- Яблоня, занятие по ознакомлению детей-дошкольников с природой
- Конспект занятия-наблюдения по родной природе, тема «Яблоня»
- Программное содержание:
- Оборудование:
- Ход занятия:
- Загадка про яблоко
- Дидактическая игра «Различи по вкусу»
- Подвижная игра «Яблоко» (Молдавская народная игра)
- Вопросы:
- Дидактическая игра «Яблочко на тарелочке»
- Конструирование из бумаги «Яблоко»
- Конспект интегрированного занятия для старших дошкольников «Чудо-яблоко» с презентацией «Как растёт яблоня» план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Яблоня, занятие по ознакомлению детей-дошкольников с природой
Конспект занятия-наблюдения по родной природе, тема «Яблоня»
Автор занятия: Давыдова Светлана Алексеевна, воспитатель-методист высшей квалификационной категории.
Программное содержание:
Уточнить и расширить знания детей о яблоне.
Учить понимать разницу между диким и садовым деревом.
Словарь: дикая яблоня, садовая яблоня, гурман, червивое яблоко.
Закрепить знания о домашних животных, диких копытных животных.
Развивать мышление, вкусовой анализатор, координацию движений, умение понимать образный смысл пословиц. Воспитывать любознательность, интерес к природе.
Оборудование:
Яблоки садовые и дичка для дегустации, яблочный пирог, мармелад и сок.
Картинка с изображением яблони.
Пластмассовые тарелки.
Оборудование для аппликации, тонкий картон (цветов яблок), бумага зеленого цвета, жатая бумага, клейкая лента.
Ход занятия:
Ребята, сегодня мы узнаем много нового и интересного о дереве, плоды которого вы ели много раз.
Загадка про яблоко
Круглое, румяное,
Оно растет на ветке.
Любят его взрослые,
И маленькие детки.
(Яблоко)
Какие слова загадки подсказали вам правильный ответ?
А как называется дерево, на котором растут яблоки? Яблоня.
Дикая яблоня — дерево, на которое еще в глубокой древности обратил внимание человек, так как плоды его довольно быстро созревают, легко срываются и хорошо сохраняются зимой в опавшей листве.
Русские и украинцы называли дикую яблоню кисличка, лесовка, леснина, дичка, кислица, леснушка. Подумайте и скажите, как по-вашему, откуда такие названия? Яблоня эта растет в лесу и плоды у нее кислые.
Но давайте разберемся, почему мы говорим «дикая яблоня»? Потому что она растет сама, без помощи и заботы человека. А те яблони, которые человек сажает в садах и ухаживает за ними, называются садовые.
Вот те яблони, которые растут в саду, были посажены человеком, а кто же сажает лесные дикие яблони? Само дерево об этом заботится, да еще птицы помогают. Широко раскинула дикая яблоня свои корни. От корней яблони вырастают побеги, пробиваются сквозь землю и вот вам, пожалуйста, новая яблонька начинает расти. Если ветер повалит старую яблоню, то из ее пенька вскоре тоже появятся молодые росточки – поросль. Наберут они сил и дадут жизнь новой яблоньке. А птицы помогают яблоне тем, что едят яблочные семена. После еды птица улетает от дерева и уносит семена. Они падают в землю и прорастают вдали от своей матери яблони.
Вкус садовых яблок вам хорошо знаком, а сейчас я предлагаю вам попробовать диких яблочек. Да не просто попробовать, у различить на вкус, с закрытыми глазами, где яблочко лесное, а где садовое?
Дидактическая игра «Различи по вкусу»
Детям предлагаются кусочки садового и дикого яблока. Они с закрытыми глазами их пробуют и называют, какое яблоко дикое. А какое садовое. После того, как пища будет пережевана, детям предлагается обосновать свой выбор.
Плоды лесных яблонь – отличный корм для птиц и животных. Птицы едят яблочную мякоть, семена и цветочные почки. Мимо яблочка, лежащего на земле, не пройдут ни зайцы, ни дикие копытные. Каких вы знаете диких копытных животных? Любят полакомиться дикими яблочками и домашние животные. Давайте вспомним, какие домашние животные вам знакомы? Конечно, их самих в лес за яблочками не пускают. Но заботливые хозяева собирают яблоки в лесу и приносят своим домашним животным.
Особо нужно сказать о медведе. В Крыму он давно не водится, но такой яблочный гурман, что рассказать о нем нужно. Но сначала о том, кто такой гурман. Гурман – это любитель вкусного. Повторите это слово и постарайтесь его запомнить.
Так вот, медведь из сотни яблонь выберет ту, у которой плоды самые вкусные и сладкие. Кабаны за медведем следят. Куда он, туда и они. Не успеет медведь на дерево взобраться и натрясти лично для себя яблок с ветки, а дикие свиньи тут как тут, подбирают. Медведь на дереве рявкает, «ругается», а свиньи и ухом не ведут, знай себе чавкают! И только когда возмущенный добытчик, потеряв терпение, мешком свалится им на головы – свиньи в визг и врассыпную. Еще говорят, что медведь метит выбранное дерево – оставляет на коре царапины своими когтями. Люди об этом знали и тем, кто отправлялся в лес за яблоками, советовали: «С других яблонь зря и не пробуй, ищи сразу медвежью, меченую».
А еще любят яблоню пчелы. Они не едят яблочки, так за что же любят? Все яблони неплохие медоносы. Их нектара цветов яблони пчелы делают вкусный и ароматный мед.
А сейчас мы поиграем. В игре встретится выражение «червивое яблоко». Как вы его понимаете? Яблоко, порченное червем.
Подвижная игра «Яблоко» (Молдавская народная игра)
Играют одновременно все дети. Взявшись за руки, они образуют круг. По желанию выбирается водящий. Он встает в центр круга и говорит:
Яблоко, червивое яблоко,
Ветер дует, оно падает.
Когда водящий начинает произносить эти слова, игроки бегут по кругу. С окончанием фразы все должны быстро присесть на корточки. Тот, кто не сумеет это выполнить, т. е. сделает хотя бы один шаг или упадет, выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока в кругу не останется трое игроков. Они объявляются победителями.
Правила игры: бегущим по кругу игрокам не разрешается разъединять руки. Из двух игроков, нарушивших правило, выходит из игры один — тот, у кого окажется свободной правая рука. Однако по уговору можно выводить из игры и того, у кого окажется свободной левая рука.
Дерево дикой яблони живет долго – 300 лет. А вот садовые яблони намного меньше живут, не все до ста лет доживают. Но и те и другие деревья делают воздух чище, здоровее, а летом еще и прохладнее. (Больше половины солнечной радиации яблоня отражает в пространство).
Мы с вами говорили о том, что плоды диких яблонь с удовольствием едят птицы и звери. А как же человек? Человеку всегда хотел, чтобы плоды дикой яблони были послаще. Для этого выбирали деревья с самыми вкусными яблоками. Из семян этих яблок выращивали молодое деревце, плоды которого были еще послаще. И так много-много раз. Человек стал заботится о яблоне. А яблоня отблагодарила человека. Ведь кроме того, что яблоки вкусны и полезны, из них делают повидло, мармелад, сок, пекут пироги с яблоками. Малышей кормят яблочным пюре.
Есть у яблонь и диких, и садовых, заслуги в лечении человека. В английской пословице говориться: «В день по яблоку и врач не нужен». Одно яблоко хорошо, но лучше два-три. Очень много в яблоках витаминов.
Использует человек и древесину яблони: делают из нее мебель, доски, линейки.
Вопросы:
1. Как называют дикую яблоню русские и украинцы? Почему?
2. Кто из лесных жителей любит полакомиться дикими яблочками?
3. Едят ли дикие яблоки домашние животные? Каким образом?
5. Кто такой гурман, и почему так называют медведя?
6. Как ведут себя дикие свиньи, когда медведь собирается полакомиться яблочками?
7. Почему люди тем, кто отправлялся в лес за дикими яблочками говорили: «С других яблонь зря и не пробуй, ищи сразу медвежью, меченую»?
8. Чем отличается садовая яблоня от дикой? Каковы на вкус их плоды?
9. Почему яблони считаются медоносами?
10. Как человек использует яблоню?
11. Как вы понимаете пословицу: «В день по яблоку и врач не нужен»?
Сегодня вы узнали много нового о яблоне. Вы уже знаете много сказок и рассказов. Постарайтесь вспомнить, в каких из низ встречалась яблоня и яблоки? «Гуси-лебеди», «Молодильные яблоки», «Спящая красавица», «Старик и яблоня». А еще помните, катится яблочко по тарелочке? Давайте поиграем.
Дидактическая игра «Яблочко на тарелочке»
Дети берут в руки пластмассовую тарелку (или неглубокую миску) и стараются поворачивать ее так, чтобы яблоко, лежащее в ней, описывало круг.
Конструирование из бумаги «Яблоко»
Дети ножницами разрезают листы тонкого картона на четыре полоски (по начерченным линиям). В центре каждой полоски воспитатель делает отверстие, в которое дети вдевают шнурок из скрученной сжатой бумаги и закрепляют его снизу клейкой лентой, чтобы получился шар. Из зеленой бумаги дети вырезают листик и приклеивают его к шнурку-черенку.
А в заключение нашего занятия давайте отведаем яблочных угощений: пирог, сок, мармелад.
В 1930 году в американский прокат вышел фильм «Песня мошенника» (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев .
Источник статьи: http://vospitatel.com.ua/zaniatia/rastenia/apple.html
Конспект интегрированного занятия для старших дошкольников «Чудо-яблоко» с презентацией «Как растёт яблоня»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Данное занятие разработано для детей старшего дошкольного возраста. Данная презентации по может посмотреть дошкольникам как растёт яблоня.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_integrirovannogo_zanyatiya_chudo-yabloko.docx | 26.32 КБ |
kak_rastyot_yablonya.pptx | 866.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение Центр Развития Ребёнка —
г. Яровое Алтайского края
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию и ручному труду в подготовительной к школе группе.
Воспитатель: Эрбист Л.Л.
- расширять представления детей о яблоках, условиях их выращивания, разнообразии сортов;
- закреплять навык объяснительной и доказательной речи детей, способствовать обогащению речи детей словами – названиями сортов яблок, блюд из яблок;
- продолжать расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей, путём включения их в мыслительные и преобразующие действия;
- развивать моторику рук;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Предварительная работа. Беседы о плодовых деревьях. Чтение художественной литературы: В.Сутеев “Мешок яблок”, “Яблоко” Р.н.с. “Молодильные яблоки”, Р.н.с. “Гуси-лебеди”, Р.н.с. “Иван-Царевич и серый волк”, Е.Блашнина “Яблонька”, Р.н.с. “Хаврошечка”, И.Токмакова “Яблонька”, И.Аким “Яблоко”.
Материал и оборудование: поднос с яблоками 3-4 сорта, видеоматериал «Выращивание яблок», «Сорта яблок», «Блюда из яблок». Доски для лепки, стеки, пластилин красного, зелёного, жёлтого, коричневого цвета, пластиковая основа яблока, муляж яблока.
Воспитатель: Ребята, сегодня на занятие я принесла вам какие-то предметы, а какие вы должны отгадать сами. Скажите, как можно отгадать предметы, не видя их ( предположения детей ). Сначала мы попробуем отгадать по запаху ( воспитатель даёт детям понюхать спрятанные под салфеткой яблоки ). ( Дети высказывают предположения) . Чтобы наиболее точно определить, давайте ещё и потрогаем ( дети на ощупь определяют предметы и высказывают предположения ). Молодцы, вы правильно высказывали предположения, но чтобы быть до конца уверенными в правильности наших предположений я предлагаю отгадать загадку:
Откусишь – сладко (яблоко).
Воспитатель: А яблоки – это фрукты или овощи? ( ответы детей )
Воспитатель: ребята, в каких русских сказках, рассказах упоминается этот фрукт.
Дети: «Гуси – лебеди», «Иван – царевич и серый волк», «Мешок яблок», «Яблоко».
— А где растут яблоки? ( На яблонях, в саду ).
— А как вы думаете, всегда ли росли яблони у нас? Откуда они появились?
— Сначала были дикие сорта яблок и росли они в Средней Азии. Учённые-садоводы долго работали, и из диких сортов вывели культурные. А родина яблока — Греция. От греков и римлян яблони появились в Европе, а потом расселились по всему миру. Нашу страну можно по праву назвать яблочным краем.
— Как вы думаете, от чего зависит вкус яблок?
Предположения детей ( Вкус яблок зависит от того, созрели они или нет. Незрелые яблоки невкусные).
Воспитатель: Чтобы яблоки выросли румяными и сочными, человек должен заботиться о яблонях, на которых они растут. Кто из вас знает, как надо ухаживать за плодовыми деревьями?
Предположения детей ( деревья надо поливать, рыхлить под ними землю, удобрять, обрезать сухие ветки. Для того чтобы бороться с вредными насекомыми, фруктовые деревья опрыскивают специальными растворами).
Воспитатель: скажите, а откуда на яблоне появляются плоды?
( Дети высказывают предположения )
Воспитатель представляет детям видеоматериал, сопровождая показ слайдов рассказом:
— Сначала весной или осенью нужно посадить саженец яблони. Когда он подрастёт, а это происходит не так быстро, через 2 или 3 года весной на молодой яблоне зацветают бело-розовые цветы с нежным запахом. Их аромат привлекает пчёл, которые садятся на цветы, пьют сладкий цветочный нектар и переносят на своих мохнатых лапках пыльцу с цветка на цветок. Через несколько дней лепестки цветков опадают, и из их основания (завязи) начинают расти плоды – маленькие яблочки. За лето они увеличиваются в размерах, наливаются сладким соком, подрумяниваются на солнышке.
Воспитатель: вот и созрели яблочки. Посмотрите на них ( выставляет на стол поднос с яблоками разных сортов ). Как вы думаете, почему эти яблоки не похожи друг на друга? Чем они отличаются?
Дети: Они отличаются формой (круглые и овальные), размером (крупные и мелкие) и цветом (жёлтые, красные, зелёные).
Воспитатель: правильно. А ещё они отличаются вкусом. Сейчас мы попробуем, какие же они на вкус, все ли одинаковые? ( воспитатель отрезает от каждого сорта по кусочку, дет описывают вкусовые ощущения ).
Ребята, скажите, почему все яблоки имеют разный вкус, цвет, форму, величину?
Дети: потому что они выросли на разных яблонях.
Воспитатель: Да, садоводы вывели множество сортов, которые отличаются не только формой и вкусом плодов, но и временем их созревания. Одни поспевают летом – это ранние сорта, другие – осенью, их называют поздними или осенними. Каждый сорт имеет своё название. И я предлагаю вам посмотреть разные сорта яблок.
Воспитатель: как вы думаете, полезно ли есть яблоки и почему?
Дети: в них много витамин.
Воспитатель: правильно, в яблоках много веществ, необходимых людям. В них есть и сахар, витамины, кислоты, минеральные соли . Для того, чтобы вы попробовали яблоки, я отрезала кусочек. Давайте посмотрим, что стало на срезе.
Место среза потемнело. Всё потому, что в яблоках содержится много железа. Железо-это такой витамин, необходимый человеку для здоровья. Он и окрасил наши яблоки .
Я предлагаю с вами поиграть в игру «Яблочко».
Дети встают в круг, передают друг другу яблоко, хором произносят считалку.
И по кругу покатилось.
С тем и подружилось.
Выходи, не зевай,
Свою пляску начинай!
Ребёнок, у которого по окончании считалки в руках оказалось яблоко, исполняет импровизированную пляску под русскую народную мелодию.
Воспитатель: скажите, какие блюда можно приготовить из яблок?
Дети: из яблок варят варенье, компот, повидло, пироги.
Воспитатель: сейчас мы с вами посмотрим, сколько красивых и вкусных блюд готовят из яблок.
Воспитатель: А сейчас мы с вами будем делать очень интересную поделку. Но с начала мы разомнём пальчики.
— Ёж, ёж, где живёшь?
Переплетаем пальчики в замочек, опускаем и поднимаем пальчики, имитируя колючки.
— Я живу в густом лесу!
Перекрещиваем кисти рук, пальцы раскрыты. Попеременно меняем верхнюю руку – правая рука, затем левая.
— Ёж, ёж, что несёшь?
Переплетаем пальчики в замочек, опускаем и поднимаем пальчики, имитируя колючки.
— В норку яблоки несу.
Ударяем кулак о кулак.
Буду яблоки делить,
Рубящие движения ребром правой руки по левой ладони.
Своих детушек кормить.
Рубящие движения ребром левой руки по правой ладони.
Выберите пластилин того цвета, каким будет ваше яблоко. Затем нам нужно сделать из него лепёшку, диск. Для этого скатаем пластилин в шар и расплющим его. Возьмём пластиковую заготовку и прилепим нашу лепёшку к ней, кроме того участка где плодоножка и листик. Лишний пластилин мы уберём стекой. Затем возьмём небольшой кусочек пластилина другого цвета и прилепим бочок. Затем делаем листик и ножку. Сверху накладываем вторую заготовку и прижимаем. У нас получилось красивое яблочко. Из него можно сделать медальон (показывает). Ребята, выходите в кружок, покажите друг другу какие яблочки у вас получились. Расскажите, кому вы их хотите подарить.
— Ребята, а что нового и интересного вы узнали сегодня о яблоках, что вам запомнилось больше всего и вы обязательно это расскажите дома.
— Мне очень приятно было с вами разговаривать, работать и я вам хочу угостить вкусным яблочным соком.
Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2015/02/15/konspekt-integrirovannogo-zanyatiya-dlya-starshikh