ВИДЫ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ЛЕСА И ТИПЫ ЛЕСОПРОПУСКНЫХ СООРУЖЕНИЙ
По лесным ресурсам и площади, занятой лесом, СССР занимает первое место и является самой богатой страной в мире. Так, например, из общей площади, покрытой лесом на земном шаре и равной 3837,3 млн. га, на долю СССР приходится 722,3, Бразилии — 480, Канады — 342, США — 252 млн. га.
За годы Советской власти лесное хозяйство и лесная промышленность подверглись коренной реконструкции и превратились в крупные механизированные отрасли хозяйственной деятельности страны. В соответствии с этим количество лесных грузов непрерывно увеличивается, и в общем грузообороте по внутренним водным путям СССР они занимают основное место. Для передвижения лесных грузов по водным путям применяются следующие виды транспорта:
1) молевой сплав — транспорт леса отдельными бревнами;
2) кошельный сплав — транспорт леса в кошелях, при котором группа бревен обносится гибкой плавучей рамой, состоящей из отдельных звеньев — бревен;
3) плотовой сплав, при котором бревна соединены между собой, сплочены в особые единицы — челены или пучки, из которых составляются плоты;
4) транспорт леса в судах различных типов и конструкций.
На судоходных реках при возведении на них гидроузлов возникает необходимость пропуска лесных грузов через плотины. Если при гидроузле имеется судоходный шлюз или судоподъемник, то в большинстве случаев их используют и для пропуска лесных грузов (плотов). Однако такое совмещение не всегда бывает рационально. На несудоходных реках, имеющих лесосплав, строительство шлюзов при плотине только с целью пропуска лесных грузов в большинстве случаев экономически не оправдывается. Поэтому в таких случаях устраивают специльные лесопропускные сооружения, например бревноспуски, плотоходы, плотошлюзы, лесоподъемники, лесосплавные лотки и др.
Бревноспуски. Их устраивают в низконапорных гидроузлах на небольших реках для пропуска бревен при молевом сплаве. Они представляют собой узкие лотки прямоугольного или трапецеидального поперечного сечения, обычно деревянной конструкции.
Бревноспуски в верхнем бьефе имеют самостоятельный вход, перекрываемый простейшим затвором, размещаются большей частью в устоях плотннььили вне плотины у одного из берегов и имеют уклон до 1 : 10.
При необходимости уменьшить скорость движения бревен применяют различные типы усиленной шероховатости.
Плотоходы. Для плотового сплава разработаны различные типы плотоходов, отличающихся как конструкцией, так и принципами работы: плотоходы в виде широкого лесосплавного лотка, плотошлюзы, механические плототаски и др.
Плотоход в виде широкого лесосплавного лотка по характеру работы сходен с бревноспуском и отличается от него лишь большей шириной лотка. Ширина лотка таких плотоходов бывает от 5 до 20 м, уклон лотка 0,01—0,02, допускаемая скорость 2-4 м/сек.
Ширина лотка определяется в зависимости от размеров пропускаемых плотов.
Глубину воды в плотоходе принимают в зависимости от осадки сплавляемых плотов с учетом донного запаса: для однорядных плотов 0,5—6,6 м, для двухрядных 0,8—0,95 м и для трехрядных 1,1—1,2 м. Для уменьшения скорости движения плотов по лотку применяют различные типы усиленной шероховатости. В концевой части лотка для смягчения механического удара при переходе плота с лотка в нижний бьеф устраивают шарнирные плавучие рамы.
Гидравлический расчет таких плотоходов аналогичен расчету быстротоков.
Плотоход со шлюзовой камерой, кроме головного, имеет вспомогательный затвор, позволяющий создать камеру для размещения плота. После ввода камеру закрывают головной затвор и, открывая вспомогательный затвор, спускают плот вместе с водой камеры.
Наличие шлюзовой камеры дает значительную экономию воды при пропуске плотов.
Таким плотоходом, построенным в СССР на одной из плотин, преодолевается высота 10,4 м.
Источник
Виды и особенности водного транспорта леса
Водным транспортом леса называют комплекс технических и технологических мероприятий, обеспечивающих перевозки лесоматериалов по рекам, озерам, водохранилищам и морям лесосплавом или в судах от приречных складов лесозаготовительных предприятий до потребителей. Основной составляющей водного транспорта леса является лесосплав. Применяют следующие виды лесосплава: молевой, в плоточных единицах, кошельный и плотовой. Молевой лесосплав является первоначальным лесосплавом, с которого обычно начинается перемещение заготовленного лесоматериала по водным путям. Он осуществляется на несудоходных реках. Лесоматериалы перемещаются по течению реки, не связанные между собой. Молевой сплав – самый дешевый и массовый вид лесотранспорта, т.к. его использование не требует больших капитальных вложений и глубокоходных путей. Он широко используется в малых реках как равнинных, так и горных и полугорных. Его достоинством является возможность начинать сплав в ранние сроки, так как верховье рек, откуда начинается пуск, вскрываются обычно раньше, чем ниже лежащие участки рек. Сплав лесоматериалов в сплоточных единицах также относят к первоначальному лесосплаву. Он отличается от молевого тем, что по реке, не связанные между собой, перемещаются не отдельные лесоматериалы, а сформированные из них пучки или плоские единицы. Его применяют на несудоходных реках и в верховьях судоходных рек. Сплав в сплоточных единицах позволяет использовать его с наибольшей эффективностью в кратковременный период весеннего паводка на сплавных реках и в короткий срок доставить лесоматериалы на крупные сплавные магистрали с наименьшими затратами труда и материальных средств. Если река имеет слабое течение, то его приходится перемещать принудительно. Для этого россыпь лесоматериалов или пучки заключают в плавучее ограждение из бревен, хлыстовых пакетов или металлических понтонов, называемое оплотником и транспортируют буксирными или варповальными судами. Применяется кошельный сплав при перемещении лесоматериалов на небольшие расстояния. Плотовой лесосплав предполагает перемещение по водному пути лесоматериалов, собранных в плоты. Плот представляет собой лесотранспортную единицу, сформированную с помощью системы продольных и поперечных связей из плоточных единиц. Плоты могут перемещаться вниз по течению реки, используя энергию движущейся воды. Иногда плоты буксируют против течения. Плотовой сплав подразделяют на первоначальный, магистральный и морской. Первоначальный плотовой лесосплав проводится по судоходным и временносудоходным рекам с использованием течения воды и отраслевого лесосплавного флота. Магистральный плотовой лесосплаы осуществляется по магистральным судоходным рекам. При перемещении лесоматериалов по морю формируют специальные морские плоты. Такие плоты отличаются большой прочностью и хорошей обтекаемостью. Перевозка леса в судах осуществляется в крупных речных бассейнах наряду с плотовым сплавом. Транспортируют лес в самоходных судах или буксируемых несамоходных баржах. Достаточно широкому использованию водного транспорта в нашей стране способствует обилие природных водных путей.
По водным дорогам деревообрабатывающие предприятия получают 80%, а целлюлозно-бумажные свыше 70% общего объема перерабатываемой ими древесины. В многолесных районах страны основные запасы леса размещаются на разветвленной сети притоков водных магистралей. Организуемые там лесозаготовительные предприятия оказываются в большом удалении от мест потребления, переработки или перевалки лесоматериалов на железную дорогу. В этих условиях только водный транспорт может обеспечить транспортирование заготавливаемого леса. Лесосплав начинается на небольших сплавных речках, и по мере нарастания грузопотока и увеличения габарита сплавного пути переходит в магистральную сплавную реку, где транспортирование леса осуществляется в других формах. Предпочтение водному транспорту отдается также из-за его дешевизны, малой энергоемкости транспортировки и отсутствия необходимости в применении дорогостоящего подвижного состава. Водный путь создан самой природой и поэтому затраты на его содержание при эксплуатации значительно ниже, чем при других видах транспорта. Всем видам транспорта водный транспорт леса уступает по скорости перемещения груза, поскольку большую часть пути лесоматериалы перемещаются со скоростью, определяемой скоростью воды в реке. Ускоренное перемещение древесины по водному пути достигается при транспортировке с помощью судов речного или морского флота.
Особенностью водного транспорта является его зависимость от климатических условий – зимнего ледосплава, весенних паводков, засушливого места и т.д. Большой перерыв в деятельности водного транспорта бывает в зимний период. Период времени в течение которого используется для транспорта леса водный путь, называется навигацией. Для средних широт нашей страны он составляет 180-200 дней. К существенным недостаткам водного транспорта относят его отрицательное воздействие на экологическую обстановку. Прежде всего это выражается в заполнении русел рек утонувшими при лесосплаве бревнами-топляками. Снижение вредного воздействия можно добиться за счет перехода от молевого сплава, к другим видам – плотовому лесосплаву и перевозке судами.
Раздел: Ботаника и сельское хозяйство
Количество знаков с пробелами: 24424
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0
Источник
Водный транспорт леса
Водный транспорт леса, вид транспорта, использующий для доставки лесоматериалов водные пути: естественные (реки, озёра, моря и океаны) и искусственные (водохранилища, каналы). В СССР, богатом водными путями, водный транспорт леса широко распространён. Напр., в 80-х гг. по водным путям СССР ежегодно транспортируется до 85 млн. м3 круглых лесоматериалов, пиломатериалов, тех-нологич. щепы и др. лесных грузов. Водный транспорт леса. характеризуется высокой эффективностью. В ряде случаев он является единств. видом транспорта, обеспечивающим доставку леса на дальние расстояния из районов, где нет ж. д.
Водный транспорт леса включает лесосплав и судовые перевозки древесины. Лесосплав может быть молевым, плотовым и котельным. Наиболее распространены молевой и плотовой лесосплавы. Отмечается тенденция (с 70-х гг.) к уменьшению объёмов молевого лесосплава и росту плотовых и судовых перевозок леса; на такое направление развития водного транспорта леса оказывает непосредств. влияние и водное законодательство СССР.
Водный транспорт леса связан с выполнением большого комплекса работ: подготовкой водных путей с проведением на них разл. строительно-мелиоративных работ (стр.-во лесонаправляющих и лесо-задерживающих сооружений, лесосплавных плотин и др. водорегулирующих устройств); приёмом и подготовкой лесоматериалов к транспортировке по воде; изготовлением транспортных единиц (включая сортировку, сплотку, формирование плотов, погрузку леса в суда и т.д.); собственно транспортировкой лесоматериалов и транспортных единиц до пунктов приплава (молевым и плотовым лесосплавом, в судах); передачей в пунктах приплава доставленных лесоматериалов потребителям или лесоперевалочным предприятиям с выгрузкой из воды. В технологич. процессе водного транспорта леса важное место занимают работы, выполняемые на лесосплавных рейдах — рейдах отправления и переработки грузопотока в пути и рейдах приплава. К рейдам отправления и переработки грузопотока в пути относятся сортировочно-сплоточные и погрузочные рейды, а также формировочные и переформировочные рейды (для плотов и судовых составов).
Для организации водного транспорта леса предприятия располагают грузоподъёмными, транспортными, сплоточными и другими спец. машинами, лесосплавным флотом, строительно-мелиоративным, такелажным и др. оборудованием. Уровень механизации и автоматизации труда на водный транспорт леса составляет ок. 35%. Энерговооружённость труда — примерно 18 кВт на рабочего, годовая комплексная выработка — 1154 м 3 (1980). В 80-х гг. резко увеличиваются объёмы береговой сплотки, внедряются более совершенные и экономичные конструкции плотов, намечается дальнейший рост судовых и пакетных перевозок леса, проводятся мн. мероприятия по устранению потерь древесины в сплаве, ведутся работы по реконструкции сплавных путей и очистке их от затонувшей древесины, внедряются более рациональные типы и конструкции гидросооружений, совершенствуется система учёта древесины и т.д.
Источник