- 7.12.2020 9 класс Русский язык
- Урок русского языка в 9 классе «Сложноподчиненные предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия». план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- Проверочная работа «СПП. Виды придаточных» (9 класс).
- Оставьте свой комментарий
- 1. Определите вид связи придаточных предложений с главным:
7.12.2020 9 класс Русский язык
Тема урока: «Сложноподчинённые предложения с придаточными с придаточными причины, следствия, условия».
2. Рассмотрим схему сложноподчиненных предложений со значением обусловленности – стр. 87.
3. Придаточные причины указывают на причину того, о чем говорится в главном предложении. Отвечают на вопросы почему? отчего? Средство связи: союзы потому что, оттого что, благодаря тому что, вследствие того что, так как, поскольку и др. (Слайд 3.)
4. Выполните задание: списать, расставить знаки препинания, поставить вопрос к придаточному, определить его вид .
Яблони пропали оттого что мыши объели всю кору кругом. Всякий труд важен ибо облагораживает человека.
5. Придаточные следствия содержат указание на следствие, результат, итог, вытекающие из содержания главного предложения. Отвечают на вопрос что произошло вследствие этого? Средство связи: союз так что.
6. Выполнение задания: списать, расставить знаки препинания, поставить вопрос к придаточному, определить его вид .
Снег всё становился белее ярче так что ломило глаза. Мы сидели на углу бастиона так что в обе стороны могли видеть всё.
7. Придаточные условные служат для выражения условия, при котором возможно то, о чем говорится в главном. Отвечают на вопрос при каком условии? Средство связи: союзы если, если бы, при условии если, ежели, раз, коли (коль) и др.
8. Выполнение задания: списать, расставить знаки препинания, поставить вопрос к придаточному, определить его вид .
Раз начался морозобой в лесу это значит уже градусов под сорок. Ехать по дороге было бы совсем невозможно если бы не женщины-крестьянки быстро орудующие лопатами.
Выполните упражнение 155.
Домашнее задание:§ 26, составить по 3 предложения с различными придаточными
Источник статьи: http://infourok.ru/user/adileva-nadezhda-nikolaevna1/blog/7-12-2020-9-klass-russkij-yazyk-207712.html
Урок русского языка в 9 классе «Сложноподчиненные предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия».
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему
Конспект урока русского языка в 9 классе. Тема: «Сложноподчиненные предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия». Презентация к данному уроку. Учебник Л.А.Тростенцовой, Т.А.Ладыженской.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока русского языка 9 класс | 19.36 КБ |
презентация к уроку | 85.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия.
— уяснить, что сложноподчиненные предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия имеют общее значение обусловленности;
— познакомить учащихся с признаками придаточных причины, условия, уступки, цели, следствия;
— научить распознавать значение указанных придаточных, ставить к ним вопросы, уточнять средства связи придаточного с главным, место придаточного по отношению к главному, определять изученные виды придаточных, отличать данные виды придаточных от других видов, правильно ставить знаки препинания между частями сложноподчиненных предложений с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия.
I. Работа над пройденным материалом.
— Рассказать о сложноподчиненных предложениях с придаточными определительными.
— Рассказать о сложноподчиненных предложениях с придаточными изъяснительными.
— Рассказать о сложноподчиненных предложениях с придаточными времени.
— Рассказать о сложноподчиненных предложениях с придаточным места.
2.Проверка домашнего упражнения.
3. Выполнение задания: списать, расставить знаки препинания, определить вид придаточного. (Слайд 2.)
Петя с Долоховым пр..ехали ч..сового который мрач?но ходил по мосту и выехали в лощину где дожидались казаки. Петрова с удивлением спросила где же ее любимое р..стение. Пров..жающие стали прощат?ся когда ра..дался с..гнал к отпр..влению поезда. Мой дом вез?де где есть небесный свод где только слышны звуки песен.
— Найдите слово с чередующейся гласной в корне слова.
— Замените словосочетание «с удивлением спросила» , построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкания.
II. Объяснение нового материала.
1. Чтение §26 – стр.84.
2. Рассмотрим схему сложноподчиненных предложений со значением обусловленности – стр. 85.
3. Придаточные причины указывают на причину того, о чем говорится в главном предложении. Отвечают на вопросы почему? отчего? Средство связи: союзы потому что, оттого что, благодаря тому что, вследствие того что, так как, поскольку и др. (Слайд 3.)
4. Выполнение задания: списать, расставить знаки препинания, поставить вопрос к придаточному, определить его вид . (Слайд 4.)
Яблони пропали оттого что мыши объели всю кору кругом. Всякий труд важен ибо облагораживает человека.
5. Придаточные следствия содержат указание на следствие, результат, итог, вытекающие из содержания главного предложения. Отвечают на вопрос что произошло вследствие этого? Средство связи: союз так что . (Слайд 5.)
6. Выполнение задания: списать, расставить знаки препинания, поставить вопрос к придаточному, определить его вид . (Слайд 6 .)
Снег всё становился белее ярче так что ломило глаза. Мы сидели на углу бастиона так что в обе стороны могли видеть всё.
7. Придаточные условные служат для выражения условия, при котором возможно то, о чем говорится в главном. Отвечают на вопрос при каком условии? Средство связи: союзы если, если бы, при условии если, ежели, раз, коли (коль) и др. (Слайд 7.)
8. Выполнение задания: списать, расставить знаки препинания, поставить вопрос к придаточному, определить его вид . (Слайд 8 .)
Раз начался морозобой в лесу это значит уже градусов под сорок. Ехать по дороге было бы совсем невозможно если бы не женщины-крестьянки быстро орудующие лопатами.
9. Уступительные придаточные сообщают об условиях, причинах, вопреки, наперекор которым, несмотря на которые совершается то, о чем говорится в главном предложении. Отвечают на вопросы: несмотря на что? вопреки чему? Средство связи: союзы хотя (хоть), несмотря на то что, невзирая на то что, пусть, пускай, даром что, сочетание местоименных слов как, сколько с частицей ни. (Слайд 9.)
10. Выполнение задания: списать, расставить знаки препинания, поставить вопрос к придаточному, определить его вид . (Слайд 10 .)
Мы прекрасно провели время несмотря на то что лето выдалось дождливое. Андерсен всю свою жизнь умел радоваться хотя детство его не давало для этого никаких оснований.
11. Придаточные цели раскрывают цель того, о чем говорится в главном. Отвечают на вопросы для чего? с какой целью? Средство связи: союзы чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, дабы, частицы, выступающие в роли союзов только бы, лишь бы. (Слайд 11.)
12. Выполнение задания: списать, расставить знаки препинания, поставить вопрос к придаточному, определить его вид . (Слайд 12.)
Я жить хочу чтоб мыслить и страдать. Медведица напала на охотника не со зла а для того чтобы защитить своих медвежат.
III. Закрепление нового материала.
1. Упражнение 155.
2. Самостоятельная работа. Выполнение теста.
IY. Подведение итого урока.
Y. Домашнее задание: §26, составить по 3 предложения с различными придаточными обусловленности.
1. Отметь правильные утверждения.
А) Придаточные цели раскрывают цель того, о чем говорится в главном. Отвечают на вопросы для чего? с какой целью?
Б) Уступительные придаточные отвечают на вопросы: почему? отчего?
В) Придаточные условные служат для выражения условия, при котором возможно то, о чем говорится в главном.
- Укажите, в каких сложноподчиненных предложениях имеется придаточное причины.
А) Стеклянная дверь на балкон была закрыта, чтобы из сада не несло жаром.
Б) Лесу истощение не грозит, ибо он есть источник постоянно возобновляющийся.
В) Смола эта называется «живица», потому что она рану на стволах деревьев заживляет.
3. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным следствия.
А) Молнии в потемках казались ослепительными, так что глазам было больно.
Б) Сердце мое стучало так сильно, что перо дрожало в руке.
В) Медведь с ревом бросался на бочку, покамест не отымали у бедного зверя предмета тщетной его ярости.
4. Найдите сложноподчиненное предложение, где знаки препинания поставлены правильно.
А) Все замечания пришли мне на ум, может быть, потому что я знал некоторые подробности его жизни.
Б) Оттого, что земля размокла после дождя, идти по тропе было трудно.
В) Из-за того, что ты боялся все беды твои и случились.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия.
З адание: списать, расставить знаки препинания, определить вид придаточного. Петя с Долоховым пр..ехали ч.. сового который мрач?но ходил по мосту и выехали в лощину где дожидались казаки. Петрова с удивлением спросила где же ее любимое р.. стение . Пров .. жающие стали прощат?ся когда ра ..дался с..гнал к отпр .. влению поезда. Мой дом вез?де где есть небесный свод где только слышны звуки песен. — Найдите слово с чередующейся гласной в корне слова. — Замените словосочетание « с удивлением спросила » , построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкания.
Придаточные причины указывают на причину того, о чем говорится в главном предложении. Отвечают на вопросы почему? отчего? Средство связи: союзы потому что, оттого что, благодаря тому что, вследствие того что, так как, поскольку и др.
З адание: списать, расставить знаки препинания, поставить вопрос к придаточному, определить его вид . Яблони пропали оттого что мыши объели всю кору кругом. Всякий труд важен ибо облагораживает человека.
Придаточные следствия содержат указание на следствие, результат, итог, вытекающие из содержания главного предложения. Отвечают на вопрос что произошло вследствие этого? Средство связи: союз так что .
З адание: списать, расставить знаки препинания, поставить вопрос к придаточному, определить его вид . Снег всё становился белее ярче так что ломило глаза. Мы сидели на углу бастиона так что в обе стороны могли видеть всё.
Придаточные условные служат для выражения условия, при котором возможно то, о чем говорится в главном. Отвечают на вопрос при каком условии? Средство связи: союзы если, если бы, при условии если, ежели, раз, коли (коль) и др.
З адание: списать, расставить знаки препинания, поставить вопрос к придаточному, определить его вид . Раз начался морозобой в лесу это значит уже градусов под сорок. Ехать по дороге было бы совсем невозможно если бы не женщины-крестьянки быстро орудующие лопатами.
Уступительные придаточные сообщают об условиях, причинах, вопреки, наперекор которым, несмотря на которые совершается то, о чем говорится в главном предложении. Отвечают на вопросы: несмотря на что? вопреки чему? Средство связи: союзы хотя (хоть), несмотря на то что, невзирая на то что, пусть, пускай, даром что, сочетание местоименных слов как, сколько с частицей ни.
З адание: списать, расставить знаки препинания, поставить вопрос к придаточному, определить его вид . Мы прекрасно провели время несмотря на то что лето выдалось дождливое. Андерсен всю свою жизнь умел радоваться хотя детство его не давало для этого никаких оснований.
Придаточные цели раскрывают цель того, о чем говорится в главном. Отвечают на вопросы для чего? с какой целью? Средство связи: союзы чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, дабы, частицы, выступающие в роли союзов только бы, лишь бы.
З адание: списать, расставить знаки препинания, поставить вопрос к придаточному, определить его вид . Я жить хочу чтоб мыслить и страдать. Медведица напала на охотника не со зла а для того чтобы защитить своих медвежат.
Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2018/12/18/urok-russkogo-yazyka-v-9-klasse-slozhnopodchinennye
Проверочная работа «СПП. Виды придаточных» (9 класс).
Подойдёт и взрослым и детям
Проверочная работа «Определить вид придаточных предложений в СПП». 9 класс
Мне припомнилась нынче собака, что была моей юности друг.
Друга я никогда не забуду, если с ним подружился в Москве.
Пока Ермолай жарил в золе картофель, я успел задремать.
Часто я угадать хотел, о чем он пишет.
Оказалось, что штаб дивизии находится рядом.
Настоящего человека всегда тянет туда, где трудно.
Я вернусь, когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад.
Яблони пропали, оттого что мыши объели всю кору кругом.
Молния в потемках казалась ослепительной, так что глазам было больно.
Сердце мое стучало так сильно, что перо дрожало в руке.
Стеклянная дверь на балкон была закрыта, чтобы из сада не несло жаром.
Раз начался морозобой в лесу, это значит уже градусов под сорок.
Л.А. Тростянцова, А.И. Запорожец. Русский язык. Поурочные разработки. 9 класс. – М.: «Просвещение», 2014 г.
Придаточное обстоятельственное (условия)
Придаточное обстоятельственное (время)
Придаточное обстоятельственное (место)
Придаточное обстоятельственное (время)
Придаточное обстоятельственное (причины)
Придаточное обстоятельственное (цели)
Придаточное обстоятельственное (условия)
Номер материала: ДБ-132356
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник статьи: http://infourok.ru/proverochnaya-rabota-spp-vidi-pridatochnih-klass-1554390.html
1. Определите вид связи придаточных предложений с главным:
а) последовательное подчинение;
б) однородное подчинение;
в) параллельное подчинение.
1. Пока я ходить умею, пока глядеть я умею, пока дышать я умею, я буду идти вперед.
2. Дети рассказали, что нарвали тех цветов, которые любила мама.
3. Когда поднялось солнце, мы увидели картину, которая удивила всех.
4. Коль жить да любить, все печали растают, как тают весною снега.
5. Если бы каждый человек на куске земли своей сделал все, что он может, как прекрасна была бы земля наша.
6. Когда от горя тягостно, когда от счастья радостно, иду я на свидание с тобою, русский лес.
7. Мы хорошо знали, что под рыхлым снегом, если разгрести его руками, еще можно найти свежие лесные цветы.
8. Сколько он ни напрягал глаза в ту сторону, откуда слышались крики, ничего не мог разглядеть в темноте.
9. Когда я вбежал в ворота, под которыми было очень темно, уже никого не было.
10. Когда склоняется день, розовая мгла одевает окрестные холмы, тогда только можно увидеть нашу древнюю столицу во всем ее блеске.
2. Укажите, нужно ли ставить запятую на месте вопроса (?) в сложноподчиненном предложении:
а) нужно; б) не нужно.
1. Яблони пропали, оттого (?) что мыши объели всю кору вокруг.
2. Солнце взошло, и (?) хотя на небе не было ни единого облачка, но цвет его был странный.
3. Недаром Салтыков-Щедрин говорил, что (?) если хоть на минуту замолкнет литература, то это будет равносильно смерти народа.
4. Давно заметил, что (?) когда ветерок, проникающий в лес, качает ветви деревьев, то в этом есть особенная глубокая прелесть.
5. Мне кажется, что (?) если бы я следил за ним в продолжение нескольких лет, он все равно бы был неуловим.
6. Вместо того (?) чтобы разложить книги по полкам, Ваня сложил их стопкой на столе.
7. Так долго день пробуждается, что (?) когда солнце выйдет, у нас уже и обед.
8. Он предположил, что (?) если эта тропинка приведет к дому лесника, то они не сбились с маршрута.
9. Случилось так, что (?) когда мы ехали, не было ни малейшей зыби.
10. Лесник доложил, что (?) если всмотреться на вырубке, все пни покрыты мелкими опятами.
3. Определите, нужно ли поставить недостающие знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными:
а) запятую перед и; в) запятые перед и после и;
б) запятую после и; г) знаки расставлены верно.
1. Теперь, когда вблизи говорили люди и светилось окно, он прибавил шаг.
2. Это небо, по которому широкою полосою протянулся Млечный Путь и темный океан, в котором отражались небесные светила, одинаково казались беспредельно глубокими.
3. Расскажите, кто вы и что с вами случилось.
4. Хотя гром трещал по-прежнему и молния полосовала небо, ему уже не было страшно.
5. На том поле, где тогда цвела рожь и кричали перс пела, теперь бродили спутанные лошади.
6. Слышно было, как ветер трепал кусты деревьев, как неистовствовало море и лаяли в селении собаки.
7. Оставив солдат рассуждать о том, что татары ускакали, когда увидели гранату и зачем они туда ездили, я отошел, сел под дерево.
8. Нас просили узнать, в сохранности ли вещи и если будет возможность перевезти их в другое место.
9. Глеб не заметил, как наступило утро, как пробудились голуби и как затем мало-помалу все ожило вокруг.
10. Слепой знал, что в комнату смотрит солнце и что если он протянет руку в окно, то с кустов посыплется роса.
Источник статьи: http://znanija.org/russkii-yazyk/35549760.html