Яблоня ее укрыла ветвями листьями

Антон Чехов. «Из дневника одной девицы».

Автор рассказа: Антон Павлович Чехов

Название: «Из дневника одной девицы»

Примерное время чтения: 4 минуты

«Из дневника одной девицы»

13-го октября . Наконец-то и на моей улице праздник! Гляжу и не верю своим глазам. Перед моими окнами взад и вперед ходит высокий, статный брюнет с глубокими черными глазами. Усы — прелесть! Ходит уже пятый день, от раннего утра до поздней ночи, и все на наши окна смотрит. Делаю вид, что не обращаю внимания.

15-го. Сегодня с самого утра проливной дождь, а он, бедняжка, ходит. В награду сделала ему глазки и послала воздушный поцелуй. Ответил обворожительной улыбкой. Кто он? Сестра Варя говорит, что он в нее влюблен и что ради нее мокнет на дожде. Как она неразвита! Ну, может ли брюнет любить брюнетку? Мама велела нам получше одеваться и сидеть у окон. «Может быть, он жулик какой-нибудь, а может быть, и порядочный господин», сказала она. Жулик… quel [какой (фр.)]… Глупы вы, мамаша!

16-го. Варя говорит, что я заела ее жизнь. Виновата я, что он любит меня, а не ее! Нечаянно уронила ему на тротуар записочку. О, коварщик! Написал у себя мелом на рукаве: «Поcле». А потом ходил, ходил и написал на воротах vis-a-vis: «Я не прочь, только после». Написал мелом и быстро стер. Отчего у меня сердце так бьется?

17-го. Варя ударила меня локтем в грудь. Подлая, мерзкая завистница! Сегодня он остановил городового и долго говорил ему что то, показывая на наши окна. Интригу затевает! Подкупает, должно быть… Тираны и деспоты вы, мужчины, но как вы хитры и прекрасны!

18-го. Сегодня, после долгого отсутствия, приехал ночью брат Сережа. Не успел он лечь в постель, как его потребовали в квартал.

19-го. Гадина! Мерзость! Оказывается, что он все эти двенадцать дней выслеживал брата Сережу, который растратил чьи-то деньги и скрылся.

Сегодня он написал на воротах: «Я свободен и могу». Скотина… Показала ему язык.

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/id/5aba018548c85ee6a742c4b9/anton-chehov-iz-dnevnika-odnoi-devicy-5ac21ced00b3ddf90fcd0598

Гуси-лебеди

Ж или мужик с бабой. Была у них дочка да маленький сыночек.

— Доченька, — говорит мать, — мы пойдём на работу, береги братца! Будь умницей, не ходи со двора— мы купим тебе платочек.

Отец с матерью ушли, а дочка забыла, что ей приказывали: посадила братца на травку под окошком, сама побежала на улицу, загулялась, заигралась.

В это время налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика и унесли его на крыльях.

Вернулась девочка, глядь — нету братца! Ахнула, кинулась туда-сюда —нигде нету его!

Она кликала братца, слезами заливалась, причитала, что худо ей будет от отца с матерью, — братец не откликался.

Выбежала она в чисто поле и только увидела: вдалеке метнулись гуси-лебеди, и пропали за тёмным лесом.

Тут сестрица догадалась, что это они унесли её братца. Про гусей-лебедей давно шла дурная слава — что они пошаливали, маленьких детей уносили.

Бросилась девочка их догонять. Бежала, бежала, увидела — посреди поля стоит печь.

— Печка, печка, скажи мне, куда гуси-лебеди полетели?

Печка ей отвечает:

— Поешь моего ржаного пирожка — тогда скажу.

— Стану я ржаной пирог есть! У моего родного батюшки и пшеничные пироги не едятся…

Печка ей ничего не сказала.

Побежала девочка дальше — видит стоит яблоня.

— Яблонька, яблонька, скажи мне, куда гуси-лебеди полетели?

— Съешь моего лесного яблочка — тогда скажу.

—Вот ещё. У моего родного батюшки и садовые яблоки не едятся…

Яблонька ей ничего не сказала.

Побежала девочка дальше. На пути её течёт молочная река в кисельных берегах.

— Молочная река, кисельные берега, скажи мне, куда гуси-лебеди полетели?

— Поешь моего простого киселька с молочком — тогда скажу.

— Вот ещё. У моего родного батюшки и сливочки не едятся…

Речка ей тоже ничего не сказала.

Долго девочка бегала по лесам, по полям. День стал клониться к вечеру, делать нечего — надо идти домой. Вдруг девочка видит — стоит избушка на курьих ножках, с одним окошком, кругом себя поворачивается.

В избушке старая баба-яга кудель прядёт. А на лавочке сидит её братец, играет с серебряными яблочками.

Девочка вошла в избушку, говорит:

Читайте также:  Как выбрать здоровый саженец

— Здравствуй, девица! Зачем ко мне явилась?

— Я по мхам да по болотам ходила, платье всё своё измочила, пришла погреться.

— Ну проходи, садись покуда кудель прясть.

Баба-яга дала ей веретено, а сама вышла.

Девочка прядёт кудель — вдруг из-под печки выбежала мышка и говорит ей:

— Девица, девица, дай мне поесть кашки, я тебе добренькое расскажу.

Девочка дала ей поесть кашки, мышка ей рассказала:

— Баба-яга пошла топить баню. Она тебя помоет-попарит, потом в печку посадит, зажарит и съест. Сама на твоих костях покатается.

Девочка сидит ни жива ни мертва, горько плачет, а мышка ей опять говорит:

— Не дожидайся этого, бери своего братца да беги поскорее, а я за тебя буду кудель прясть.

Девочка взяла братца и побежала.

А баба-яга подошла к окошку и спрашивает:

— Девица, прядёшь ли?

Мышка ей отвечает:

Баба-яга баню истопила и пошла за девочкой. А в избушке нет никого. Баба-яга закричала:

— Гуси-лебеди! Летите скорее в погоню! Сестра своего братца унесла.

Сестра с братом добежала до молочной реки. Видит — близко уже летят гуси-лебеди, догоняют их.

— Речка, матушка, спрячь нас!

— Поешь моего простого киселька, тогда спрячу.

Девочка поела простого киселька и спасибо сказала. Река укрыла их под кисельным бережком.

Гуси-лебеди не увидели сестру с братом, пролетели мимо.

Девочка с братом опять побежала. А гуси-лебеди воротились, летят навстречу им, вот-вот увидят. Как быть? Что делать? Беда! Видит девочка — стоит яблоня…

— Яблонька, матушка, спрячь нас!

— Съешь моего лесного яблочка, тогда спрячу.

Девочка поскорее съела лесное яблочко и спасибо сказала. Яблоня заслонила её с братом ветвями, прикрыла листьями.

Гуси-лебеди не увидели сестру с братом, пролетели мимо.

Девочка опять побежала. Бежит, бежит, уже недалеко до дома осталось. Тут гуси-лебеди увидели их, загоготали. Налетели, крыльями бьют, того смотри, братца из рук вырвут.

Добежала девочка до печки:

— Печка, матушка, спрячь нас!

— Съешь моего ржаного пирожка, тогда спрячу.

Девочка скорее — пирожок в рот, а сама с братцем — в печь, уселась в устьице.

Гуси-лебеди полетали-полетали, покричали-покричали и ни с чем улетели назад к бабе-яге.

Девочка сказала печке спасибо и вместе с братцем прибежала домой.

А тут как раз и отец с матерью возвратились.

Источник статьи: http://rasskajem.ru/gusi-lebedi

Яблоня ее укрыла ветвями листьями

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Галя шла по яблон..вому саду. Она от..скала на з..мле больш..е ж..лтое яблоко пр..к..снулась к нему губами но не с..ела а тол..ко вдохнула его м..довый зап..х. Яблоко от дыхания девоч..ки запахло ярч.. . Галя ра(з/с)смотрела его на со..нце и в глуб..не уг..дала семеч..ки. (4) Семеч..ки просвеч..вая в(з/с)драг..вали (в)нутри яблока как сер..це новор..ждё(н,нн)ого пт..нца.

Скво(з/с)ь лист..я девоч..ка увидела стар..ю яблоню мозолист..ми в..твями опл..та..щую (3) небо. (На)верху (2) какой(то) мальч..к соб..рал яблоки в переполне(н,нн)ый подол рубахи.

Яблоки уже (не)пом..щались в подоле пад..ли (в)низ. Мальч..к (не)уклюже спустился с дер..ва и(з/с)пуга(н,нн)о озираясь. Галя окликнула его. От неожида(н,нн)ост.. он ра(з/с)т..рял все яблоки и быстро поб..жал проч.. . Запнулся о корень вскочил на ноги и пр..храмывая зат..р..пился к оград.. .

Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: (2) — морфемный и словообразовательный разборы слова; (3) — морфологический разбор слова; (4) — синтаксический разбор предложения.

Морфемный и словообразовательный разборы слова

на верх у ← верх (приставочно-суффиксальный способ).

Морфологический разбор слова

1. Яблоню (какую?) оплетающую — причастие, н. ф. — оплетающий; от глаг. оплетать.

2. Пост. — действит., наст. вр., несов. в.; непост. — в вин. п., ед. ч., ж. р.

3. В предложении является определением.

Синтаксический разбор предложения

Галя рассмотрела его на солнце и в глубине угадала семечки (4) .

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое.

Грамматическая основа: Галя (подлежащее, выражено именем существительным) рассмотрела (и) угадала (однородные сказуемые, выражены глаголами).

Второстепенные члены предложения:

(рассмотрела) его — дополнение, выражено местоимением;

(рассмотрела) на солнце — обстоятельство, выражено именем существительным с предлогом;

(угадала) в глубине — обстоятельство, выражено именем существительным с предлогом;

(угадала) семечки — дополнение, выражено именем существительным.

Приведём верное написание.

Галя шла по яблоневому саду. Она отыскала на земле большое жёлтое яблоко, прикоснулась к нему губами, но не съела, а только вдохнула его медовый запах. Яблоко от дыхания девочки запахло ярче. Галя рассмотрела его на солнце и в глубине угадала семечки. (4) Семечки, просвечивая, вздрагивали внутри яблока, как сердце новорождённого птенца.

Читайте также:  Сорт яблони крапчатое описание

Сквозь листья девочка увидела старую яблоню, мозолистыми ветвями оплетающую (3) небо. Наверху (2) какой-то мальчик собирал яблоки в переполненный подол рубахи.

Яблоки уже не помещались в подоле падали вниз. Мальчик неуклюже спустился с дерева, испуганно озираясь. Галя окликнула его. От неожиданности он растерял все яблоки и быстро побежал прочь. Запнулся о корень, вскочил на ноги и, прихрамывая, заторопился к ограде.

Источник статьи: http://rus7-vpr.sdamgia.ru/problem?id=508

Урок систематизации ЗУН по теме «Глагол» (5 класс)

Подойдёт и взрослым и детям

Урок систематизации ЗУН

Образовательная: повторить, обобщить и систематизировать имеющиеся у детей знания о глаголе как части речи (повторить морфологические признаки глагола и его синтаксическую роль в предложениях).

Развивающая: развивать познавательный интерес, связную устную и письменную речь, операции мышления: анализ, сравнение, обобщение, развивать орфографическую зоркость.

Воспитательная: способствовать формированию ответственного отношения к учебному труду, успешно преодолевать трудности, настраиваться на успех в любом деле, навыков сотрудничества.

Основные термины и понятия

Морфология, глагол как часть речи, морфологические признаки и синтаксическая функция.

Учебник «Русский язык» для 5 класса авт. кол-ва Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др. (М: Просвещение, 2013)

Знать общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль глагола, уметь находить глаголы в тексте и определять их синтаксическую функцию в предложении, определять спряжение глаголов с безударным личным окончанием; различать по форме личную и неопределенную форму глаголов.

Способность устанавливать рабочие

отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение поставить цель и организовать её достижение; способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка.

Осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Формирование конкретного образовательного результата

Основные виды деятельности учителя.

Методы и приемы обучения

Виды и формы организации деятельности учащихся

Этап 1. Организация урока – 2 мин.

Способность формулирования цели и задач урока. Умение организовать свою деятельность.

Приветствие детей, проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой детей на урок.

— Здравствуйте, ребята! Мы как всегда рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе.

Начинаем наш урок!

Очень хочется, чтоб впрок

Он пошел вам, и тогда

Будем грамотны всегда.

— Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь

Приветствуют учителя, товарищей по парте, настраиваются на урок. Создание атмосферы сотрудничества

Личностные: формирование внутренней позиции школьника

Этап 2. Актуализация знаний – 13 мин.

Способность участвовать в общении, правильно излагать свои мысли в устной форме, владеть приёмами анализа и систематизации материала.

— Прежде чем начать изучать новую тему, я бы хотела спросить вас, помните ли вы, о чем мы разговаривали на прошлом занятии? Какая была тема урока?

— Какой раздел науки о языке изучает части речи, их признаки и особенности?

— Какие части речи вы знаете? Кратко охарактеризуйте их и приведите примеры.

Учитель бросает виртуальный «снежок» ученикам, называет слово, ученики определяют, к какой части речи оно относится .

— Сегодня мы начнем изучать новую тему. А какую — вы догадаетесь, если правильно выполните первое задание: списать с доски предложения, вставляя подходящие по смыслу слова.

Девочка____ лесное яблочко, _____________ спасибо. Яблоня _____ ее своими ветвЯми. Лебеди _____ мимо. («Гуси-лебеди»).

— Прочитайте предложения. Понятно ли о чем идет речь?

— Чего не хватает? Вставьте подходящие по смыслу слова.

— А теперь прочитаем предложения, называя слова, которые вы вставили на месте пропусков.

— Из какой русской народной сказки взят этот отрывок?

— К какой же части речи относятся слова, использованные на месте пропусков?

— Как вы догадались? Что обозначают все эти слова?

— Итак, тема нашего сегодняшнего урока — «Глагол». Запишем ее в тетради.

Пока учащиеся записывают тему урока, учитель сообщает справочные сведения.

Глаголы по частоте употребления занимают второе место (после существительных). Среди 9000 слов, являющихся наиболее употребительными, глаголов около 2500. Самые частотные из них — мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть, хотеть, пойти, дать, есть, стоять, жить, иметь, смотреть, казаться, взять, понимать, сделать, делать, значить.

Читайте также:  Саженцы сорта сливы кабардинка

-Морфология — раздел науки о языке, который изучает части речи

— Все части речи в русском языке делятся на самостоятельные (существительные, прилагательные, глагол, наречие, числительное, местоимение) и служебные (предлог, союз, частица).

— Нет, не понятно, о чем идет речь в предложениях.

Девочка съела лесное яблочко, сказала спасибо. Яблоня укрыла ее своими ветвЯми. Лебеди пролетели мимо.

Вставленные нами слова обозначают действие предмета и отвечают на вопросы «что делать?», «что сделать?»

Записывают число, форму работы и тему урока в тетрадях.

Уметь слушать собеседника, правильно излагать свои мысли в устной форме
Познавательные:

Владеть приёмами анализа и систематизации материала.

Самостоятельно делать выводы, выбирать решение, обосновывать выбор.

Этап 3. Объяснение нового материала – 15 мин.

Усвоение знаний о морфемном разборе слова;

Достаточный объем словарного запаса;

Свободное выражение мысли в ситуациях речевого общения.

— Обратимся к теме сегодняшнего урока.

Перед вами 3 глагола внимательно посмотрите на них, сравните и сделайте вывод.

Говорят Говорила Будет говорить

— Что обозначают эти слова? (Действие)

— В каком времени записано каждое слово? Сделайте вывод.

— В каком числе записаны эти слова?

— Какое лицо у каждого глагола?

— Какой род у глаголов во всех столбиках?

-Сделайте общий вывод по таблице.

-Сравните наш вывод с учебником на стр. 39.

— Определите время у глаголов из отрывка сказки «Гуси-лебеди».

Вместе с учителем анализируют, зарисовывают таблицу и делают вывод

3 лицо (по лицам не изменяется)

— Глагол – часть речи, которая обозначает действие предмета. Глаголы изменяются по временам; по числам и лицам в настоящем и будущем временах, по числам и родам в прошедшем времени.

Чтение теоретического материала в учебнике на стр.39.

Применение методов информационного поиска.

Определение основной и второстепенной информации

Высказывать предположения на основе наблюдений.

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Этап 4. Закрепление – 10 мин.

Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемой проблемы. Выполнение разноуровневых обучающих упражнений.

-Теперь закрепим наши знания на практике. Выполняем устно упражнение 80.

— А теперь обратим внимание на теоретический материал на стр. 40, который нам предстоит запомнить.

-Чтобы закрепить это правило, выполним упражнение 81. (Один человек у доски, остальные в тетрадях)

— Как определить, в каком лице стоят глаголы?

Обучающиеся выполняют вместе с учителем устно упр.80

Учащиеся читают правило.

Упр-е 81: Беречь – бережёшь, берегут; стеречь – стережёшь, стерегут; нести – несёшь, несут; везти – везёшь, везут; вести – ведёшь, везут; пасти – пасёшь, пасут.

— Лицо глаголов легко определить по местоимению: я лежу, мы сидим, ты смотришь, он летит. Если местоимения нет в предложении, найдем существительное, к которому относится глагол, и заменим это существительное местоимением: тучи (они) летят.

Регулятивные: самостоятельное планирование необходимых действий, операций, работа по плану.

Познавательные: выполнение учебно-познавательных действий в материализированной и умственной форме; осуществление для решения задач операции анаиза, синтеза, сравнения, классификации, формулировка общих выводов, обобщения

Этап 5. Итоги. Рефлексия – 5 мин.

Умение структуировать знание

Что же мы успели повторить на сегодняшнем уроке?

Что нового узнали на уроке? Что обозначает глагол? Каковы признаки глагола? Как определить лицо глагола

Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали?

Домашнее задание: Параграф 16, упр. 83 или 79 (на выбор)

Ученики оценивают свою деятельность на уроке, отвечают на вопросы учителя, делают вывод.

Познавательные: контроль и оценка процессов деятельности.

Регулятивные: умение реалистично оценивать свои образовательные достижения

Номер материала: ДВ-144441

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник статьи: http://infourok.ru/urok-sistematizacii-zun-po-teme-glagol-klass-570920.html

Оцените статью