Методический альбом по благоустройству и уборке тротуаров с примерами
Далее пойдёт небольшой обзор этого документа.
Методическое пособие описывает основные конструктивные и эксплуатационные причины загрязнения дорог и тротуаров, наблюдаемые в нашей стране, а также предлагает типовые решения данной проблемы. Основной акцент сделан на особенности уровней расположения газонов, обочин, тротуаров и проезжих частей. Предлагаемые конструктивные решения реализованы в ряде муниципалитетов г. Санкт-Петербурга, Новгороде, Балашихе и показали свою эффективность.
Часть 1. Причины загрязнения и разрушения дорог
1. Газон выше уровня бордюра и тротуара/дороги
Если уровень газона выше, чем уровень бордюра, то вода, во время дождей и снеготаяния, стекает на тротуары (дороги), увлекая за собой грунт, и скапливается в виде луж. После высыхания образуется пылевой слой, который невозможно удалить мойкой, поскольку вода никуда не утекает. Остаётся подметание, как правило, вручную.
Аналогичная ситуация с загрязнением складывается на городских дорогах без бордюров с чрезмерным количеством грунта на обочинах. Грязь вместе с водой стекают не С дороги, а НА дорогу
список дорог без бордюров в Твери
Из-за отсутствия водоотведения, поры асфальта пропитываются водой, и из-за температурных колебаний верхний слой ускоренно разрушается. Многократные ремонты в этом случае не дают эффекта из-за отсутствия целостности дорожного покрытия.
Отсутствие оттока воды на газоны и отсутствие дренажа приводит к скоплению воды на грунтовых дорожках, что ведёт к ускоренному разрушению дорожек и вытаптыванию газонов, поскольку люди пытаются обойти лужи на дорожках по газонам.
2. Тротуар/дорога ниже уровня бордюра
Песок и пыль, принесённые ветром, а также песчано-солевая смесь, рассыпанная зимой, остаются на тротуаре или дороге до момента механического удаления при подметании. Такая конструкция вынуждает увеличивать количество применяемых противогололёдных средств, из-за того что вода скапливается толстым слоем и замерзает. Также возникают затраты на скалывание льда.
В зимнее время года убирать такие дорожки сложно. Нужно перебрасывать снег на газон, и обычно это делается вручную, либо ручным снегоотбрасывателем, что значительно удлиняет сроки уборки и увеличивает стоимость.
В летнее время после обильных осадков такая конструкция служит желобом для воды, которой некуда уходить, и это хорошо видно на примере внутренних проездов в жилых кварталах, особенно хрущёвского периода застройки.
Часть 2. Типовые решения по изменению конструкции системы «дорожка-газон»
1. Повышение тротуара до уровня бордюра
Идеальным случаем, позволяющим добиться максимальной чистоты тротуара, является организация тротуара и бордюра выше уровня газона, при этом бордюр делает вровень с тротуаром.
При такой конструкции вода будет стекать с тротуара, увлекая за собой на газон пыль и песок, принесённые ветром или коммунальщиками. Во избежание попадания земли на тротуар, при весенних работах по перекапыванию земли, и повышения эффективности зимней уборки, нужно, чтобы уровень газона располагался на 5-7 см ниже уровня бордюра. Хотя практика показывает, что достаточно 2-3 см и это соответствует требованиям стандартов.
Примечание 1: Если тротуары сделаны правильно, это позволит быстрее производить зимнюю уборку. При правильной конструкции и технологии количество наледи на тротуаре значительно сократится, потому что вода не будет скапливаться, а снег будет проще убирать и это устранит необходимость использования соли и реагентов. Также дворникам не придётся вручную перебрасывать снег через бордюры, трактор с передним отвалом или щёткой справится с этой задачей, сдвинув снег на газон.
Примечание 2: Летняя уборка как таковая перестаёт быть нужной кроме случаев специального загрязнения таких тротуаров. Земля с газонов на тротуар не стекает, а всё, что заносится ветром, смывается осадками. Замеры загрязнения тротуаров в Санкт-Петербурге показали, что при максимально допустимом загрязнении 30 гр./кв.м, правильные тротуары имеют загрязнение 5-20 гр./кв.м, а сделанные по обычной схеме 40-150 гр./ кв.м.
2. Снижение уровня газона либо установка бордюров при обязательной организации водоотвода
При такой конструкции необходимо обеспечить удаление воды с тротуара или проезжей части. Это может быть выполнено при помощи ливневой канализации.
Примечание: Если газон будет выше уровня тротуара, но ниже бордюра, прилегающего к газону, вода не будет смывать песок и грязь с дорожки на газон, и всё будет смываться в канализацию, забивая её, либо оставаться на дорожке, если ливнёвки нет. Поэтому такое решение названо полуправильным. Но, оно пригодно для удаления воды с поверхности больших площадок с твёрдым покрытием: стоянок, площадей и т.п. Также оно единственное правильное для удаления воды с проезжей части городских улиц.
3. Особенности модернизации дорожек и газонов при близком расположении деревьев
На многих благоустроенных территориях на газонах растут деревья и кустарники, и понижение уровня газона может оголить их корневую систему. В этом случае нужно оставлять вокруг растений участок повышения грунта, либо необходимо повышать уровень дорожек.
Такой подход позволит сохранить растительность, а по мере старения деревьев и замены их молодыми, понижать уровень грунта в месте посадки для того, чтобы при следующих капитальных ремонтах объектов благоустройства снизить уровень газона целиком и одновременно понизить уровень дорожек, если это необходимо.
В случае, если дерево растёт вплотную к тротуару, нужно сохранить часть выступающего бордюра вплотную
к дереву, но понизить остальные участки.
4. Временные решения с канавками
Очень часто бывает так, что у владельца территории нет средств на масштабную реконструкцию. В этом случае, как временную меру, можно использовать следующий приём. Роется продольная канавка, тогда грунт не стекает с газона. Снижается загрязнение дороги или тротуара и затрудняется возможность заезда легковых машин на газон. Но остаётся проблема водоотвода с них, и уборки снега и смёта.
Как видите, аналогичное решение работает там, где бордюр не выступает над уровнем дорожек, либо вообще отсутствует. Данное решение особенно пригодно для муниципалитетов с маленькими бюджетами.
Зачастую, бывает так, что разница между уровнями тротуара и газона достигает нескольких десятков сантиметров. Это означает, что обычная канавка очень быстро будет засыпана. В этом случае нужно применять двухуровневое понижение.
Основная полоса понижения шириной 1,0-1,5 метра, и уже в ней отрываются канавки.
5. Понижение обочин для загородных дорог
Для загородных дорог, не имеющих прилегающих тротуаров и газонов, достаточно понизить обочину, на 2-3 сантиметра. Это позволит автомобилям съезжать на неё, в случае необходимости, но она не будет источником постоянного загрязнения дорожного полотна.
На обоих фото дорожное полотно выше обочины, дорога чистая и за машинами нет шлейфа пыли.
________________________________________ ________________________________________ _________
Авторство документа:
Документ разработан Дмитрием Гусевым из Санкт-Петербурга в рамках его общественного проекта «Делайте ПРАВИЛЬНО!».
В этом посте были изложена лишь основные позиции из методического альбома по благоустройству и уборке тротуаров, а также приведены ключевые примеры. Помимо всего прочего в документе затрагиваются вопросы дренажных и ливневых систем, история конструкции благоустройства, действующие нормативы, проблемы грунтовых дорог, образование наледи от воды, стекающей с кровель, использование песчано-соляной смеси и особенности уборки пыли и грязи.
Целиком документ доступен для скачивания здесь (4 Mb).
Если интересно читать о тверском транспорте, добавляйтесь в друзья и подписывайтесь на уведомления о новых постах.
Также вы можете помочь проекту финансово.
Профили в соцсетях:
Мой Твиттер @monteKlever, где я каждый день публикую всё самое оперативное в рамках общественной деятельности, рассказываю о своей жизни, обмениваюсь интересным материалом
Мой Slideshare, куда я выкладываю результаты своей деятельности, оформленные в виде презентаций и документов
Источник статьи: http://monteklever.livejournal.com/188307.html
Добрый путь: Что учесть, планируя дорожки на участке
Приемы создания удобных и красивых садовых дорожек
Вам, наверняка, приходилось слышать про этот метод планирования дорожек в саду: вспахать землю на участке и посмотреть, где протоптаны тропинки. Но если жить на распаханном поле не входит в ваши планы, идите иным путем — составьте план дорожек на бумаге.
Как правило, все дорожки на участке можно условно отнести к одной из трех групп: функциональные, хозяйственные и прогулочные. Функциональные — соединяют основные маршруты перемещения по участку.
Хозяйственные — сугубо прагматичные: обходные дорожки вдоль забора и вокруг дома, проходы к инженерным сооружениям и т.д. Прогулочные — самые интересные: это дорожки и тропинки, как правило, не несущие утилитарной функции, а предназначенные для отдыха, любования и украшения участка. Часто они дублируют функциональные маршруты, предлагая более неторопливый и живописный путь между различными площадками. Каждый тип имеет оптимальную ширину дорожек и другие особенности. Итак, рассмотрим приемы и хитрости, которые вам помогут в этом разобраться получше.
Прямые и извилистые дорожки
Мы все помним из геометрии про кратчайший путь между точками. В городе доказательство этого представлено в виде тропинок, протоптанных на газонах. Но, все же, это не значит, что при планировании дорожки в своем саду нужно расчерчивать по линейке. Такой подход будет справедлив, если вы задумали классический регулярный сад, в остальных же случаях будут уместны более свободные формы и сочетание прямых и извилистых путей. Однако при этом не избежать вытоптанных газонов и цветников.
Продумайте взаимосвязи
Если вы спланируете все необходимые дорожки заранее, не придется протаптывать новые. Проанализируйте список зон, необходимых на участке, и те занятия, которые с ними связаны. Какие зоны должны быть соединены между собой и зачем? Своими руками обозначьте эти связи на бумаге. Так вы получите список функциональных дорожек.
На какие вопросы нужно знать ответы
Полный список вы сможете составить, только исходя из образа жизни своей семьи. Базовые вопросы для планирования функциональных дорожек касаются основных зон сада, которые они объединят:
1. Въездная площадка и входная зона
Продумайте, будут ли они разделены или совмещены и нужна ли между ними дорожка.
2. Вход в дом
Смотрит ли главный фасад дома в сторону входа на участок? Или он обращен к внутреннему пространству? Вероятно, от входной зоны ко входу в дом будет вести дорожка.
3. Площадка для отдыха, площадка для барбекю и летняя кухня
Будут ли это отдельные зоны, или они совмещены? Насколько далеко они будут от дома? К ним тоже появится дорожка.
4. Прочее
Подумайте, нужны ли вам детская игровая зона и спортивная площадка? Собираетесь ли вы разбивать огород? Также на участке могут появиться отдельно-стоящая баня, гостевой домик, беседка. Все они должны соединяться с домом и другими площадками, но не во всех случаях — самым прямым путем.
Совет: Дорожки между основными зонами участка будут иметь самую большую проходимость, а значит, должны сочетать функциональность, удобство и декоративность.
Хозяйственные дорожки и площадки
Их очень легко упустить из вида при планировании. Подумайте, какие хозяйственные постройки и инженерные сооружения нужны вам на участке, ведь для их обслуживания и эксплуатации понадобятся дорожки. Это может быть площадка для сбора и вывоза мусора, для обслуживания септика, дорожки к дровяному сараю и в огороде между грядками.
Хозяйственные дорожки должны сохранять максимальную утилитарность. Ширина таких дорожек, форма и покрытие в полной мере определяется их функцией. И, как раз, применительно к хозяйственным дорожкам стоит вспомнить про кратчайший путь из пункта А в пункт В: их удобней приближать к прямым линиям.
Ширина дорожек
Самыми широкими должны быть основные, наиболее часто используемые маршруты. На функциональной дорожке должны легко разминуться два человека. Ширина хозяйственных дорожек может быть и небольшой, учитывайте здесь их назначение. Их ширина должна позволять проехать тачке или контейнерам там, где это необходимо. Прогулочные тропинки могут быть узкими, особенно если дублируют функциональный маршрут. Однако для большого сада прекрасным украшением станет широкая извилистая дорожка, рассчитанная на совместные прогулки.
Если говорить о конкретных цифрах, то 40-80 см — ширина дорожки для одного человека, от 100-120 см и более — оптимальная ширина дорожки для двух человек.
Совет: Сделайте дорожки в своем саду разной ширины, это разнообразит пространство и проявит их функцию.
Плавный изгиб
Для человека естественно перемещаться по плавной траектории — так это обычно происходит в природе. Соедините функциональные зоны единой, мягко изогнутой линией, пусть маршрут имеет естественный изгиб. Используйте дуги и кривые большого радиуса, и у вас не появится желания срезать напрямик. Этот прием не слишком удлинит путь, но сделает его значительно более эффектным.
Почти по прямой
Эта маленькая хитрость позволит вам разнообразить прямые дорожки и вписать их в естественные природные формы. Дорожка на фотографии задает прямую траекторию движения, но при этом не выглядит прямой благодаря волнообразному извилистому краю.
Непрерывность движения
Дорожки не должны вести в никуда. Старайтесь, чтобы дорожки на вашей даче начинались и завершались осмысленно: они могут связывать площадки или перетекать одна в другую. Если же тупика избежать не удалось, украсьте его скульптурой, фонтаном, кустарником или цветником.
Еще один важный момент: если дорожка, пересекая какую-либо зону, идет дальше, постарайтесь сохранить плавную траекторию. При этом проследите, чтобы дорожка не врезалась в гущу событий, то есть, чтобы людские потоки не пересекались.
Перекрестки
Старайтесь избегать острых углов при пересечении путей, вам, скорее всего, захочется их срезать, так сделайте это уже при закладывании дорожек. Соединяйте их плавными дугами или под углами, близкими к прямому. Острый угол будет уместен, только если две дорожки сливаются в одну.
Еще один вариант оформить пересечение садовых дорожек — сделать в этом месте площадку. В зависимости от размера площадки, можно украсить ее скульптурой в центре, или окружить цветочным бордюром.
Источник статьи: http://www.houzz.ru/statyi/dobryy-puty-chto-uchesty-planiruya-dorozhki-na-uchastke-stsetivw-vs~48666204