Все об архитектуре российских садов

История садово-паркового искусства в России

Ландшафтная архитектура и садово-парковое искусство зародились очень давно. Однако, как наука, сформировалась она относительно недавно. В статье «История садово-паркового искусства в России» можно проследить, как ландшафтная архитектура зарождалась и формировалась на Руси.

Садово-парковое искусство древней Руси

Садово-парковое искусство древней Руси

Древняя Русь располагалась в Восточной Европе. Уклад жизни отличался от западного. Структура расселения была другая. Если на Западе скученные и крупные города соседствовали с крепостями феодалов и деревнями, то на древней Руси большими объектами являлись одни лишь города. Замки заменялись усадьбами, которые окружали поля для выращивания сельскохозяйственных культур. Кроме городов, крупными центрами считались некоторые знаменитые монастыри.

Для Руси характерно то, что города занимали большую площадь, чем на Западе. Существовало активное взаимоотношение города с природой. Сад был неотъемлемой частью города наравне с церквями.

О садах 10-14 века известно мало. Планы не дожили до наших дней, если вообще проектировались. Кое-что известно по летописям и позднейшим аналогам. Из уцелевших сведений известно, что собственными садами обладали монастыри и соборы. Они сочетали в себе две функции: хозяйственную и декоративную. Сады располагались во внутренних дворах монастырей и могли занимать до 30% территории. Обязательно выращивались плодово-ягодные деревья, разбивались огороды и пруды.

Сады так же были в усадьбах дворян и князей. Из летописей известно, что в 12 веке такой садик был у Юрия Долгорукого в Киеве, а также в усадьбе Андрея Боголюбского под Владимиром.

Сады Руси и Западной Европы все-таки имели общие черты. Во-первых, наличие и развитие монастырских садов. Во-вторых, создание частных садиков и парков при усадьбах или замках. Но на Западе паркам отводили строго определенную территорию, то на Руси сады были частью градостроительства.

Садово-парковое искусство на Руси

Характерные элементы русского сада до 1672 года:

  • совокупность прагматичных и художественных функций;
  • наличие регулярных деталей и их свободное расположение в планировке;
  • отсутствие единства как в ансамблях и осевого решения в плане;
  • широкое распространение рощ из искусственно посаженных растений;
  • использование потешных зданий;
  • окружение сада высокими расписными стенами;
  • устройство «висячих» садов в кремлях и монастырях.

Развиваться садово-парковое искусство начало в Москве. Самыми известными кремлевскими садами считаются Верхний и Нижний «висячие», или, как их еще называли, «красные», набережные сады. Они были расположены на сводах хозяйственных помещений на высоте второго этажа и примыкали к жилым помещениям.

Читайте также:  Вся техника плодовых садов

Загородные усадьбы и сады до середины 17 века выполняли прагматичную функцию. Они не рассматривались как парадные резиденции или загородные усадьбы. Например, сад у Потешных палат.

Монастырские сады соединяли в себе три функции: хозяйственная, парадная и общественная. Кроме плодовых и овощных культур в монастырях выращивали лекарственные и декоративные травы и растения.

Садово-парковое искусство петровской эпохи

Большое влияние на развитие ландшафтной архитектуры в России оказала Франция. В начале 18 века был построен Петергоф. Было удачно выбрано место близ моря и с выходом на побережье. Резервуары были спроектированы так, что петергофские фонтаны работали и работают круглосуточно в течении теплого сезона. Кроме дворца там построены малые дворцы, чайные домики и банный комплекс.

На протяжении всего 18 века в Санкт-Петербурге выполнялись работы по обустройству загородных усадеб и дворцов. К ним прилегали такие садово-парковые комплексы, как Стрельна, Ориенбаум, Царское Село. Они создают облик Санкт-Петербурга как прекрасной европейской столицы. В это же время создаются крупные подмосковные ансамбли, такие как Останкино и Архангельское.

Но после смерти Петра Великого и завершения его эпохи начинается отход от канонов регулярного стиля. Гатчина, Павловский парк, Царицыно создаются в смешанном стиле с частичным включением природных ландшафтов в садово-парковые комплексы.

План дворцово-паркового комплекса Петергоф

Петергоф

Петергоф

Царицыно

Садово-парковое искусство в эпоху Возрождения и Барокко

Для этого этапа характерно распространение садов при городских усадьбах. Они имели следующие особенности:

  • отделение терема от улицы при помощи парадного двора – курдонера;
  • формирование сада за теремом с выходом на реку или озеро.

К концу 18 века закончил свое формирование тип русской усадьбы. Ее центром стал дом с хозяйственными сооружениями, огородами и плодово-ягодным садиком. Сад при усадьбе начинал регулярный партер, который примыкал к главному зданию. Потом он переходил в пейзажный парк на английский манер.

Получается, что в эпоху Возрождения, что свойственно для него, происходило возвращение к античности. Ее каноны проявились и в садово-парковом искусстве. Практическая функция сменилась художественной. Теперь сады были нужны для отдыха и созидания, а не только лишь для пищи.

Главными элементами природного комплекса города в эпоху Возрождения становятся сады и парки дворцов. Они могли занимать территорию в сотни и тысячи гектар. Активно ведется освоение пригородных и окраинных земель. Там создаются новые садово-парковые комплексы.

Развивается наука и появляется потребность в ботанических садах и садах при различных учебных учреждениях. Доступные для всех граждан зеленые насаждения на территории города представлены бульварами, аллеями и парками. Большее количество элементов садово-паркового искусства создается в регулярном стиле.

Садово-парковое искусство классицизма

В 18 веке развиваются торговые отношения с такими странами, как Китай и Япония. Европейцы знакомятся с культурой этих стран и заимствуют некоторые элементы. Это произошло и в ландшафтной архитектуре. Начинается проникновение пейзажного стиля.

Читайте также:  Sum music ук ботанический сад

Социальная и экономическая ситуация была следующая: быстро росли промышленные производство, города стихийно разрастались, ухудшили гигиенические и санитарные условия в городах. Все это поспособствовало развитию и созданию новых деталей природных городских комплексов.

Геометрическая форма парков и садов отвергалась. Это стало еще одним толчком к развитию пейзажного стиля в ландшафтной архитектуре.

Появляются городские парки, предназначенные для отдыха простых жителей городов. Например, Гайд-парк. Он имеет площадь в 160 га. По сторонам парк окружают жилые дома.

Гайд-парк

Самым популярным общественным парком считается Центральный парк, который находится в Нью-Йорке. Он сохраняет природу нетронутой на территории в 300 гектар. Используется пейзажная стилевая планировка. Сохраняется природный рельеф, организуется его показ с наиболее выгодных точек. Центром композиции становится водоем. Пространство собрано из древесно-кустарниковых массивов группами в сочетании с полянками.

Центральный парк в Нью-Йорке

Начинается общее благоустройство во всех крупных европейских городах. Улицы становятся шире, речные акватории очищаются, создаются зеленые площади.

Кроме общественных парков в начале 20 века создаются первые лесопарки. Их цель — создать условия для отдыха людей, которые не могут выезжать на курорты. Также создаются национальные парки и заповедники. На их территории сохраняются естественные ландшафты и проводятся наблюдения за жизнью животных.

Ландшафтный сад Прайор Парк

Садово-парковое искусство Советского периода

Из-за того, что города быстро выросли в 20 веке, природы была вытеснена из городов. Но сохранилось осознание важности наличия природной среды для здоровья и благополучия горожан.

Парки начинают делиться по функциям: детские, культурные, спортивные. Начинается развитие зеленых насаждений в дворовых территориях. Выполняются попытки комплексно развить зеленые насаждения в городах.

Источник

Русский сад: ландшафтный дизайн, архитектура и особенности

Русский сад — это оформленное пространство, в котором сочетается практичность, красота, где непринуждённая и естественная обстановка зимой и летом. Воображение рисует аллею, ведущую к усадьбе, яблони, берёзки… Это — летняя кухня в окружении малины, смородины, крыжовника. Терасса в запахах сирени, увитая вьюном. Хаотично высаженные вдоль дорожки ноготки, настурция, ромашки, астры.

Русский сад: каковы стилистические особенности?

Деловой подход

От строгого классицизма и чопорности ампира данный ландшафт отличается тем, что человек чувствует себя в нём раскрепощённо и раскованно. Практицизм в сочетании с очарованием — цветущие клумбы рядом с огородом, причём последний — любых размеров: от большого до маленького. Такое соседство и есть главное несходство с другими садиками и парками.

Подлинность

Этот пейзаж — не «казарменный порядок», когда «чайки летают строем», а легкая «растрепанность» и «непричесанность». Сохраняется впечатление обжитого места, в отличие чётко распланированных голландских или немецких. Эффект небольшой запущенности — иллюзия, которую сформировать даже сложнее, чем «прилизанность» с обилием экзотики. Такая роскошь, когда «всё растёт само», возможна только при тщательно продуманной композиции и опыте. Вместо газонов — лужок с мятой и чабрецом.

Читайте также:  Барский сад питомник данковский район

Практичность и очарование русского сада

Характерные приметы заключены в простоте, чистоте и совместимости. Всякая «необычность» с замысловатыми структурами вкупе, фонтанами разных силуэтов и уровней, причудливыми камнями — для других видов и стилей. Хотя, эклектика присутствует. Первостепенную позицию занимает продуманность расположения растений, деревьев, цветов и других элементов.

Садовые строения

Следующим показателем называют достаточное количество деревянных сооружений, т.е. малых архитектурных форм: лавочек, скамеек, беседок, навесов, качелей.

Русский сад: деревянные постройки и ромашки

Чтобы выполнять функцию и быть элементом ландшафтного дизайна, размещаются там, где необходимо, а не хаотично, как вздумается.

Имеет значение и окружающая местность, которая продолжается за оградой. Резкое несоответствие расширяющегося ландшафта способно разрушить объём и явиться причиной напряжённости и насилия над естеством.

Лучшая планировка та, что стирает границы, сотворяет уют и притягательность на выбранной делянке, как проникновение тенденции природного своеобразия.

Ландшафтный дизайн и архитектура

Русский дизайн предполагает не столько эстетическое оформление, сколько функциональное. Это выражается в целевом назначении и удобстве.

Посадки

Высаженные группами вишни, груши, яблони, сливы преображают пространство для людей. А дети-счастливчики, которые растут в таком волшебном саду, понимают устройство мира и становятся гармоничными. На полянах, находящихся в середине каждой группы, увеличивается энергетическая составляющая, что помогает обрести счастье и осуществить мечты.

Знающие символику, насаждения формируют как очертания символов, рун или слов. В уютных закутках, образованных знаками, комфортно размышлять на вечные темы.

Процессы усиливаются, если труд по благоустройству бескорыстный, не для собственного блага, а во имя красоты Земли-матушки, Рода, народа. Широкая душа предков обнимала не только личный надел.

И малина тогда зреет более сладкая, смородина обретает восстанавливающие свойства, вишни оздоравливают, а яблоки омолаживают.

Советы

Разделите участок на функциональные зоны: огород, палисадник, хозяйственная часть, сад. На территории возле дома разбейте клумбы, поставьте лавочки.

Никаких искусственных материалов для оформления, никаких пластмассовых бабочек, цветочков. Не забывайте о многолетних цветах: флоксах, люпинах, аконитах, турецкой гвоздики, садовой ромашке и колокольчиках.

Мощёные тротуарной плиткой тропы исключены. Все максимально натурально: либо грунтовая тропинка, либо засыпанная корой или каменной крошкой.

Засейте водяную мяту, бедренец и чабрец вместе с газонными травами. Когда ходишь по такой траве, воздух наполняется потрясающими ароматами.

Суметь организовать объёмную пространственную среду для жизни и деятельности личности, семьи, поселения, города — это искусство, которое есть зодчество. Ему можно и нужно научиться, чтобы творить согласованность на земле.

Чтобы не потерять, заберите статью к себе на сену в соцсетях

Источник

Оцените статью