дизайне при создании различных композиций и живых изгородей.
Ягоды не только очень вкусны, но и полезны, поскольку обладают богатым набором различных биоактивных соединений, а также витаминами, органическими кислотами, пектином и сахарами. Практически все наши ягоды имеют еще лечебные свойства и могут выступать вкусной альтернативой лекарственным препаратам, а также мощным профилактическим средством.
Для многих настоящих хозяек лето – это пора заготовок на зиму летнего урожая и, в первую очередь, заготовки ягод. Каких только вкусных кушаний ни приготовишь из спелых ягодок – варенье и компоты, конфитюры и морсы, соки и мармелады, кисели и вина, соусы и наливки. А для всех членов семьи в холодную пору эта ягодная вкуснятина – лучшее воспоминание о лете, как теплый поцелуй солнца на губах!
| Акигуми Редкая культура из семейства лоховые, больше пригодная для выращивания на юге России. В средней полосе России дает урожай только при условии укрытия ветвей на зиму, и тот вызревает не весь. |
| Актинидия Эти реликтовые растения уцелели с незапамятных времен, но сегодня их чаще можно встретить не в наших садах, а на прилавках супермаркетов. |
| Брусника Долгое время считавшаяся культурой «дикой», на сегодняшний день ее культивируют в промышленных масштабах практически все развитые страны. |
| Голубика Из основных плодовых культур, по срокам освоения сельскохозяйственным производством, эта ягода является одной из последних: ее возделывание началось лишь в XX в. |
| Гуми Редкое плодовое растение, выращиваемое в садах любителей. Имеет очень эффектные и полезные плоды-костянки. Для средней полосы России культура сложная, требующая правильной обрезки и укрытия. |
| Ежевика Десятки уникальных крупноплодных сортов этой культуры обладают сладкой ягодой, превосходящей малину по вкусовым качествам, размеру и урожайности. |
| Жимолость Скороплодная и скороспелая культура с высокой зимостойкостью, с ягодами замечательными на вкус и богатыми витаминами, отличный медонос. |
| Земклуника Гибрид садовой крупноплодной земляники с клубникой Миланской. Земклуника от клубники позаимствовала приятный аромат и вкус, а от земляники — крупноплодность. |
| Земляника Одна из самых популярных и любимых ягодных культур, имеет два имени — повелось в народе называть ягоду, собираемую в лесу земляникой, а выращиваемую у себя в саду — клубникой. |
| Калина Ее можно встретить почти в каждом лесу — на опушке, просеке, поляне. Да и в палисадниках деревенских домов, на дачных участках, и в городских посадках – она не редка. |
| Клюква Клюква – знатный доктор, веками она и лечит, и кормит, защищает от болезней и укрепляет организм, не давая появиться всяким хворям. |
| Крыжовник Немногие культуры могут конкурировать с крыжовником в разнообразии окрасок и форм, величины и вкуса ягод. По разным оценкам, у него насчитывается от 1500 до 4900 сортов! |
| Лимонник Эта вьющаяся листопадная лиана со съедобными ягодами выгодно отличается своей красотой и своими ценными свойствами. |
| Малина Одна из основных и традиционно любимых ягод в лесу и на участке. Легко размножается, поздно цветет, довольно неприхотлива и не требует сложного ухода. |
| Облепиха Природный доктор «от корней до семян»; вкусное лакомство и в свежем виде, и мороженая; ценное декоративное растение — это все облепиха. |
| Смородина Без нее просто невозможно представить себе ни одну русскую усадьбу, начиная с XI века. Не только вкусные и целебные ягоды, но и декоративность — ее достоинства. |
| Шиповник Часто его называют «дикая роза». Красота его цветков привлекает взор, а поливитаминные плоды его таят в себе чудесный эликсир здоровья и долголетия. |
Источник
Значение плодоводства.
3. Разрежьте плоды яблони, груши, вишни, сливы, абрикоса вдоль посередине. Рассмотрите строение и определите тип этих сочных плодов.
Сделайте схематические рисунки плодов (в разрезе). Объясните названия групп, к которым относятся изучаемые культуры; запишите свои выводы в тетради.
4. Изучите строение плодов ягодных культур, выращиваемых в вашей местности: смородины, крыжовника, винограда, малины, земляники и других; определите, к какому типу относится каждый из них.
Сравните ботанические и хозяйственные названия плодов; объясните название группы плодово-ягодных культур, плоды которых вы рассмотрели. Сделайте в тетради записи и зарисовки (табл. 7).
Таблица 7. Плоды ягодных культур нашей местности
5. Осмотрите насаждения плодово-ягодных растений на школьном участке, в саду местного хозяйства или опытной станции. Установите, к каким группам относятся рассматриваемые культуры по особенностям надземной системы.
Заполните табл. 8.
Таблица 8. Формы плодово-ягодных культур растений наших садов
6. Ознакомьтесь с биологическими особенностями и хозяйственным использованием важнейших плодовых и ягодных пород, выращиваемых в зоне расположения школы; составьте их краткую характеристику (табл. 9).
Таблица 9. Характеристика основных плодово-ягодных пород нашего региона
7. Узнайте, к каким ботаническим семействам относятся основные культуры, выращиваемые в садах и ягодниках вашего региона.
Заполните табл. 10.
Таблица 10. Ботаническая классификация плодово-ягодных культур
8. Объясните, почему непохожие друг на друга по внешнему виду растения яблони, малины и земляники относят к одному и тому же семейству Розанные.
Заполните табл. 11.
Таблица 11. Растения семейства розанных
9. Рассмотрите соцветия и цветки яблони, груши, вишни и сливы в саду учебно-опытного или вашего приусадебного участка (рис. 5).
Рис. 5. Строение цветков вишни (слева) и яблони (справа):
1 – лепесток; 2 – тычинка; 3 – пестик с завязью;
4 – чашелистик; 5 – цветоложе; 6 – цветоножка
Определите тип соцветий и зарисуйте их схемы в тетради. Составьте формулу цветков этих культур и объясните сходство в их строении.
4. Плодово-ягодные растения в русских пословицах, поговорках и загадках
Плодовые и ягодные растения, произрастающие в естественных природных условиях, известны в нашей стране с доисторических времен. Однако культурное их разведение началось значительно позже и развивалось весьма медленно.
Земляника – культура из группы ягодных пород
Известно, например, что, начиная с Х в., плодоводством стали заниматься на территории Киевской Руси в монастырях и на княжеских землях. В ХV–ХVI вв. разводили сады в Москве и ее окрестностях. В XIX в. с развитием капитализма в России быстро увеличивалась численность городского населения, что вызвало повышенный спрос на продукты сельского хозяйства, в том числе на плоды и ягоды. Это послужило важной причиной расширения площадей под плодово-ягодные насаждения.
В 80–90-х гг. XIX столетия на юге Российской империи, главным образом в Крыму, началась закладка промышленных садов; затем постепенно плодоводство продвинулось и в центральные губернии. Площадь под садами в 1913 г. составила 655 тыс. га.
Персик – представитель группы косточковых пород
В отличие от монастырей и помещичьих хозяйств, где издавна разводили плодовые и ягодные культуры, основная масса крестьянства не в состоянии была заниматься плодоводством. Это объяснялось суровыми зимами в большинстве регионов России, малоземельем и другими причинами.
Интересно, что в сборнике этнографа и писателя В.И. Даля (1801–1872) «Пословицы русского народа», завершенном им в 1853 г. и содержащем богатейший материал (более 30 тыс. пословиц, поговорок, метких слов и пр.), мы находим пословицы о плодово-ягодных растениях, разводимых в садах.
Приведем некоторые из них: «Сладко вишенье, да барско кушанье», «Не наша еда лимоны, есть их иному», «Недорог виноград терский, дорог хлеб деревенский, немного укусишь, а полон рот нажуешь», «Ягоду не видал сорок два года, а хоть бы и век, так нужды нет».
Груша – представитель группы семечковых пород
Значительное число пословиц, поговорок и загадок посвящено дикорастущим плодовым и ягодным растениям, широко распространенным в европейской части страны, на Урале, в Сибири и в других регионах. Дикорастущие плоды, ягоды, орехи с давних времен использовались в свежем или переработанном виде, а в ряде северных и восточных районов служили для населения основным источником витаминного питания.
В старинных загадках, дошедших до наших дней, речь идет о лесной яблоне, рябине, шиповнике, бруснике, лесном орехе (лещине) и других дикорастущих породах.
«Середь лесу дежа (квашня) киснет». (Яблоня.)
«Под ярусом, ярусом висит зипун с красным гарусом». (Рябина.)
«Сидит колюка на вилах, одета во багрянец, кто пойдет, того кольнет». (Шиповник.)
«Бегут, бегут рябчики по липову мосту, увидели море, бросились в воду». (Бруснику катают по решету.)
«Около гладко, в середке сладко, про ту сласть есть у нас снасть». (Орех.)
1. Подготовьте на основе рекомендованной учителем литературы сообщение на тему «Плодово-ягодные растения в устном народном творчестве».
2. Найдите в сборнике В.Даля «Пословицы русского народа» пословицы, поговорки и загадки о плодовых и ягодных растениях.
Объясните смысл содержащихся в сборнике пословиц, а также укажите, какие особенности растений нашли отражение в загадках. Запишите свои выводы в тетради.
3. Найдите в сборнике В.Даля «Пословицы русского народа» загадки о дикорастущих плодово-ягодных растениях нашей страны. Узнайте о распространении и хозяйственном значении этих пород; расскажите об изученных растениях на занятии.
*Планирование занятий по курсу «Ботаника с основами растениеводства» см.: «Биология», № 3–6/2001.
Источник