Яблоня садовая чем ты не лесная

Яблоня садовая чем ты не лесная

[Опубликовано на сайте 24.10.2006]
[Обновлено 07.06.2007]

Вы можете скопировать для себя этот материал в формате .rar

Для этого правой клавишей «мыши» вызовите контекстное меню и выбирете из списка «Сохранить объект как». Укажите путь, куда сохранить данный файл.

Скачать: (303 Kb)
Главная / Книги /

Что может быть хуже змей?

Источник: Прокофьев О. Н. Удивительное рядом. Пособие для учащихся. — М.: «Просвещение», 1973, с. 6.

Волк оленю друг?

Источник: Прокофьев О. Н. Удивительное рядом. Пособие для учащихся. — М.: «Просвещение», 1973, с. 6.

«Эжак» — по-камерунски значит «свита»

Комментарий
Многие хищники применяют в своей охоте прием «Вспугивание».

Мухи-тахины откладывают яйца в тела своих жертв — бабочек — только на лету, они сопровождают крупных животных или людей, облетая их впереди и поджидая взлетающих из-под их ног бабочек.

Сокол-чеглок летит рядом с поездом и использует локомотив в качестве загонщика. Грохот железных колес выгоняет птиц из придорожных кустов, и они оказываются в когтях чеглока.

А вспомните охотников — они вспугивают сидящих на воде уток перед тем, как сделать выстрел, потому что сидящую на воде утку убить гораздо труднее — все важнейшие органы ее тела надежно прикрыты перьями крыльев и хорошо предохраняют птиц от порции дроби.

Чтобы подложить свои яйца в гнезда других птиц, кукушке сперва нужно обнаружить их, ведь гнезда мелких птиц всегда хорошо замаскированы. Кукушка добивается того, что птицы сами показывают ей, где их гнездо. Как? Окрас кукушки похож на окрас ястреба-перепелятника, она имеет такую же величину и такой же полет. Кукушка летит очень низко и громко хлопает крыльями, вспугивая птиц и поднимая их с гнезда. Так она обнаруживает его местонахождение и затем откладывает туда яйцо.

А вот что делает белый медведь: он тихонько подкрадывается к стаду моржей и начинает дико орать. Перепуганные моржи бросаются наутек к воде сплошной лавиной, но при этом в панике давят малышей, да и старые при этом могут погибнут — это и нужно медведю.

Источники:
Кучеренко С.. Полярный странник. ЮН №6, 1990, с.29.
Мариковский П. И. Насекомые защищаются. — М.: «Наука», 1978, с. 35.
Сергеев Б. Ф. Жизнь лесных дебрей. — М.: «Молодая гвардия»,
1988, с. 34.
Старикович С. Ф. Зачем барану рога, а воробью розовые очки? — М.: «Детская литература», 1991, с. 141.

Ах, эти летние дожди…

Источник: Мариковский П. И. Насекомые защищаются. — М.: «Наука», 1978, с. 114.

Безгусеничное будущее


Допустим, что решили провести эксперимент и уничтожили всех гусениц.
Спрогнозируйте развитие событий в данном биогеоценозе в случае полного исчезновения гусениц.
Ответ
Листва останется целой, не будет поедаться гусеницами. Осенью она вся опадет, ее слой будет так обилен, что не будет переработан дождевыми червями и другими почвенными организмами. Из года в год лесная подстилка будет становиться мощнее, изменится газовый и водный обмен между почвой и воздухом. Упавшим с деревьев семенам будет все труднее добраться до земли. Возобновление леса прекратится, корни взрослых деревьев начнут отмирать. Лес начнет погибать.

Читайте также:  Закупаю саженцы декоративных кустарников

Источник: Прокофьев О. Н. Удивительное рядом. Пособие для учащихся. — М.: «Просвещение», 1973, с. 6.

Воловья птица — друг бизона

Вопрос на засыпку
А как же воловьи птицы откладывали яйца и высиживали птенцов?
Ответ
А яйца они подкладывали в гнезда других птиц, как наши кукушки.

Источник: Сергеев Б. Ф. Жизнь лесных дебрей. — М.: «Молодая гвардия», 1988, с. 121.

Жить на юге не могу — полечу-ка я в тайгу… — разбор

Подсказка
Для того, чтобы решить эту задачу, зададим несколько вопросов и ответим на них.

  1. Как сделать, чтобы зверья зимовало больше? — Условия для зимовки должны быть благоприятными.
  2. Как сделать, чтобы условия для зимовки были благоприятными? — Должно быть жилище и много корма.
  3. Как сделать, чтобы было жилище и много корма? — Жилище можно построить в любом лесу, хотя, конечно, в хвойном лесу с дуплами посложнее, а вот что касается корма…

Ответ
Несмотря на кажущуюся парадоксальность, ничего необычного в том, что «зимовщиков» в тайге больше, нет. Количество активно зимующих видов определяется не количеством пищи вообще, а наличием доступной пищи. В хвойных лесах есть такие виды кормов, которых просто не может быть у их южных соседей. Это, во-первых, хвоя, остающаяся зеленой и съедобной на протяжении всего года, и, во-вторых, семена хвойных деревьев. Зрелые шишки висят на деревьях до конца зимы.

Источник: Сергеев Б. Ф. Жизнь лесных дебрей. — М.: «Молодая гвардия», 1988, с. 45.

Яблонька садовая, чем ты не лесная?

Источник: Акимушкин И. И. Причуды природы. — М.: «Мысль»,
1981, с. 185.

«Давление» зубров


Предложите, как можно уменьшить давление зубров на природу и предотвратить экологическое бедствие.
Ответ
Численность зубров находится под контролем специалистов, а площадь их обитания достаточно обширна. Кроме того, чтобы уменьшить повреждение леса, зубров постоянно подкармливают, сооружают для них специальные решетки, где они любят тереться боками.

Источник: личные наблюдения авторов и информация научного работника Беловежской пущи.

Ах ты, ночка луговая…


В полночь здесь устраивается прямо-таки массовое гулянье: пируют слизни, гусеницы, личинки листоедов, травяные жужелицы. По ночам из укрытий вылезают сороконожки, мокрицы и кисяки.
Почему большинство обитателей луга не спят по ночам? Ведь те, которые питаются растениями, могут есть их и днем, а ночью хищников ничуть не меньше.
Ответ
Насекомым нужно не только поесть, но и испить росы, которая конденсируется на растениях только ночью.

Источник: Старикович С. Ф. Зачем барану рога, а воробью розовые очки? — М.: «Детская литература», 1991, с. 13.

Где же выгоднее жить?

Вопрос на засыпку
Кстати, а почему эти водоросли (фитопланктон) обитают только у самой поверхности?
Ответ
Фитопланктон обитает там, где есть солнечный свет — без света для растений невозможен фотосинтез и нет жизни.

Но водоросли в процессе фотосинтеза выделяет вещества, которые вредно действуют на зоопланктон, можно даже сказать, являются для них ядом. Кроме этого, животные сумеречной зоны, расположенной ниже, оказываются энергетически в более выгодном положении…

Вопрос на засыпку-2
Почему более выгодно находиться в сумеречной зоне?
Ответ
Это выгоднее, так как вода здесь более холодная, все жизненные обменные процессы при понижении температуры замедляются, и животным этой зоны требуется меньше пищи, чем обитателям поверхностных вод.

Противоречие
С одной стороны, животные должны находиться в поверхностном слое воды, чтобы питаться, и, с другой стороны, не должны здесь находиться, так как в этом слое тратится слишком много энергии и, кроме того, поверхностные воды становятся для них ядовитыми во время фотосинтеза фитопланктона.
Где же жить зоопланктону?

Подсказка
Разрешим противоречие с помощью приема «Разделение во времени».
Ответ
Зоопланктонные организмы днем опускается на глубину, а ночью, когда фотосинтез не происходит и поверхностные воды становятся холоднее, поднимаются в поверхностную зону для питания.

Читайте также:  Если не ухаживать яблонями

Кроме того, есть и другое решение: многие микроскопические животные к поверхности вообще никогда не поднимаются, а питаются отмирающими растениями, падающими из верхних слоев непрерывным дождем.

Вопрос на засыпку-3
Кстати, почему они опускаются вниз, а не остаются плавать на поверхности?

Вопрос на засыпку-4
А как планктонные организмы узнают, что пора подниматься к обеду?
Ответ
Вертикальное перемещение зоопланктона определяется освещенностью. Яркий солнечный свет, оказывается, также губительно действует на него. Поэтому подъем или погружение планктона начинается при изменении освещенности.

Источники:
Горский Н. Н. Тайны океана. — М.: «Наука», 1968, с. 125, 149.
Лори А. Живой океан. — Л.: «Гидрометеоиздат», 1976, с. 61.

Зеленое море тайги…

Источник: Сергеев Б. Ф. Жизнь лесных дебрей. — М.: «Молодая гвардия», 1988, с. 43.

Точки роста: проблемы, вопросы, на которые нет ответов

  • Баобабы — деревья-отшельники. Они не выносят присутствия другой растительности. Почему, пока непонятно.
  • В Антарктиде практически отсутствуют болезнетворные микробы и вирусы, а поэтому аборигены ее — пингвины — не имеют против них иммунитета.


Попадая в зоопарк, безоружная против заболеваний птица гибнет часто от пустяка…
А вот змеи и моллюски невосприимчивы ко всем вирусам. Вирусы не обнаружены пока также у мхов, лишайников, дрожжей, грибов и хвойных растений. Почему — непонятно…

Источник статьи: http://1.guinway.z8.ru/art/book/3_3.html

Яблонька садовая, чем ты не лесная?

В промышленном садоводстве яблони и груши страдают от многочисленных вредителей — плодожорки, огневки, десятков иных паразитов. Если деревья не обрабатывать специальными инсектицидами, то урожай вообще может погибнуть. Интересно, что эти же деревья, растущие в лесу, практически не подвержены нападению вредителей. Попробуйте объяснить, почему?

Ответ. В естественных условиях растения окружены “защитниками”. Пижма, полынь, бузина, мята — эти растения выделяют сложные эфиры, которые очень сильно действуют на

насекомых-вредителей. В промышленной монокультуре этого полезного взаимодействия нет.

Выполнить тест прислать на почтуspiridonova.1968@yandex.ru)

Задание № 2. Из предложенных вариантов выберите верный.выполнить письменно

1. Взаимодействие между популяцией лосей и синицами в лесу: ни одна популяция напрямую не влияет на другую. Данный тип взаимодействия называется:

1) нейтрализм;

2) аменсализм;

3) мутуализм;

Протокооперация.

2. Сосна подавляет рост светолюбивой травы под собой, сама не испытывает отрицательного воздействия. Данный тип взаимодействия называется:

1) комменсализм;

2) аменсализм;

3) мутуализм;

Протокооперация.

3. Если в экологической системе два или более вида со сходными экологическими требованиями обитают совместно, между ними возникают взаимоотношения отрицательного типа. Например, если лиса поймала полёвку, значит, сове она не достанется. Данный тип взаимодействия называется:

1) конкуренция;

2) аменсализм;

3) хищничество;

Паразитизм.

4. Форма взаимоотношений, при которой один вид получает какое –либо преимущество, но не принося другому ни вреда, ни пользы, например, взаимоотношение между акулой и рыбой-прилипалой, — такая форма взаимоотношений называется:

1) протокооперация;

2) мутуализм;

3) комменсализм;

Аменсализм.

5. Нахлебничество – потребление остатков пищи за каким-то организмом (песцы в тундре следуют за медведем и доедают остатки его пищи). Данная форма взаимоотношений называется:

1) комменсализм;

2) аменсализм;

3) мутуализм;

Протокооперация.

6. Сотрапезничество – потребление разных веществ одного и того же ресурса (взаимоотношения между почвенными бактериями, перерабатывающими растительные остатки до минеральных солей, и высшими растениями, которые используют образовавшиеся при этом минеральные соли). Данная форма взаимоотношений называется:

1) комменсализм;

2) аменсализм;

3) мутуализм;

Протокооперация.

7. Квартиранство – использование одними видами других в качестве убежища или жилища (рыба горчак откладывает икру в мантийную полость двустворчатого моллюска; лишайники на коре деревьев). Данная форма взаимоотношений называется:

Читайте также:  Описание сорта яблони фуджи ред

8. Взаимоотношения, каких организмов относятся к симбиотическим:

1) бобовые растения и азотфиксирующие бактерии;

4) человек и виру гриппа.

9. Как называются отношения между аскаридой и человеком:

10. На рисунке изображены рак-отшельник и актиния. К какому типу взаимоотношений относятся взаимоотношения этих организмов.

Ответ:

Задание № 3.Вставьте в текст “Взаимоотношения живых организмов” пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

Источник статьи: http://studopedia.ru/24_110_yablonka-sadovaya-chem-ti-ne-lesnaya.html

Яблонька садовая, чем ты не лесная?

В промышленном садоводстве яблони и груши страдают от многочисленных вредителей — плодожорки, огневки, десятков иных паразитов. Если деревья не обрабатывать специальными инсектицидами, то урожай вообще может погибнуть. Интересно, что эти же деревья, растущие в лесу, практически не подвержены нападению вредителей. Попробуйте объяснить, почему?

Ответ. В естественных условиях растения окружены “защитниками”. Пижма, полынь, бузина, мята — эти растения выделяют сложные эфиры, которые очень сильно действуют на

насекомых-вредителей. В промышленной монокультуре этого полезного взаимодействия нет.

Задание № 2. Изпредложенных вариантов выберите верный.

1. Взаимодействие между популяцией лосей и синицами в лесу: ни одна популяция напрямую не влияет на другую. Данный тип взаимодействия называется:

2. Сосна подавляет рост светолюбивой травы под собой, сама не испытывает отрицательного воздействия. Данный тип взаимодействия называется:

3. Если в экологической системе два или более вида со сходными экологическими требованиями обитают совместно, между ними возникают взаимоотношения отрицательного типа. Например, если лиса поймала полёвку, значит, сове она не достанется. Данный тип взаимодействия называется:

4. Форма взаимоотношений, при которой один вид получает какое –либо преимущество, но не принося другому ни вреда, ни пользы, например, взаимоотношение между акулой и рыбой-прилипалой, — такая форма взаимоотношений называется:

5. Нахлебничество – потребление остатков пищи за каким-то организмом (песцы в тундре следуют за медведем и доедают остатки его пищи). Данная форма взаимоотношений называется:

6. Сотрапезничество – потребление разных веществ одного и того же ресурса (взаимоотношения между почвенными бактериями, перерабатывающими растительные остатки до минеральных солей, и высшими растениями, которые используют образовавшиеся при этом минеральные соли). Данная форма взаимоотношений называется:

7. Квартиранство – использование одними видами других в качестве убежища или жилища (рыба горчак откладывает икру в мантийную полость двустворчатого моллюска; лишайники на коре деревьев). Данная форма взаимоотношений называется:

8. Взаимоотношения, каких организмов относятся к симбиотическим:

1) бобовые растения и азотфиксирующие бактерии;

4) человек и виру гриппа.

9. Как называются отношения между аскаридой и человеком:

10. На рисунке изображены рак-отшельник и актиния. К какому типу взаимоотношений относятся взаимоотношения этих организмов.

Ответ:

Задание № 3.Вставьте в текст “Взаимоотношения живых организмов” пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

Взаимоотношения живых организмов

Между видами живых организмов существуют разные типы взаимоотношений. Взаимоотношения, при которых один из участников — ______(А) – умерщвляет другого________(Б) и использует его в качестве пищи, называется _________ (В). Частым случаем этого типа взаимоотношений является _____________ (Г) – умерщвление и поедание себе подобных.

Перечень терминов: 1) паразитизм; 2) симбиоз; 3) каннибализм; 4) хищничество; 5) хищник; 6) жертва; 7) паразит; 8) хозяин.

Ответ.

Задание № 4.Установите соответствие между организмами и типом отношений между ними. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов. За каждый правильный ответ 2 балла. Всего 10 баллов.

Источник статьи: http://poisk-ru.ru/s38802t21.html

Оцените статью