Взаимодействие школ и садов

план взаимодействия со школой
методическая разработка на тему

План взаимодействия со школой на 2018-2019 учебный год

Цель: Обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной и методической работы между дошкольным и начальным звеном образования.

Задачи:

  1. Согласовать цели и задачи дошкольного и начального образования.
  2. Создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие сохранность и укрепление здоровья, непрерывность психофизического развития дошкольника и младшего школьника.
  3. Обеспечить условия реализации плавного, бесстрессового перехода детей от игровой к учебной деятельности.
  4. Организовать преемственность планов и программ дошкольного и школьного начального образования.

Пояснительная записка

Школа и дошкольное учреждение нацелены на реализацию комплекса образовательных задач, которые исходят из двух взаимодействующих целей- подготовить ребенка дошкольного возраста к обучению в школе и в начальной школе заложить базу для дальнейшего активного обучения.

Готовность к обучению в начальной школе предполагает физиологическую зрелость и психологическую готовность, готовность к обучению в основной школе — наличие способности обучаться.

Организация работы по преддошкольному обучению детей старшего дошкольного возраста осуществляется по следующим направлениям:

Организационно-методическое обеспечение включает:

  • Совместные методические и педагогические мероприятия по вопросам преемственности, эффективности работы учителей и воспитателей ДОУ по подготовке детей к школьному обучению в школе.
  • Взаимопосещение НОД. Изучение опыта использования вариативных форм, методов и приемов работы в практике учителей и воспитателей.
  • Разработка и создание единой системы диагностических методик для определения готовности детей к школе.
  • Организацию адаптационных мероприятий с дошкольниками.
  • Работу психологов по отслеживанию развития детей, определению «школьной зрелости».
  • Совместное проведение мероприятий с детьми школьного и дошкольного возраста. Система взаимодействия с родителями включает:
  • Проведение родительских собраний
  • Проведение дней открытых дверей
  • Посещение уроков и адаптационных занятий родителями.
  • Консультации психолога и учителя.
  • Организация экскурсий по школе.
  • Привлечение родителей к организации детских праздников, спортивных соревнований.

Взаимодействие ДОУ и школы в процессе подготовки детей к школьному обучению предполагает создание комплекса условий, обеспечивающих формирование готовности ребенка к школе на основе единых требований. Адаптационные занятия позволяют преодолеть последствия имеющегося у ребенка негативного опыта общения с социумом и предполагают более легкую адаптацию к условиям школы.

Такая целенаправленная работа по подготовке детей к школе должна способствовать:

-личностного развития ребенка;

Читайте также:  Блок двенадцать соловьиный сад

-укрепления психического и физического здоровья;

-целостного восприятия картины окружающего мира;

-формирования социально-нравственных норм и готовности к школьному обучению;

-преодоления разноуровневой подготовки.

  • Созданию единой системы диагностических методик за достигнутым уровнем развития детей и дальнейшего прогнозирования его развития.
  • Совершенствованию форм организации учебно-воспитательного процесса и методов обучения в ДОУ и начальной школе.
  • Обеспечению более успешной адаптации детей к обучению в начальных классах, сохранению желания дошкольников учиться и развиваться.

Для педагогов организация работы по предшкольному образованию дает возможность лучше понять детей и выстроить свою работу в соответствии с их развитием.

Источник

Система взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и школы в условиях непрерывного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шпак Ольга Сергеевна, Курникова Елена Владимировна

Данная статья посвящена проблемам обеспечения преемственности двух ступеней образования: дошкольной и начальной. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения рассматривается как важное условие эффективной подготовки детей к переходу в статус ученика и осуществлению непрерывности образования.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шпак Ольга Сергеевна, Курникова Елена Владимировна

Из опыта работы экспериментальной инновационной площадки «Целостное гармоничное развитие личности ребенка в процессе нравственно-патриотического воспитания в современных условиях»

Преемственность в формировании интегративных качеств личности дошкольника и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы НОО

Текст научной работы на тему «Система взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и школы в условиях непрерывного образования»

СИСТЕМА ВЗАИМОДЕИСТВИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Шпак Ольга Сергеевна, Курникова Елена Владимировна, Научный руководитель: Буршит И.Е., Таганрогский институт им. А.П. Чехова (филиал) РГЭУ (РИНХ) , г. Таганрог

Аннотация. Данная статья посвящена проблемам обеспечения преемственности двух ступеней образования: дошкольной и начальной. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения рассматривается как важное условие эффективной подготовки детей к переходу в статус ученика и осуществлению непрерывности образования.

Ключевые слова: преемственность, дошкольное образовательное учреждение, школа.

У каждого ребёнка в жизни наступает момент, когда он, достигая определённого возраста, становится выпускником дошкольного образовательного учреждения (далее ДОУ) и переступает порог школы. Наступает новый этап в развитии ребёнка: он должен выработать методы общения со сверстниками и взрослыми, учиться воспринимать больше различной информации, соблюдать школьный режим и дисциплину. Поэтому главная задача для воспитателей ДОУ и учителей начальных классов состоит в подготовке дошкольника к дальнейшему обучению, и формированию положительного представления о школьной жизни.

При этом «готовность к школе является, с одной стороны, одним из основополагающих понятий для понимания процесса освоения статуса ученика, с другой — важнейшим итогом воспитания и обучения дошкольников» [2, с.47].

Подготовка ребёнка к школе начинается задолго до его выпуска из ДОУ. Первым педагогом для ребенка становится воспитатель.

Читайте также:  Ботанический сад академгородок билеты

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС)

дошкольного образования определяет совокупность обязательных требований к дошкольному образованию, определяет целевые ориентиры реализации образовательной программы.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

— проявляет инициативность и самостоятельность;

— уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим;

— обладает развитым воображением;

— достаточно хорошо владеет устной речью, складываются предпосылки грамотности;

— проявляет творческие способности;

— развита крупная и мелкая моторика;

— способен к волевым усилиям в разных видах деятельности;

— склонен наблюдать; экспериментировать.

Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.

Воспитатель организует деятельность по социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому и физическому развитию детей.

В связи с этим наибольшую значимость приобретают такие виды детской деятельности, как: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, самообслуживание и элементарный бытовой труд, восприятие художественной литературы и фольклора, конструирование, изобразительная, двигательная.

В связи с введением стандартов сотрудничество ДОУ и школы рассматривается как важное условие эффективной подготовки детей к переходу в статус ученика. Анализ ситуации в г.Таганроге показал, что между рядом ДОУ и школами и гимназиями организовано взаимодействие по определенным во ФГОС направлениям. Данное взаимодействие выражается в разработке плана конкретных мероприятий.

План составляется на определенный срок — на один-два года. Он включает следующие пункты:

— организационно-методический блок, который содержит подробный перечень и описание направлений работы с детьми, с родителями, с социальными и медицинскими учреждениями, а также ожидаемый результат.

План работы ежегодно корректируется. Среди планируемых мероприятий следует отметить: совместные праздники, взаимопосещения занятий, уроков в 1

классе, совместные педсоветы, рабочие совещания, круглые столы, консультации по результатам диагностического обследования и др.

В плане совместной работы указываются: форма, тема, цель мероприятия, сроки проведения, ответственные (Ф.И.О. и должность), примечание (указывается, кто будет приглашен или будет присутствовать на данном празднике, уроке и т.д.).

В процессе взаимодействия воспитатель и учитель обмениваются педагогическим опытом, находят оптимальные методы, формы работы и т. д. Воспитатель также дает подробную информацию о каждом ребенке, об особенностях воспитания, развития и обучения каждого ребенка, интересах, индивидуальных способностях и возможностях, характере, особенностях семейного воспитания.

Учитель же знакомит с особенностями программ начальной школы, факторами, препятствующими протеканию легкой адаптации к условиям массовой школы, необходимости обращения особого внимания в ДОУ на развитие креативности, творческого мышления, так как «развитие творческого мышления является ключевым для понимания всех механизмов качественных изменений, которые происходят с ребенком на протяжении его школьной жизни» [1, с.11].

Создается объединённая база детского сада и начальной школы. Это позволяет проводить непрерывный процесс развития, воспитания и обучения ребёнка, обеспечивая тем самым преемственность двух ступеней образования.

Преемственность — это двусторонний процесс. На дошкольной ступени образования малыши получают первоначальное развитие, формируются фундаментальные личностные качества ребёнка — достижения, которые служат основой не только для успешного обучения в школе, но и для дальнейшей взрослой жизни. А с другой стороны — начальная школа, которая, подхватывая достижения «дошколенка», продолжает работу по дальнейшему развитию накопленного потенциала ребёнка [3].

Читайте также:  Автозапчасти метро ботанический сад

В связи с тем, что переходный период ребёнка от «дошколёнка» к школьнику считается сложным и уязвимым, то необходимость тесного сотрудничества ДОУ и школы очевидна, но такое взаимодействие достаточно редко встречается. Среди факторов, препятствующих процессу совместной работы можно отметить следующие:

— выбор школы для обучения ребёнка. Современные школы, лицеи и гимназии располагают большим разнообразием программ обучения и ресурсов внеучебной деятельности. Это приводит родителей дошкольников в затруднительное положение;

— проблема нехватки специалистов (психологов, логопедов, социальных педагогов) в учебных заведениях;

— недостаточная преемственность в программах дошкольного и начального образования;

— отсутствие стремления специалистов двух ступеней образования, как на уровне ДОУ и школ, так и на уровне Управления образованием действовать совместно;

— повышенные требования к ребенку, поступающему в школу и др. Актуальность проблемы преемственности дошкольного и начального

общего образования обусловлена тем, что в настоящее время общими проблемами для всех уровней образования (дошкольное и начальное общее, начальное общее и основное общее и т.д.) являются несовпадения, препятствующие стабильности и качественности в процессе получения образования [4].

В «Федеральной целевой программе развития образования на 2011 — 2015 годы» отмечается, что отечественная образовательная система, демонстрируя внешнюю целостность, сохраняет внутри себя проблемы и противоречия.

Одной из задач «Федерального государственного стандарта дошкольного образования» является обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования).

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» отмечается, что образовательные программы дошкольного образования направлены в том числе на достижение необходимого и достаточного уровня развития для успешного освоения детьми образовательных программ начального общего образования. То есть проблема преемственности может быть решена успешно только при тесном сотрудничестве и взаимодействии воспитателя и учителя.

1. Буршит И.Е. К вопросу о преемственности развивающего образования/ Г.А.Данюшевская, И.Е.Буршит// Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ. — 2008. -№ 4. — С. 7-13.

2. Буршит И.Е. Комплексный подход к формированию готовности к обучению в школе детей, не посещающих ДОУ/ И.Е.Буршит// Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. Сер.: Педагогические науки. — 2011. — №1(55). — С. 47-51.

3. Денякина Л.М. О разработке единых требований к содержанию дошкольного образования // Методист. — 2007. — № 6. (в соавт. Н.А. Песняева).

4. Корепанова М.В. Теория и практика становления и развития образа Я дошкольника: монография,/М.В. Корепанова. — Волгоград: Перемена, 2011.-240 с.

Источник

Оцените статью