Все_вокруг_затуманенный_лес

Памятка. Обобщающие слова при однородных членах предложения.

1. Обобщающие слова − это слова или сочетания слов, которые являются общим значением находящихся при нем однородных членов.

Яблоки, апельсины, груши − фрукты

Ромашка, пион, роза − цветы

2. Обобщающие слова стоят в той же форме, что и однородные члены предложения.

3. Могут иметь сопроводительные слова: все, всегда, везде и др.

4. В схемах обозначаются ʘ

Обобщающие слова при однородных членах предложения и пунктуация при них

1. Если обобщающее слово стоит впереди однородных членов, то перед однородными членами ставится двоеточие .

Все было серое: затуманенный лес, озеро, небо. [ ʘ: O, O, O].

2. Если обобщающее слово стоит после однородных членов, то за ними ставится тире.

Затуманенный лес, озеро, небовсе было серое. [O, O, O − ʘ].

3. Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, а после них предложение продолжается, то перед однородными членами ставится двоеточие, а после них перед остальной частью предложения − тире.

Все вокруг: затуманенный лес, озеро, небо − было серое. [ʘ: O, O, O − …].

4. Если после обобщающих слов стоят слова а именно, например, как-то и др., то перед ними ставится запятая, а после них − двоеточие.

Для выработки навыков грамотного письма необходимы три условия, а именно: знание правил, внимание и умение пользоваться справочником.

5. Если обобщающее слово стоит после однородных членов предложения, а перед ним стоят слова словом, одним словом, короче говоря и др., то перед этими словами ставится тире, а после них − запятая.

Яблоки , апельсины, бананыодним словом, фрукты.

[O, O, O − одним словом, ʘ].

6. В предложении может быть два обобщающих слова. Одно может стоять перед однородными членами предложения, а другое − после них. Тогда после первого обобщающего слова ставиться двоеточие, а перед вторым − тире.

Фрукты :яблоки, апельсины, бананывсе приносит пользу для здоровья.

Источник

Как различить постановку двоеточия от тире в бессоюзном сложном предложении?

Оборудование: таблицы, схемы, контрольные измерительные материалы 2020/21гг., Цыбулько И.П.

I. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята!

Сегодня мы с вами вспомним и отработаем постановку двоеточия и тире в бессоюзном сложном предложении, а также выполним в тестах по ЕГЭ задание А21, научимся объяснять постановку двоеточия в данных предложениях.
Откройте тетради, запишите число.

II. Разминка

Учитель: Придумайте свои предложения по данным схемам. Кому трудно, то выберите соответствующее предложение из таблицы.

Все было серое: затуманенный лес, озеро, небо.

Затуманенный лес, озеро, небо — все было серое.

Все вокруг: затуманенный лес, озеро, небо — было серое.

Все вокруг: затуманенный лес, озеро, небо, нависшее над землей, — было серое.

Ребята устно проговаривают свои предложения.

Учитель: Молодцы. Справились. Вы правильно поняли, что эти предложения с обобщающим словом при однородных членах, и вспомнили знаки препинания. Запишите предложение.

Читайте также:  Все_хищники_смешанных_лесов

Зима чувствовалась во всем: в коротком дне, запахе снега и рано зажигавшихся сигнальных фонарях.

Учитель: Итак, если обобщающее слово стоит впереди однородных членов, то перед однородными членами ставится двоеточие.

Заметьте, ребята, что это предложение простое.

А когда ставится двоеточие в бессоюзном сложном предложении?

Давайте рассмотрим таблицу.

Ученик: Когда второе предложение, входящее в состав бессоюзного сложного, указывает на причину того, о чем говорится в первом, например.

Осень и зиму Павел не любил: они приносили ему много физического страдания.

Здесь возможна мысленная постановка союза потому что

Ученик: Когда второе предложение, входящее в бессоюзное сложное, поясняет, раскрывает содержание первого.

Степь весело пестреет цветами: ярко желтеет дрок, скромно синеют колокольчики, белеет пахучая ромашка.

Здесь возможна мысленная постановка союза а именно

Ученик: Когда второе предложение, входящее в бессоюзное сложное, дополняет смысл первого, распространяет чаще всего сказуемое.

Павел чувствует: чьи-то пальцы дотрагиваются до его руки выше кисти.

Здесь возможна мысленная постановка союза как

Ученик: Когда в первом предложении опускаются слова: и увидел, и услышал, и почувствовал

Он поднял глаза: над садом торжественно и радостно сияло небо.

Здесь возможно мысленное восстановление слова и увидел с союзом что

Ученик: Когда второе предложение содержит прямой вопрос.

Скажи мне, ветка Палестины: где ты росла, где ты цвела?

Учитель: Спасибо. Вспомнили изученный материал. А теперь давайте запишем опорные ключевые слова для лучшего запоминания правила постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении.

  • Причина (потому что).
  • Пояснение (а именно).
  • Распространение (как).
  • Опущение слов (и увидел. ).
  • Прямой вопрос.

По этим опорным словам легко воспроизвести постановку двоеточия в БСП.

III. Физкультминутка

Учитель: Расслабьтесь. Закройте глаза. Мысленно повторите несколько раз эти ключевые слова.

Пока вы отдыхали, я записала в столбик другие опорные слова.

  • Противопоставление (а).
  • Время (когда).
  • Условие (если).
  • Вывод, следствие (так что).
  • Сравнение (будто, точно, словно, как).
  • Быстрая смена событий.

Зная эти опорные слова, в каком предложении и какой знак будем ставить?

Ученик: Поставим тире. В бессоюзном сложном предложении.

Учитель: Правильно. Посмотрите на предложения, записанные на доске, выберите соответствующее каждой схеме.

  • Назвался груздем — полезай в кузов.
  • Молвит — соловей поет.
  • Чин следовал ему — он службу вдруг оставил.
  • Солнце дымное встает — будет день горячий.
  • Настанет утро — двинемся в путь.
  • Сыр выпал — с ним была плутовка такова.

Совершенно точно. Теперь мы смело можем приступить к выполнению задания А21 в КИМ ЕГЭ.

Тест 1.

Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Самые разнообразные предметы быта многие художники изображали и на картинах бытового жанра, и на исторических полотнах: такие подробности помогают представить повседневную жизнь наших предков.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию первой части.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.

3) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чем говорится во второй части.

Ответ под цифрой 3 не подходит, так как речь идет о простом предложении с обобщающим словом при однородных членах.

Читайте также:  Как_готовить_ризопогон_гриб

Ответ также не подходит, так как опорные слова время, противопоставление из группы опорных слов постановки тире в БСП.

Ответ под цифрой 2 проверим, поставив союз потому что. Еще здесь есть опорное слово причина.

Задание А21, выполняем, применяя опорные ключевые слова при постановке двоеточия и тире в бессоюзном сложном предложении.

Хорошо. Поняли всё. Размышляете верно.

VI. Домашнее задание

Учитель: Каждый ученик должен придумать три бессоюзных сложных предложения с постановкой двоеточия и предоставить четыре варианта ответа аналогично упражнениям, которые выполняли сегодня на уроке русского языка.

Учитель: Урок окончен. До свидания.

Источник

Знаки препинания в предложениях с однородными членами и обобщающими словами

Река, роща, оба берега, деревья и полевсе было залито ярким утренним светом. Кругом повсюду мох: и внизу под ногами, и на камнях, и на ветвях деревьев. За столом сидели два человека: пожилой генерал и молодой гвардейский капитан. Лавки, стол, рукомойник на веревочке, полотенце на гвозде, ухват в углу и широкий шесток, уставленный горшка­ми, — все было как в обыкновенной избе. Все было просто: пол дубовый, два шкафа, стол, диван пуховый. В степи, за рекой, по дорогамвезде было пусто.

II . Вводно-мотивационный.

1. Объявление темы, цели урока.

2. Запись предложений под диктовку (на доске).

Поставить знаки препинания, подчеркнуть орфограммы.

Выделить однородные члены предложения с обобщающими словами.

1) Зима чувствовалась во всём: в коротком дне, запахе снега и рано зажигавшихся сигнальных фонарях.

2) С опытным проводником нам не страшно ничего: ни броды через бурные реки, ни сплошная тайга, ни перевалы.

3) На красноватой траве, на былинкахвсюду блестели и волновались бесчисленные нити осенних паутин.

3. Повторяем орфографию.

Вставить пропущенные согласные.

Запись под диктовку с объяснением орфограмм.

Праздничная иллюминация новогодний бал

подземная галерея получил высший балл

завышенная привилегия заседание коллегии

коллективный выход алюминиевая фляжка

артиллерийский снаряд написал элегию

почётная грамота выселяющийся эмигрант

приобретенный иммунитет вселяющийся иммигрант

известная драма точный комментарий

имитация дерева вынужденная иммиграция

студенческая сессия пойти на компромисс

жестокий расист новый адрес

конгресс учёных своевременное эссе

историческая кассета чудесная актриса

III . Закрепление знаний.

1. Отработка навыка постановки знаков препинания при обобщающих

Расставить знаки препинания.

Языкорудие мышления. Обращаться с языком кое-как — значит и мыслить кое-как: неточно, прибли­зительно, неверно. Тут соловей являть свое искусство стал: защелкал, засвистал на тысячу ладов, тянул, переливался; то нежно он ослабевал и томной вдалеке свирелью отдавался, то мелкой дрожью вдруг по роще рассыпался. Везде: над лесом, и над пашней, и на земле, и на воде — такою близкой и вчерашней ты мне являешься везде. Вновь показалась земля, и все вокруг заблистало: лужи, листья, градины. Сараи, бани, чердаки, амбары — все было приготовлено под жилье. Мы сели в кибитку втроем: Марья Ивановна с Пашей и я. Зна­менательные части речи: существительное, прилагательное, глагол, числительное, наречие, местоимение — охватывают большую часть лексического запаса языка. Всюду: и в городе, и вокруг него — бродили группами серые удрученные фигуры. Все хмурое утро, мокрая растительность, грязная тропа, лужи стоячей воды и в особенности царившая кругом тишинавсе свидетельствовало о ненастье. Все народы Казах­стана: и казахи, и русские, и уйгуры, и татары, и дунгане — хотят мира в своем государстве.

Читайте также:  Сорт_малины_гигант_россии

2. Графический диктант. Взаимопроверка.

1. Вдруг все ожило: и леса, и степи, и пруды.

2. Теперь уже ни гор , ни неба , ни земли ничего не было видно.

3. Всюду : вверху и внизу , в поле и в лесу – пели жаворонки.

4. В пруду развели разную рыбу , как-то: карпов , толстолобиков .

5. Все: и лес, и поле, и цветущий сад – залито солнцем.

3. Работа в группах.

Чтение и пересказ текста с использованием однородных членов предложения и обобщающих слов: упр. 277.

Определить тип речи — повествование с элементами описания.

Найти предложения с обобщающими словами.

Указать грамматическую основу предложения.

Расставить знаки препинания.

Объяснить орфограммы на месте пропусков.

Осень стояла сухая и теплая. Долго не желтели березовые рощи, не увядала трава. Только голубеющая дымка затягивала на Оке отдаленные леса. Она то сгущалась, то бледнела. Я плыл на лодке вниз по реке и вдруг услышал, как в небе кто-то начал осторожно переливать воду из звонкого стеклянного сосуда в другой такой же сосуд. Вода булькала, позванивала, журчала. Звуки эти заполняли все пространство между рекой и небосводом. Это курлыкали журавли.

Я бросил весла и долго смотрел на журавлей. По береговой дороге ехал грузовик. Шофер остановил машину, вышел и тоже начал смотреть на журавлей. Потом он забрался в кабину, но долго не заводил мотор, чтобы не заглушать затихающий небесный звон. Он открыл боковое стекло, высунулся и все смотрел и смотрел, никак не мог оторваться от журавлиной стаи и все слушал плеск и переливы птичьего крика над опустелой по осени землей.

Сейчас на реке я подумал, что шедевры существуют не только в искусстве, но и в природе. Разве не шедевр этот крик журавлей и их величавый перелет по неизменным в течение многих тысячелетий воздушным дорогам? Каждый осенний лист был шедевром, тончайшим слитком из золота и бронзы, совершенным творением природы, произведением ее таинственного искусства, недоступного людям.

IV . Итог урока.

– Какие слова называются обобщающими?

– Какими членами предложения они являются?

– Какие знаки препинания ставятся в предложениях с обобщающими

словами при однородных членах?

V . Задание на дом: § 30, упражнение 275.

Источник

Оцените статью