Вырубка_леса_возле_байкала

Что на самом деле происходит с лесами Байкала

Фото: Katvic / Shutterstock

Прибрежные территории Байкала так же уникальны с точки зрения экологии, как и само озеро. В водоеме и окружающих его лесах обитают больше 2,5 тыс. видов и подвидов животных. Из них половина — эндемики, то есть встречаются только здесь.

Самая хрупкая часть экосистемы находится в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории. Ее площадь — около девяти млн гектаров.

Здесь запрещены вредные промышленные производства и добыча ресурсов. Строительство тоже не допускается, если оно не связано с работой уже существующих жилых или социальных объектов, национальных парков и особых экономических зон. Туристические комплексы можно размещать только в специально отведенных местах.

Но эти территории важны не только для экологии, но и для экономики: вблизи Байкала проходят маршруты БАМа и Транссиба. Пропускную способность железнодорожных магистралей, построенных в прошлом веке, нужно увеличить в полтора раза в ближайшие пять лет. Их модернизация — часть плана по развитию транспортного коридора «Запад-Восток». Он позволит нарастить объем перевозок в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, который стал для России одним из главных экспортных направлений.

Вдобавок проект должен снять часть транспортных проблем внутри регионов. Местные жители, к примеру, жалуются, что пассажирские поезда часами простаивают на старых однопутных линиях, пропуская товарные составы.

По данным Восточной-Сибирской железной дороги (ВСЖД, филиал ОАО «РЖД»), модернизации требуют больше сотни участков БАМа и Транссиба в районе Байкала. Все работы должны быть завершены к 2025 году.

Чтобы реализовать проект и уложиться в срок, властям пришлось пойти на послабления. В июле 2020 года в России приняли закон, который выводит работы по расширению БАМа и Транссиба из-под целого ряда экологических требований.

Сколько леса вырубят

Основные опасения общественников связаны со сплошными вырубками леса. Новый закон временно разрешает их, в том числе на особо охраняемых природных территориях. Такая форма рубок чаще всего используется при заготовке древесины. Деревья вырубают в один прием на участке площадью от нескольких до десятков гектаров, оставляя только кусты и молодую поросль.

Экологи подчеркивают, что лес и вода тесно связаны между собой. Сплошные вырубки на значительной площади могут вызвать эрозию почвы, и тогда в водоем потекут частицы грунта.

Но такой сценарий маловероятен. По словам представителей РЖД, ни о каких сплошных рубках речи не идет. Проект по увеличению пропускной способности БАМа и Транссиба включает только модернизацию действующих магистралей, но не строительство новых. То есть освобождать большие площади под железнодорожные линии не придется.

Читайте также:  Сушен_гриб_суп_сырный

«Байкало-Амурская магистраль первоначально, в 1970-е годы, проектировалась и закладывалась в двухпутном исполнении. Сейчас она однопутная, но лесная просека, отсыпка земполотна, подходы к мостам тогда делались на два пути, — объяснял глава Бурятии Алексей Цыденов. — И сейчас то, что назвали «сплошная рубка», будет ввестись на том земполотне, которое уже расчищалось под второй путь. То есть вырубка леса фактически была сделана 30-40 лет назад».

Для некоторых объектов все-таки придется расчистить полосу шириной 10-15 м вдоль действующих магистралей, уточняют железнодорожники. Но большинство таких участков находится вдали от береговой линии Байкала.

Расчистка требуется в основном под линии электропередач и инженерную инфраструктуру. Кроме того, некоторые объекты нужны «для экологизации» Транссиба и БАМа, говорил и.о. зампреда правительства Иркутской области Теймур Магомедов. Это, например, очистные сооружения, которые исключают попадание сточных вод в Байкал и прибрежные зоны.

Сейчас в рамках модернизации магистралей реализуется 34 проекта. По подсчетам ВСЖД, для каждого из них понадобится вырубить от 0,1 до 10 га. В общей сложности вырубки затронут до 50 га, то есть около 0,000005% от общей площади Центральной экологической зоны Байкала.

Кто проконтролирует экологию проектов

Помимо разрешения на вырубку, закон предусматривает еще несколько важных послаблений.В том числе — временную отмену экологической экспертизы для объектов капитального строительства и реконструкции, которые нужны для модернизации магистралей. Это должно ускорить процесс: государственная экологическая экспертиза занимает до 180 дней по каждому объекту.

Такая модель уже использовалась в Сочи при подготовке к Олимпийским играм, в том числе при строительстве магистрали Адлер — Красная поляна. В обычном порядке компании не успели бы согласовать проекты и запустить их к Олимпиаде.

Однако в Сочи на охраняемых природных территориях строилась полноценная новая инфраструктура, напоминают в РЖД. А вблизи Байкала проводится только модернизация, поэтому вмешательство в природную среду будет «несравнимо меньше».

В то же время экологи боятся, что на Байкале дело не ограничится железными дорогами. До 2024 года закон разрешает переводить участки лесного фонда в земли других категорий. После этого на них можно вырубать деревья и начинать стройку. По мнению общественников, нормой могут воспользоваться для коммерческих целей. Например, расчистить участки под туркомплекс или гостиницу.

Власти заверяют, что такого риска нет, и все новации касаются только железной дороги. Закрытый перечень объектов, ради которых можно рубить лес, должно определить правительство. В этот список запрещено включать стройки, не связанные с БАМом и Транссибом.

В РЖД, в свою очередь, обещают запустить онлайн-трансляцию с каждого участка, где ведутся работы. По словам Теймура Магомедова из правительства Иркутской области, будет создан единый ресурс, на котором соберут всю информацию по стройкам РЖД вблизи Байкала.

Читайте также:  Плодово_ягодные_кустарники_питомники

За ходом работ планируют следить в Иркутском отделении Всероссийского общества охраны природы. Кроме того, Общественная палата Бурятии и Минприроды республики договорились с РЖД о совместном контроле за реализацией проектов. Допускать к работе обещают всех желающих общественников. «Они будут проверять на стадии проектирования и на стадии реализации проектов, что именно и где строят. Каждый сможет прийти и проконтролировать до, во время и после процесса», — отмечал глава Бурятии.

Как будут восстанавливать экосистему

Следом за законом с экологическими послаблениями появилось несколько документов, которые должны компенсировать возможный урон и помочь сохранить природу Байкала. Так, Минприроды России заключило соглашение с РЖД о сотрудничестве в сфере охраны окружающей среды. Оно предполагает десятки мероприятий — по восстановлению лесов, пересадке редких видов растений, сохранению плодородного слоя почвы. Планируется рекультивировать нарушенные земли, установить шумозащитные полосы, обеспечить мониторинг популяций редких видов и компенсировать ущерб водным биоресурсам.

Похожий документ — пока в формате меморандума — подписан с Иркутской областью. В нем предусмотрена не только компенсация ущерба экосистеме, но также очистка воды и воздуха, говорил глава РЖД Олег Белозеров.

На каждое срубленное дерево компания обязалась посадить пять деревьев на землях лесного фонда. Так, в сентябре 2020-го планируется восстановить примерно 20 га леса. Всего с 2013 года, когда начался проект по модернизации БАМа и Транссиба, высажено около 1 тыс. га.

Параллельно железнодорожники обещают сопровождать экологические программы, связанные с охраной Байкала. Например, по восстановлению популяций краснокнижных животных — таких как сокол балобан. Это глобально редкий вид, внесенный в международную Красную книгу. Ожидается, что несколько особей завезут для размножения в Байкальскую природную зону.

В дополнение к этим инициативам в Иркутской области создают специальный некоммерческий фонд по сохранению Байкала. Все собранные деньги власти региона обещают направить на очистку береговой линии и дна озера, а также ликвидацию свалок.

Источник

Власти Бурятии предложили поменять закон о Байкале из-за размытия на БАМе

Поправки, которые позволят вырубку лесов в районе Байкала для строительства дорог, очистных сооружений и другой инфраструктуры, прошли первое чтение в июле. Против них выступали экологи и депутат Госдумы Вячеслав Фетисов

Байкал

Актуальность поправок в закон о Байкале резко выросла после размытия участка железной дороги на Байкало-Амурской магистрали (БАМ), которое произошло при обрушении дамбы на фоне сильных дождей, заявил глава Бурятии Алексей Цыденов на совещании с депутатами Госдумы, в том числе главой думского комитета по экологии Дмитрием Кобылкиным. «Вопросы, которые были предусмотрены в первом чтении закона, предусматривающие возможность строительства в сфере защитных и гидротехнических сооружений, — вот пример, когда нерешенность вопроса приводит к тому, что последствия имеют колоссальный масштаб, если честно», — сказал губернатор (цитата по ТАСС).

Читайте также:  Пластические_операции_маши_малиновской

Фото:МЧС России по Республике Бурятия

Речь идет о законе «Об охране озера Байкал». В июле Госдума приняла в первом чтении проект поправок к нему. Они в случае окончательного утверждения должны позволить до 2030 года провести у озера вырубку деревьев для конкретных целей, в том числе для создания противопожарных разрывов, строительства очистных и гидротехнических сооружений и дорог.

Цыденов пояснял, что поправки также позволят обеспечить восстановление сгоревших лесов и «социальную справедливость» для людей, проживающих в зоне байкальской природной территории. Нуждами местных жителей поправки объясняли и в Госдуме. Губернатор упоминал проблему «дикого туризма», альтернативу которому власти не могут создать при текущих законодательных нормах. «У нас нет организованных мест приема туристов, нет правильной инфраструктуры для туризма, очистных сооружений, мест сбора и сортировки отходов, обустроенных маршрутов», — заявлял Цыденов. Против поправок в закон о Байкале выступал депутат Госдумы, первый зампред комитета по экологии Вячеслав Фетисов. Он говорил, что любое вмешательство в биосистему Байкала «может нанести непоправимый ущерб», и предлагал переселять местных жителей, которые испытывают неудобства из-за проживания на Байкальской природной территории. Фетисов перед первым чтением законопроекта говорил, что будет голосовать против его принятия.

Аналогичное заявление сделали во Всероссийском обществе охраны природы (ВООП, Фетисов его председатель). Там выразили мнение, что предложенные механизмы решения проблем вокруг Байкала «противоречат принципам его охраны» и «нивелируют необходимость наличия самого специального закона». «Позицию ВООП о необходимости отклонения законопроекта с учетом огромных рисков для экосистемы озера Байкал в ходе слушаний поддержали ученые-экологи, признанные специалисты в области изучения Байкала», — указывали в организации. 19 августа на фоне сильных дождей в Северо-Байкальском районе Бурятии обрушилась дамба. Вышла из берегов река Холодная и оказался размыт участок железнодорожных путей БАМа, движение на отрезке между Нижнеангарском и станцией Холодная приостановили, на ремонт, по заявлению главы региона, понадобится около недели. Губернатор оценивал ущерб от простоя грузов в миллиарды рублей. В РЖД указывали, что грузовые составы будут пропускать по обходному маршруту через Транссибирскую магистраль. В Северо-Байкальском районе Бурятии объявлен режим ЧС.

  • Санкт-Петербург и область
  • Екатеринбург
  • Новосибирск
  • Башкортостан
  • Вологодская область
  • Калининград
  • Краснодарский край
  • Нижний Новгород
  • Пермский край
  • Ростов-на-Дону
  • Татарстан
  • Тюмень
  • Черноземье
  • Кавказ
  • Карелия
  • Мурманск
  • Приморский край

© АО «РОСБИЗНЕСКОНСАЛТИНГ», 1995–2023 . Сообщения и материалы сетевого издания «РБК» (зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 03.12.2021 за номером ЭЛ №ФС77-82385) сопровождаются пометкой «РБК». 18+ letters@rbc.ru

Источник

Оцените статью