Вопросы_об_экологии_леса

Викторина по экологии » о лесе «

1.Ель очень чувствительна даже к беглым низовым пожарам, когда горят на земле мох, хвоя и трава. Почему?

2. Баобабы, растущие в зоне тропиков, в середине лета, в самую жару, сбрасывают листья. Почему?

3.Обычно срубленное дерево, падая, калечит растущий под ним молодняк. С вертолета спускают трос, обхватывают им дерево и не позволяют ему упасть после срезки. Такой способ заготовки древесины дорог. Назовите другое решении.

4. Этот гриб обладает резким запахом, который после дождя ещё больше усиливается. Гриб даже можно употреблять в пищу вместо чеснока. Как называется этот гриб?

5. Это змея «видит» тепло: даже слепая, без слуха и обоняния, она находит тёплый предмет. Назовите её.

6. Как называется весенний тёмно-синий бескрылый жук, встречающийся в сосновых лесах?

7. Какое животное за ловкость и притворство А. Брэм назвал «северной обезьяной».

8. Как называется плод берёзы, вяза, ясеня, клёна?

9. Это животное черно-оранжевое, хвостатое, похоже на ящерицу, но не пресмыкающиеся. Весной живет в воде, но не лягушка. К зиме выходит из пруда в лес и спит, зарывшись в сырой мох. О ком идет речь?

10. Однажды в горах Восточной Словакии всем на удивление уродилась малина. Закупочные организации рассчитывали на десятки сверхплановых тон лесного лакомства. Однако малины было собрано даже меньше обычного. А в чем была причина?

11. На вырубках леса производят посадку новых деревьев. Но перед этим необходимо освободить почву от старых корневищ и личинок вредных насекомых. Знаете ли вы, как это сделали в Англии?

12. Проблема, где достать ёлку к Новому году, актуальна не только в нашей стране. И, к сожалению, некоторые просто срубают её в лесу недалеко от шоссе. Убытки велики. Что делать? Не сторожить же огромные массивы леса? Знаете ли вы, как решили этот вопрос в Германии?

Источник

Экологическая викторина «Зов леса»

Любой педагог знает о важности использования игры-викторины в учебно-воспитательном процессе. Ее роль нельзя преувеличить, всем известно, что игра – это не только развлечение, но и метод, при помощи которого дети знакомятся с окружающим миром. Чем младше дети, тем чаще игра применяется как метод образовательно-воспитательной работы с ними.
Данная викторина рассчитана на детей от 7 до 10 лет. При ее разработке учитывалась сложность заданий, посильная именно этой группе

Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Детский эколого-биологический центр г. Черемхово»

Экологическая викторина «Зов леса»

Приложение №1 «Фишки для команд»…………………………………15

Приложение №2 «Экологические знаки»………………………………16

Родная природа – это могущественный источник, из которого ребенок черпает многие знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы появляется очень рано. Дети замечают все: трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке, подвижного жучка на зеркальной глади воды, крохотного паучка в густой траве. Внимание детей привлекают сезонные изменения в природе, яркость красок, многообразие звуков, запахов. Они открывают для себя новый мир: рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус.

Читайте также:  Орхидеи_во_влажных_тропических_лесах

Поддерживая искренний интерес ребенка к окружающему, следует помнить о воспитании бережного отношения к природе.

Очень важно, чтобы взрослые сами любили природу и эту любовь старались привить детям. Мы рождены природой, и никогда человек не потеряет связь с ней. Но нужно обладать терпением, нужно иметь внимательный глаз и чуткую душу, чтобы увидеть тихую прелесть крохотного цветка или игру красок во время заката, не нарушить тишину леса, заслушаться звонким пением птиц.

Любой педагог знает о важности использования игры-викторины в учебно-воспитательном процессе. Ее роль нельзя преувеличить, всем известно, что игра – это не только развлечение, но и метод, при помощи которого дети знакомятся с окружающим миром. Чем младше дети, тем чаще игра применяется как метод образовательно-воспитательной работы с ними.

Данная викторина рассчитана на детей от 7 до 10 лет. При ее разработке учитывалась сложность заданий, посильная именно этой группе детей. Цели викторины:

Обобщить и систематизировать знания о лесе;

Способствовать расширению кругозора, развитию творческих способностей и познавательной активности учащихся;

Формировать экологическое мышление и экологическую культуру детей;

Воспитывать сознательное отношение к окружающему миру, нормы поведения в лесу, умение работать в коллективе.

Методический материал

Для проведения викторины потребуется оформить класс различными фотографиями, плакатами, баннерами с изображением леса в любое время года. На доске помещаются плакаты с пословицами о лесе, экологические знаки и их названия.

В процессе викторины на ответы в «конкурсе эрудитов» используются фотографии тех животных и растений, которые ребята должны отгадать, с целью не только слухового восприятия, но и зрительного.

Заранее раздаются каждой команде карточки с заданиями (стихотворения, карточки с определениями леса).

Участники викторины за правильные и быстрые ответы будут награждаться фишками той команды, в которой они состоят (Приложение №1).

В качестве рефлексии можно использовать спокойную тихую мелодию, и в конце угоститься плодами сада (ранетом, облепихой).

Ход викторины «Зов леса»

Организационный момент.
Ведущий: Поприветствуем наших гостей,
Улыбнемся им и друг другу скорей.
Нам пора уж игру начинать,
Много нужно о лесе сказать.

Сообщение темы урока.
Здравствуй лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес.
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи.
Ты же видишь – мы свои! (фото с изображением леса).

Ведущий: Многолик и красив русский лес. Почти 300 видов деревьев, кустарников и трав можно в нем встретить. Лес – место обитания многих животных. Лес радует нас своей красотой. Прогулки в лесу не только улучшают настроение человека, но и укрепляют здоровье. Знать и беречь лесное богатство – наша обязанность.
Сегодня нас с вами ждет познавательная викторина «Зов леса». Вы должны показать свои знания о лесе, его обитателях и о проблемах в лесу. Мы разделимся на две команды – «Бельчата» и «Ежата». За правильные ответы команда «Бельчат» получает шишку, «Ежат» — гриб. Побеждает та команда, у которой больше всех фишек. Задания будете получать по командам. `
Лес зовет и манит нас к себе!

Читайте также:  Сколько_вариться_грибной_бульон

Начинаем викторину «Зов леса».

1 конкурс «Разминка»:
Команды поочередно отвечают на вопросы:

Что делает ёж зимой? (Спит)

Кто был летом рыжий, а зимой становится серый? (Белка)

Какая перелётная птица не строит гнезда и не выводит птенцов? (Кукушка)

Как называются птицы, которые остаются зимовать? (Зимующие)

Какая птица выводит птенцов зимой? (Клёст)

Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму листву? (Лиственница)

Из какого дерева делают спички? (Из осины)

Какое дерево применяют для изготовления лыж?(Берёзу)

Из какого дерева делают пианино? (Из ели)

Какие дрова самые жаркие? (Берёзовые)

2 конкурс «Конкурс эрудитов»:

Ведущий: Сосны, елки, березы, клены…

Это лес – он наш друг зеленый!

Добрый друг, он шумит, поет

И в прохладную тень зовет.

Отгадайте загадки. Отгадки записывайте.

Загадки для 1 команды.
Смотри, стоит какой-то дом.

Дом без дверей и без окон

Все что-то тащат, все снуют,

Тогда скажи, дом этот чей? (Муравья)

Он на опушке встречался с тобой.

Названье ему очень звонкое дали,

Но только звенеть он сумеет едва ли!(Колокольчик)

Сколько и не перечесть! (Еж)

Май сережки дарит ей. (Береза)

Загадки для 2 команды.

Эти бусы черные! (Черника)

А чудесным звонким пеньем

Знаменитого певца. (Соловей)

Нам издали красная шапка видна

В лесу остается! (Мухомор)

Может быть, вы не поверите мне,

Но я увидала грибы на сосне.

Разве грибы на деревьях растут?

Что-то совсем не понятное тут…

Надеты на ветки маслята, опята…

Кто же их на зиму сушит, ребята? (Белка)

3 конкурс «Лес – наше богатство»:

Ведущий: О лесе сложено немало пословиц:

Лес – богатство и краса, береги свои леса.

Враг природы тот, кто леса не бережет.

Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади. (плакаты)

Командам дается определение леса, которое за определенное время они должны объяснить.

Лес – аптека; (лекарственные растения, чистый воздух)

Лес – источник чистой пищи и воды; (грибы, ягоды, орехи, родниковая вода)

Лес – источник топлива; (дрова)

Лес – источник древесины; (мебель, книги, тетради, карандаши)

Лес – дом для растений, животных, грибов;

Лес – защитник воздуха, водоемов и почв; (кислород, пыль «легкие земли», не мелеют реки, защищает почвы от ветров)

Каждой команде выдается стихотворение. Необходимо прочитать его и ответить на вопрос: «О какой экологической проблеме здесь идет речь?»

1 команда — Прочитайте стихотворение Н. Некрасова.
Плакала Саша, как лес вырубали,
Ей и теперь его жалко до слез.
Сколько здесь было красивых берез!
Там из-за старой нахмуренной ели
Красные гроздья калины глядели,
Там поднимался дубок молодой,
Птицы царили в вершине лесной,
Понизу всякие звери таились.
Вдруг мужики с топорами явились,
Лес зазвенел, застонал, затрещал.
Заяц послушал — и убежал. (Вырубка леса)

2 команда — Прочитайте стихотворение Шефнера.
Забывчивый охотник на привале
Не заметал, не растоптал костра.
Он в лес ушёл, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра…
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костёр.
И, сыпля искры посреди поляны,
Багровые лохмотья распростёр.
Он всю траву с цветами вместе выжег.
Кусты спалил, в зелёный лес пошёл.
Как вспугнутая стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы.
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы. (Пожар)

Читайте также:  Система_полива_малины_своими_руками

5 конкурс «Экологические знаки»:

Ведущий: Бом – бом – бом
Начинается погром
Выезжаем на природу
Сколько здесь в лесу народу!
Здесь костер и там костер,
Банки, склянки, всякий сор…

Представьте, что вы оказались в лесу и перед вами огромное количество мусора, а ведь в лесу живут животные и птицы и это наносят им непоправимый вред. Перед вами экологические знаки (Приложение №2). Подумайте, что же означает каждый знак. Подберите к нему название из предложенных на доске.

1.Не ломай ветки!
2. Осторожно, муравейник!
3. Не жги костры!
4. Не рви цветы в природе!
5. Осторожно, мухомор!
6. Не сорить!
7. Береги животных!

Подводятся итоги, награждается команда победителей.

Ведущий: Бесценна российского леса краса
Зеленое золото – наши леса.

Ребята, внимательно посмотрите на деревья, растущие вокруг школы, вблизи дома. Какие они большие и красивые: и клены с резными листиками, и березы в нарядных сарафанчиках, и высокие тополя. Они были бы еще красивее, если бы их не ломали, не лазили по деревьям.
Давайте беречь и охранять природу. Не забывай те слова М.М. Пришвина: «Охранять природу – значит охранять родину…»

В последнее время вопросам экологии, защиты окружающей среды уделяется все больше внимания, в частности в России. Проблема загрязнения и незаконной вырубки леса стоит сегодня у нас в стране в числе острых и приоритетных. Решение проблемы заключается не только в государственном регулировании, законодательной поддержке и жесточайшем контроле, но, прежде всего, в трансформации сознания, внутреннего отношения и желания наших граждан изменить ситуацию, принимать решения и совершать поступки на пути исправления сложившейся эко напряжённой ситуации. А формирование внутреннего понимания экологических проблем в нашей стране, причиной которых являемся мы, формируется в детстве, в семье, в школе.

Данная викторина является одной из форм экологического воспитания детей. Она помогает раскрыть основные проблемы леса и пути их решения. А также способствует формированию культуры поведения в лесу.

Список литературы
1. Молодова Л.П. Методика работы с детьми по экологическому воспитанию. – И.: «Современная школа», 2005
2. Поделимся опытом. Сборник методических разработок. – Иркутск, 2009
3. Потапова Л.М. Детям о природе. Экология в играх для детей 5-10 лет. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002

4.Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учеба, и игра: природоведение. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001
5. Журнал «Педсовет» № 12, 1997 год.

Источник

Оцените статью