§ 26. Природные экосистемы
Ответ. Экосистема – это некая общность живых и неживых элементов, в которой наблюдает круговорот энергий и веществ. При этом эта общность может быть большой, может быть крошечной, может быть естественной, а может быть искусственной. Но в любом случае любая экосистема должна иметь четыре основополагающих части неживой природы – то есть воду, атмосферу, почву и твердую оболочку – литосферу. Воздух обеспечивает дыхание для живых компонентов экосистемы, вода необходимое условие существования, почва хранилище полезных элементов, литосфера – место обитания.
В экосистемы входят и живые организмы:
Продуценты – производители органического вещества (фитопланктон, растения, фотосинтезирующие животные и бактерии, хемосинтезирующие бактерии);
Консументы – потребители органического вещества (растения хищники и паразиты, животныке, грибы, бактерии);
Редуценты – разрушители органического вещества (животные, бактеии, грибы).
Вопрос 1. Охарактеризуйте экосистему озера. Почему биомасса продуцентов в ней меньше, чем биомасса консументов? Составьте две-три пищевые цепи из организмов – обитателей экосистемы озера (рис. 144).
Ответ. Абиотическая среда озера представлена водой с растворенными в ней минеральными веществами, кислородом и углекислым газом. К абиотической среде также относят температуру, свет, давление, минеральный состав воды, оказывающие влияние на жизнь водных обитателей. Гидроценоз озера представлен организмами, живущие как в толще воды, так и на ее поверхности и у дна. Производное живого и неживого компонента экосистемы озера – грунт. В его состав входят неорганические вещества и органические остатки отмерших растений и погибших животных. Основной источник энергии для озерной экосистемы – солнечный свет. Он проникает сквозь толщу воды и используется главными продуцентами – одноклеточными водорослями и цианобактериями. Они составляют фитопланктон (от греч. phyton – растение и planktos – блуждающий) экосистемы. Его масса невелика – несколько миллиграмм на 1 м3 воды. Однако он способен быстро размножаться (поэтому его биомасса невелика), что обеспечивает существование консументов первого порядка – простейших и мелких рачков (дафний, циклопов), образующих зоопланктон (от греч. zoon – животное). Зоопланктоном питаются более крупные животные – планарии (плоские черви), водные членистоногие и мальки рыб. Все они – консументы второго порядка, служащие пищей для взрослых рыб – консументов третьего порядка. Рыб поедают рыбоядные хищники (например, птица скопа), образующие четвертый трофический уровень экосистемы озера.. На дне озера, где меньше кислорода и недостаточно света для фотосинтеза, главным источником энергии служат отмершие растения и погибшие животные – это детрит. Всех обитателей дна называют бентосом (от греч. benthos – глубина). Сюда относят животных, питающихся детритом, например, речных раков, червей-трубочников, жгутиковых простейших и выполняющие роль редуцентов гнилостных бактерий.
Водоросли – дафния (планктонное ракообразное) – малёк карася или окуня – хищная рыба, например, щука;
Хлорелла – циклоп – планария – плотва – окунь – рыбный филин.
Вопрос 2. Какой фактор абиотической среды в наибольшей степени влияет на жизнь экосистемы озера?
Ответ. Огромное влияние на жизнь озерной экосистемы оказывает температура воды. Благодаря тому, что при +4 °С вода имеет наибольшую плотность, в озере наблюдается ее расслоение по вертикали в разное время года. Зимой вода с температурой ниже +4 °С обладает более низкой плотностью, поэтому поднимается вверх, замерзает, покрывает озеро слоем льда и предохраняет его от полного промерзания. Весной солнце растапливает лед и нагревает поверхностные слои воды, которые с приближением их температуры к +4 °С погружаются вниз, заставляя лежащую под ними более холодную воду подниматься вверх. Этому способствует также ветер и волны. Осенью происходит обратный процесс. Первыми охлаждаются поверхностные слои, которые перемещаются вниз и вытесняют наверх более теплую воду. Такое весеннее и осеннее перемешивания воды выносят к поверхности озера питательные вещества, которыми богаты донные отложения, и обитающий у поверхности планктон может их использовать. В свою очередь вода, перемещающаяся из поверхностных слоев в придонные, приносит организмам-редуцентам и другим обитателям дна необходимый кислород.
Вопрос 3. Охарактеризуйте экосистему смешанного леса. Что произойдет с ней, если исчезнут: а) растительноядные копытные млекопитающие; б) растительноядные насекомые? Составьте две-три пищевые цепи из организмов – обитателей экосистемы смешанного леса (рис. 146).
Ответ. Жизнь экосистемы смешанного леса в значительной мере определяется организмами. Средоформирующая роль принадлежит растениям. Они создают в смешанном лесу особый световой и температурный режимы, образуют лесную подстилку, служат прибежищем и пищей для многих животных, грибов и микроорганизмов. В смешанном лесу произрастают разнообразные деревья:ель,сосна,береза, осина, дуб, рябина, клен. Используя солнечный свет в процессе фотосинтеза, они создают первичное органическое вещество, т.е. служат продуцентами экосистемы. Их листвой, хвоей, древесиной, семенами и плодами питаются консументы первого порядка – насекомые (гусеницы бабочек, жуки-листоеды и короеды, личинки жуков-усачей), а также растительноядные птицы (глухарь, рябчик, тетерев) и звери (белка, лесная мышь, кабан, лось). Насекомых и их личинок поедают встречающиеся в смешанном лесу земноводные (бурая лягушка, серая жаба), насекомоядные птицы (дрозд, дятел, кукушка) и насекомоядные звери (землеройка, еж). Ими питаются хищники: ястреб и куница – консументы третьего порядка.
Если исчезнут растительноядные копытные млекопитающие олени, косули, лоси, то это слабо отразится на общей экосистеме, так как их численность, а, следовательно, биомасса никогда не была большой и не играла существенной роли в общем круговороте веществ.
А вот если исчезнут растительноядные насекомые:
-численность насекомоопыляемых растений резко сократится, так как растительноядные насекомые являются опылителями растений;
— резко сократится численность или исчезнут насекомоядные организмы потому, что произойдет нарушение цепей питания;
— часть химических веществ, которыми уничтожали насекомых, попадет в почву, все нарушения могут привести к гибели леса потому, что первоначально приведет к нарушению жизнедеятельности растений, гибели почвенной флоры и фауны и соотвественно к гибели биоценоза.
Вопрос 4. Какова роль лесной подстилки в экосистеме смешанного леса?
Ответ. Особую роль в экосистеме смешанного леса играет лесная подстилка. В ней постоянно или временно обитают различные животные-детритофаги, питающиеся мертвым органическим веществом (дождевые черви, мокрицы), плесневые грибы и гнилостные бактерии, выполняющие роль редуцентов.
Население лесной подстилки особенно многочисленно в тех местах, где почва богата гумусом – перегноем, состоящим из темноокрашенных частиц, содержащих органические вещества. Посколько растительный опад образуется в смешанном лесу осенью, когда температура воздуха и почвы понижается, то его разложение в лесной подстилке замедляется. В результате этого образуется покров из листьев, служащий защитой для впадающих в зимнюю спячку животных, например, насекомых и пресмыкающихся. Весной с повышением температуры численность почвенных организмов увеличивается. Тогда они начинают активно перерабатывать растительный опад, превращая его в доступные для растений растворимые минеральные вещества.
Источник
Тест по теме Экосистема и ее факторы
2469. Установите соответствие между организмами и трофическими уровнями, на которых они находятся в экосистеме: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) жужелица
Б) личинка капустной белянки
В) певчий дрозд
Г) косуля
Д) жаба обыкновенная
Е) жук-типограф
1) консументы первого порядка
2) консументы второго порядка
1) Консументы I порядка (растительноядные) — личинка капустной белянки (Б — питается мякотью нижней стороны листьев), косуля (Г — ест побеги и почки деревьев), жук-типограф (Е — питается лубом, который находится под корой растения).
2) Консументы II порядка (хищники, питаются растительноядными организмами) — жужелица (А), певчий дрозд (В — питается насекомыми), жаба обыкновенная (Д — питается насекомыми). Жужелицы- хищники с внекишечным пищеварением, их рацион представлен червями, насекомыми и личинками, вследствие чего жужелицы относятся к консументам второго порядка.
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса — 2469.
2468. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Обитатели водной среды имеют следующие приспособления:
1. компактное тело и слабое зрение 2. способность впадать в анабиоз 3. защитные покровы и антиферменты 4. способность быть во взвешенном состоянии 5. относительно низкий уровень процессов жизнедеятельности 6. к высоким и низким температурам
Многие теплолюбивые рыбы (толстолобик, карась, карп) способны впадать в анабиоз при переохлаждении.
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса — 2468.
2440. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Второй трофический уровень в экосистеме смешанного леса занимают
1. снегири и клесты 2. ежи и кроты 3. лоси и косули 4. мухоловки и пеночки 5. зайцы и мыши 6. поползни и синицы
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса — 2440.
2413. Установите соответствие между экосистемами и их особенностями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) преобладает один вид
Б) цепи питания разветвлённые
В) круговорот веществ замкнутый
Г) совместно обитает много видов
Д) требуется приток дополнительной энергии
Е) неустойчивая система
1) кукурузное поле
2) болото
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса — 2413.
2386. Установите последовательность этапов вторичной сукцессии после вырубки елового леса. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) формирование лиственного, смешанного или соснового леса
2) господство светолюбивых травянистых растений(иван-чай, вейник)
3) вытеснение светолюбивых травянистых растений
4) появление всходов деревьев (берёза, осина, сосна)
5) развитие темнохвойного елового леса
6) появление всходов ели
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса — 2386.
Источник