Все пройдет как с белых яблонь дым читает

Есенин Сергей — Не жалею не зову не плачу

С. Есенин.

Не жалею, не зову, не плачу.
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охвачен,
Я не буду больше молодым.

Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И в страну березового ситца
Не заманишь шляться босиком.

Дух бродяжий, ты все реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст —
О, моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств!

Я теперь скупее стал в желаньях.
Жизнь моя, иль ты приснилась мне,
Словно я весенней, гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.

Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь —
Будь же ты во-век благословенно,
Что пришло процвесть и умереть!

Серге́й Анто́нович Клычко́в (деревенское прозвище семьи, использовавшееся иногда как псевдоним, — Лешенков; 1 (13) июля 1889, Дубровки, Тверская губерния — 8 октября 1937) — русский и советский поэт, прозаик и переводчик.
Сергей Александрович Есе́нин (21 сентября [3 октября] 1895, село Константиново, Рязанская губерния — 28 декабря 1925, Ленинград[1]) — русский поэт, представитель новокрестьянской поэзии, а в более позднем периоде творчества и имажинизма.
С первых поэтических сборников («Радуница», 1916; «Сельский часослов», 1918) выступил как тонкий лирик, мастер глубоко психологизированного пейзажа, певец крестьянской Руси, знаток народного языка и народной души. В 1919—1923 гг. входил в группу имажинистов. Трагическое мироощущение, душевное смятение выражены в циклах «Кобыльи корабли» (1920), «Москва кабацкая» (1924), поэме «Чёрный человек» (1925). В поэме «Баллада о двадцати шести» (1924), посвящённой бакинским комиссарам, сборнике «Русь Советская» (1925), поэме «Анна Снегина» (1925) Есенин стремился постигнуть «коммуной вздыбленную Русь», хотя продолжал чувствовать себя поэтом «Руси уходящей», «золотой бревенчатой избы». Драматическая поэма «Пугачёв» (1921).

Источник статьи: http://teatr.audio/esenin-sergey-ne-zhaleyu-ne-zovu-ne-plachu

Есенин Сергей — Не жалею, не зову, не плачу. .

С. Есенин.

Не жалею, не зову, не плачу.
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охвачен,
Я не буду больше молодым.

Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И в страну березового ситца
Не заманишь шляться босиком.

Дух бродяжий, ты все реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст —
О, моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств!

Я теперь скупее стал в желаньях.
Жизнь моя, иль ты приснилась мне,
Словно я весенней, гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.

Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь —
Будь же ты во-век благословенно,
Что пришло процвесть и умереть!

читает Р. Клейнер

Серге́й Анто́нович Клычко́в (деревенское прозвище семьи, использовавшееся иногда как псевдоним, — Лешенков; 1 (13) июля 1889, Дубровки, Тверская губерния — 8 октября 1937) — русский и советский поэт, прозаик и переводчик.

Есенин Сергей Александрович (1895-1925)
Родился Есенин в крестьянской семье. С 1904 по 1912 год учился в Константиновском земском училище и в Спас — Клепиковской школе. За это время им было написано более 30 стихотворений, составлен рукописный сборник “Больные думы” (1912), который он пытался опубликовать в Рязани. Русская деревня, природа средней полосы России, устное народное творчество, а главное — русская классическая литература оказали сильное влияние на формирование юного поэта, направляли его природный талант. Сам Есенин в разное время называл разные источники, питавшие его творчество: песни, частушки, сказки, духовные стихи, “Слово о полку Игореве”, поэзию Лермонтова, Кольцова, Никитина и Надсона. Позднее на него оказывали влияние Блок, Клюев, Белый, Гоголь, Пушкин.
Из писем Есенина 1911 — 1913 годов вырисовывается сложная жизнь поэта. Все это нашло отражение в поэтическом мире его лирики 1910 — 1913 годов, когда им было написано более 60 стихотворений и поэм. Наиболее значительные произведения Есенина, принесшие ему славу одного из лучших поэтов, созданы в 1920 — е годы.
Как всякий великий поэт, Есенин не бездумный певец своих чувств и переживаний, а поэт — философ. Как всякая поэзия, его лирика философична. Философская лирика — это стихи, в которых поэт говорит о вечных проблемах человеческого бытия, ведет поэтический диалог с человеком, природой, землей, Вселенной. Примером полного взаимопроникновения природы и человека может служить стихотворение “Зеленая прическа” (1918). Одно развивается в двух планах: березка — девушка. Читатель так и не узнает, о ком это стихотворение — о березке или о девушке. Потому что человек здесь уподоблен дереву — красавице русского леса, а она — человеку. Березка в русской поэзии — символ красоты, стройности, юности; она светла и целомудренна.
Поэзией природы, мифологией древних славян проникнуты такие стихотворения 1918 года, как “Серебристая дорога. ”, “Песни, песни о чем вы кричите?”, “Я покинул родимый дом. ”, “Закружилась листва золотая. ” и т.д.
Поэзия Есенина последних, самых трагичных лет (1922 — 1925) отмечена стремлением к гармоническому мироощущению. Чаще всего в лирике ощущается глубокое осмысление себя и Вселенной (“Не жалею, не зову, не плачу. ”, “Отговорила роща золотая. ”, “Мы теперь уходим понемного. ” и др.)
Поэма ценностей в поэзии Есенина едина и неделима; в ней все взаимосвязано, все образует единую картину “родины любимой” во всем многообразии ее оттенков. Это и является высшим идеалом поэта.
Уйдя из жизни в 30 лет, Есенин оставил нам чудесное поэтическое наследство, и пока живет земля, Есенину — поэту суждено жить с нами и “воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким “Русь”.

Источник статьи: http://teatr.audio/esenin-sergey-ne-zhaleyu-ne-zovu-ne-plachu_4

Не жалею, не зову, не плачу

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Ты теперь не так уж будешь биться,

Дух бродяжий! ты все реже, реже

Буйство глаз и половодье чувств.

Я теперь скупее стал в желаньях,

Жизнь моя! иль ты приснилась мне?

Словно я весенней гулкой ранью

Все мы, все мы в этом мире тленны,

Тихо льется с кленов листьев медь.

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть.

Конечно, это стихотворение можно было и не подписывать, его автора и так все знают. Но не будем нарушать правила «Дзена», а то снова влетим в бан.

Давайте лучше еще раз перечитаем эти строчки и еще раз задумаемся над ними. Может быть, мы что-то раньше не замечали?

Читайте также:  Колонную яблоню ее обрезка

«Не жалею, не зову, не плачу» — это уже почти крылатое выражение. Когда уже все равно. Но стоит заметить, что это не то позитивное равнодушие типа «Ни о чем не жалею» (вспомним Эдит Пиаф и ее «Non, je ne regrette rian»). У Есенина равнодушие смиренное — он принял конечность жизни, подвел итоги, благославляет на прощание. А ведь поэту было только 27 лет. Правда, его жизнь не назовешь заурядной и скучной. Впрочем, хорошо это или плохо — отдельный вопрос. Да и смерть поэта породила множество вопросов.

Документальный фильм о Есенине и о настощей причине его смерти:

Особое эстетическое удовольствие доставляют так тонко и чувственно подобранные слова. «Пройдет, как с белых яблонь дым» — так и представляешь яблони в цвету, которые действительно как будто в дымке.

Есенин очень чутко подмечал красоту природы. «Березовый ситец» — это не ткань из берез:) Вспомните дорогу вдоль березовой рощи, особенно, когда не пешком — и все стволы смешиваются в одно рябоватое полотно — белый ситец. А кленовые листья осенью — они чуть ли не прямо на глазах меняют оттенки от желтого до бурого — с них действительно «льется медь».

В описании природы мы можем найти тот эмоциональный отклик, который переживал сам поэт почти сто лет назад. И это удивительно.

А какое стихотворение Сергея Есенина нравится вам? И почему? Пишите в комментариях!

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/luchshie_stihi/ne-jaleiu-ne-zovu-ne-plachu-5c66664ea4b16500aec90a7c

💖 Не жалею, не зову, не плачу

Сложным выдался у Есенина 1922 год, когда написано стихотворение. Время близости с Дункан, год расставания с прежними мечтами романтика, который увидел свою ненужность и невозможность вернуться в воду романтических идеалов. «Не жалею, не зову, не плачу» пишется на фоне этих событий и попытки поэта найти себя.

Некоторые строки стихотворения наполнены грустью, но просты и понятны, например:

Факт медицинский, вряд ли он сильно печалит Сергея.

Другие задают много вопросов, например:

Я теперь скупее стал в желаньях.

Свой путь поэта

Есенин никогда не был полным рабом желания, не стоит надевать цепи рабства на женщин и алкоголь – при желании он легко расставался с первыми и дистанцировался от второго. Что же подразумевается над «скупость»? Возможно, Сергей указывает этим на растворение былых идеалов – нет понимания в массах, как тогда любили говорить строители нового государства – есть проблески искренней любви на фоне пренебрежения остальных.

Есенин говорит в стихах об утраченной свежести. Тут можно подразумевать сложность, с которой пишутся стихи. Раньше каждое стихотворение было взглядом вперёд, сейчас каждое второе – это исповедь, взгляд назад или сожаление о несбывшихся мечтах? А оборачиваясь горизонта не увидеть.

В последних строках проклёвывается позитив:

Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.

Благословение

В укор не благословляют, поэт ещё верил в глубине души в светлое будущее, в возможность достижения творческих целей и возвращения свежести чувств.

Скоро поездка в Америку, не за горами расставание с Дункан, новая попутка найти себе и очередное падение. «Чёрный человек» уже идёт навстречу, но до занавеса жизни более 3 лет, есть возможность звать, жалеть, плакать, жить, любить и писать.

Анализ в двух словах

Стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу» Сергей Александрович написал ещё в 21 году, хотя свет оно увидело годом позже, что ценности его не уменьшает. В теме строк Есенин говорит о краткости (тенности) жизни человека и вспоминает о своей молодости.

По композиции стих можно разделить на две части, завершая последнюю определением, что всё в этом мире тленно. Катрены связаны в единое целое, последующий продолжает предыдущий, что делает стихотворение цельным.

Жанр произведения элегия, написанная в размере пятистопного хорея и имеющая перекрёстную рифмы. Средства выразительности сравнения (всё пройдёт, как с белых яблонь дым и пр.) и эпитеты (я скупее, утраченная свежесть).

Текст

Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.

Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна березового ситца
Не заманит шляться босиком.

Дух бродяжий! ты все реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст
О моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств.

Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя? иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.

Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь.
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.

Песня на стихи

Источник статьи: http://stihirus24.ru/izbrannye-i-redkie-stikhi-sergeya-esenina/148-ne-zhaleyu-ne-zovu-ne-plachu.html

Анализ стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу» Есенина

Меню статьи:

Текст стихотворения

Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.

Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна березового ситца
Не заманит шляться босиком.

Дух бродяжий! ты все реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст.
О моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств.

Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя! иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.

Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь…
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.

История

В начале 1920 годов в творчестве С.А. Есенина появляются первые размышления о смысле жизни. Он анализирует свою юность, растраченную впустую. Он растратил много сил на мимолетные увлечения, отчего чувствовал себя усталым и избитым жизнью. Он прожил только четверть века, но уже ощутил увядание, грусть и тяжесть прожитых лет. Его жизнь была бурной также, как и время в России в начале XX века.

Во время первой мировой войны Есенин работал в Царскосельском военно-санитарном поезде, где видел много смертей и осознал, как тесно жизнь человека граничит со смертью, как много молодых уходят из жизни, не дожив и до его возраста.

В 1921 году, когда поэт написал стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу» он пережил неудачный брак с З. Райх ( с 1917 по 1919 или 1920 год). Его отношения с новой властью нельзя было назвать гладкими, хотя признание его таланта было неоспоримо.

Произведение Сергея Есенина «Мы теперь уходим понемногу…» можно назвать метафорой неотвратимости конца. Предлагаем читателям ознакомиться с его описанием

В стране отвергали Творца и Его законы, и поэт не остался в стороне от общего направления. Как пользователь, отвергающий советы инструкции к применению от создателя, поэт слишком рано и не осмысленно израсходовал свой жизненный ресурс, поэтому в свои двадцать шесть ощущал себя угасающим и стареющим.

Читайте также:  Рак ствола плодового дерева

Стих был опубликован в 1922 году в журнале «Красная нива».

Поэт говорил, что признание стихотворения в равной степени может относиться к лирическому вступлению Н.В. Гоголя к шестой главе
«…что пробудило бы в прежние годы живое движенье в лице, смех и немолчные речи, то скользит теперь мимо, и безучастное молчание хранят мои неподвижные уста. О, моя юность! о моя свежесть!».
Также в стихотворении заметны ноты грусти из стихотворения А.С. Пушкина «Осень» «Люблю я пышное природы увяданье»

В эти годы С.А. Есенин на одном из выступлений отметил свою авторскую позицию:

«…Только памятуя о смерти, поэт может особенно остро чувствовать жизнь».

Все перечисленные факты объясняют главную позицию автора в стихотворении «Не жалею, не зову, не плачу» и дают нам понимание, почему в свои молодые годы он ощущал себя достаточно взрослым и зрелым мужчиной и так воспринимал жизнь.

Разочарование в жизни вылилось в то, что, в последние годы жизни поэт много пил.

Тема стиха

Тема стихотворения – грустные размышления о быстротечности жизни и смиренное принятие своей судьбы, какой бы она ни была. В свои 26 лет поэт ощущает угасание и тоску об утраченной свежести и прошедшей юности. Стихотворение наполнено грустью и мыслями об увядании.

Молодость ушла навсегда, но поэт понимает, что он «проскакал на розовом коне» и слишком торопился жить. Большая часть деталей проскользнула мимо, не оставив следа.

Сердце охладевает и не будет так горячо биться от событий, с которыми он будет встречаться в жизни. И не потому, что автор не ждет доброго в своем будущем, а от того, что он сам израсходовал свой потенциал, «скупее стал в желаньях», «утратил свежесть».

Есенин очень торопился жить, испробовать все. Он «скакал на розовом коне», хватая только бурные удовольствия, не терпя ограничений.

«Мне осталась одна забава…» – чувственный, грустный, очень личный стих Сергея Есенина. Предлагаем читателям «ознакомиться с его описанием

Но и то, что видел поэт вокруг, неслось по жизни с этой же огромной скоростью, ломая все на всем пути. Революция, гражданская война, погубившая тысячи жизней, боль и страдания умирающих. Люди с наганами, насаждающие новые правила и новую власть расправлялись со всеми, кто не был с ними согласен.

В свои 26 лет Есенин видел то, что многие не видят, прожив и до 90 лет. В то время, когда для многих жизнь только начинается, поэт ощущает «утраченную свежесть» и растраченную жизнь.

Большой талант поэта дает возможность показать красоту даже в этой грусти, потерянности и преждевременном угасании, но насколько больше он смог бы дать людям, если бы не потратил свой жизненный ресурс так рано. И все же поэт благословляет свою жизнь и предстоящую смерть.

Образы и символы

В стихотворении Есенина ясно просматриваются образы природы и человеческой жизни: расцвет, жизнь с ее устремлениями и ожиданиями, увядание и смерть.
Грусть поэта не в том, что жизнь когда-то закончится, он грустит о том, что пролетел над своей жизнью слишком быстро.

Образ «Пегаса» всегда рассматривался как вдохновение, творчество. В стихотворении Есенина он дает образ розового коня – творческой мечты. Розовая мечта всегда ассоциировалась с нереальностью, юношеской или детской мечтательностью. Есенин говорит о розовом коне, сравнивая свою поэзию с розовой мечтой.

В конце стихотворения поэт обращается к смерти, но не остается, «не увязает» в этой тяжелой теме. Лишь слегка касаясь ее, поэт благословляет все временное, что украшает жизнь людей, чему суждено цвести и умирать. Он дарит этому временному вечное благословение.

«…Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть».

Композиция

Стихотворение делится на две части. В первой части автор рассказывает о юности, и посредством отрицания сообщает о том, что принимает все, что было в его жизни

Мимолетность событий и самой жизни поэт изображает даже не цветом яблони, он сравнивает ее с дымом, который исчезает, не оставляя следа. Увядание – не только грусть, но и драгоценность, ведь автор сравнивает его с золотом. Осенний холод бывает и на сердце, когда оно уже не отзывается живо на события жизни и не подталкивает снять защиты с души, а с ног – обувь, чтобы ощутить прикосновение жизни, касание травы.

Напоминание о весне мы видим также в словах «дух бродяжий» и в упоминании о «буйстве глаз» «половодье чувств». В этом катрене поэт раскрывает весну жизни и природы такой, какой он ее помнит.

Но приходит усталость, когда поэт становится «скупее в желаньях» и лишь следит взглядом за пролетевшей жизнью.

Подобный взгляд обычно встречается у тяжелобольных людей и у стариков. Но поэту лишь 26 лет… Он не сообщает о внешних причинах, которые дали толчок к написанию стихотворения, но смотрит на конец и смерть, словно подводя итог всей своей жизни.

В основе стихотворения антитеза, записанная в пяти катренах. Прошлое противопоставляется настоящему, а настоящее – будущему. Тема раскрывается последовательно, от катрена катрену, и кульминация всех рассуждений звучит в словах:

«Жизнь моя, иль ты приснилась мне?»

Последний катрен подводит итог и выделяет философскую часть стихотворения, подчеркивает ее важность и значимость. Поэт благословляет свою жизнь и все, что ее украсило.

Главный герой

Стихотворение написано как исповедь – грустный рассказ главного лирического героя о своей жизни. Он начинает с трех отрицаний негатива: «Не жалею, не зову, не плачу».

Лирический герой прощается с юностью, с бурными желаниями и стремлениями. Словами «Буйство глаз и половодье чувств» лирический герой показывает, что не сдерживал и не контролировал в юности ни того, ни другого.

В произведении не говорится о причине подобной расточительности: юношу не научили или он сам отказался направлять, ограничивать и воспитывать свою творческую энергию, чтобы ее хватило на долгую и плодотворную жизнь. Поэт только констатирует факт – расплескав все, ему приходится только грустить об утраченном. Ведь словно после взрыва плотины, сила его внутренней энергии разрушила всю его жизнь, и в нем не осталось сил для жизни и творчества. Теперь великий талант, подаренный природой, преподносит только прощальные цветы его потерянной жизни.

Поэт успокаивает себя мыслью, что все люди на земле тленны. Но его талант мог подарить миру намного больше, если бы поэт умел направлять свою энергию, не расплескав ее, а приумножив, и если бы эта «тленность» пришла к нему в восемьдесят или девяносто лет.

Лирический герой говорит о настоящем в негативных оттенках, и говорит о смерти. Если раньше он не задумывался о конце, то сейчас понимает, что ни слава, ни талант не могут изменить того, что все когда-то закончится. Но в конце герой приходит к покою и примиряется с судьбой. Подобная аллегория характерна для представителей русской литературы.

Читайте также:  Тема притчи щедрая яблоня

В творчестве Есенина нередко встречаются темы жизни и смерти, прощание с молодостью, странника, находящегося в пути.

Основная идея стиха

Основная идея стиха – прощание с юностью и свежестью, рассказ о том, что грело душу прежде, а теперь прошло. На смену доверчивой и романтически-мечтательной юности приходит зрелость, размеренность и некоторая усталость.
Поэт сообщает, что для него все изменилось, даже стихи рождаются реже:

«…Дух бродяжий! ты все реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст…».

Ему не так часто, как в юности хочется обжигать слух слушателей пламенными стихами. Он уже не готов по зову весны бродить босиком по траве. Образ босых ног олицетворяет желание снять защиту души ради того, чтобы ярче ощутить жизнь. Поэт сообщает, что теперь его не так просто убедить раскрыть душу. Душа охладела, «сердце тронуто холодком».

Грусть прощания с прошлым сквозит во всем произведении, но поэт не бунтует, не пытается вернуть время вспять. Он благословляет жизнь и смерть.

Жанр стихотворения – элегия. Размер – пятистопный хорей, перекрестная рифмовка АВАВ.

Поэт размышляет над вечными философскими вопросами о жизни и смерти. Несмотря на то, что автор сообщает, что ни о чем не жалеет, все же на протяжении всего стихотворения преобладают грустные ноты. Поэт воспевает прошлое, к которому нет возврата. В начале и в конце стиха автор показывает положительный настрой. В начале он делает это через отрицание негатива, а заканчивает стих благословением всего, что приходит в этот мир, чтобы украсить его и умереть.

Встречается как мужская, так и женская рифма.

Особая музыкальность произведения достигается необычной строфикой и размером. Используется ассонанс – прием звукозаписи, в котором перепеваются звук «э» для передачи мягкости, монотонности, певучести. Также употребляется аллитерация (повторение звуков л,м,н)

Выразительные средства

В глубоко философском стихотворении содержится много выразительных средств:
В самом начале поэт употребляет отрицание: «Не жалею, не зову, не плачу». Через отрицание негативных проявлений чувств, лирический герой открывает нам свои эмоции.

Также мы видим в стихе эпитеты: «утраченная свежесть», «тленны», «я скупее», которые подчеркивают грустное настроение поэта.

Эпитет «розовый» подчеркивает радость и романтизм юности, освещенной солнцем, прекрасными мечтами и светлыми желаниями. Но юность минула, пришел «холодок» разочарований и цвет сменился на «медь» увядания и угасания.

В прекрасном стихе Есенина мы также видим антитезу – цветущие весенние яблони, как образ юности, полной сил и ожиданий, противопоставляются золотому увяданию осени – разочарованию и угасанию взрослой жизни, не получившей от жизни ожидаемого и угасанию старости.

Автор применяет очень красивые, необычные и трогательные метафоры: «с белых яблонь дым», «страна березового ситца» «Сердце, тронутое холодком», «увяданья золотом охваченный», «Дух бродяжий», «пламень уст». Очень необычно звучит метафора «буйство глаз и половодье чувств».

Сравнение: «все пройдет, как с белых яблонь дым» стало афоризмом. Беспечную, наполненную свежими силами молодость автор сравнивает с «розовым конем».

Образ коня также ассоциируется с Пегасом – символом творчества. Поэт говорит о свободной силе его таланта, раскрывшегося в юности.
Угасание жизни поэт раскрывает удивительной по красоте лексической конструкцией: «Тихо льется с кленов листьев медь…»

Также в стихотворении мы видим аллитерацию: «Дух бродяжий! ты все реже, реже расшевеливаешь пламень уст», инверсию: «С белых яблонь дым», риторический вопрос: «Жизнь моя, иль ты приснилась мне?».

Стих «Не жалею, не зову, не плачу» – один из философских лирических стихотворений. Некоторые слышат в нем намек на мысли о самоубийстве, которое поэт совершил через четыре года.

Особенности стиха

Стихотворение по структуре является монологом, похожим на исповедь. Автор делится своими переживаниями с невидимым собеседником. Он рискует открыть душу читателю, надеясь найти отклик у собеседника. Именно поэтому это произведение находит путь ко многим сердцам – от сердца к сердцу.

Мы видим в нем обилие чувств, горьких замечаний, воспоминаний об ускользающем прекрасном прошлом. Лирическая философия стиха может смягчить самое черствое сердце. Именно эта доверительная интонация, открытость, простота и красота слога находит отклик у многих читателей и заставляет задуматься их о своей жизни.

Герой замечает, что в его остывающем сердце все меньше желаний и мало что теперь его трогает и от этого ему кажется, что горячая страстная юность ему просто приснилась.

Есенин, прослывший в свое время пьяницей и дебоширом, многое испытал в юном возрасте. В этом стихотворении сквозит раскаяние и сожаление о многих событиях его жизни, о том, что упущено и что невозможно вернуть. Он гнался за мимолетными ощущениями, торопился жить, словно потом сможет вернуть все назад и прожить еще раз, более основательно и полно. Но пришло время осознать, что все прожитое уже прошло, изменить или исправить ничего нельзя, и поэт это понимает. Сожалея о прошлом, автор признает, что все в этом мире тленно и время все расставит по местам.

Несмотря на ошибки прошлого, Сергей Есенин чувствует красоту слов. Его талант создает прекрасную картину из слов, которые звучат как музыка, превращая раскаяние и сожаление о потерянной юности в реальное произведение искусства.

Это прекрасное стихотворение положено на музыку, и его пели и поют тысячи людей. Его можно по праву считать одним из лучших произведений поэта.

Отзывы критиков

Прекрасное произведение Есенина «Не жалею, не зову, не плачу» положено на музыку. Песню поют и пели тысячи людей. Удивительная мелодичность и печальная красота стиха не оставляет слушателей равнодушными

Жена поэта С.А. Толстая – Есенина свидетельствует: «Есенин рассказывал…что это стихотворение было написано под влиянием одного из лирических отступлений в «Мертвых душах» Гоголя. Иногда полушутя прибавлял: «Вот меня хвалят за эти стихи, а не знают, что это не я, а Гоголь….».

С.А. Толстая – Есенина

«В мире музыки (….) пользуются термином «по мотивам». Так вот, Есенин, откликнувшись Гоголю душой, подхватил его мотив и на это создал свое, совершенно оригинальное стихотворение»

А. Михайлов (критик)

Многие критики отмечают удивительную музыкальность слога: и действительно строки будто льются, подобно нежной песне
– Сергей Есенин занимает свое уникальное место на литературном Олимпе. Он неповторим. Удивительно искренний, душевный, лиричный. Хорошо, что его Слово было, есть и будет жить…

С интернет ресурса https://www.labirint.ru/reviews/goods/364637/

Если Пушкин – России первая любовь, то Есенин ее последняя горькая страсть… Стихи Есенина твердят наизусть и поют под гитару даже те, кто вообще-то стихов не читает, потому что Есенин – не просто изумительный лирик, художник уникального, феноменального дара, он – певчая душа России, ее вешняя радость и вечная боль.

Источник статьи: http://r-book.club/russian-classics/sergej-esenin/ne-zhaleyu-ne-zovu-ne-plachu.html

Оцените статью