- Взаимосвязь градостроительства и ландшафтной архитектуры
- технические науки
- Похожие материалы
- Список литературы
- Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
- Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
- XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2021
- Связь архитектуры и окружающего ландшафта
Взаимосвязь градостроительства и ландшафтной архитектуры
технические науки
- Валеева Альбина Равилевна , бакалавр, студент
- Латыпова Рушана Венеровна , бакалавр, студент
- Башкирский государственный аграрный университет
- ГОРОД
- ОБЪЕКТЫ ЛАНДШАФТНОЙ АРХИТЕКТУРЫ
- ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО
- ОЗЕЛЕНЕНИЕ
- ЛАНДШАФТ
Похожие материалы
В энциклопедических словарях ландшафтную архитектуру определяют как искусство, цель которого – гармоничное сочетание естественного ландшафта с местностью, освоенной человеком (в том числе, с населенными пунктами, различными архитектурными комплексами и другими сооружениями). Среди задач ландшафтной архитектуры – охрана естественных ландшафтов, но также и создание новых, планомерное формирование системы естественных и искусственных ландшафтов. Следовательно, понятие ландшафтная архитектура включает в себя и садово-парковое искусство.
Ландшафтная архитектура во всем мире завоевала признание как важная самостоятельная архитектурная профессия. Если раньше сады, парки, набережные были элементом желательным, но не обязательным, то для крупного современного города открытые и озелененные пространства стали жизненно необходимыми.
Градостроительство это теория и практика планировки и застройки городов. Градостроительство охватывает сложный комплекс социально-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, а также санитарно-гигиенических проблем. Его характер определяют социальный строй, уровень развития производительных сил, науки и культуры, природно-климатические условия и национальные особенности страны.
Ландшафтную архитектуру на современном этапе уместнее обозначать более широким термином — ландшафтное градостроительство.
Цель городской ландшафтной архитектуры состоит, в первую очередь, в поиске гармонии между урбанизацией и природой. Гармония в данном случае подразумевает найти такие способы изменения ландшафта при развитии города, чтобы минимизировать потери природы или воссоздать зеленые уголки на просторах бетона и металла. Это преобразование естественной среды с ее максимальной сохранностью и гармонией с человеком, создание «уютной» для его жизни атмосферы.
Главной задачей ландшафтных дизайнеров является благоустройство зоны жизнедеятельности человека. Сюда входит не только создание благоустройства с точки зрения эстетического восприятия, но и сохранение или воссоздание благоприятной экологической атмосферы в городских джунглях, преобразование ландшафта с целью обеспечения максимальной функциональности и комфортности в нем человека. Сюда входит и охрана природных памятников, садово-парковое искусство с соблюдением природоохранных принципов.
В нынешнее время абсолютно нетронутых природных ландшафтов, в сущности, не осталось. Однако на практике этот термин широко употребляется как противоположный антропогенному. Здесь нужно отметить то, что он не изменен человеком всецело и обладает в основном естественным саморазвитием (например, долина горной реки, крупный лесной массив в пригородной зоне).
Антропогенный ландшафт отличается тем, что в его формировании решающую роль сыграла хозяйственная деятельность человека, например создание сельскохозяйственных угодий, городской застройки.
В современном мире одним из главных условий комфортности является эстетичность пространства, располагающая к отдыху и жизнедеятельности людей, что во многом достигается благодаря благоустройству, озеленению и комплексному обустройству территорий [4,5,6]. При формировании системы озеленения необходимо, чтобы размещение объектов было тесно увязано с планировочной структурой города. В идеально запланированном городе эта система должна органично «вплетаться» в структуру города, а природный ландшафт — быть основой ее планировки.
Характер и степень преобразования природного ландшафта наличие многоэтажной или малоэтажной усадебной застройки, плотность дорожной, уличной сети, включение в застроенный массив города крупных открытых пространств типа парков, лесопарков, водоемов, возвышенностей или их отсутствие — все эти характеристики предопределяют тот или иной вид городского ландшафта и его пространственную структуру.
В парках, садах и лесопарках мы видим прежде всего существенное звено в системе связей человека с природным окружением. Город будущего, основы которого закладываются сейчас, должен быть не противопоставлен природной среде, а органично слит с нею. Сами границы между городом и его окружением теряют свою жесткость и однозначность, взаимопроникновение застройки и открытых озелененных пространств становится постепенно одним из важнейших принципов развития городов и систем расселения. Крупнейшие города включают в свой состав большие лесные массивы, обширные водоемы, парки размером в сотни гектаров. В них необходимо сохранить, а где нужно, и воссоздать все богатство естественного ландшафта. Жителю города, чтобы удовлетворить свое стремление к природе, не обязательно покидать пределы города, важно обеспечить возможности для отдыха в естественной обстановке на лоне природы вблизи жилья, мест работы и учебы [1].
Создание объектов ландшафтной архитектуры — парков, городских садов, скверов, бульваров, лесопарков, территорий жилой и промышленной застройки — сложный и длительный процесс, состоящий из этапов их проектирования и строительства, грамотного содержания и эксплуатации.
Ландшафты, окружающие города, классифицируются по преобладающему виду использования на сельскохозяйственные (возделанные поля, плодовые сады и др.), лесные, (лесные массивы естественного характера, лесопарки, молодые посадки), поименно-луговые, «техногенные» (коммунально-хозяйственного назначения, водохранилища, места разработок полезных ископаемых, свалки, территории внешнего транспорта). Пригодные территории в настоящее время почти полностью освоены, характеризуются тем или иным соотношением естественных и искусственных компонентов и могут рассматриваться в качестве объектов ландшафтного проектирования. Среди них на первом плане — места массовой рекреации населения.
Типы объектов ландшафтной архитектуры формировались по мере развития ландшафтного мировоззрения [5].
В зависимости от расположения в структуре города, характера использования территории и приоритета, выполняемых ими функций объекты ландшафтной архитектуры подразделяются на следующие категории.
- объекты общего пользования ( городские парки и сады, скверы различного назначения, бульвары, озелененные территории общественных центров, проспектов и улиц)
- объекты ограниченного пользования (озелененные территории жилых и промышленных районов, групп жилых домов, территории школ и детских садов-яслей, поликлиник, больниц, учебных заведений, закрытые территории теннисных клубов, гольф- клубов, бизнес-парков, участки ведомственных учреждений и закрытых предприятий)
- объекты специального назначения ( территории санитарно-защитных зон вокруг промышленных предприятий, территории кладбищ и мемориалов, ботанические и зоологические сады и парки, участки скоростных дорог и магистралей, шоссе и железных дорог, питомники, участки опытных хозяйств) [7].
Территории общего пользования — это доступное для всего городского населения место, где озелененный и обустроенный участок позволяет человеку отдохнуть от напряженной городской жизни. Также территории ограниченного пользования являются эстетической составляющей, позволяющей восполнить дефицит общения человека с природой в рабочее время.
Группа объектов, которая возникла под влиянием градостроительной деятельности: малые сады, общественные пространства населенных мест (городские парки, бульвары, скверы, лесопарки), объекты регионального уровня ( заповедники, национальные парки) [3].
Городские общественные парки проектируют с учетом сооружений образовательного, культурно — просветительского и спортивного назначения. При организации лесопарков сохраняют естественную среду для тихого отдыха и прогулок, а специализированные парки создают с определенной функцией (мемориальные, ботанические, зоологические сады и т.д.). Региональные объекты проектируют с особым внимаем к вопросам воссоздания нарушенных природных территорий и сохранения природных экосистем [2].
Ввиду того что ландшафтная подоснова города физически неоднородна и определена естественными территориальными членениями, рубежами, одного выделения функционально-ландшафтных единиц (селитьба, промышленная зона и т. д.) недостаточно для того, чтобы со всей полнотой охарактеризовать структуру городского ландшафта. В каждом городе в зависимости от рельефа местности, наличия водоемов и водотоков, характера почвенного и растительного покрова может быть выделено несколько локальных ландшафтных районов и подрайонов.
Объекты ландшафтной архитектуры, сформировавшиеся под влиянием архитектуры: в интерьере здания (зимний сад, оранжерея), на архитектурных конструкциях (сады на крыше), при архитектурном объекте (парадные и внутренние дворы). Озеленение интерьера создает комфортность и служит центром визуального притяжения. Малые сады на архитектурных конструкциях придают эстетичный вид зданию, и служит дополнительным условием для отдыха горожан [4].
Главной целью ландшафтного проектирования является создание благоприятной для человека пространственной среды, обладающей всеми необходимыми функциональными, эстетическими и экологическими свойствами. В его основе лежит целенаправленное преобразование тех или иных природных ландшафтов. Поэтому вопросы их определения, классификации, структуры имеют для архитектуры не только теоретическое, но и важное практическое значение. Для того чтобы разумно совершенствовать среду обитания человека, воздействуя на тот или иной компонент ландшафта (почвы, растительность, воды, воздух, рельеф, геологическая основа), надо заранее и возможно точнее представить себе, в каком направлении будут меняться при этом и все другие его составляющие. Недостаточно оценивать ландшафтную ситуацию лишь с точки зрения пейзажных достоинств, приходится анализировать физико-географическую структуру местности. Эта структура во многих случаях имеет не меньшее значение для архитектора, чем природно-климатические данные, она зачастую определяет закономерности размещения объекта, его содержание, внешний вид, условия развития. В связи с этим нам необходимо раскрыть содержание основных ландшафтных понятий.
Художественно-культурное, экологическое осмысление проблем градостроительства приводит к ландшафтному решению объекта. Благодаря ландшафтному проектированию можно изменить атмосферу города, повысить психологическую комфортность, улучшить качество окружающей среды и в целом комплексно обустроить окружающую среду.
Список литературы
- Теодоронский, В.С. Строительство и эксплуатация объектов ландшафтной архитектуры./ В.С. Теодоронский Е. Д. Сабо,В. А. Фролова; под ред. В. С. Теодоронского.- 3-е изд.- М.: 2008. — 352 с.
- Нехуженко, Н.А. Основы ландшафтного проектирования и ландшафтной архитектуры./ Н.А. Нехуженко.- С.-Петербург: 2011.-192с.
- Сотникова, В.О. Ландшафтная архитектура./ В.О. Сотникова.- УлГТУ. Ульяновск: 2010.- 145с.
- Кутлияров, Д.Н. Оценка состояния и комплексное обустройство водосбора р. Таналык Республики Башкортостан [Текст] / Д.Н. Кутлияров // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук / Московский государственный университет природообустройства. Москва, 2009.
- Найденова, И.Н.. Архитектурный стиль «БИО-ТЕК» [Текст] / И.Н. Найденова, Д.Н. Кутлияров, А.Н. Кутлияров // Сборник статей международной научно-практической конференции Технические науки: проблемы и перспективы. Ответственный редактор: Сукиасян А.А. Уфа. 2015. С. 29-31.
- Кутлияров, Д.Н. Оценка состояния и комплексное обустройство водосбора р. Таналык Республики Башкортостан [Текст] / Д.Н. Кутлияров диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук / Московский государственный университет природообустройства. Уфа, 2009.
- Строительство и эксплуатация объектов ландшафтной архитектуры [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://landscape.totalarch.com/node/248 . 12.11.2016.
Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.
Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.
Источник статьи: http://novainfo.ru/article/9983
XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2021
Здравствуйте! Оптимальным сроком родоразрешения женщин с АФС является 38 нед беременности. Родоразрешение у беременных с АФС часто осложняется антенатальной и интранатальной гипоксией плода, поэтому роды через естественные родовые пути ведут под постоянным КТГ-наблюдением, при наличии соответствующих показаний со стороны матери или плода- путем кесарева сечения.
Здравствуйте. Отличная работа! Хотелось бы узнать, какой оптимальный срок и метод родоразрешения у беременных женщин с данным диагнозом?
Здравствуйте, статья очень полезная! Но действительно ли занятия спортом могут помогать при депрессии? Ведь это скорее устранение симптом (занять себя чем-либо, и не думать о плохом), чем решение ключевой проблемы?
Здравствуйте! Антифосфолипидные антитела в популяции обнаруживают в 1-5,6%, причем у женщин в 2-5 раз чаще, чем у мужчин. Во время беременности антифосфолипидные антитела выявляют у 2-4% женщин. Среди пациенток с привычным невынашиванием беременности АФС диагностируют в 27-42%.
Добрый день. Очень интересная, информативная статья. Можно узнать об актуальности данной проблемы, как часто она встречается у беременных женщин?
Специалисты Института медико-биологических проблем РАН
Вот мне тоже интересно
Можете для начала съездить пожить там два-три месяца. Посмотрите на реакцию организма. ну а потом уже сделаете выводы.
Согласен, отличная работа
Будет только лучше
Связь архитектуры и окружающего ландшафта
Эстетическое осмысление и утилитарное сопровождение архитектурного сооружения берут начало со времен Древнего мира. Тесный контакт архитектуры и окружающего ландшафта оправдан необходимостью диалога между человеком и природой как его эволюционной средой. Связь является результатом художественных приемов и (или) обусловлена полезностью. Процесс строительства является непрерывным на протяжении тысячелетий, ибо человек терпит нужду в помещении, будь оно жилого, культового, фортификационного, сельскохозяйственного или других назначений, посему становится возможным проследить связь, возникающую между зодчеством и природным ландшафтом.
Сегодня в контексте динамичного развития городов возникает запрос на «симбиоз» человечества с природой для формирования эффективной эксплуатируемой среды. В ходе авторского анализа было выявлено, что одна из задач современного ландшафтного проектировщика — это внедрение архитектуры в естественную среду за счет ландшафтно-ориентировочного планирования. Работа нацелена на изучение вопросов о возможных диалогах между архитектурой и ландшафтом; исследование подобных связей дает возможность возвращения общества к исторической модели отношения к природе, призывающей к тонкому взаимодействию с ней.
Взаимообусловленность в пространстве и времени архитектурных творений человека и природной составляющей многогранна, ибо связь между этими компонентами включает понятие каузальности и корреляционную зависимость. В редких случаях, в результате связи архитектуры и ландшафта, производным является отношение без влияния друг на друга, но чаще, на выходе мы получаем их взаимодействие или симбиоз, апогей которого в создании чего-то нового.
В период формирования протогородов зависимость ландшафта от человека отсутствует, но антропогенное влияние имеет место быть. Природа (наличие мягкого климата, пресной воды, плодородных почв, внешних укрытий, природных материалов для создания орудий) есть причина очагов оседлости, следствием которых является развитие городищ и городов. В дальнейшем, каузальная (причинная) связь может быть представлена вписыванием в ландшафт градостроительного или архитектурного объекта. Причиной является связь ландшафта и объекта непосредственно, но следствие этого может носить характер оборонительный, бытовой, религиозно-философский, научный и другой. Примером могут служить объекты древних цивилизаций. Одной из них является значительная цивилизация Древнего мира, существующая на северо-востоке Африки — Древний Египет.
По словам Геродота, Египет — дар Нила. Именно расположение великой реки являлось первопричиной заселения людьми черной земли (Кемета), следствие этого есть сложившийся быт, практицизм и великий культ. Следует задуматься о влиянии ландшафта на традицию в целом. То есть уже ландшафтом предопределена культура народа, художественный образ архитектуры и паркостроения напрямую зависит от местоположения — это есть, так называемый, географический детерминизм. Пустынная местность обуславливала желание и нужду египтян в образе райского сада.
Помимо этого, древнеегипетская цивилизация воспринимала архитектуру как ориентир на небесное святилище, что свидетельствует о высокой значимости культа и науки. Например, главный храм, посвященный культу Амона-Ра в Карнаке, был направлен своей продольной осью на ущелье, в которое почти вертикально спускалось солнце в день летнего солнцестояния (рисунок 1). Луксорский храм был визуально связан с храмом Амона, он был направлен на яркую звезду Капелла из созвездия Ауриги; колоссы Мемнона являлись пропилеями для наблюдения восхода солнца в день зимнего солнцестояния [1].
Р
ис.1. Визуальные связи Фиванских храмах, ориентированные на небесные святилища [1].
Не только Древний Египет известен глубокой связью архитектурных и градостроительных образований с ландшафтом. Например, размещение Микенских городов, как правило, было близ скалистых холмов, следствием чего являлась безопасность города от внезапных нападений. При этом, выбирая место для городов, греки равно относились к вопросам утилитаризма и эстетики. Холмы и скалы являлись некими композиционными вертикалями, где в случаях Египта и Двуречья эту роль выполняла архитектура — пирамиды, зиккураты [1]. Происходит композиционная смена ролей от антрогоненной к естественной доминанте за счет смены природной среды. Также для столицы Микенского царства было характерно расположение прототипа храма (мегарона) на холме, дабы показать его значимость. Для города Селинунт периода Архаики была важна эстетическая составляющая панорамных разверток на море, а реки использовались в качестве торговых связей (рисунок 2). Казалось бы Гипподамова система греческих городов, например, Милета, является чуждой понятию вписанности в ландшафт, но при этом стены городских укреплений следовали рельефу (рисунок 3). Города Римской империи, также имея регулярную планировку были связаны с естественным ландшафтом извилистым контуром своих границ, шедших за рельефом (например, город Дура-Эвропос, город Гераса (рисунок 4)).
Р
ис.2. Схематический план города Селинунт, где 1 — северные ворота акрополя; 2 — храм А; 3 — храм В; 4 — храм С; 5 — храм D; 6 — храм E(R); 7 — храм F (S); 8 — храм G (Т), посвященный Аполлону; 9 — остатки городских стен. Строительство храмов в акрополе относится к VI в. до н. э.; планировка акрополя — к концу V в. до н. э.; храмы 6, 7 и 8 возведены позднее; буквами в скобках указаны старые обозначения храмов [1].
Р
ис.3. Схематический план генерального ансамбля Милета, где 1 — булевтерий; 2 — гимнасий; 3 — северная агора; 4 — Дельфиний (священный участок Аполлона Делъфиния); 5 — театр; 6 — стадион на 14 400 мест; 7 — предполагаемый гимнасий [1].
Р
ис.4. Генеральный план города Гераса (по раскопкам). Вид на колоннаду овального форума. Архитектурный расцвет Герасы относится ко времени правления Траяна и Адриана (первая половина II в. н. э.) [1].
Традиция связи архитектуры с естественной окружающей средой существует на протяжении веков, причем причинная обусловленность расположения архитектуры в зависимости от ландшафта во многом схожа для разных мировых культур, но следствия этой связи абсолютно различны. Надо понимать, что в рамках исследования рассмотрены системы внутри градостроительной единицы, а внешние факторы являются причинами. Так, для городища Тушемля на Смоленщине, представленного пятью рядами валов с верхней плоскостью, занятой религиозной площадкой и домами, ландшафт — причина для создания поселения, следствие которого, по большей части, является фортификационным (рисунок 5). Замечаем, что следствие отождествляется с функцией.
Рис.5. Реконструкция сооружений верхнего слоя городища Тушемля (по П.Н. Третьякову).
С течением времени становится заметным некий переход от общего к частному, где градостроительная идея взаимодействия с природой, применяется более локально и становится элементом архитектурно-ландшафтной композиции на объектах садово-паркового искусства. Для культуры России связь между ландшафтом и архитектурой на исторических объектах имеет большое значение; понимание и восприятие архитектурного процесса ансамблей и усадеб значимо для истории, развития народного образования, патриотического, идейно-нравственного и эстетического воспитания страны.
Многие творцы слова в своих произведениях воспевали русские приусадебные сады. Так, например, Г.Р. Державин писал об усадьбе Грузины:
«О, как пленительно, умно там, мило всё,
Где естества красы художеством сугубы. » [2].
Главным образом, внимание поэта было обращено на ансамбль, синтезирующий произведение архитектуры и садово-паркового искусства, на гармоничное подчинение архитектуры ландшафту, что, зачастую, являлось основным приемом русских провинциальных усадеб. Таким образом, каузальность антропогенных и естественных компонентов в пространстве порождает ансамблевость.
Наряду с литератором Державиным, внимание к русским усадьбам уделяли и Н.М. Карамзин, в основном ориентируясь на градоэкологическое расположение территории усадьбы в системе населенного пункта и его экологического каркаса, и теоретики в области садово-паркового искусства — А.Т. Болотов, Н.А. Львов, Н.П. Осипов. То есть индивидуальный облик доминантного сооружения достигается путем его внедрения в ландшафт, построения ландшафтных ориентиров, видов и перспектив, которые в последствии становятся символами данной территории. Так, основной фактор, влияющий на устройство приусадебного сада по Болотову — это определение художественного образа в зависимости от местоположения, основу сада теоретик видит в его «натуральности». Согласно высказываниям Львова, элементы регулярной планировки должны применяться в логической форме, то есть должны быть непосредственно связаны с окружением (подчинены климатическим условиям, рельефу, существующим насаждениям и т.п.) [2].
При этом, внешнее великолепие русских усадебных комплексов, играющее большую роль для дворцово-парковых ансамблей, уходило на задний план, в первую очередь, ценилась внутренняя уникальность бытования, о которой в 1910 году повествовал Н.Н. Врангель в работе «Старые усадьбы : Очерки русского искусства и быта». Имения приобрели хозяйственно-экономическое начало, культура не определялась размерами дворца, а нецелесообразное французское заимствование отсутствовало, о котором также писал Болотов, как о недопустимости использования в условиях русской усадьбы чужих образцов [2]. Из чего явствует, что особенность паркостроения XVIII-XIX веков заключается в утилитаризме; в состав классической барской усадьбы обычно входили главный дом, несколько флигелей, пристройки для прислуги, и что важно — конюшни, ангары, мельницы, скотные дворы, теплицы, огороды и плодовые сады, занимающие большие площади приусадебного парка. Это напоминает возврат к древнерусским традициям, где сочетались эстетические и практические начала.
Особым пластом архитектурного наследия России являются провинциальные усадьбы уникального мира исторической окраины русского этнического ареала — Поветлужья Нижегородской области. Поветлужские усадебные сады и парки уникальны за счет планировочной структуры, живописных ориентиров и панорам — это богатейший материал для исследования в области русского наследия, а также потенциальный рекреационный, неиспользуемый в должной мере, резерв для развития туризма и отдыха. К сожалению, многие из них в удручающем состоянии.
В ходе работы рассмотрена связь архитектуры и ландшафта конкретного усадебного комплекса — усадьбы Левашовых, расположенной в деревне Галибиха Воскресенского района, поскольку данный объект является объектом исследования выпускной квалификационной работы автора (рисунок 6). Расположение главного усадебного дома Левашовых, ныне музейного, построенного первым — в начале XIX века, было предопределено ландшафтом — равнинный рельеф (тип рельефа на территории в целом относительно сложный, так как присутствуют участки с котловинами, тальвегами и оврагами), удаленность от главных входов и границ территории, закрытость места плотными насаждениями с преобладанием липы — всё это свидетельствует о значимости интимного образа усадьбы. Разнообразие пейзажных картин достигается путем открывающихся со склона панорам на Ветлугу, ее пойменных лугов и живописностью очертания берегов со сменой древесно-кустарниковых пород. Ветлуга, в принципе, оказала значимое влияние на общую композицию усадьбы — ведь главная ось, сформированная рядовой постройкой домов является параллельной берегу реки. Замысловатая резьба русского деревянного зодчества благотворно синергирует на фоне таежного леса. Все эти факторы в едином рассмотрении являются основой для получения композиционного и утилитарно-бытового синтеза между архитектурой и природой, вершина которого — единый ансамбль.
Рис.6. Один из вариантов исторической планировки усадьбы Левашовых в Галибихе (по Баулиной)
Каузальная связь творений человека и ландшафта, корреспондентна понятию подчиненности, но существует ли обратная зависимость ландшафта от человека? Казалось бы, она могла быть явной в работе с культурными ландшафтами. Культурный ландшафт — это результат сотворчества человека и природы, природно-культурный комплекс, обладающий структурной, морфологической и функциональной целостностью [3]. Работа с основополагающими категориями наследия предполагает их специфическое исследование как теоретическое, так и практическое и обеспечение соответствующей защиты с учетом историко-культурного и экологического приоритета. Действо человека является нужным для ландшафта, но отчасти понятие «культурный ландшафт» синомично понятию «антропогенный ландшафт», возможно, потребность ландшафта в человеке происходит только в случае, когда сам человек касается этого естественного компонента.
Архитектура, созданная в тесной связи с ландшафтом, исключает нелогичность своего образа. Издавна традиции, философские и религиозные воззрения диктовались условиями ландшафтов, наглядными примерами являются рассмотренные раннее градостроительные системы. Анализ возможной композиционной и (или) практической взаимообусловленности в пространстве, базирующийся на теоретическом и практическом опыте исторических объектов дает возможность к восприятию процесса диалога антропогенного и естественного. Рецепция архитектуры через призму ландшафта различных исторических эпох — от Древнего Египта до расцвета русской усадьбы — помогает глубже понять закономерности развития связи.
В дальнейшем намечено продолжить изучение обширной темы связи и влияния ландшафта на культуру. Путь грамотного взаимодействия архитектуры и ландшафта, философия единения с природной средой позволяет вернуть человеку утерянные связи с окружающим миром природы.
1. Бунин А.В., Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства. Градостроительство рабовладельческого строя и феодализма. Том первый – М.: Стройиздат, 1979 — 496 с.: ил.
2. Щукина Е.П. Подмосковные усадебные сады и парки конца XVIII века/ Ю.А. Веденин; под редакцией. — М.: Институт Наследия, 2007. — 384 с.: ил.
3. Культурный ландшафт как объект наследия. Под ред. Ю.А. Веденина, М.Е. Кулешовой. — М.: Институт Наследия; СПБ.: Дмитрий Буланин, 2004. — 620 с.: ил.
Источник статьи: http://scienceforum.ru/2021/article/2018026255