Выполните анализ нижеприведенных задач используя различные приемы мальчики полили 8 яблонь

мастер-класс «Способы решения нестандартных математических задач как средство достижения планируемых результатов»
статья по математике (4 класс) на тему

Скачать:

Вложение Размер
kopiya_master_klass.docx 49.08 КБ
master-klass.pptx 122.81 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер- класс «Способы решения нестандартных математических задач как средство достижения планируемых результатов»

1.Цели мастер- класса

В настоящее время приоритет математического образования остаётся актуальным.

Тема моего мастер – класса «Способы решения нестандартных математических задач как средство достижения планируемых результатов», а какова моя цель сегодня? (ответы участников мастер – класса). А ваша цель? (ответы участников мастер – класса)

  • ознакомить учителей-слушателей курсов-с основными способами решения нестандартных математических заданий
  • показать (совместно отработать)одиниз древнейших способов умножения многозначных чисел

2. Раскрытие темы

Важнейшие задачи образования в начальной школе ( формирование предметных и универсальных способов действий , обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, регулятивной) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.

Предметные знания и умения, приобретённые при изучении математики в начальной школе, первоначальное овладение математическим языком являются опорой для изучения смежных дисциплин, фундаментом обучения в старших классах общеобразовательных учреждений .

Слова Э.Канта «Не мыслям надобно учить, а учить мыслить» относятся ко всем предметам, а к математике тем более, особенно в части решения нестандартных задач.

Исходя из общих положений ФГОС в целом и математического образования в частности, начальный курс математики призван решать различные задачи математического образования, в том числе:

  • сформировать набор необходимых для дальнейшего обучения предметных и общеучебных умений на основе решения как предметных, так и интегрированных жизненных задач ;
  • обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности , для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования; обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;
  • сформировать устойчивый интерес к математике на основе дифференцированного подхода к учащимся;
  • выявить и развить математические и творческие способности на основе заданий, носящих нестандартный, занимательный характер.

В своём мастер – классе я хочу вас познакомить с некоторыми способами решения нестандартных задач и в практической части с нестандартным (решатчатым) методом умножения многозначных чисел, который вы можете показать ребятам.

Слайд 5 арифметический

В качестве основных в математике различают арифметический и алгебраический (аналитический) методы решения текстовых задач.

При арифметическом методе ответ на вопрос задачи находится в результате выполнения последовательности действий и операций с имеющимися в тексте задачи (явно или косвенно) числами, величинами. Различные арифметические способы решения одной и той же задачи отличаются отношениями между данными, данными и искомым, данными и неизвестными, положенными в основу выбора арифметических действий, или последовательностью выполнения действий.

В качестве примера рассмотрим различные арифметические способы решения нестандартной (для младших школьников) задачи: «Для полива 8 яблонь и 4 слив мальчики принесли 140 ведер воды. Сколько ведер воды вылили под яблони и сколько под сливы, если на полив одной яблони уходит воды в 3 раза больше, чем на полив одной сливы?»

Если за исходное рассмотреть отношение между количеством деревьев (8 яблонь, 4сливы), то ответ на вопрос задачи может быть получен путем выполнения следующих действий.

  1. 8 : 4 = 2 (раз) — яблонь больше, чем слив;
  2. 2*3 = 6 (раз) — воды вылили больше под яблони;
  3. 1 + 6 = 7 (част.) — в общем объеме воды;
  4. 140 : 7 = 20 (вед.) — израсходовали на полив всех слив;
  5. 140 — 20 = 120 (вед.) — израсходовали на полив всех яблонь.

Если рассуждать, начиная с отношения, зафиксированного в тексте задачи последним (на полив яблони уходит воды в 3 раза больше), то цепочка будет другой.

1)8*3 = 24 (сл.) — можно полить вместо 8 яблонь;

2) 24 + 4 = 28 (сл.) — можно полить вместо 8 яблонь и
4слив;

  1. 140 : 28 = 5 (вед.) — нужно для полива одной сливы;
  2. 5*4 = 20 (вед.) — вылили под сливы;

5) 140 — 20 = 120 (вед.) — вылили под яблони.
Или:

  1. 5*3 = 15 (вед.) — нужно для полива одной яблони;
  2. 15*8 = 120 (вед.) — вылили под яблони;
  3. 140 — 120 = 20 (вед.) — вылили под сливы.

Заметим, что решение задачи арифметическим методом можно оформить по-разному: в вопросно-ответной форме, по действиям, по действиям с пояснениями, в виде таблицы.

Щёлк Всего 6 арифметических способов

Слайд 6 решение уравнением -алгебраический

При алгебраическом методе ответ на вопрос задачи находится в результате составления и решения уравнения: после анализа содержания задачи выбирается неизвестное, оно обозначается буквой, вводится в текст задачи, а затем (на основе выделенных в условии задачи зависимостей) составляются два выражения, связанные отношением равенства, что позволяет записать соответствующее уравнение. Найденные в результате решения уравнения корни осмысливаются с точки зрения содержания задачи, а корни, не соответствующие условию задачи, отбрасываются. Если буквой обозначено неизвестное, не являющееся искомым, то искомое находится на основе взаимосвязи его с тем неизвестным, которое было обозначено буквой.

Вернемся к задаче, в которой требуется определить количество ведер воды, израсходованное на полив слив и яблонь. Это можно узнать, если будет известно численное значение ведер воды, которое уходит на полив одной яблони и одной сливы. Обозначим через x количество ведер воды, вылитых под одну сливу, тогда на полив одной яблони нужно 3 x ведер воды. Так как полили 4 сливы, 8 яблонь и израсходовали 140 ведер воды, составим уравнение: 4x + 8*3х = 140. Решив его, получаем x = 5. Значит, для полива всех слив потребовалось 5*4 = 20 ведер воды, а яблонь — 140 — 20 = 120.

Проверку можно выполнить, соотнеся найденный результат с условием задачи или решив задачу другим способом или методом.

Известно, что в начальном курсе математики преобладает арифметический способ решения задач, алгебраический применяется значительно реже в силу недостаточного опыта обращения младших школьников с уравнениями.

Помимо указанных, в школьной практике используются и другие методы.

Слайд 7 графический

Задача Из двух пунктов навстречу друг другу выехали два велосипедиста. Первый проехал 1/3пути, второй —5/8 пути. Произошла ли встреча велосипедистов?

Данная задача легко решается средствами арифметики: сложив две дроби и оценив полученное значение путем сравнения с единицей, ответим на вопрос задачи. Однако алгоритм сложения дробей с разными знаменателями изучается в курсе математики 6 класса и младшему школьнику неизвестен. Тем не менее, решение этой задачи вполне возможно осуществить и после изучения темы «Доли. Дроби» в начальном курсе математики. Если позволит время

Изобразим расстояние между пунктами отрезком, численное значение длины которого делится одновременно на 3 и на 8 — для конкретной задачи удобнее построить отрезок длиной 24 единичных отрезка.

Опираясь на чертеж, можно сформулировать ответ: «Встреча не произошла». Такой метод решения называется графическим.

Слайд 8 Практическийспособ

«В гараже 20 легковых и грузовых автомобилей, причем на каждую легковую машину приходится4 грузовые. Сколько легковых и сколько грузовых машин в гараже?»,

Щёлк Изобразим каждую машину символом-буквой. Известно, что на каждую легковую машину приходится 4 грузовые. Поэтому каждому символу, обозначающему легковую машину, поставим в соответствие четыре таких же символа — грузовые машины.

Щёлк дальше нетрудно сообразить, что 20 машин разделить на 5, получится 4 раза:

Щёлк Дальше подсчитаем количество легковых машин (4) и грузовых: 4*4=16(грузовых)

Слайд 9 Схематический

Задача 2. Собрался Иван-царевич на бой с трехглавым и треххвостым Змеем Горынычем. «Вот тебе меч-кладенец, — говорит ему Баба Яга. — Одним ударом он может срубить либо одну голову, либо две головы, либо один хвост, либо два хвоста, но запомни: срубишь хвост — два вырастут, срубишь два хвоста — голова вырастет, срубишь голову — голова вырастет, срубишь две головы — ничего не вырастет». За какое наименьшее число ударов Иван-царевич может срубить Змею Горынычу все головы и все хвосты?

Разбирая условие задачи, составим схему:

Рубка Хвоста приводит к росту двух новых: Х- 2Х

Так как по условию задачи только рубка двух голов Змея одновременно приводит к их полной ликвидации, то для полной победы над Змеем необходимо добиться, чтобы у него оставалось только четное число голов. Поскольку Змей имеет 3 головы, то следует рубить ему хвосты так, чтобы это привело к получению еще трех голов. В связи с этим действия Ивана-царевича можно изобразить схематично.

На схеме буквой Х обозначен хвост, Г — голова, овалом обозначена одна рубка. Согласно условию задачи рубка одного хвоста (они обведены овалами в первой строке) приводит к тому, что на месте каждого хвоста вырастает 2 новых (вторая строка). Если срубить 3 раза по 2 хвоста, то на месте каждой пары срубленных хвостов вырастает по 1 голове. Итак, у Змея Горыныча было 3 головы, да еще 3 выросли за счет рубки хвостов. Все 6 голов можно разрубить парами, что и сделано на третьей строке.

Таким образом, Змей Горыныч побежден девятью ударами.

Слайд 10 табличный

Табличным способом оформляется практическое решение и целого класса логических задач — на установление отношений , например: «Беседуют трое друзей: Белов, Рыжов и Чернов. Брюнет сказал Белову: «Любопытно, что один из нас блондин, другой брюнет, третий — рыжий, но ни у кого цвет волос не соответствует фамилии». Какой цвет волос у каждого из друзей?»

Для решения задачи воспользуемся таблицей, отмечая по горизонтали фамилии, а по вертикали — цвет волос. По условию задачи Белов — не блондин, Чернов — не брюнет, а Рыжов — не рыжий. Это позволяет поставить минусы . 3 щелчка

фамилия , цвет волос

Предложение «Брюнет сказал Белову» означает, что Белов — не брюнет, поэтому поставим еще один минус.

фамилия , цвет волос

Очевидно, что Белов — рыжий, следовательно, Чернов и Рыжов соответственно блондин и брюнет.

фамилия , цвет волос

Ответ: Белов- рыжий, Чернов- блондин, Рыжов- чёрный.

Слайд 11 перебор

Графический и практический методы решения нестандартных математических задач в большей или меньшей степени имеют место в учебной деятельности младших школьников. Однако при их решении учащиеся чаще обращаются к методам упорядоченного перебора (полной индукции) и подбора. Рассмотрим его использование на примере задачи: «Можно ли найти два натуральных числа, из которых одно больше другого на 4, а их произведение равно 48?»

При решении этой задачи на начальной ступени рекомендуют воспользоваться методом полной индукции — рассмотреть все возможные варианты пар чисел, значение произведения которых равно 48, а затем выбрать подходящий (если таковой имеется). А данные перебора записать в виде таблицы.

Очевидно, что дальше вести перебор не имеет смысла. А потому, ответ нет. Хочу отметить, что ответ даём по вопросу: не то, что задача не имеет решения (мы не нашли такой пары чисел, удовлетворяющих условию задачи), а то, что «Нельзя найти два натуральных числа из которых одно больше другого на 4, а их произведение равно 48?»

Заметим, что математически решение данной задачи сводится к составлению и решению уравнения x «(x+ 4) = 48, которое так же не имеет решения в натуральном ряде чисел.

Слайд 12 предположение

Особо остановимся на методе решения текстовых арифметических задач, который называется предположение ответа или метод одного ложного предположения. Суть его состоит в следующем. Выдвигается гипотеза: пусть ответ задачи будет таким-то. Путем рассуждений и вычислений проверяется принятая гипотеза, т. е. устанавливается, выполняются ли при ней условия задачи. В случае, когда число не удовлетворяет условиям задачи, находят отклонение гипотезы от точного ответа: если отклонение отрицательно, т. е. гипотеза меньше ответа, то отклонение прибавляется к гипотезе; если гипотеза больше ответа, т. е. отклонение положительно, то оно вычитается из гипотезы; если отклонения нет, то гипотеза принимается за ответ задачи.

Рассмотрим задачу: «Отец обещал сыну за каждую правильно решенную задачу опускать в копилку 10 монет, а за каждую неправильно решенную задачу сын должен возвращать отцу по 5 монет. После того как было решено 20 задач, у сына в копилке оказалось 80 монет. Сколько задач сын решил неправильно и сколько без ошибок?»

Предположим, что 10 задач решено верно. Узнаем, сколько денег в копилке окажется при этом: 10*10 — 5*10= = 50 (мон.). Получили, что 50 Эту задачу можно решить также перебором.

Иногда в ходе решения задачи применяются несколько методов: алгебраический и арифметический, практический и арифметический, графический и арифметический. В этом случае считают, что задача решена комбинированным или смешанным методом.

Итог: нестандартные задачи –они потому и нестандартные, что всеми выше указанными способами всех задач не решишь. А потому 2*2 не только 4, а ещё и без 5 3*3.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Способы решения нестандартных математических заданий как средство достижения планируемых результатов Мастер-класс подготовила Паршакова Тамара Алексеевна, учитель начальных классов 1-ой категории, МНОШ №2, г.Красновишерск

Предметные знания и умения, приобретённые при изучении математики в начальной школе, первоначальное овладение математическим языком являются опорой для изучения смежных дисциплин, фундаментом обучения в старших классах общеобразовательных учреждений .

Не мыслям надобно учить, а учить мыслить. Э. Кант.

задачи математического образования сформировать набор необходимых для дальнейшего обучения предметных и общеучебных умений на основе решения как предметных, так и интегрированных жизненных задач ; обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности , для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования; обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе; сформировать устойчивый интерес к математике на основе дифференцированного подхода к учащимся; выявить и развить математические и творческие способности на основе заданий, носящих нестандартный, занимательный характер.

Арифметический способ 1-ый способ Если за исходное рассмотреть отношение между количеством деревьев (8 яблонь, 4сливы), то ответ на вопрос задачи может быть получен путем выполнения следующих действий. 1)8 : 4 = 2 (раз) — яблонь больше, чем слив; 2)2*3 = 6 (раз) — воды вылили больше под яблони; 3)1 + 6 = 7 (частей) — в общем объеме воды; 4)140 : 7 = 20 (вед.) — израсходовали на полив всех слив; 5)140 — 20 = 120 (вед.) — израсходовали на полив всех яблонь. 2-ой способ Если рассуждать, начиная с отношения, зафиксирован­ного в тексте задачи последним (на полив яблони уходит воды в 3 раза больше), то цепочка будет другой 1)8*3 = 24 (сл.) — можно полить вместо 8 яблонь; 2) 24 + 4 = 28 (сл.) — можно полить вместо 8 яблонь и 4слив 3)140 : 28 = 5 (вед.) — нужно для полива одной сливы; 4)5*4 =20 (вед.) — вылили под сливы; 5) 140 — 20 = 120 (вед.) — вылили под яблони. Для полива 8 яблонь и 4 слив мальчики принесли 140 ведер воды. Сколько ведер воды вылили под яблони и сколько под сливы, если на полив одной яблони уходит воды в 3 раза больше, чем на полив одной сливы? Всего 6 арифметических способов решения задачи

Алгебраический способ х — вёдер под 1 сливу; 3х – вёдер под 1 яблоню; 4х- вёдер под 4 сливы; 3х*8=24х- вёдер под 8 яблонь. Всего: 4х+24х=140 вёдер Решив уравнение, находим х=5, значит, на полив слив израсходовали 20 вёдер, а на полив яблонь — 120 вёдер.

Графический способ Из двух пунктов навстречу друг другу выехали два велосипедиста. Первый проехал 1/3пути, второй —5/8 пути. Произошла ли встреча велосипедистов? Находим 1 /3 пути (делим отрезок на 3 равные части и берём 1 часть) Находим 5 /8 пути (делим на 8 частей и показываем 5 таких частей) Как показывает чертёж, встреча не произошла. 1 /3=8/24 5/8=15/24

Практический способ В гараже 20 легковых и грузовых автомобилей, причем на каждую легковую машину приходится 4 грузовые. Сколько легковых и сколько грузовых машин в гараже? Изобразим, что на 1 легковую машину приходится 4 грузовые: Л-Г-Г-Г-Г-5 машин, дальше нетрудно сообразить, что 20 машин разделить на 5, получится 4 раза: Л-Г-Г-Г-Г-5 машин Л-Г-Г-Г-Г-5 машин Л-Г-Г-Г-Г-5 машин Подсчитаем количество легковых машин (4) и грузовых: 4*4=16(грузовых)

Схематический способ Задача. Собрался Иван-царевич на бой с трехглавым и треххвостым Змеем Горынычем. «Вот тебе меч-кладенец , — говорит ему Баба Яга. — Одним ударом он может срубить либо одну голову, либо две головы, либо один хвост, либо два хвоста, но запомни: срубишь хвост — два вырастут, срубишь два хвоста — голова вырастет, срубишь голову — голова вырастет, срубишь две головы — ничего не вырастет». За какое наименьшее число ударов Иван-царевич может срубить Змею Горынычу все головы и все хвосты? Рубка Хвоста приводит к росту двух новых: Х- 2Х. Аналогично, 2Х- Г, Г- Г, 2Г- ничего (0 ). Следовательно, число голов должно быть чётным. Если число голов будет 4, то останется 1 хвост. Значит, число голов должно быть 6. Поскольку Змей имеет 3 головы, то следует рубить ему хвосты так, чтобы это привело к получению еще трех голов. В связи с этим действия Ивана-царевича можно изобразить: Таким образом, Змей Горыныч побежден девятью ударами .

Табличный способ Беседуют трое друзей: Белов, Рыжов и Чернов. Брюнет сказал Белову: «Любопытно, что один из нас блондин, другой брюнет, третий — рыжий, но ни у кого цвет волос не соответствует фамилии». Какой цвет волос у каждого из друзей? Фамилия, цвет волос рыжий чёрный блондин Белов Чернов Рыжов 1.Ставим в соответствии с тем, что ни у кого цвет волос не соответствует фамилии. 2. Предложение «Брюнет сказал Белову» означает, что Белов — не брюнет, поэтому поставим еще один 3.Значит, Белов- рыжий, ,Чернов- блондин, , а Рыжов- чёрный

Перебор вариантов (метод полной или частичной индукции) Можно ли найти два натуральных числа, из которых одно больше другого на 4, а их произведение равно 48? Ответ: нельзя. числа произведение 0 и 4 0 1 и 5 5 2 и 6 12 3 и 7 21 4 и 8 32 5 и 9 45 6 и 10 60

Предположение ответа (метод ложного ответа) Отец обещал сыну за каждую правильно решенную задачу опускать в копилку 10 монет, а за каждую неправильно решенную задачу сын должен возвращать отцу по 5 монет. После того как было решено 20 задач, у сына в копилке оказалось 80 монет. Сколько задач сын решил неправильно и сколько без ошибок? Пусть 10 задач решено верно. В копилке окажется при этом: 10*10 — 5*10= 50( мон .).Получили, что 50 Мне нравится

Источник статьи: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/2013/11/15/master-klass-sposoby-resheniya-nestandartnykh

Читайте также:  Сколько раз поливать саженец
Оцените статью