Прочитайте онлайн Ленинградские рассказы | Яблоня
В бомбоубежище погас свет. Оно сразу наполнилось криком и шумом отодвигаемых скамеек и стульев, потом какой-то голос прокричал:
— Тише, товарищи, сидите спокойно!
И люди стали сидеть в темноте. Налет длился уже несколько часов. Художник сидел на складном стуле, с которым он выезжал на летние этюды. Сейчас этот легкий трехногий, его собственной конструкции стул очень пригодился. Художник жил в маленьком домике, одноэтажном, старом, одном из тех многих ветеранов, какие еще стоят на широких улицах Петроградской стороны. Перед домиком был сад, и в саду — старый запущенный фонтан со ржавой трубой и гранитом, покрытым мохом. Сейчас глубокий снег скрыл его, и художник менее всего думал в эти часы о домике, саде и фонтане.
Его сознание смутно регистрировало разговоры соседей, восклицания ужаса и удивления, плач детей. Плотный черный мрак закутал его с головой, как плащ.
— Надо было давно уехать, — сказал кто-то раздраженно.
И он подумал: да, в самом деле, какая глупость, что он не уехал. Никакой трусости в этом нет. Он сейчас рисует плакаты, и они пользуются успехом, они висят на улицах и в клубах, в землянках на фронте — это верно. Но ведь он мог их рисовать не обязательно в Ленинграде. Да и условия работы здесь стали нестерпимо трудными. Холодная мастерская, окоченевшие пальцы плохо держат карандаш, печурка ничего не греет, никак не можешь согреться. Бомбоубежища у него в маленьком домишке, естественно, нет, он бегает в соседний огромный дом отсиживаться долгими часами; он простужен, устал, кашляет, недоедает уже давно. Руки покрылись какой-то корой от холода, опухли. Это ревматизм или что-то вроде. Ему трудно ходить на большие расстояния, от дома до Союза художников, трамвая нет. Вот и свет погас. А ему рассказывали, что стоит отъехать на Волгу, и там города, залитые светом, теплые комнаты, есть в изобилии еда, там живут его товарищи, которые вовремя уехали… Да, да, какая глупость сидеть здесь в темноте, в холоде, в голоде и ждать бомбы на голову…
Время от времени дом содрогался сверху донизу, и тогда все затихали, а потом несколько минут царил дикий галдеж. Понемногу восстанавливалось спокойствие. Мрак, казалось, сгущался еще больше. Художник потерял представление о времени. Он вошел в подвал вечером. Сейчас уже, вероятно, поздно. Налет безобразно затянулся. Опять долетел гул удара, опять и опять… «Бросают бомбы», — тоскливо подумал он. Вот и город, который он так любил, изменился. Его жалко до боли, до слез. Как все это мрачно и грустно. Вот сейчас кончится эта тревога, он выйдет на улицу и, может быть, увидит новые развалины домов, пожары, груды обломков… Эти квартиры, где висят в воздухе кровати и шкафы, зацепившиеся за балки, жалкий инвентарь человеческого быта.
Тонко заплакал в углу невидимый ребенок. Художник стал представлять себе сквозь мрак эту детскую головку с широко открытыми глазами, полными слез. Может быть, он спал и проснулся, заплакал, испугавшись темноты. Нарисовать бомбоубежище — вот почти такое, только освещенное свечами. Это дрожащее пламя, пробегающее по лицам, черные тени на стене, настороженные фигуры, старухи, кутающиеся в старые шубы, молодые люди, шушукающиеся в углу, дети, которых прижали к груди молодые матери.
Свет блеснул на лестнице, и со двора донеслись в открытые двери звуки отбоя.
Тревога наконец кончилась.
Художник не торопился выходить. Он подождал, пока толпа втянулась в узкий проход, и ушел почти последним, ощупью, держась за холодные стены.
Он боялся, что увидит развалины вот сейчас, тут же рядом. Он думал, что он, так же спотыкаясь, проберется к своему маленькому домику, до которого два шага.
Он вышел на улицу и остановился, недоумевающий и растерянный.
Все было залито ослепительным, могучим лунным светом. Огромная, почти фиолетовая луна в морозной дымке висела над брандмауэрами в высоте зелено-синего неба, на котором расположились курчавые, белые, как отары белых мериносов, облака. Небо, казалось, звенело от холода и света. Пустые стены больших домов, выходивших на пустырь, были как бронзовые. Снег сладко хрустел. Атласно-голубые тени лежали на богатых сугробах вдоль улицы. Такая обычная, она сияла неизъяснимой прелестью.
Он шагнул к своему домику и не мог узнать места. Он очутился в саду, который был сказочен, как сон. На деревьях лежал иней в три пальца толщины. Каждая веточка была как бы отделана искуснейшим мастером, искрилась, источала сияние, непонятные огоньки бегали по верхушкам, где лежали соболиные шапки снега, — казалось, деревья одеты для торжественного танца и они сейчас поведут хоровод вокруг художника, сомкнув свои сверкающие руки и потряхивая алмазами во все стороны.
Посредине этого чудесного сада стояло дерево обвораживающей красоты. Все, что украшало другие деревья, — блестки, сиянье, искры, алмазы, — все было приумножено на нем, и все достигало совершенства, какого не могут сотворить человеческие руки. Дерево горело холодным изумительным огнем, оно, как белый костер, выбрасывало снежное пламя, и пламя это ни на мгновение не прекращало своей огненной игры.
Художник стоял, ничего не понимая, погруженный в немое созерцание. Он не узнавал места, не мог понять, как же он очутился в саду и где он вообще находится.
Он оглянулся. По улице шел народ. Слышался молодой смех и веселое скрипение снега. Он снял шапку и секунду стоял с закрытыми глазами. Он пришел в себя. Раскрыв глаза, он как бы вернулся на землю. Он стоял в собственном саду, пройдя прямо к фонтану, занесенному снегом. Как же он миновал забор, огораживавший сад? Забора никакого не было. Могучая воздушная волна взрыва унесла его, разбросав далеко по улице, начисто смела все эти старые, дырявые доски. Дерево ослепительной красоты — была его знакомая старая яблоня, стоявшая всегда скромно у фонтана.
Он оглянулся и увидел город, залитый фиолетовой колдовской луной. Прекрасный город вставал вокруг него в неизмеримой, неповторимой красоте.
Художник смотрел на него, как будто родился заново. Все его мрачные мысли, раздиравшие его там, в подвале, исчезли. Как? Уехать из этого изумительного мира красоты, героизма, труда, великолепия! Разве отсюда уедешь? Никогда и никуда!
Этот город надо защищать до последнего вздоха, до последней капли крови, надо отбросить от его стен врагов, надо истребить их без остатка, а уехать — нет, никогда! И художник все стоял и смотрел — и не мог насмотреться и надивиться, полный великой радости и гордости.
Источник статьи: http://litra.info/book/leningradskiye-rasskazy/page-20.html
Промежуточная аттестация. Литературное чтение 2 класс. Итоговая комплексная работа.
Просмотр содержимого документа
«Промежуточная аттестация. Литературное чтение 2 класс. Итоговая комплексная работа.»
Литературное чтение 2 класс.
Итоговая комплексная работа.
Ф.И. учащегося _______________________________________________________
Яблоня стоит посреди огорода. На ней едва проклюнулись 1 маленькие сморщенные листочки. Зато раскидистые коричневые ветви дерева сплошь покрыты бело-розовыми цветами. Васе кажется, что во двор опустилось белое облачко. Опустилось и запуталось в яблоневых ветвях.
— Сейчас её побелим. – говорит дедушка.
Он насыпал в ведерко извести 2 ,налил туда воды и размешал. Потом макнул щётку в ведёрко, провёл ею по стволу яблони.
— А знаешь, зачем мы белим яблоню известью? – спросил дедушка.
— Знаю, — сказал Вася, — чтоб красивая была. Вся белая!
— Ну что ж, может, и так….. – дедушка молчал. – Но главное, чтобы вредители, всякие там жучки-червяки, не точили 3 дерево.
Вася тянет руку к щётке.
Вверх – вниз, вверх-вниз. Васе кажется, что щёткой он гладит шершавую кору дерева. Мальчик любит яблоню. Она такая красивая, сильная! Вася помнит, что первая проталина в снегу появилась весной возле ствола яблони. Дерево и солнце стали бороться с зимой и победили её.
Вася услышал тяжёлое гудение. Пчела, как маленький вертолёт, повисла над цветком. На задних ножках у неё были странные жёлтые шарики.
— Дедушка, смотри, какие толстые ножки у этой пчелы!
Дедушка тоже глядит на пчёлу:
— Ишь как нагрузилась – еле летит! У неё на задних ножках есть углубления – корзинками их называют. В эти корзинки пчела и собирает с цветов пыльцу. Ту, что остается у тебя на носу, когда цветок нюхаешь. А пыльца – это пчелиный хлеб.
Ай, да яблонька-заботница, добрая работница! Только сама ожила – и сразу же пчёлок кормить!
По Е. Олейникову (245 слов)
1 Проклюнулись – вышли наружу.
2 Известь – вещество белого цвета. Используют для побелки.
3 Точить (дерево) – (здесь) делать в дереве дыры.
1. Определи жанр произведения.
1) рассказ 2) сказка 3) басня
2. Где происходили события, описанные в тексте?
1) в саду 2) в лесу 3) в огороде
3. Что сделали дедушка с внуком, чтобы спасти яблоню от вредителей?
1) окопали яблоню 2) победили яблоню 3) помыли яблоню
4. С чем сравнивает автор цветение яблони?
1) с проталиной 2) с известью 3) с белым облаком
5. О каком насекомом дедушка рассказал внуку?
1) о жучке 2) о пчеле 3) о жучке-вредителе
6. В какое время года происходят события, описанные в тексте?
1) весной 2) летом 3) осенью
7. Определи порядок пунктов плана.
А) Белое облачко в яблоневых ветвях.
Б) Яблонька кормит пчел.
В) Прилет пчелы к яблоне.
Г) Побелка яблони.
8.Подтверди словами из текста, что яблонька действительно является доброй работницей.
9. С чем автор сравнивает пчелу?_________________________________________________________
10. Используя текст произведения, допиши словосочетания.
Маленькие сморщенные ____________________________________________________
11. Выпиши из текста вопросительное предложение.
12.Какую новую информацию ты получил при чтении данного текста?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
с белым облаком
Ай, да яблонька-заботница, добрая работница! Только сама ожила – и сразу же пчёлок кормить
как маленький вертолёт
маленькие сморщенные листочки ;
раскидистые коричневые ветви
А знаешь, зачем мы белим яблоню известью? – спросил дедушка.
Общее количество баллов.
«2» — 6 баллов и менее
Литературное чтение 2 класс.
Итоговая комплексная работа.
Ф.И. учащегося _______________________________________________________
Наконец настал день, когда Кошкин и собака Алый попрощались со школой собачьих инструкторов. Они поехали служить на границу. Начальник заставы сказал: — А, ёлки-палки, Кошкин. – Так точно! — гаркнул Кошкин так громко, что у начальника заставы чуть револьвер не выстрелил. – Вижу, вижу, — сказал начальник, — вижу, что ты научился отвечать, как следует. Только попрошу так сильно не орать, а то у меня чуть револьвер не выстрелил. Потом командир спросил: — Как же зовут собаку? – Алый, товарищ капитан. – Алый? – удивился начальник заставы. – Почему Алый? – А вы погодите, товарищ капитан, ответил Кошкин, вот он высунет язык, и вы сразу поймёте, почему он Алый.
А застава, куда приехали Кошкин и Алый, была в горах. Кругом-кругом, куда ни погляди, всё горы, горы… Все они лесом заросли: ёлками, дикими яблонями. Взбираются деревья вверх, налезают на скалы. А из-под корней вываливаются круглые камни да острые камешки. – Видишь, Алый, — говорит Кошкин, вот они, горы. Это тебе не школа собачьих инструкторов.
Алый глядел на горы и думал: «Просто странно, отчего это земля так вздыбилась, к небу колесом пошла. Быть бы ей ровной…»
Трудное дело – охранять границу. Днём и ночью ходили Кошкин и Алый по инструкторской тропе. Тропа эта – особая. Никому по ней нельзя ходить, кроме инструктора с собакой, чтобы не было постороннего запаха. Рядом с инструкторской тропой идёт широкая вспаханная полоса. Кто бы ни пошёл через границу, обязательно оставит след на вспаханной полосе.
Ю. Ковыль. Алый. (238слов)
1. Определи стиль текста. 1) научный 2) художественный 3) публицистический
2. За что получил свою кличку пёс Алый? 1) кличка понравилась Кошкину 2) по приказу начальника заставы
3) за алый цвет языка
3. Где предстояло служить Кошкину и собаке? 1) на границе 2) на призывном пункте 3) в школе собачьих инструкторов
4. Где располагалась застава, куда приехали служить Кошкин и Алый? 1) в лесу 2) в горах 3) на равнинной местности
5. Укажи верное объяснение слова вздыбилась. 1) бушует 2) встаёт рядом с дубом 3) встаёт дыбом
6. С какой целью на границе рядом с инструкторской полосой есть и широкая вспаханная полоса? 1) с целью расширения линии границы 2) виден след нарушителя
3)для лучшего обзора границы
7. Объясни значение слова гаркнул. Ответ: __________________________________________________________________
8. Восстанови последовательность событий. А) Охрана границы – трудное дело. Б) Разговор с начальником заставы. В) Место расположения пограничной заставы. Г) Прощание со школой собачьих инструкторов.
9. Что значит «инструкторская тропа»? Подтверди ответ словами из текста. Ответ: __________________________________________________________________
10. Используя тест произведения, допиши словосочетания. яблони (какие?) _____________________ _________________ камешки (какие?) _____________________________________ камни (какие?) ________________________________________
11. Что думал Алый, глядя на горы? Подтверди ответ словами из текста. Ответ: __________________________________________________________________________________
12. Какую новую информацию ты получил (получила) при чтении данного текста?
Источник статьи: http://multiurok.ru/files/promezhutochnaia-attestatsiia-literaturnoe-chtenie.html
Яблоня
Вечер был тихий и душный. Вечернее солнце приятно согревало. Горожане многие повыходили из своих закоптелых домишек и прогуливались по улицам, паркам и бульварам.
На узкой пыльной тенистой улице шли два приятеля: сторож Сергей Петрович и инженер-конструктор Андрей Семенович. Один на работу, другой с работы. Они разговаривали о работе и о том, что нынче платить стали меньше, а цены растут. Андрей Семенович доказывал, что платят справедливо и по заслугам, и что если кому-то и не хватает, то тот сам виноват, что слишком много тратит. Сергей Петрович наоборот возражал и говорил, что на ту зарплату, которую сейчас получают простые люди, много не потратишь. В итоге разговор, как это обыкновенно бывает, превратился в спор, и стало получаться что-то бессмысленное, неприличное и никому не нужное.
Вдруг внимание Сергея Петровича привлекла яблоня, одиноко стоявшая подле дома и он остановился.
– Че случилось, Серёга?
– Вон яблоня, смотри, вся в яблоках. Никто не обрывает.
– Значит яблоки плохие и никому не нужны, – равнодушно сказал Андрей Семенович.
– Все равно, пропадут – жалко будет, – проговорил Сергей Петрович и вздохнул.
– Не жалко : кто нибудь да сорвет.
– Да, но то кто-то сорвет, а то мы сорвем; я думаю, вкусные должны быть, и ей легче и нам лучше.
– Нисколько легче не будет. – отрезал Андрей Семенович и почесал затылок.
– А я все же пойду и сорву, бесплатное яблоко – вкусное яблоко, – радостно сказал Сергей Петрович и пошёл к яблоне.
Яблоня была невысокая и больше походила на большой разросшийся куст. Тонкие, растущие вбок веточки, были усыпаны большими, желтыми, как само солнце, яблоками. Сорвав яблок столько, сколько может сорвать и унести человек, желающий бесплатно получить как можно больше, он подошёл к Андрею Семеновичу.
– Ишь какие большие. Ладно, пошли, – проговорил протяжно и радостно Сергей Петрович. Минут пять приятели шли молча. Сергей Петрович шел как-то задумчиво, ел свою добычу и громко противно причмокивал. Да так причмокивал, что некоторые прохожие даже оборачивались и смотрели откуда происходил этот звук. Инженер тоже о чем-то думал, но если бы его спросили тогда о чем он думал, он и сам бы не ответил. Его мысли бродили далеко и бессмысленно за гранью человеческого восприятия. Прервал молчание Сергей Петрович, а точнее его мысль, которая созрела в нем, то ли от теплого вечернего солнца, то ли от яблок, которые он съел во время своих дум, то ли от обычной случайности.
– Жаркий сегодня день был. – начал он несмело и остановился, сам понимая, что он говорит вздор, и что хотел сказать он совсем другое. Потом собрал все свои мысли, встрепенулся и продолжил:
– Я. я вот, кстати, думал сейчас и не понимаю, – продолжал он уже более уверенно, – яблоня выращивает свои плоды, а потом кто-то возьмёт и сорвет их безвозмездно, ничего не дав ей взамен, зачем ей это? Лучше сама росла себе бы.
– Зачем? – спросил безразлично Андрей Семенович, отрешенно и задумчиво смотря перед собою. Но вдруг глаза его заблестели, оживились, вспыхнули, как звезды на ночном бескрайнем небе, и он сказал :
– Мне кажется, что она для этого и рождена : давать плоды всем и создавать себе подобных. без этого она была бы ненужная и бессмысленна, а в мире нет ничего бессмысленного: все создано для других.
– Я так не думаю, мы живём для себя, себе во благо. – сказал Сергей Петрович, – вот ты скажи, ты бы стал работать бесплатно, как яблоня, разве ты для этого создан? Нет, ты работаешь, делаешь услуги другим и за это получаешь деньги, а так, бесплатно работать, ерунда какая-то получится. – сказал Сергей Петрович и хотел было продолжать, но его перебили.
– Нет, работать бесплатно я не стал бы, но если бы кто меня кормил бесплатно, то, возможно, для какого-то общественного блага я бы потрудился. В сущности, в этом и суть наша, наше предназначение : трудиться для других, чтобы те также трудились для нас, и так мы и живёт из поколения в поколение и радуемся.
– Но яблоне никто ничего не давал взамен за ее труд, у неё только отбирают её же имущество, – все протестовал Сергей Петрович.
– Как это? Если так, она бы не росла, ей подарили жизнь и она оплачивает её, ей большего и не надо, она рада делиться своими плодами со всеми, кто захочет их сорвать, – сказал спокойно и рассудительно Андрей Семенович, думавшивший, что разговор на этом закончится и он смог убедить собеседника, но он ошибся.
– Все таки не понимаю, – продолжал спорить сторож, – не понимаю я и не пойму. Знаю только : всем дана жизнь, и, мне кажется, лучше наслаждаться ею, а не тратить себя на других, на тех, которые ничего тебе не дадут взамен, не помогут, в лучшем случае что-нибудь скажут доброе и на этом все.
– Вот потому-то мир и есть таков как сейчас, из-за таких людей как ты, у которых души, как старые скряги. – разгорячился Андрей Семенович и лицо его сделалось мрачным
Разговор все нарастал и нарастал, но потом вдруг оба замолки, поняв, что убедить друг друга не получится, и пошли дальше молча, беседуя каждый сам с собой. Сергей Петрович в душе чувствовал, что чем-то он не прав, но ум протестовал и он оправдывал себя и высмеивал инженера. Андрей Семенович воображал как в мире становится все больше людей, готовых служить другим и радовался этой мысли. «Лучше быть живой яблоней, дающей плоды, чем сухим деревом. Так и людям » – думал про себя Андрей, поглядывая на приятеля. Так и шли пока не настала пора расстаться.
Источник статьи: http://yapishu.net/book/249429