Вырубки_леса_на_байкале

Что на самом деле происходит с лесами Байкала

Фото: Katvic / Shutterstock

Прибрежные территории Байкала так же уникальны с точки зрения экологии, как и само озеро. В водоеме и окружающих его лесах обитают больше 2,5 тыс. видов и подвидов животных. Из них половина — эндемики, то есть встречаются только здесь.

Самая хрупкая часть экосистемы находится в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории. Ее площадь — около девяти млн гектаров.

Здесь запрещены вредные промышленные производства и добыча ресурсов. Строительство тоже не допускается, если оно не связано с работой уже существующих жилых или социальных объектов, национальных парков и особых экономических зон. Туристические комплексы можно размещать только в специально отведенных местах.

Но эти территории важны не только для экологии, но и для экономики: вблизи Байкала проходят маршруты БАМа и Транссиба. Пропускную способность железнодорожных магистралей, построенных в прошлом веке, нужно увеличить в полтора раза в ближайшие пять лет. Их модернизация — часть плана по развитию транспортного коридора «Запад-Восток». Он позволит нарастить объем перевозок в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, который стал для России одним из главных экспортных направлений.

Вдобавок проект должен снять часть транспортных проблем внутри регионов. Местные жители, к примеру, жалуются, что пассажирские поезда часами простаивают на старых однопутных линиях, пропуская товарные составы.

По данным Восточной-Сибирской железной дороги (ВСЖД, филиал ОАО «РЖД»), модернизации требуют больше сотни участков БАМа и Транссиба в районе Байкала. Все работы должны быть завершены к 2025 году.

Чтобы реализовать проект и уложиться в срок, властям пришлось пойти на послабления. В июле 2020 года в России приняли закон, который выводит работы по расширению БАМа и Транссиба из-под целого ряда экологических требований.

Сколько леса вырубят

Основные опасения общественников связаны со сплошными вырубками леса. Новый закон временно разрешает их, в том числе на особо охраняемых природных территориях. Такая форма рубок чаще всего используется при заготовке древесины. Деревья вырубают в один прием на участке площадью от нескольких до десятков гектаров, оставляя только кусты и молодую поросль.

Экологи подчеркивают, что лес и вода тесно связаны между собой. Сплошные вырубки на значительной площади могут вызвать эрозию почвы, и тогда в водоем потекут частицы грунта.

Но такой сценарий маловероятен. По словам представителей РЖД, ни о каких сплошных рубках речи не идет. Проект по увеличению пропускной способности БАМа и Транссиба включает только модернизацию действующих магистралей, но не строительство новых. То есть освобождать большие площади под железнодорожные линии не придется.

«Байкало-Амурская магистраль первоначально, в 1970-е годы, проектировалась и закладывалась в двухпутном исполнении. Сейчас она однопутная, но лесная просека, отсыпка земполотна, подходы к мостам тогда делались на два пути, — объяснял глава Бурятии Алексей Цыденов. — И сейчас то, что назвали «сплошная рубка», будет ввестись на том земполотне, которое уже расчищалось под второй путь. То есть вырубка леса фактически была сделана 30-40 лет назад».

Читайте также:  Грибной_крем_суп_вегетарианский

Для некоторых объектов все-таки придется расчистить полосу шириной 10-15 м вдоль действующих магистралей, уточняют железнодорожники. Но большинство таких участков находится вдали от береговой линии Байкала.

Расчистка требуется в основном под линии электропередач и инженерную инфраструктуру. Кроме того, некоторые объекты нужны «для экологизации» Транссиба и БАМа, говорил и.о. зампреда правительства Иркутской области Теймур Магомедов. Это, например, очистные сооружения, которые исключают попадание сточных вод в Байкал и прибрежные зоны.

Сейчас в рамках модернизации магистралей реализуется 34 проекта. По подсчетам ВСЖД, для каждого из них понадобится вырубить от 0,1 до 10 га. В общей сложности вырубки затронут до 50 га, то есть около 0,000005% от общей площади Центральной экологической зоны Байкала.

Кто проконтролирует экологию проектов

Помимо разрешения на вырубку, закон предусматривает еще несколько важных послаблений.В том числе — временную отмену экологической экспертизы для объектов капитального строительства и реконструкции, которые нужны для модернизации магистралей. Это должно ускорить процесс: государственная экологическая экспертиза занимает до 180 дней по каждому объекту.

Такая модель уже использовалась в Сочи при подготовке к Олимпийским играм, в том числе при строительстве магистрали Адлер — Красная поляна. В обычном порядке компании не успели бы согласовать проекты и запустить их к Олимпиаде.

Однако в Сочи на охраняемых природных территориях строилась полноценная новая инфраструктура, напоминают в РЖД. А вблизи Байкала проводится только модернизация, поэтому вмешательство в природную среду будет «несравнимо меньше».

В то же время экологи боятся, что на Байкале дело не ограничится железными дорогами. До 2024 года закон разрешает переводить участки лесного фонда в земли других категорий. После этого на них можно вырубать деревья и начинать стройку. По мнению общественников, нормой могут воспользоваться для коммерческих целей. Например, расчистить участки под туркомплекс или гостиницу.

Власти заверяют, что такого риска нет, и все новации касаются только железной дороги. Закрытый перечень объектов, ради которых можно рубить лес, должно определить правительство. В этот список запрещено включать стройки, не связанные с БАМом и Транссибом.

В РЖД, в свою очередь, обещают запустить онлайн-трансляцию с каждого участка, где ведутся работы. По словам Теймура Магомедова из правительства Иркутской области, будет создан единый ресурс, на котором соберут всю информацию по стройкам РЖД вблизи Байкала.

За ходом работ планируют следить в Иркутском отделении Всероссийского общества охраны природы. Кроме того, Общественная палата Бурятии и Минприроды республики договорились с РЖД о совместном контроле за реализацией проектов. Допускать к работе обещают всех желающих общественников. «Они будут проверять на стадии проектирования и на стадии реализации проектов, что именно и где строят. Каждый сможет прийти и проконтролировать до, во время и после процесса», — отмечал глава Бурятии.

Как будут восстанавливать экосистему

Следом за законом с экологическими послаблениями появилось несколько документов, которые должны компенсировать возможный урон и помочь сохранить природу Байкала. Так, Минприроды России заключило соглашение с РЖД о сотрудничестве в сфере охраны окружающей среды. Оно предполагает десятки мероприятий — по восстановлению лесов, пересадке редких видов растений, сохранению плодородного слоя почвы. Планируется рекультивировать нарушенные земли, установить шумозащитные полосы, обеспечить мониторинг популяций редких видов и компенсировать ущерб водным биоресурсам.

Читайте также:  Рецепт_пасты_беконом_грибами

Похожий документ — пока в формате меморандума — подписан с Иркутской областью. В нем предусмотрена не только компенсация ущерба экосистеме, но также очистка воды и воздуха, говорил глава РЖД Олег Белозеров.

На каждое срубленное дерево компания обязалась посадить пять деревьев на землях лесного фонда. Так, в сентябре 2020-го планируется восстановить примерно 20 га леса. Всего с 2013 года, когда начался проект по модернизации БАМа и Транссиба, высажено около 1 тыс. га.

Параллельно железнодорожники обещают сопровождать экологические программы, связанные с охраной Байкала. Например, по восстановлению популяций краснокнижных животных — таких как сокол балобан. Это глобально редкий вид, внесенный в международную Красную книгу. Ожидается, что несколько особей завезут для размножения в Байкальскую природную зону.

В дополнение к этим инициативам в Иркутской области создают специальный некоммерческий фонд по сохранению Байкала. Все собранные деньги власти региона обещают направить на очистку береговой линии и дна озера, а также ликвидацию свалок.

Источник

Нужны ли поправки в федеральный закон об охране Байкала

Госдума в первом чтении приняла поправки в закон «Об охране озера Байкал». Авторы инициативы предложили, в частности, разрешить до конца 2030 года проведение сплошных рубок в центральной экологической зоне Байкальской природной территории для строительства дорог, селезащитных и гидротехнических сооружений, коммунальной инфраструктуры, объектов общественного питания и бытового обслуживания, туалетов и так далее.

Арнольд Тулохонов: В новом варианте закона прописано, что за каждое срубленное дерево нужно высадить пять новых

Арнольд Тулохонов: В новом варианте закона прописано, что за каждое срубленное дерево нужно высадить пять новых / Из архива Арнольда Тулохонова

Насколько необходимы сегодня такие изменения и оправданы ли опасения по поводу возможного вреда для окружающей среды? Об этом «РГ» рассказал один из авторов закона, академик РАН, член Совета Федерации с 2013-го по 2017 год, заслуженный деятель науки РФ Арнольд Тулохонов.

Арнольд Кириллович, каковы предпосылки принятия изменений в закон об охране Байкала?

Арнольд Тулохонов: В данном случае есть два ключевых момента. Первый концентрированно выражается фразой: «Прежде всего надо беречь не деревья, которые все равно вырастут, а людей». Второй момент — необходимо соблюдать Конституцию России. Во второй ее статье сказано, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». А в девятой статье написано: «Земля и другие природные ресурсы охраняются и используются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории». И нигде нет положения о том, что природоохранные ограничения могут ущемлять интересы местного населения.

Сегодня существуют ограничения на сельскохозяйственную деятельность на берегах Байкала, выпас скота, заготовку дров, сбор дикоросов и даже на защиту домов от лесных пожаров.

Читайте также:  Ark_survival_evolved_редкий_гриб_где_найти

Люди не могут быть заложниками любой природоохранной территории, будь то Байкал или Амазонка. Важно понимать, что без рубок невозможно строить дороги, развивать туризм, формировать коммунальную инфраструктуру, выделять места для погребения.

Статистика свидетельствует о том, что сильнее всего убывает население именно прибрежных байкальских муниципалитетов, где введено больше ограничений на хозяйственную деятельность. При этом чаще всего люди уезжают из населенных пунктов, расположенных непосредственно на берегу великого озера. Только с территории Центральной экологической зоны в Бурятии за последние десять лет убыли 7823 человека, или 8,69 процента. То есть почти каждый десятый житель покинул родные места.

Сильнее всего убывает население прибрежных байкальских муниципалитетов, где больше ограничений на хозяйственную деятельность

Между тем государство планирует расширять туристическую деятельность на Байкале, строить отели и кемпинги. А реально ли это в условиях запретов и ограничений?

Какое влияние на экосистему окажут сплошные рубки леса на Байкале? Можно ли это сделать без вреда для природы?

Арнольд Тулохонов: Никакого негативного влияния не будет, поскольку сплошные рубки обусловлены четкими условиями и могут быть произведены только для обеспечения жизни людей и создания инфраструктуры.

Какая площадь будет подлежать вырубке?

Арнольд Тулохонов: Законом определяются конкретные участки, все обосновано и просчитано таким образом, чтобы не нанести вреда природе. Приведу конкретный пример: при строительстве дороги протяженностью около 30 километров необходимо вырубить 550 деревьев. Вот цена вопроса.

А сегодня происходит так: есть населенные пункты, которые находятся в лесном фонде, и, если срубишь там даже одно дерево, придет природоохранный прокурор и наложит штраф. И все этого боятся. По сути, у местных властей связаны руки. Поправки в закон призваны эту ситуацию поменять.

Повторю: людям надо дать возможность решать свои жизненные проблемы — ловить рыбу, заготавливать дрова, ходить за ягодами, охранять жилища от пожаров. Говоря об этом, выступаю в трех ипостасях: как академик, знающий научную основу, как сенатор, который создавал закон и вносил изменения, и как гражданин, житель этой территории.

Коснутся ли рубки территорий заповедников и заказников?

Арнольд Тулохонов: Ни в коем случае, особые природоохранные территории останутся нетронутыми. Более того, в новом варианте закона четко прописано, что за каждое срубленное дерево нужно высадить пять новых. Это обязательное условие.

Хотел бы также отметить, что все изменения и поправки в обсуждаемом законопроекте в соответствии со статьей 72 Конституции РФ находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, а потому должны обсуждаться, в том числе, на уровне региональных органов власти. Кроме того, считаю целесообразным использовать опыт профильных институтов и экспертов РАН. Академическое сообщество Бурятии профессионально знает природоохранную ситуацию на Байкале. Мы не против разумных хозяйственных ограничений, но при условии, что они не затрагивают интересы местных жителей, не ущемляют их конституционные права.

Источник

Оцените статью