Контрольные работы по окружающему миру (тесты).
тест по окружающему миру (3 класс) на тему
Контрольные работы по окружающему миру с ответами (тесты) по темам: «Какие бывают растения»,»Грибы», «сад и его обитатели». УМК «Начальная школа 21 века»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
testovye_raboty_po_okruzhayushchemu_miru.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Контрольная работа по теме «Какие бывают растения»
- Соедини стрелками название признака и название группы растений.
- Какой признак является главным для дерева? Обведи нужную букву.
а) один твердый ствол;
б) много веток и листьев;
в) дерево высокое.
- Какое растение в каждой строке «чужое»? Вычеркните его. Назови группу оставшихся растений.
- Орешник, шиповник, смородина, ель, крыжовник – это __________
- Липа, сосна, берёза, рябина, тополь – это ______________
- Крапива, одуванчик, осина, ландыш, колокольчик – это __________
- Как отличить хвойное дерево от лиственного? Обведи нужную букву.
а) у хвойных деревьев нет листьев, а у лиственных есть листья;
б) у хвойных деревьев ствол коричневый, а у лиственных белый;
в) у хвойных деревьев листья в виде иголок, а у лиственных в виде пластинок.
- Покажи стрелками, к какой группе относятся данные растения:
ЛИСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ ель
ХВОЙНЫЕ РАСТЕНИЯ сосна
Ответы к 1 варианту
1. Один твёрдый ствол — дерево. Один или несколько сочных, мягких, неодревесневших стеблей — травянистое растение. Несколько тонких деревянистых стеблей — кустарник.
2. а) Один твёрдый ствол.
3. Орешник, шиповник, смородина, крыжовник – это кустарники.
Липа, сосна, берёза, тополь – это деревья.
Крапива, одуванчик, ландыш, колокольчик – это травы.
4. в) у хвойных деревьев листья в виде иголок, а у лиственных в виде пластинок.
5. Лиственные растения: береза, рябина, липа. Хвойные растения: ель, сосна, лиственница.
1. Соедини стрелками название признака и название группы растений.
- Какой признак является главным для кустарника? Обведи нужную букву.
а) меньше дерева;
б) много тонких, деревянистых стеблей;
- Какое растение в каждой строке «чужое»? Вычеркните его. Назови группу оставшихся растений.
- Берёза, сосна, липа, тополь, орешник, дуб – это ________________
- Ромашка, клевер, подорожник, шиповник, репейник – это ________
- Калина, крыжовник, лиственница, смородина, рябина – это _______
- Какой группе растений принадлежат эти признаки? Напиши её название.
Листья в виде пластинок у ______________________.
Листья в виде иголок у _________________________.
- Покажи стрелками, к какой группе относятся данные растения:
Лиственные растения пихта
Хвойные растения калина
Ответы ко 2 варианту
1. Один твёрдый ствол — дерево. Один или несколько сочных, мягких, неодревесневших стеблей — травянистое растение. Несколько тонких деревянистых стеблей — кустарник.
2. б) много тонких, деревянистых стеблей;
3. Берёза, сосна, липа, тополь, дуб – это деревья.
Ромашка, клевер, подорожник, репейник – это травянистые растения.
Калина, крыжовник, смородина, рябина – это кустарники.
4. Листья в виде пластинок у лиственных деревьев.
Листья в виде иголок у хвойных деревьев.
5.Лиственные растения: дуб, калина, клён. Хвойные растения: пихта, сосна,
Контрольная работа по теме «Грибы»
1. Что такое гриб? Обведи нужную букву.
а) это тело живой природы;
б) это тело неживой природы.
2. Вычеркни то, что не является частью гриба.
Грибница, стебель, цветок, шляпка, ножка.
3. Какой гриб в каждой строке «чужой»? Вычеркни его, назови одним словом. Назови оставшуюся группу грибов.
Ложная лисичка, бледная поганка, шампиньон, мухомор, ложные опёнок.
Маслёнок, сыроежка, рыжик, желчный гриб, белый гриб.
4. Как связана жизнь гриба и дерева? Обведи кружком все буквы правильных ответов.
а) около деревьев грибам удобно расти;
б) грибы получают от растений питательные вещества;
в) грибы уничтожают насекомых вредителей;
г) грибы разрушают остатки организмов и образуют перегной.
5. Какие правила сбора грибов нужно соблюдать? Обведи все буквы правильных ответов.
а) собирай любые встретившиеся грибы;
б) все несъедобные грибы топчи ногами;
в) срезай грибы ножиком;
г) не разрывай землю вокруг гриба, чтобы не повредить грибницу;
д) не бери грибы возле шоссейных и железных дорог.
Ответы к 1 варианту
1. а) это тело живой природы;
2 . Грибница, стебель, цветок , шляпка, ножка.
3. Ложная лисичка, бледная поганка, шампиньон, мухомор, ложные опёнок.
Это — ядовитые грибы.
Маслёнок, сыроежка, рыжик, желчный гриб, белый гриб.
Это — съедобные грибы.
4. б) грибы получают от растений питательные вещества;
г) грибы разрушают остатки организмов и образуют перегной.
5 . в) срезай грибы ножиком;
г) не разрывай землю вокруг гриба, чтобы не повредить грибницу;
д) не бери грибы возле шоссейных и железных дорог.
1. Что такое гриб? Обведи нужную букву.
а) это тело неживой природы;
б) это тело живой природы.
2. Вычеркни то, что не является частью гриба.
Корень, шляпка, плод, ножка, грибница.
3. Какой гриб в каждой строке «чужой»? Вычеркни его, назови одним словом. Назови оставшуюся группу грибов.
Подберёзовик, лисичка, волнушка, опёнок, мухомор.
Мухомор, бледная поганка, белый гриб, ложный опёнок.
4. Как связана жизнь гриба и дерева? Обведи кружком все буквы правильных ответов.
а) гриб дает дополнительное украшение дереву.
б) грибы разрушают остатки организмов и образуют перегной;
в) грибы получают от растений питательные вещества;
г) грибы служат продуктом питания.
5. Какие правила сбора грибов нужно соблюдать? Обведи все буквы правильных ответов.
а) гриб вырывай вместе с грибницей, так его масса будет больше;
б) собирай грибы, которые хорошо знаешь;
в) не бери старые грибы;
г) все несъедобные грибы топчи ногами.
Ответы ко 2 варианту
1. б) это тело живой природы.
2. Корень , шляпка, плод , ножка, грибница.
3 . Подберёзовик, лисичка, волнушка, опёнок, мухомор.
Это — съедобные грибы.
Мухомор, бледная поганка, белый гриб, ложный опёнок.
Это — ядовитые грибы.
4 . б) грибы разрушают остатки организмов и образуют перегной;
в) грибы получают от растений питательные вещества;
5 . б) собирай грибы, которые хорошо знаешь;
в) не бери старые грибы;
Контрольная работа по теме «Сад и его обитатели»
1. Где растут фрукты и ягоды? Выбери верный ответ и обведи нужную букву.
2. Соедини стрелками соответствующие слова из каждого столбика.
Виды плодовых культур плоды
3. Соедини линиями слова столбиков.
Черенок размножение растений черенками
Черенкование часть стебля, корня, листа
4. Соедини стрелками слова.
жаба вредители сада мыши
зайцы защитники сада птицы
божья коровка жук жужелица
Ответы на контрольную работу по теме «Сад и его обитатели»
2. косточковые малина
семечковые слива
ягодные яблоко
3. Черенок размножение растений черенками
Черенкование часть стебля, корня, листа
4. жаба вредители сада мыши
зайцы защитники сада птицы
божья коровка жук жужелица
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольные работы по теме «Образование древнерусского государства» 3 класс, развивающая система Занкова.
Контрольная работа в форме теста, охватывающая все природные зоны России.
В этой работе проверяются знания детей о строении планеты Земля, названии оболочек Земли. Ребята должны назвать, на какие полушария делится Земля и как называются линии, делящие её, дают определение п.
Контрольная работа по теме «Ты и твое здоровье» составлена в соответствии с УМК «Школа XXI века» и.
Проверочная работа по окружающему миру для 4 класса за 1 полугодие. Система Л. В. Занкова.
Итоговая контрольная работа по окружающему миру, (тест) 1 класс.
Данный материал помогает проверить качество знаний учащихся по данному предмету.
Источник статьи: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2014/09/05/kontrolnye-raboty-po-okruzhayushchemu-miru-testy
Вид, критерии вида
Вид – это совокупность особей, сходных по критериям вида до такой степени, что они могут в естественных условиях скрещиваться и давать плодовитое потомство.
Плодовитое потомство – то, которое само может размножаться. Пример неплодовитого потомства – мул (гибрид осла и лошади), он бесплоден.
Критерии вида – это признаки, по которым сравнивают 2 организма, чтобы определить, относятся они к одному виду или к разным.
- Морфологический – внутреннее и внешнее строение.
- Физиолого-биохимический – как работают органы и клетки.
- Поведенческий – поведение, особенно в момент размножения.
- Экологический – совокупность факторов внешней среды, необходимых для жизни вида (температура, влажность, пища, конкуренты и т.п.)
- Географический – ареал (область распространения), т.е. территория, на которой живет данный вид.
- Генетико-репродуктивный – одинаковое количество и строение хромосом, что позволяет организмам давать плодовитое потомство.
Критерии вида относительны, т.е. по одному критерию нельзя судить о виде. Например, существуют виды-двойники (у малярийного комара, у крыс и т.д.). Они морфологически друг от друга не отличаются, но имеют разное количество хромосом и поэтому не дают потомства. (То есть морфологический критерий не работает [относителен], но работает генетико-репродуктивный).
Еще можно почитать
Задания части 1
Выберите один, наиболее правильный вариант. Какую характеристику вида Росянка круглолистная следует отнести к физиологическому критерию?
1) цветки правильные, белые, собраны в соцветие кисть
2) использует в пищу белки насекомых
3) распространен по торфяным болотам
4) листья образуют прикорневую розетку
Выберите один, наиболее правильный вариант. Применить к описанию вида животного экологический критерий – это значит охарактеризовать
1) изменчивость признаков в пределах нормы реакции
2) совокупность внешних признаков
3) размер его ареала
4) набор предполагаемых кормов
Выберите один, наиболее правильный вариант. Найдите название критерия вида в указанном перечне
1) цитологический
2) гибридологический
3) генетический
4) популяционный
БИОХИМИЧЕСКИЙ
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания биохимического критерия вида Крапива двудомная. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Крапива двудомная – многолетнее травянистое растение с мощным корнем и длинным горизонтальным ветвистым корневищем. (2) Крапива защищена от поедания травоядными животными жгучими волосками, которые располагаются на всех частях растений. (3) Каждый волосок представляет собой крупную клетку. (4) В стенке волоска содержатся соли кремния, которые придают ему хрупкость. (5) Содержание муравьиной кислоты в клеточном соке волосков не превышает 1,34%. (6) Молодые листья крапивы содержат много витаминов, поэтому используются в пищу.
БИОХИМИЧЕСКИЙ — МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ — ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ
Установите соответствие между характеристиками и признаками вида Крапива двудомная: 1) биохимический, 2) физиологический, 3) морфологический. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
А) На листьях и стеблях растения имеются волоски.
Б) Черешковые листья расположены супротивно.
В) В листьях и стеблях растения находится муравьиная кислота.
Г) Растение размножается семенами и вегетативно.
Д) В период цветения пыльца выбрасывается при распрямлении тычиночных нитей.
Е) В листьях крапивы содержатся витамины.
БИОХИМИЧЕСКИЙ — МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ — ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ
1. Установите соответствие между характерными признаками вида Паслён сладко-горький и критериями вида, к которым их относят: 1) морфологический, 2) экологический, 3) биохимический. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
А) В растении образуются и накапливаются ядовитые вещества.
Б) Созревшие ягоды содержат много сахара.
В) Ягоды имеют ярко-красную окраску.
Г) Цветки лиловые, имеют правильную форму.
Д) Растения распространены на огородах и берегах рек.
Е) Высота растения – 30–80 сантиметров.
2. Установите соответствие между признаками и критериями вида Крапива двудомная: 1) экологический, 2) морфологический, 3) биохимический. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
А) многолетнее растение с мощным корнем и длинным корневищем
Б) растет на лесных вырубках, на сорных местах, вдоль заборов
В) в листьях образуется аскорбиновая кислота, каротин, витамины В и К
Г) цветение крапивы продолжается с начала лета и до начала осени
Д) цветки мелкие, однополые, с зеленоватым околоцветником
Е) в клетках листа накапливается щавелекислый калий
ГЕНЕТИЧЕСКИЙ
1. Прочитайте текст. Выберите три предложения, которые описывают генетический критерий вида. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Существует ряд критериев, по которым один вид отличается от другого. (2) Каждый вид имеет свой видовой кариотип. (3) Важным признаком вида является ареал его обитания. (4) У особей одного вида хромосомы имеют сходное строение. (5) Соматические клетки человека имеют 46 хромосом. (6) Для большинства млекопитающих характерен половой диморфизм.
2. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания генетического критерия вида животного Черная крыса. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Установлено, что под названием «черная крыса» скрываются два вида: крысы с 38 и с 42 хромосомами. (2) Черная крыса обитает в Европе, в большинстве стран Азии, Африке, Америке, Австралии; распространение её не сплошное, а связано преимущественно с жилищами человека в портовых городах. (3) Ареалы таких видов могут пересекаться географически, и на одной территории внешне неразличимые особи черных крыс могут жить бок о бок, не размножаясь. (4) Различия в кариотипе разных видов обеспечивают изоляцию при межвидовом скрещивании, потому что вызывают гибель гамет, зигот, эмбрионов или приводят к рождению бесплодного потомства. (5) В Европе примерно одинаково распространены две расы черной крысы, из которых одна имеет типичный черно-коричневый цвет меха, более темный, чем у серой крысы, а другая – практически русая, с белым брюшком, похожая по окраске на сусликов. (6) Исследования количества, формы, размера и строения хромосом позволяет надежно различать виды-двойники.
ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ
1. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания географического критерия вида гаттерии. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Единственный современный представитель отряда Клювоголовых пресмыкающихся. (2) Внешне похожа на ящерицу, длина до 75 см, вдоль спины и хвоста гребень из треугольных чешуй. (3) До прихода европейцев населялa Северные и Южные острова Новой Зеландии. (4) В конце ХIХ века была истреблена и сохранилась только на близлежащих островах в специальном заповеднике. (5) Занесена в Красную книгу Международного союза охраны природы и природных ресурсов (МСОП). (6) Уcпешно разводится в Сиднейском зоопарке.
2. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания географического критерия вида растения Сосна сибирская кедровая. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Сосна сибирская кедровая, или Сибирский кедр – один из видов рода Сосна; вечнозеленое дерево, достигающее 35-44 м в высоту и 2 м в диаметре ствола. (2) Кедр очень распространен в Западной Сибири по всей лесной полосе от 48 до 66 градусов с.ш., а в Восточной Сибири в связи с вечной мерзлотой северная граница ареала резко отклоняется к югу. (3) В Сибири предпочитает супесчанные и суглинистые почвы, но может расти и на каменистых субстратах и сфагновых болотах. (4) В Центральном Алтае верхняя граница распространения кедра лежит на высоте 1900-2000 м над уровнем моря. (5) Сибирский кедр растет также на территории Монголии и Северного Китая. (6) Сибирская кедровая сосна морозостойка, теневынослива, требовательна к теплу, влажности воздуха и почвы, избегает почв с близким залеганием вечной мерзлоты.
3. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания географического критерия вида животного Европейский хариус. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Европейский хариус – пресноводная рыба подсемейства хариусовых семейства лососевых, массой до семи килограммов. (2) Жизнь этих рыб связана с определенной температурой воды, поэтому хариус не встречается в травянистых местах, глубоких береговых заливах и фиордах. (3) Этот вид рыб обитает в бассейнах Белого и Балтийского морей, в бассейне Северного Ледовитого океана, от Финляндии до Тюменской области. (4) В реках обитают хариусы меньшего размера, их вес едва достигает веса более 1 кг. (5) Рыбы, совершая сезонные миграции в поисках корма, доходят до верховьев рек Днестра, Волги и Урала. (6) Хариус водится и в больших северных озерах Европейской части России – Онежском, Ладожском и некоторых других водоемах, в которых выбирает каменистые, реже – песчаные отмели.
4. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания географического критерия вида животного Певчий дрозд. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Певчий дрозд – небольшая певчая птица из семейства дроздовых, обитающая в Европе, Малой Азии и Сибири. (2) Певчий дрозд заселяет различные типы лесов и одинаково многочислен и в лиственных лесах, и в тайге. (3) Взрослые птицы питаются беспозвоночными, своих птенцов певчие дрозды выкармливают различными насекомыми и мелкими червями, а осенью едят различные ягоды и фрукты. (4) Ареал певчего дрозда характеризует его как северную, холодоустойчивую птицу, выбирающую для мест гнездований леса с молодыми еловыми порослями или с можжевельником. (5) Активно заселяет северные области Скандинавского полуострова и многочислен в Восточноевропейской лесотундре, проникая даже в тундру, активно расселяется на восток. (6) Отсутствует в Южной Европе, на островах Средиземного моря, хотя там присутствуют подходящие для певчих дроздов биотопы.
5. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания географического критерия вида Черепаха средиземноморская (греческая или кавказская). Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Черепаха средиземноморская обитает в Северной Африке, Южной Европе и Юго-Западной Азии. (2) Она встречается в пустынях, полупустынях, степях, предгорьях, горных и низинных лесах и в некоторых других биотопах. (3) На территории России средиземноморская черепаха встречается на черноморском побережье Кавказа. (4) Летом наибольшая активность черепах наблюдается в утренние и вечерние часы. (5) Днём и ночью они прячутся под кустами и корнями деревьев, в норах грызунов, под камнями и в толстой лесной подстилке. (6) Средиземноморская черепаха обитает, в частности, в Грузии, Армении и Азербайджане.
ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ — ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ
Установите соответствие между примерами и критериями вида: 1) географический, 2) экологический. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) Лемур Эдвардса – эндемик Мадагаскара.
Б) Крачка полярная зимует в антарктических водах южного полушария.
В) Бурозубка обыкновенная обитает в густых травяных зарослях и лесном подлеске.
Г) Крапива двудомная – растение-космополит.
Д) Аурелия ушастая – эврибионтный вид, способный выдерживать значительные колебания температуры и солёности.
Е) Фаленопсис прелестный – травянистое эпифитное растение.
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ
1. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания морфологического критерия вида жука-носорога. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Жук-носорог обитает в европейской части России. (2) Его тело коричневое. (3) Хорошо выражен половой диморфизм. (4) Личинки жука-носорога развиваются в компостных кучах. (5) У самцов на голове имеется рог. (6) Жуки могут прилетать на свет.
2. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания морфологического критерия вида вишни кустарниковой. Запишите цифры, под которыми указаны выбранные утверждения. (1) Вишня кустарниковая – это низкий кустарник ли небольшое дерево высотой 3-6 м. (2) Кора бурая, листья в форме эллипса, заостренные. (3) Вишня кустарниковая является одной из родоначальниц сортов вишни обыкновенной. (4) Растет в России в европейской части страны и на юге Западной Сибири. (5) Цветки белые, собраны по 2-3 в соцветие зонтик. (6) Цветет вишня в апреле-мае, а плоды созревают в начале лета.
3. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания морфологического критерия вида вероники дубравной. Запишите цифры, под которыми указаны выбранные утверждения. (1) Вероника дубравная растет на лесных полянах, лугах, склонах холмов. (2) Растение имеет ползучее корневище и стебель 10-40 см высотой. (3) Листья с зубчатыми краями. (4) Цветет вероника дубравная с конца мая по август. (5) Опыляется вероника дубравная пчелами и мухами. (6) Цветки небольшие, синего цвета, собраны в соцветие кисть.
4. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания морфологического критерия вида сосны обыкновенной. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Сосна обыкновенная – светолюбивое растение. (2) Когда её семя прорастает, появляется пять–девять фотосинтезирующих семядолей. (3) Сосна способна развиваться на любой почве. (4) Зелёные листья сосны игловидные и расположены по два на укороченных побегах. (5) Удлинённые побеги расположены мутовками, которые образуются один раз в год. (6) Пыльца с мужских шишек переносится ветром и попадает на женские шишки, где происходит оплодотворение.
5. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания признаков, которые можно использовать при применении морфологического критерия вида Яснотка белая. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Яснотка белая – многолетнее травянистое растение с длинным ползучим корневищем. (2) Является хорошим медоносом и даёт насекомым много нектара и пыльцы. (3) Цветки используются в народной медицине, а листья можно употреблять в пищу. (4) Формой яйцевидных морщинистых листовых пластинок яснотка очень похожа на крапиву. (5) Однако, в отличие от крапивы, не содержит муравьиной кислоты, способной вызвать ощущение жжения. (6) Также отличить яснотку от крапивы можно по наличию белых цветков с фиолетовыми пыльниками на тычинках.
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ — ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ
1. Установите соответствие между признаком медоносной пчелы и критерием вида, к которому он относится: 1) морфологический, 2) экологический. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) общественный образ жизни
Б) различие в размерах самцов и самок
В) развитие личинок в сотах
Г) наличие волосков на теле
Д) питание нектаром и пыльцой цветков
Е) глаза фасеточные
2. Установите соответствие между признаком, характеризующим прыткую ящерицу, и критерием вида: 1) морфологический, 2) экологический
А) тело имеет бурую окраску
Б) питается насекомыми
В) при низкой температуре неактивна
Г) органы дыхания — легкие
Д) размножается на суше
Е) кожа не имеет желез
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ — ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ — ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ
1. Установите соответствие между характеристикой вида Дикая свинья (кабан) и критерием вида, к которому эту характеристику относят: 1) морфологический, 2) физиологический, 3) экологический. Запишите цифры 1, 2 и 3 в правильной последовательности.
А) Число поросят в выводке зависит от упитанности самки и её возраста.
Б) Свиньи активны днем.
В) Животные ведут стадный образ жизни.
Г) Окраска особей — от светло-бурой или серой до чёрной, поросята полосатые.
Д) Способ добывания пищи — рытьё земли.
Е) Свиньи предпочитают дубовые и буковые леса.
2. Установите соответствие между характеристикой вида Дельфин обыкновенный (дельфин-белобочка) и критерием вида, к которому эту характеристику относят: 1) морфологический, 2) физиологический, 3) экологический
А) Хищники, питаются разными видами рыб.
Б) Самцы на 6-10 см крупнее самок.
В) Животные освоили водную среду обитания.
Г) Величина тела 160-260 сантиметров.
Д) Беременность самок продолжается 10-11 месяцев.
Е) Животные ведут стадный образ жизни.
3. Установите соответствие между характеристикой вида Дикобраз азиатский и критерием вида, к которому её относят: 1) морфологический, 2) физиологический, 3) экологический. Запишите цифры 1, 2 и 3 в правильном порядке.
А) Лапы снабжены длинными когтями.
Б) Животные питаются растительной пищей.
В) Беременность самок длится 110-115 дней.
Г) Самые длинные и более редкие иглы растут на пояснице животных.
Д) У самки выделяется молоко после рождения детёнышей.
Е) Животные ведут ночной образ жизни.
4. Установите соответствие между признаками свиного цепня и критериями вида: 1) морфологический, 2) экологический, 3) физиологический. Запишите цифры 1, 2, 3 в порядке, соответствующем буквам.
А) размер тела до 3 м
Б) на голове кроме присосок имеются крючья
В) взрослый червь обитает в тонком кишечнике человека
Г) размножается партеногенетически
Д) личинки развиваются в теле домашних и диких свиней
Е) свиные цепни высоко плодовиты
5. Установите соответствие между характеристиками вида Кит синий и критериями вида: 1) морфологический, 2) физиологический, 3) экологический. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
А) Самки плодятся через каждые два года.
Б) У самки вырабатывается молоко в течение семи месяцев.
В) На коже у китов поселяются китовые вши и усоногие рачки.
Г) Пластины китового уса имеют смолянисто-чёрный цвет.
Д) Длина некоторых особей достигает 33 метров.
Е) Половая зрелость особей наступает в четыре-пять лет.
6. Установите соответствие между характеристикой прыткой ящерицы и критерием вида, к которому её относят: 1) морфологический, 2) экологический, 3) физиологический. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
А) конечности наземного типа
Б) наличие роговых чешуй на коже
В) развитие зародыша в яйце
Г) откладывание яиц на суше
Д) непостоянная температура тела
Е) питание насекомыми
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ — ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ — ЭТОЛОГИЧЕСКИЙ
1. Установите соответствие между примерами и типами адаптации: 1) морфологическая, 2) этологическая, 3) физиологическая. Запишите цифры 1, 2, 3 в порядке, соответствующем буквам.
А) глухая крапива напоминает жгучую крапиву
Б) бурундук запасает корма на зиму
В) летучая мышь впадает в состояние зимнего покоя
Г) при опасности опоссум замирает
Д) акула имеет торпедообразную форму тела
Е) яркая окраска лягушки-древолаза
2. Установите соответствие между особенностями организмов и видами адаптаций: 1) поведенческая, 2) морфологическая, 3) физиологическая. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
А) сучковатая форма палочника
Б) замирание при опасности у опоссума
В) кристаллы щавелевокислого калия на волосках листьев и побегов крапивы жгучей
Г) вынашивание икры во рту тилапией
Д) яркая окраска лягушек-древолазов
Е) удаление избытка воды через почки в виде слабо концентрированной мочи речными раками
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ
1. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания физиологического критерия вида суслика желтого. Запишите цифры, под которыми указаны выбранные утверждения. (1) Желтый суслик живет на пустынных необрабатываемых землях. (2) Суслик питается сочными частями степных трав, луковицами растений и семенами. (3) Поедает также насекомых: саранчу, кузнечиков, жуков и гусениц. (4) Самка рождает в среднем семь детенышей. (5) Во время летнего зноя и зимой впадает в спячку. (6) Во время спячки температура тела зверька падает до 1-2 °С, сердце бьется с частотой 5 ударов в минуту.
2. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания физиологического критерия вида животного Ужасный древолаз. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Одни из самых ядовитых позвоночных на Земле, эти мелкие древесные лягушки встречаются на небольшом участке юго-запада Колумбии в основном в нижних ярусах дождевых тропических лесов. (2) Обладают яркой, контрастной окраской, самцы и самки одинакового размера. (3) Кожные железы ужасного древолаза выделяют слизь, содержащую сильный яд – батрахотоксин. (4) Яд защищает животное как от грибков и бактерий, так и от естественных врагов, которые могут получить смертельное отравление при попадании яда древолаза на кожу или слизистые оболочки. (5) Древолазы ведут дневной образ жизни, в природе питаются в основном муравьями, другими мелкими насекомыми и клещами. (6) Животные весьма активны, и голодовка в течение 3-4 дней способна не только ослабить здоровую упитанную особь, но и вызвать её гибель.
3. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания физиологического критерия термофильной бактерии Thiobacillus thermophilica. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Экологически обособленную группу в природе представляют термофильные микроорганизмы, обитающие в природе при температурах от 40 до 93 градусов. (2) Горячие источники Северного Кавказа, богатые сероводородом, изобилуют термофильными видами тионовых бактерий, таких как тиобактерия Thiobacillus thermophilica. (3) Эта термофильная бактерия способна к делению и развитию при температурном режиме от 40 до 70-83 градусов. (4) Мембраны термофильных бактерий отличаются высокой механической прочностью. (5) Термофильные бактерии имеют ферменты, которые могут функционировать при высоких температурах, обеспечивая необходимую скорость химических реакций в клетке. (6) Споры термофильных бактерий обладают значительно большей термоустойчивостью, чем споры мезофильных форм, а максимальная скорость роста колонии происходит при оптимальном температурном режиме в 55-60 градусов.
4. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания физиологического критерия вида Тополь серебристый. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Растут тополя очень быстро и уже в возрасте сорока лет приобретают окончательную высоту. (2) Высота тополиных деревьев колеблется от 30 до 60 метров. (3) Живет растение недолго, в основном до восьмидесяти лет. (4) Корни тополя толстые, сильные, у многих видов расположены поверхностно. (5) Клетки почек образуют клейкое смолистое вещество. (6) Древесина дерева мягкая и очень легкая, ствол прямой, крона может иметь разнообразную форму.
5. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания физиологического критерия вида Песец обыкновенный. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. (1) Песец – единственный представитель семейства Псовые, у которого зимой окраска шерсти становится иной, бурая шерсть сменяется на белую. (2) Благодаря наличию густой шерсти и способности накапливать толстый слой подкожного жира песцы выдерживают морозные зимы. (3) Они едят любую живность, которая попадается на их территории. (4) Самка приносит 10–20 детёнышей, но лишь в условиях обилия пищевых ресурсов большинство щенков имеет шанс стать взрослыми. (5) Продолжительность жизни песцов 6–10 лет. (6) Но многие особи погибают гораздо раньше, так как песцов поедают более крупные хищники, такие как волки и росомахи.
6ориг. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания физиологического критерия вида Жаба серая (обыкновенная). Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Жаба серая ведет преимущественно ночной образ жизни, днем прячется в траве, между камнями, под корнями деревьев и в норах грызунов. (2) Пищевой рацион серой жабы составляют преимущественно беспозвоночные животные: моллюски, дождевые черви, пауки, насекомые и личинки этих животных. (3) Половое созревание серой жабы происходит на третий-четвертый год развития животного. (4) Одна самка серой жабы откладывает от 600 до 4000 икринок. (5) Через каждые 20-30 минут самка выпускает в воду шнур с икрой, а самец выделяет сперму, происходит оплодотворение. (6) Первые 11 дней головастики висят в воде, прикрепившись своими присосками к подводным камням и растениям, после чего начинают свободно передвигаться и свободно питаться.
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ — ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ
1. Установите соответствие между критериями вида и характеристиками животных: 1) экологический, 2) физиологический. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) гидра – обитатель пресных водоемов
Б) пиявки свободноживущие хищники или эктопаразиты
В) самки пауков откладывают яйца в кокон из паутины
Г) личинка вольфартовой мухи проникает в кожу крупных млекопитающих, проделывает ходы и питается тканями
Д) самка крокодила в горячий песок откладывает до 100 яиц
Е) у рукокрылых рождается один, реже два крупных детеныша
2. Установите соответствие между характеристиками и критериями вида: 1) физиологический, 2) экологический. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) травоядность
Б) беременность в течение одного месяца
В) ночной образ жизни
Г) рождение нескольких детенышей
Д) высокая частота сердечных сокращений
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ
1. Выберите из текста три предложения, в которых даны описания экологического критерия вида. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. (1) Комнатная муха – двукрылое насекомое служит пищей для насекомоядных птиц. (2) Её ротовой аппарат лижущего типа. (3) Взрослые особи мух и их личинки питаются полужидкой пищей. (4) Самки мух откладывают яйца на гниющие органические остатки. (5) Личинки белого цвета, не имеют ног, быстро растут и превращаются в красно-бурых куколок. (6) Из куколки развивается взрослая муха.
2. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания экологического критерия вида растения Пузырчатка обыкновенная. В ответе запишите цифры под которыми они указаны. (1) Пузырчатка обыкновенная в основном встречается в средиземноморском регионе Европы и Африки. (2) Пузырчатка обыкновенная произрастает по канавам, прудам, стоячим и медленно текущим водоемам, болотам. (3) Листья растений рассечены на многочисленные нитевидные доли, листья и стебли снабжены пузырьками. (4) Пузырчатка цветет с июня по сентябрь. (5) Цветки окрашены в желтый цвет, сидят по 5-10 на цветоносе. (6) Пузырчатка обыкновенная – насекомоядное растение.
3. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания экологического критерия вида мышь домовая. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. (1) Домовая мышь — млекопитающее рода Мыши. (2) Исходный ареал — Северная Африка, тропики и субтропики Евразии. (3) Селится преимущественно вблизи обитания человека. (4) Ведёт ночной и сумеречный образ жизни. (5) В помёте обычно рождается от 5 до 7 детенышей. (6) В естественных условиях питается семенами.
4. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания экологического критерия вида дрозда-рябинника. Запишите цифры, под которыми указаны выбранные утверждения. (1) Дрозд-рябинник – крупная птица. (2) Дрозды обитают в средней полосе России. (3) Дрозды рябинники селятся по лесным опушкам, в городских скверах и парках. (4) Кормятся на земле, разыскивая под сухой листвой и во мху дождевых червей, слизней и насекомых. (5) Зимой питаются плодами рябины, боярышника и другими ягодами, созревающими на кустах. (6) Дрозды рябинники гнездятся небольшими колониями, которые насчитывают от 2-3 до нескольких десятков гнезд.
5. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания экологического критерия вида бабочки Белянки капустной. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Бабочка капустная белянка имеет мучнисто-белую окраску верхней стороны крыльев. (2) На передней паре крыльев расположены темные пятна. (3) Весной и летом бабочка откладывает яйца на листьях капусты или других растений семейства крестоцветных. (4) Из яиц выходят желтые гусеницы, которые питаются листьями растений. (5) По мере роста гусеницы приобретают яркую сине-зеленую окраску. (6) Выросшая гусеница переползает на дерево, превращается в куколку, которая зимует.
6. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания экологического критерия вида Василёк синий (посевной). Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Василёк синий – сорное растение семейства Сложноцветные, встречающееся на полях в посевах зерновых культур. (2) Часто растение обитает вдоль дорог, вблизи лесополос. (3) Прямостоячий стебель василька достигает до 100 см высоты. (4) Цветки имеют ярко-синюю окраску. (5) Василёк синий – светолюбивое растение. (6) В цветках содержатся эфирные масла, дубильные и другие вещества.
КРИТЕРИИ
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие из указанных критериев являются критериями вида?
1) генетический
2) клеточный
3) организменный
4) географический
5) морфологический
6) популяционный
КРИТЕРИИ
Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Что из перечисленного ниже не относится к критериям вида?
1) Генетический
2) Биоценотический
3) Клеточный
4) Географический
5) Морфологический
Источник статьи: http://www.bio-faq.ru/zubr/zubr016.html