Как разбудить в себе шестое чувство, или Об эстетике японских садов
А вы знаете, что входить в любой японский сад нужно исключительно с правой ноги и никак по-другому, а выходить с левой? Иначе не просветлитесь, и не достигните «мусин» — состояния ощущения себя здесь и сейчас. И все ваши усилия по созерцанию пойдут прахом и всё надо будет начинать заново. А ведь это самое «здесь и сейчас» — главная задача для каждого участка суши, именуемого себя Японский сад, даже если это 3 крохотных икебаны у вас на подоконнике.
Японский сад — это не место для всяких легкомысленных пикников или фривольных свиданий. Для этого идите гулять во французские сады. В японский сад приходят преисполниться осознанности. Здесь всё подчинено строгим законом, даже рыбки не плавают просто так. Только по правилам. И посетители должны следовать строгим правилам, например, никогда не искать прямых путей, ибо прямыми дорогами ходят только злые духи. Нельзя громко выражать свои восторги (а они однозначно будут), нельзя жевать шаурму, нельзя бегать, да очень много чего нельзя.
Тогда зачем туда вообще идти, если правил садового этикета больше, чем при испанском королевском дворе? Может ну его, это состояние «мусин»? Сюда идут за атмосферой, ведь именно создание спокойной ауры — главная задача японского садовника. И он не просто работник граблей и тяпки, он ХУДОЖНИК. Ибо начиная с 13 века, когда в Японию проник буддизм, садоводство в Стране восходящего солнца становится одновременно высоким искусством, философией и мировоззрением. И создание сада, и его посещение — это своеобразная медитация.
И вот я лично на себе проверила, каково это погрузиться в состояние «мусин» в Японском саду «Шесть чувств» на территории отельного комплекса Mriya Resort & Spa.
Попала я в это чудесное место в пасмурный январский день, но это было только плюсом, так гораздо полнее ощущались те шесть чувств, которые и были указаны в названии. Хотя лучше я начну с самого начала.
Как сюда попасть без собственного авто: — такси из Ялты; — маршрутный автобус № 128 из той же Ялты, остановка «Зори России». Билеты в сад можно купить на ресепшен (1300 рублей), но гораздо выгоднее и удобнее покупать их онлайн вот здесь (1000 рублей). Всё очень комфортно и разумно организовано, можно бродить самостоятельно, можно в составе групповой экскурсии. Кофе с булочками на территории сада не найти, это печаль, но можно заказать чайную церемонию, урок йоги, сеанс медитации, СПА в открытом горячем бассейне с шикарными видами и много чего другого высокодуховного.
Почему же именно «Шесть чувств»? Ведь даже у самого развитого человека их всего пять. Название это саду дали монахи из древнего буддийского монастыря Кэннин-дзи, которые специально были приглашены на церемонию открытия этого портала в Японию. Монахи так прониклись увиденным, что единодушно заявили о том, что каждый посетитель ощутит здесь ту самую осознанность, которая и считается главным чувством человека, соединяющим остальные пять в некое единое целое.
И понять этих монахов можно, ведь этот сад демонстрирует учтивые отношения человека и природы, как бы позволяя подсмотреть в её бесконечные красоты, как в окно, не нарушая при этом хрупкое равновесие.
Создан этот сад был всего несколько лет назад под руководством японского садового архитектора, хранителя императорских садов в Киото — Широ Накане. Его семья уже несколько поколений успешно занимается садовым искусством и в самой Японии, и за её пределами. Поэтому это не просто японский сад, это японский сад по всем правилам. Учтены все каноны, да что там говорить, практически всё, что вы видите в саду, было привезено из Японии морем, даже камни и водоросли в пруду.
Причём, все 3 террасы соединяются в единое целое с помощью разнообразных дорожек, которые символизируют путешествие по жизни, но, находясь на одной террасе, вы не видите две другие, и это не просчёт дизайнеров, это символ неведомости нашего будущего и утерянности нашего прошлого. Не думайте ни о чём, просто смотрите, слушайте, вдыхайте, осязайте и наслаждайтесь… Ведь, как гласит древняя японская поговорка — «вода, выпитая змеёй, становится ядом, а вода, выпитая коровой, становится молоком».
Нескончаемое разнообразие образов открылось мне сразу, практически у входа (я честно вошла в сад с правой ноги). Хотя сувенирный магазин манил своей красочностью, я твёрдо следовала осознанности и всё сильнее погружалась в атмосферу ваби — красоту в простоте.
У входа всех встречает уцкубаи — это каменная чаша с водой для ритуального омовения рук и полоскания рта перед чайной церемонией.
Этот ритуал называется «мисоги» и с древних времён он служит для обновления и очищения души и тела в синтоистской традиции. Возникает вопрос: сад буддийский, а причём здесь синтоизм? Дело в том, что японский буддизм мягко впитал в себя все традиции предыдущих эпох и создал свою особую доктрину, очень мягкую, без жёстких правил и запретов.
В принципе, тут же у входа можно и ощутить на себе всю прелесть чайной церемонии, которую проводят аж в 7 вариантах на территории чайного домика. Здесь же можно полюбоваться Драконьим водопадом, Верхним прудом и несколькими причудливыми икебанами (некоторым из них больше ста лет и создавали их по 3–4 поколения семей известных икебанистов).
Вообще, этот сад меня поразил количеством водопадов, их здесь множество, самых разнообразных и в дзен-буддизме водопад символизирует начало человеческой жизни.
На фоне Драконового водопада очень величественно выглядит сосна — настоящая королева. А на фоне красного моста хаси (красный изгоняет злых духов) всё это великолепие завораживает своей гармонией.
Дальше путь логично лежал через мост Яцухаси на среднюю террасу. Мост, как вы понимаете, здесь не просто мост, это символ перехода в рай и бессмертие, это дорога, ведущая из мира человеческой суеты в мир природы. Теоретически, на этом мосту могут быть не закреплены какие-то элементы. Это сделано с целью заставить задуматься о бренности бытия. Ведь человеческая жизнь должна идти в покое о сосредоточении на восьмеричном пути достижения истины. Я лично несколько раз тщательно протопала по этому мосту, но всё было надёжно закреплено, в пруд к упитанным разноцветным кои я не упала.
Наверное, владельцы сада всё же не рассчитывают на глубокую осознанность посетителей-не-японцев. Поэтому в каких-то нюансах уменьшили принципы дзена. Например, я не нашла здесь остров, к которому ведёт мост, покрытый мхом. А ведь это важный символ. Такой остров символизирует страну бессмертных, достичь которой невозможно простому смертному, соответственно, лучше не заходить на них. Не японцы таких тонкостей могут просто не вспомнить. Но не будешь же ты в японском саду ставить таблички с запретами? Поэтому от греха подальше такие острова отсюда исключили.
Средняя терраса меня изумила прекрасными ароматами, разлитыми в воздухе. Я долго не могла понять, что является их источником. Оказалось, что так дивно пахнут цветущие османтусы, более чем скромные на первый взгляд. Вообще, несмотря на глубокую зиму, «Шесть чувств» мог похвастаться шикарным букетом цветов: османтусы, камелии и даже первые сакуры (а ведь до фестиваля цветения сакуры в конце апреля ещё несколько месяцев).
Источник