Возле сада нашего огорода

Огород в детском саду. Рекомендации для воспитателей

Огород в детском саду нужен для того, чтобы знакомить дошкольников с природой и её сезонными изменениями. Кроме этого, огород оказывают влияние не только на формирование элементарных экологических представлений у дошкольников, но и на воспитание нравственных чувств и развитие познавательных интересов. Дети, наблюдая за ростом и развитием живых объектов, узнают об особенностях некоторых растений и животных, экспериментируя, познают неживую природу. Таким образом, труд в природе способствует не только трудовому воспитанию, но и нравственному, эстетическому, умственному, физическому развитию.

Огород в детском саду – это ещё и возможность видеть результаты своей работы. Совместный труд на огороде даёт возможность научиться ответственности, способствует формированию трудовых навыков и объединению детского коллектива. И, конечно труд на свежем воздухе способствуют сохранению и укреплению здоровья ребят.

Правила организации огорода в детском саду.

Для того, чтобы создать огород в детском саду, необходимо:

  • определить на территории детского сада место, которое бы находилось на освещённом пространстве. На размер огорода влияет условие – это расположение детского сада. Желательно, чтобы на каждого ребёнка приходилось не менее 0,5 м² огорода.
  • Для того чтобы детям было удобнее доставать рукой до середины грядки, грядки должны быть шириной 60-70см. Длина грядки 2,5—3 м.
  • Чтобы при поливе вода не стекала с грядки, можно сделать деревянный каркас. Расстояние между грядками нужно оставить до 50см — чтобы дети имели возможность свободно проходить между ними, не повреждая посадки.
  • Огород должен иметь и главную дорожку шириной не менее одного метра, благодаря которой дети смогут пройти к грядкам, а воспитатель сможет провести организованную образовательную деятельность и наблюдения.
  • Обязательно наличие стола и скамейки. Там дети смогут отдыхать после выполнения трудовых поручений, наблюдать за растениями и заниматься совместной деятельностью с воспитателем.

Что сажать на огороде в детском саду?

Общий огород в детском саду можно организовать для детей средних, старших и подготовительных групп, например, если дети средней группы посадят горох, то наблюдать за его ростом смогут дети и старшей, и подготовительной группы тоже. Значит, детям старшего возраста нет необходимости высаживать горох повторно. На огороде рекомендуется посадка тех растений, которые выращиваются в данной области или районе и которые будут интересны для наблюдений и неприхотливы в уходе:

В младшей группе для посадки выбираем семена быстрорастущих и раносозревающих культур, которые можно употреблять в пищу в весенний и летний сезоны. Основное требование к посадочному материалу: семена и луковицы должны быть крупного размера. На огороде малыши высаживают:

Мелкие семена редиса, моркови, укропа, репы, салата для малышей могут посеять старшие дети или воспитатель.

В средней группе выращиваем уже известные огородные культуры, но сеем семена разных сортов:

  • например, кабачки с разной окраской плодов, чтобы показать детям многообразие растений, их общие признаки и различия;
  • разные сорта моркови, лука, баклажана, кабачка и арбуза(чтобы сформировать представление о самых различных растениях и их особенностях).
Читайте также:  Пасха поделка для сада

В старшей и подготовительной группе берутся для выращивания на огороде такие овощные культуры, как:

  • Зеленые — укроп, салат, щавель и другие;
  • Луковые: лук — батун, чеснок, лук репчатый;
  • Капустные: капуста белокочанная, краснокочанная, цветная;
  • Плодовые: огурец, томат, перец, арбуз, баклажан, кабачок, дыня, огурец, томат, перец, тыква и т. д;
  • Корнеплоды: морковь, редис, свёкла, репа;
  • Клубнеплоды: картофель;
  • Бобовые: горох, фасоль;
  • Хлебные злаки: пшеница, рожь, ячмень.
  • Пряно-вкусовые: мята перечная, тмин, любисток и т. д.

Перед посевом семена обязательно проверяем на всхожесть.

Варианты посадки семян различны. Можно воткнуть палочки в те места, куда надо положить семена (горох, бобы) и дети по показу воспитателя убирают палочку и кладут в ямку семя. Для посадки лука можно на грядке сделать ровные бороздки.

Огород в детском саду предполагает наличие садового инвентаря. Инвентарь должен быть безопасным в использовании, настоящим, но соответствовать возрасту и росту детей. Для работы на огороде пользуемся лопатками, совками, вёдрами, лейками, граблями. После окончания работы садовый инвентарь очищаем от земли и просушиваем.

Занятия в детском саду на огороде

Содержание труда на огороде тоже будет зависеть от возраста детей:

  • В младшей группе детейпривлекаем к посадке луковиц и крупных семян, поливу грядок, сбору урожая.
  • В средней группев добавление к вышесказанному учим пользоваться граблями, рыхлить землю в междурядьях.
  • В старшей и подготовительной группедети самостоятельно перекапывают грядки, пропалывают сорняки.

Труд детей на огороде организуем в следующих формах:

  • Индивидуальные поручения(преимущественно в младших группах);
  • Коллективный труд;
  • Дежурство. Дежурство на огороде для ухода за растениями вводим в подготовительной группе. Дежурные осуществляют повседневный уход за растениями на огороде: поливку, прополку, сбор вредителей. Если работы много, то привлекается вся группа. Свежую зелень, выращенную на своём огороде, дежурные относят на кухню для приготовления детской пищи.

Таким образом, при грамотном руководстве со стороны воспитателя, огород в детском саду оказывает огромное влияние на гармоничное развитие детей. И, самое главное достижение детского труда – сбор урожая.

Как правило, подводя итоги работы на огороде, в детском саду проводятся такие мероприятия как, развлечение «Праздник урожая», выставка «Что нам осень принесла» и другое.

Характеристика растений:

  • Кресс – салат.Растение скороспелое, холодостойкое. Относится к семейству капустных. В открытый грунт высевают рано. Посев можно повторять с интервалом в 7—10 дней. Употреблять в пищу кресс – салат можно уже через три недели после появления первых ростков.
  • Салат кочанный.Высаживают при температуре 15-20 градусов. Салат стойкий к морозам и не любит тени. Хорошо растет на плодородной земле. Высаживают этот овощ рассадой либо семенами. Ухаживание состоит из рыхления между грядками, а также полив и прополка. Растение целебное и имеет полезные свойства: улучшает сон, стимулирует пищеварения и успокаивает нервную систему.
  • Ревень. Многолетнее растение с высоким двухметровым прямым стеблем. Имеет мощные листья на длинных черешках, расположенные возле корней. Ревень растет в любом климате, его высаживают во всей стране. Для высадки ревеня следует предварительно очистить и удобрить грядку. Черешки листьев ревеня используют для приготовления цукатов, компота и варенья, а так же как начинку для пирога.
  • Укроп. Многолетнее растение, стебель высокий (48—155 см). Соцветие — сложный, многолучевой зонтик. Цветки мелкие. Семена сплюснутые, овальные или удлиненно-овальные. Светолюбив и холодостоек. Сроки и способы посева зависят от почвенно-климатических условий. Перед посадкой семена замачивают теплой водой, меняя ее 3—4 раза. Уход заключается в рыхлении междурядий, в поливе. Повседневное употребление укропа повышает аппетит, свежие листья укропа богаты витаминами.
  • Щавель. Многолетнее растение. Стебель до 1 м. Цветки мелкие. Растение высевают весной, летом или под зиму в плодородную землю. Почва должна быть слабокислой, водопроницаемой. При уходе выпалывают сорняки, поливают. Срезают листья, достигшие 8—10 см. После срезки листьев растение подкармливают жидкими удобрениями.
    Щавель улучшает пищеварение, обладает противоцинготными свойствами, улучшает обмен веществ.
  • Лук-батун. Листья полые, трубчатые. Цветочная стрелка высотой 20—60 см заканчивается шаровидным простым зонтиком. Цветки неокрашенные. Размножается семенами или вегетативно — делением куста. Растение зимостойкое. Ранней весной, как только сойдет снег, листья начинают отрастать и через месяц готовы в пищу. Уход — прополка, рыхление. Осенью после первого мороза срезают и удаляют все листья. Хорошее противоцинготное средство.
  • Лук репчатый. Двулетнее растение. Сверху луковица покрыта двумя-тремя сухими чешуями. Листья трубчатые. Цветочная стрелка заканчивается соцветием-зонтиком из 300—400 мелких цветков. Плод — коробочка с двумя черными семенами (чернушка). Выращивают как однолетнее или двулетнее растение, а также вегетативным размножением. Лук требует плодородной, легкой, влагоемкой почвы. Уход заключается в прополке, поливе. Отзывчив на фосфатно-калийные удобрения.
  • Белокочанная капуста. Двулетнее растение. Растение светолюбивое, требующее длинного дня. Выращивают рассадой на плодородной почве. Не рекомендуются кислые почвы. Уход состоит в рыхлении междурядий, прополке, подкормке и поливе. Широко используется в кулинарии. В народной медицине капусту применяют как наружное средство при ожогах, ушибах, воспалительных процессах, при головной боли.
  • Кабачок. Листья крупные, цельные или рассеченные. Плод короткий, цилиндрический, белого, светлых оттенков зеленого цвета. Цветки крупные, желтые. Сеют семенами или рассадой.
  • Огурец. Стебель достигает длины до 2 м. Листья очередные. Цветки средней величины, желтого цвета. Хорошо растет под пленочным укрытием. Теплолюбив, благоприятная температура 25—30 °С. Требователен к влажности почвы и воздуха. Лучшими для этой культуры являются легкие почвы, богатые органическими веществами. Огурцы улучшают аппетит, снижают склонность к ожирению.
  • Томат. Стебель высотой от 30 см до 2,5 м. Цветки собраны в соцветие-кисть. Листья рассеченные, с сильным специфическим запахом. Плод — многогнездовая сочная ягода, от желтого до темно-фиолетового цвета, круглой формы. Плоды расположены в кисти. Томат хорошо растет на супесчаных и легких суглинистых почвах. В северных районах высаживают рассадой в парники.
  • Морковь. Двулетнее растение. Наиболее распространенный сорт — Нантская. Требовательна к качеству обработки почвы, которая должна быть постоянно рыхлой. Лучше вырастает на супесчаной или суглинистой почве. Семена прорастают очень медленно, поэтому высевать необходимо рано или под зиму. Требует частых поливов, особенно в начальной стадии развития.
  • Редис. Корнеплод белый, желтый, розовато-красный и с белым кончиком, круглый или цилиндрический. Высевают на плодородных почвах как можно раньше весной. Семена раскладываются в бороздки и присыпаются почвой. В течение лета проводят несколько посевов.
  • Репа. Двулетнее растение. Листья рассеченные, у большинства растений опушенные. Корнеплод мясистый, от плоского до округлого. Мякоть желтая, сочная, мягкая. Кора гладкая. Соцветие-щиток. Семена темно-коричневые. Холодостойкое растение. Хорошие урожаи дает на плодородных легких почвах. Высевают в грунт весной, заделывают на глубину до 1,5 см. Уход состоит в прореживании, прополке. Репа имеет целебные свойства. Оказывает противовоспалительное действие, успокаивает нервную систему.
  • Свекла. Двулетнее растение. Свекла требовательна к почвам, к содержанию в них элементов питания. Высевают ее рано весной, глубина заделки семян 3—5 см на легких и 2—3 см на тяжелых почвах.
    Применяется в диетическом питании.
  • Горох сахарный. Из посеянного семени вырастает побег с длинным, тонким, гибким стеблем и перистыми листьями, оканчивающихся усиком, который закручивается спиралью вокруг опоры. Корень уходит глубоко в землю, поэтому растение переносит засуху. Цветет белыми, лиловыми, красными цветками. Плод — боб. Всходы появляются в первую неделю. Хорошо прослеживаются все фазы развития. Оптимальный срок сева — когда земля прогреется до 10 °С. Глубина заделки семян от 4 до 7 см.
  • Пшеница— важнейшая продовольственная культура. Зерно пшеницы используют для производства макаронных и кондитерских изделий, манной крупы, муки. Это — яровая культура. Пшеница плохо растет на сырых, кислых почвах. Лучшей почвой являются черноземы, серые лесные, перегнойные почвы.
  • Рожь. Это растение нетребовательно к почве (может расти на кислых, песчаных, болотных землях), к влаге. Зерно ржи при созревании легко осыпается, поэтому уборку начинают в конце восковой спелости.
  • Ячменьиспользуется как продовольственная и кормовая культура. Из зерна ячменя получают перловую и ячневую крупы, суррогат кофе. Ячменную муку добавляют к пшеничной при выпечке хлеба. Солома идет на корм скоту. Возделывают преимущественно яровой ячмень. Это ‘— засухоустойчивая культура, произрастающая на всех типах почвы.
Читайте также:  Тайланд паттайя ботанический сад

Наблюдения и труд на огороде обогащает у детей знания о растениях, об условиях их роста и развития, дети овладевают простейшими навыками выращивания растений, ухода за ними, навыками правильного обращения с инвентарем. Чтобы правильно руководить работой , воспитатели ДОУ должны пополнять свои знания и владеть практическими умениями и навыками в этой области.

Источник

Оцените статью