Возле грядки две лопатки возле кадки два ведра
Елена БЛАГИНИНА
ВОТ КАКАЯ МАМА!
Мама песню напевала,
Одевала дочку,
Одевала-надевала
Белую сорочку.
Белая сорочка —
Тоненькая строчка.
Мама песенку тянула,
Обувала дочку,
По резинке пристегнула
К каждому чулочку.
Светлые чулочки
На ногах у дочки.
Мама песенку допела,
Мама девочку одела:
Платье красное в горошках,
Туфли новые на ножках.
Вот как мама угодила —
К Маю дочку нарядила.
Вот какая мама —
Золотая прямо!
ГОРИ-ГОРИ ЯСНО
Солнышко красно,
Гори-гори ясно!
В небо пташкой залети,
Нашу землю освети,
Чтоб садам и огородам
Зеленеть, цвести, расти!
Солнышко красно,
Гори-гори ясно!
В небе рыбкой поплыви,
Нашу землю оживи,
Всех на свете ребятишек
Обогрей, оздорови!
«Мурзилка», 1988, №5
ЗАОКОНЬЕ
Стояло облако в окне –
Большое, дымно-золотое,
Совсем домашнее, простое…
Оно соскучилось по мне?
Да нет!
Ушло,
растаяло.
Следочка не оставило!
Чертополох, роняя семена,
Покрылся их серебряною пеной.
И красотою необыкновенной
Мы любовались долго – дотемна.
А поутру её уже не стало:
Опала,
облетела,
отблистала.
Как будто мастер потрудился
Над этим жёлудем литым,
Таким он славным уродился –
Тугим, зелёно-золотым!
У морковки не ботва,
А сквозные кружева!
Паук трудолюбив и весел,
Авоську сплёл, под водосток повесил.
Туда росины крупные скатились
И засияли, засветились…
И сделалось такое волшебство,
Что описать немыслимо его!
— Где гудит виолончель?
— Это солнце славит шмель!
В окна лился свет медовый,
Полный мягкого тепла,
А по тропочке садовой
Наша кошка важно шла,
Над собою хвост несла.
У яблок на припёке
Порозовели щёки…
Горюет ясень: — Осень!
Мы листья скоро сбросим!
— Ах, ясень-ясенёк,
Далёко тот денёк!
Ещё ты покрасуйся,
В моё окно посуйся,
Потешь меня, утешь!
Ты так ветвист и свеж.
Вдруг вырос чудо-боровик
У нашего забора.
Наверно, это лесовик
Его прислал из бора
За то, что мы в лесу родном
Костров под ветками не жжём,
Полян не засоряем
И гнёзд не разоряем.
МИРУ — МИР!
Бабушка дала мне
Красный лоскуток,
Подарила шёлку
Жёлтенький моток.
Ножницы мы взяли,
Вырезали флаг
И на этом флаге
Написали так:
«МИРУ – МИР!»
Жёлтыми стежками
Буквы обведу,
На Октябрьский праздник
Я гулять пойду.
Алый флаг взовьётся
У меня в руке,
И прочтут все люди
На моём флажке:
«МИРУ – МИР!»
«Весёлые картинки», 1987, №11
НАШ ОГОРОД
Возле грядки —
Две лопатки,
Возле кадки —
Два ведра.
После утренней зарядки
Мы работали на грядке,
И посадки
Все в порядке —
Их полить уже пора.
«Весёлые картинки», 1981, №8
ОДУВАНЧИК
Как прохладно в чаще еловой.
Я цветы в охапке несу…
Одуванчик белоголовый,
Хорошо ли тебе в лесу?
Ты растёшь на самой опушке,
Ты стоишь на самой жаре.
Над тобой кукуют кукушки,
Соловьи поют на заре.
И гуляет ветер душистый,
И роняет листья в траву…
Одуванчик, цветок пушистый,
Я тебя тихонько сорву.
Я сорву тебя, милый, можно?
И потом отнесу домой.
…Ветер дунул неосторожно –
Облетел одуванчик мой.
Посмотрите, вьюга какая
В середине жаркого дня!
И летят пушинки, сверкая,
На цветы, на траву, на меня…
ПРАЗДНИК
Проснулась утром — тишина,
Лишь флаг лепечет у окна.
— Скажи, пожалуйста, флажок,
Кто этот ясный день зажёг,
Что за весёлый шум вдали,
Куда все из дому ушли?
— Зажёгся этот день в Кремле,
Сияет он по всей земле.
Ты слышишь музыку вдали?
Туда все из дому ушли.
На Красной площади парад,
Знамёна алые горят,
Колонны движутся рекой.
Сегодня праздник, да какой —
Весёлый и счастливый Май!
Скорей, пожалуйста, вставай,
Беги на улицу, дружок. —
Вот что ответил мне флажок.
СОРОКА-БЕЛОБОКА
Как сорока-белобока
На заре вставала,
На заре вставала,
Стряпню затевала.
Воды наносила,
Тесто замесила,
Дров напилила,
Печку распалила.
А ворона-барабона
По лесу летала,
На сорокину стряпню
Гостей созывала:
— Вы, пташечки-канареечки,
Слетайтеся, собирайтеся!
Нынче у нас праздник,
Шумное веселье:
У сороки-белобоки
В доме новоселье.
Журавель услышал —
Из болота вышел,
Сапоги начистил —
Едет по опушке,
Прячутся лягушки.
А одна была до того смела,
Сзади прицепилась — поехала.
ТО-ТО ГОРЕ
Мы варили
Суп-суп
Из перловых
Круп, круп.
Получилась каша —
То-то горе наше!
Замесили тесто,
А оно ни с места!
Замесили на дрожжах —
Не удержишь на вожжах!
ЧЕРЁМУХА
— Черёмуха, черёмуха,
Ты что стоишь бела?
— Для праздника весеннего,
Для Мая расцвела.
— А ты, трава-муравушка,
Что стелешься мягка?
— Для праздника весеннего,
Для майского денька.
— А вы, берёзы тонкие,
Что нынче зелены?
— Для праздника!
— Для праздника!
— Для Мая! Для весны!
Источник статьи: http://a-pesni.org/baby/poesia/blaginina.php
Скороговорки на В
Валерий кавалерию
Раскрасил акварелью.
Карьером кавалерия
Скачет у Валерия.
***
Вертлявый ветер вырывал
Ворота, как вертушки.
Ворчливый ворон воровал
Вчерашние ватрушки.
***
В зимний холод
Всякий молод.
***
Взмокший вол с поклажей воз
Вдоль дороги вязкой вез.
Вдруг воробышек-пострел
Возле ног возницы сел.
Воз качнулся, скрипнул, стал.
Вол, вздохнув, без сил упал.
***
Вкусная халва – мастеру хвала.
***
Возле грядки – две лопатки,
Возле кадки – два ведра.
После утренней зарядки
Мы работали на грядке –
И посадки все в порядке,
Их теперь полить пора.
***
Воробья врачи спасли,
В вертолет его внесли.
Вертолет вертел винтами,
Волновал траву с цветами.
***
Уточка-вертихвостка
Ныряла да выныривала,
Выныривала да ныряла.
***
Валя на проталинке промочила валенки.
Валенки у Валеньки сохнут на завалинке.
***
Вакул бабу обул,
да и Вакула баба обула.
***
Траляваля драла траву во дворе у Валятраля.
***
Нёс Петро ведро,
Ведро било Петра в бедро.
Пнул Петро ведро,
Ведро не ядро, но летело быстро.
***
До того заврался, что аж врунометр взорвался.
***
Съел Валерик вареник,
А Валюшка — ватрушку.
***
Проворонила ворона вороненка.
***
Купили Валерику и Вареньке
Варежки и валенки.
***
Валин валенок провалился в прогалинок.
Источник статьи: http://nattik.ru/pesh/skorogovorki-na-v.html
ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: 2500 скороговорок. Для детей 4-6 лет
НАСТРОЙКИ.
СОДЕРЖАНИЕ.
СОДЕРЖАНИЕ
2500 скороговорок. Для детей 4–6 лет
Вступление
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно…
С раннего детства нам запомнились веселые скороговорки:
На дворе трава, на траве дрова.
Карл у Клары украл кораллы.
Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
Чем же они поразили наше воображение, что остались в памяти на всю жизнь? Маленький человек в своем речевом развитии проходит несколько этапов, но уже на первом, в возрасте 6 месяцев, он начинает улавливать, перенимать и познавать все элементы звучащей речи. И это не только звуки (фонемы), но и темп, ритм и мелодика.
А разве всего этого нет в скороговорке? Вся прелесть этих замечательных фраз в том, что сразу их ни за что не повторишь. Веселая разнообразная игра звуков, которые меняются местами, путаются, пропадают, подменяют друг друга, зеркально повторяются. Они как будто дразнятся и предлагают померяться с ними силами, испытать свой язык, память и слух. Ведь скороговорки почти всегда воспринимаются на слух, а не читаются по книжке, и от того, как услышишь, что запомнишь и поймешь, будет зависеть результат. А уж темп, с которым можно совладать, обусловлен лишь подвижностью языка, губ и нижней челюсти, то есть артикуляционного аппарата каждого.
Скороговорка почти всегда использует знакомые понятия и слова, но соединяет их в веселые оригинальные коротенькие истории, которые могут быть срифмованы и записаны в двух- или четырехстишие. Скороговорки кратки, лаконичны, динамичны и ритмичны. Они содержат меткие замечания, комические случаи, анекдотические нелепицы, а завершаются всегда неожиданно, непредсказуемо и оригинально.
Многие детские поэты берут за основу своего творчества принцип скороговорки: используют аллитерацию в соединении с разнообразным ритмом и мелодикой стиха. И дети, подчиняясь этим магическим, гипнотическим свойствам звукового построения, зачастую не улавливая смысла, мгновенно запоминают и с упоением повторяют:
По хамбер-джамбер я шагал, По хамбер-джамбер-джони. И вдруг увидел — риг-ма-джиг За шею тащит бони. Ах, будь со мною хоб-ма-гог, Мой хоб-ма-гог-ма-гони, Я застрелил бы риг-ма-джиг За кражу бедной бони.
Скороговорка будит фантазию ребенка, помогает проявить интерес к многообразию звуков, к познанию и творению слов, к занимательности и богатству языка и, конечно, развить артикуляционный аппарат, освоить и ощутить красоту чистой и внятной речи.
Но проходит время, ребенок подрастает и встает перед выбором будущей профессии. И оказывается, что чистая и внятная речь нужна во многих специальностях: это актеры и учителя, дикторы и комментаторы, диспетчеры и журналисты и так далее, и так далее. Значит, из скороговорки можно извлечь огромную пользу.
Как уже упоминалось выше, скороговорка воспринимается на слух. От внимания, сосредоточенности, развития фонематического слуха зависит быстрота восприятия и освоения сложных звукосочетаний. До тех пор, пока в мозгу не создастся точный звуковой образ заданного слова и языку не будет дана верная команда, борьба со скороговоркой бессмысленна, лобовой штурм, попытка выговорить с налета почти всегда оканчивается неудачей.
Еще до скороговорок тренинг артикуляции начинается с таких звукосочетаний, как ПТКУ-ПТКО-ПТКА, КПТУ-КПТО-КПТА, ЖЗДРУ-ЖЗДРО-ЖЗДРА, ВРЛУВРЛ-ВРЛОВРЛ-ВРЛАВРЛ и так далее. Звуки в этих упражнениях варьируются, к тренингу подключаются телесные движения, работа с мячиком, скакалкой, гимнастической палкой.
Наработав чистоту произнесения фонем в звукосочетаниях, переходят к их освоению в скороговорках. Для этого подбираются тексты с повышенным содержанием «больных» звуков.
Для лучшего усвоения скороговорки, мысленно проговаривая, отхлопывают, чтобы уловить ритмическую структуру и разобраться в расстановке фонем. Затем медленно произносят вслух, вслед за этим дается время на самостоятельную тренировку. При произнесении скороговорок учитываются замечания педагога и товарищей, которые на примере говорящего улавливают, отмечают и понимают свои ошибки. В конце занятия можно провести небольшое состязание на быстроту и правильность выговаривания вновь выученных скороговорок. Но подчеркнем: о скорости, о повышенном темпе проговаривания речь может идти только тогда, когда отработаны предыдущие этапы.
На каждом занятии добавляются новые скороговорки, в них изменяется местоположение проверяемых отрабатываемых звуков, увеличивается количество слов и их трудность.
Итак, в работе над дикцией и орфоэпией используется скороговорка, но на каждом этапе она имеет свой облик, трансформируется. Сначала ее можно охарактеризовать как чистоговорку, то есть фразу, в которой, не гоняясь за скоростью, отрабатывается наиболее часто повторяющийся звук. Далее эта чистоговорка переходит в разряд скороговорки: теперь отработанные звуки проверяются в ускоренном темпе произнесения. Затем следует так называемая трудноговорка или языколомка, как назвал ее поэт С. Погореловский. Основная нагрузка данной фразы — трудновыговариваемые слова и звукосочетания, нагроможденные друг на друга. Трудноговорка требует подвижности артикуляционного аппарата, быстрого осмысления длинных и запутанных слов.
Есть еще одна разновидность скороговорки — длинноговорка. Это упражнение рассчитано на длину выдоха и владение перспективой фразы.
В данном пособии чистоговорки и скороговорки не разделяются, так как зачастую они взаимозаменяемы. В разряд чистоговорок здесь включены пословицы и поговорки, а порой и загадки, изобилующие повторяющимися звуками. А с длинноговорками объединены стихотворения, рассказывающие в одном предложении короткую историю. Кроме того, отдельно существует подборка скороговорок, используемых при исправлении так называемых «дзяканий» и «тсяканий».
Надеемся, что этот сборник будет интересен всем, кто желает улучшить свою дикцию.
Заранее приносим извинения, если не будет указано чье-то авторство, так как Многие скороговорки передаются из уст в уста и становятся уже истинно народными.
Скороговорки, помеченные знаком *, принадлежат М. Смирновой и С. Смирнову, также в книге
Источник статьи: http://booksonline.com.ua/view.php?book=127045&page=74
Возле грядки две лопатки возле кадки два ведра
Елена БЛАГИНИНА
ВОТ КАКАЯ МАМА!
Мама песню напевала,
Одевала дочку,
Одевала-надевала
Белую сорочку.
Белая сорочка —
Тоненькая строчка.
Мама песенку тянула,
Обувала дочку,
По резинке пристегнула
К каждому чулочку.
Светлые чулочки
На ногах у дочки.
Мама песенку допела,
Мама девочку одела:
Платье красное в горошках,
Туфли новые на ножках.
Вот как мама угодила —
К Маю дочку нарядила.
Вот какая мама —
Золотая прямо!
ГОРИ-ГОРИ ЯСНО
Солнышко красно,
Гори-гори ясно!
В небо пташкой залети,
Нашу землю освети,
Чтоб садам и огородам
Зеленеть, цвести, расти!
Солнышко красно,
Гори-гори ясно!
В небе рыбкой поплыви,
Нашу землю оживи,
Всех на свете ребятишек
Обогрей, оздорови!
«Мурзилка», 1988, №5
ЗАОКОНЬЕ
Стояло облако в окне –
Большое, дымно-золотое,
Совсем домашнее, простое…
Оно соскучилось по мне?
Да нет!
Ушло,
растаяло.
Следочка не оставило!
Чертополох, роняя семена,
Покрылся их серебряною пеной.
И красотою необыкновенной
Мы любовались долго – дотемна.
А поутру её уже не стало:
Опала,
облетела,
отблистала.
Как будто мастер потрудился
Над этим жёлудем литым,
Таким он славным уродился –
Тугим, зелёно-золотым!
У морковки не ботва,
А сквозные кружева!
Паук трудолюбив и весел,
Авоську сплёл, под водосток повесил.
Туда росины крупные скатились
И засияли, засветились…
И сделалось такое волшебство,
Что описать немыслимо его!
— Где гудит виолончель?
— Это солнце славит шмель!
В окна лился свет медовый,
Полный мягкого тепла,
А по тропочке садовой
Наша кошка важно шла,
Над собою хвост несла.
У яблок на припёке
Порозовели щёки…
Горюет ясень: — Осень!
Мы листья скоро сбросим!
— Ах, ясень-ясенёк,
Далёко тот денёк!
Ещё ты покрасуйся,
В моё окно посуйся,
Потешь меня, утешь!
Ты так ветвист и свеж.
Вдруг вырос чудо-боровик
У нашего забора.
Наверно, это лесовик
Его прислал из бора
За то, что мы в лесу родном
Костров под ветками не жжём,
Полян не засоряем
И гнёзд не разоряем.
МИРУ — МИР!
Бабушка дала мне
Красный лоскуток,
Подарила шёлку
Жёлтенький моток.
Ножницы мы взяли,
Вырезали флаг
И на этом флаге
Написали так:
«МИРУ – МИР!»
Жёлтыми стежками
Буквы обведу,
На Октябрьский праздник
Я гулять пойду.
Алый флаг взовьётся
У меня в руке,
И прочтут все люди
На моём флажке:
«МИРУ – МИР!»
«Весёлые картинки», 1987, №11
НАШ ОГОРОД
Возле грядки —
Две лопатки,
Возле кадки —
Два ведра.
После утренней зарядки
Мы работали на грядке,
И посадки
Все в порядке —
Их полить уже пора.
«Весёлые картинки», 1981, №8
ОДУВАНЧИК
Как прохладно в чаще еловой.
Я цветы в охапке несу…
Одуванчик белоголовый,
Хорошо ли тебе в лесу?
Ты растёшь на самой опушке,
Ты стоишь на самой жаре.
Над тобой кукуют кукушки,
Соловьи поют на заре.
И гуляет ветер душистый,
И роняет листья в траву…
Одуванчик, цветок пушистый,
Я тебя тихонько сорву.
Я сорву тебя, милый, можно?
И потом отнесу домой.
…Ветер дунул неосторожно –
Облетел одуванчик мой.
Посмотрите, вьюга какая
В середине жаркого дня!
И летят пушинки, сверкая,
На цветы, на траву, на меня…
ПРАЗДНИК
Проснулась утром — тишина,
Лишь флаг лепечет у окна.
— Скажи, пожалуйста, флажок,
Кто этот ясный день зажёг,
Что за весёлый шум вдали,
Куда все из дому ушли?
— Зажёгся этот день в Кремле,
Сияет он по всей земле.
Ты слышишь музыку вдали?
Туда все из дому ушли.
На Красной площади парад,
Знамёна алые горят,
Колонны движутся рекой.
Сегодня праздник, да какой —
Весёлый и счастливый Май!
Скорей, пожалуйста, вставай,
Беги на улицу, дружок. —
Вот что ответил мне флажок.
СОРОКА-БЕЛОБОКА
Как сорока-белобока
На заре вставала,
На заре вставала,
Стряпню затевала.
Воды наносила,
Тесто замесила,
Дров напилила,
Печку распалила.
А ворона-барабона
По лесу летала,
На сорокину стряпню
Гостей созывала:
— Вы, пташечки-канареечки,
Слетайтеся, собирайтеся!
Нынче у нас праздник,
Шумное веселье:
У сороки-белобоки
В доме новоселье.
Журавель услышал —
Из болота вышел,
Сапоги начистил —
Едет по опушке,
Прячутся лягушки.
А одна была до того смела,
Сзади прицепилась — поехала.
ТО-ТО ГОРЕ
Мы варили
Суп-суп
Из перловых
Круп, круп.
Получилась каша —
То-то горе наше!
Замесили тесто,
А оно ни с места!
Замесили на дрожжах —
Не удержишь на вожжах!
ЧЕРЁМУХА
— Черёмуха, черёмуха,
Ты что стоишь бела?
— Для праздника весеннего,
Для Мая расцвела.
— А ты, трава-муравушка,
Что стелешься мягка?
— Для праздника весеннего,
Для майского денька.
— А вы, берёзы тонкие,
Что нынче зелены?
— Для праздника!
— Для праздника!
— Для Мая! Для весны!
Источник статьи: http://a-pesni.org/baby/poesia/blaginina.php